Доклад по теме "Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагога"
методическая разработка по теме
Для повышения качественных изменений в образовательной практике необходимо работать на успешную мотивацию, а для этого важно начинать урок с создания ситуации успеха для каждого обучающегося. Учитывать субъективный опыт школьников для овладения знаниями, умениями и навыками.
В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_domashney_raboty-doklad-_noyabr.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Основная общеобразовательная Крутовская школа»
Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагога
|
2012
«Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний,
не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».
Сухомлинский.
Актуальность педагогического совета. При анализе работы образовательного учреждения за прошлый учебный год, во время посещения уроков выявлена слабая познавательная активность обучающихся в учебной деятельности. Не на всех занятиях им предоставляется возможность решать проблемные задачи, чаще всего пересказ текста; учителя мало внимания уделяют развитию интереса детей к предмету (да интереса, а не обязательности), созданию зон успеха на разных этапах урока.
Для повышения качественных изменений в образовательной практике необходимо работать на успешную мотивацию, а для этого важно начинать урок с создания ситуации успеха для каждого обучающегося. Учитывать субъективный опыт школьников для овладения знаниями, умениями и навыками.
В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.
Коллеги, организация и проверка домашней работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Если учебное время на уроке ограничено его временными рамками и может быть задано программой, то время домашней учебной работы организуется самим школьником. Процесс усвоения знаний, умений и навыков при этом проконтролировать и направить почти невозможно, поскольку домашнее задание:
- задается в произвольных объемах (несмотря на имеющиеся примерные нормы);
- выполняется в произвольном темпе и ритме, а иногда и не выполняется вовсе.
(слайд 4) Выделяют три вида домашних заданий.
Отметим, что первый вид просматривается редко.
(слайд 5) Формы домашних заданий.
Посмотрим на итоги анкетирования учителей.
(слайд 6)
1. В педагогической теории и практике домашняя работа учащихся рассматривается как (дано 19 ответов):
в) условие для проявления собственного познавательного творчества ребёнка по предмету, способствующее развитию его воображения, фантазии, системы ассоциативной связи и т.д. – 33%
а) средство закрепления и отработки знаний, умений и навыков учащихся – 26%
г) средство не только обучения, но и воспитания, а именно формирование определённых черт характера, воли, ответственности, честности и т.п. – 26%
б) возможность проверить степень организационной и познавательной самостоятельности конкретного ученика – 11%
д) стимул для дальнейшего продвижения ученика – 4%
Согласно итогов анкетирования видно, что домашние задания существуют для урока, однако проверка школьной документации и проверка дневников обучающихся говорит о другом: не домашние задания существуют для урока, а урок для домашнего задания.
(слайд 7)
При определении объёма домашней работы для конкретного класса педагоги руководствуются:
а) общими рекомендациями учебной программы по предмету, т.е. образовательными стандартами – 40%
б) индивидуальными характеристиками конкретного ребёнка – 40%
в) совокупностью личных наблюдений учителя, его педагогической интуицией – 20%
г) чем-либо ещё – 0%
По мнению педагогов, разумное сочетание домашних заданий репродуктивного и творческого характера, с учётом специфики преподаваемого предмета, считается:
а) преобладают задания репродуктивного характера – 25%
б) преобладают задания творческого характера – 0%
в) приблизительно равное соотношение – 75%
(слайд 8)
В ходе исследования были уточнены и конкретизированы формы домашнего задания, наиболее часто употребляемые в школьной практике. Так по опросу учителей составлен рейтинг предпочитаемых форм домашних заданий. Выяснилось, что наиболее популярными остаются традиционные:
- чтение материала учебника и ответы на поставленные вопросы, выполнение упражнений и решение задач;
- 20% педагогов дают оригинальные творческие задания для самостоятельной работы. Творческие задания заняли второе место. Их популярность связана с тенденцией последних лет в педагогике – поисками путей развития индивидуальных творческих способностей учеников.
- 20% - предлагают освоение дополнительного объёма информации (составление презентаций, защита проектов, конкурсы, заполнение таблиц различного характера).
(слайд 9)
Давать задание на дом 12,5% опрошенных предпочитают в начале урока. Самый распространенный вариант – на его заключительном этапе.
Предлагаемые домашние задания носят в большинстве случаев носят фронтальный характер – 62,5%
(слайд 10)
На вопрос 9. Какие дидактические приёмы и средства проверки домашнего задания являются наиболее предпочтительными с учётом специфики вашего предмета:
б) проверка тетрадей – 26%
г) избирательные письменные опросы посредством индивидуальных карточек-заданий – 21%
е) устные опросы учащихся с вашими комментариями и объяснениями – 21%
10. по результатам проверки домашней работы педагоги осуществляют коррекционную работу следующим образом (ранжирование):
г) проводите эту работу с помощью учеников – 42%
б) анализ и исправление типичных ошибок – 33%
а) проводите анализ и исправление всех ошибок, допущенных в домашних заданиях – 17%
в) проводите эту коррекционную работу лично сами – 8%
В случае невыполнения домашнего задания обучающимися учителя:
-выясняют причину, проводят консультацию;
-дают возможность изучить тему и спрашивают на следующем уроке;
-систематически контролируют выполнение заданий;
Однако ни один педагог не отметил, а проверка дневников обучающихся показала, что 3 учителей из 8 пишут систематические замечания в дневник о невыполнении домашнего задания.
(слайд 11) - диаграмма
Рассмотрим результаты анкетирования обучающихся. В анкетировании принимали участие обучающиеся 6 и 9 классов, в количестве 8 человек.
На листах (учеником), а также на диаграмме (по классу) указано, сколько времени в среднем затрачивает ученик на выполнение домашних заданий по предметам.
Наибольший интерес в исследовании вызывает вопрос о времени подготовки домашних заданий. Расчеты средних значений показывают, что в среднем ученик 6 класса затрачивает – 2 часа 15 мин. (норма – не должно превышать 2,5 часа), в среднем ученик 9 класса затрачивает – 2 часа 40 мин. (норма – не должно превышать 3 часов).
(слайд 12)
Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах (нормы СанПин):
- В первом классе – до 1 часа;
- Во втором классе – до 1,5 часа;
- В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
- В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
- В седьмом классе – до 3 часов;
- В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
(слайд 13)
В2. Начинать выполнять домашние задания учащиеся предпочитают с письменных предметов.
В.3 Предметы, по которым обучающиеся испытывают затруднения в выполнении домашних заданий (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ):
6-й класс – литература - 2 чел., иностранный язык – 3 чел., история – 4 чел.;
9-й класс - литература - 1 чел., русский язык – 2 чел., математика – 1 чел., химия – 1 чел., физика – 1 чел., история – 3 чел..
(слайд 14)
В4. Различные интересные задания обучающиеся получают на следующих предметах
(по ранжированию):
6-й класс – математика, изобразительное искусство, география;
9-й класс – география, ОБЖ.
В5. Легко заметить, что наблюдается изменение степени обязательности выполнения домашнего задания. Оно зависит, безусловно, от величины учебной нагрузки. Если вернуться к слайду 11, то увидим, что обучающиеся 6 класса перегружены домашними заданиями по предметам.
6 класс 9 класс
ВСЕГДА 0% 67%
НЕ ВСЕГДА 100% 33%
(слайд 15)
В8. Если домашние задания выполняются несамостоятельно, то чаще всего помогают:
6 класс 9 класс
а) родители 100% 33%
б) другие родственники 40% 0%
в) учителя 40% 0%
г) репетиторы 0% 0%
д) друзья 20% 0%
В9. Интересно было проследить учительские предпочтения в частоте использования типов домашних заданий:
6 класс 9 класс
а) задания, одинаковые для всех 60% 100%
б) задания, подготовленные специально для каждого ученика 40% 0%
(слайд 16)
В10. Показывают домашнюю работу родителям:
6 класс 9 класс
а) всегда 40% 0%
б) иногда 40% 0%
в) только по их требованию 20% 67%
г) только тогда, когда мне нужна помощь 0% 33%
В11. Выполнение домашних заданий помогает закрепить знания, полученные в классе:
6 класс 9 класс
а) не помогает 0% 0%
б) не знаю 0% 0%
в) помогает 100% 100%
(слайд 17)
В12. Обычно домашнюю работу дети выполняют после того, как немного отдохнут
Полученные результаты, располагают к размышлению о необходимости более оптимально и четко организовать самостоятельную работу школьников с целью рационального и эффективного использования времени и сил. Опора на реальную ситуацию, выраженную в цифрах, может повысить готовность учителей к решению этой задачи.
Выступления содокладчиков по данной теме.
(слайд 18)
Решение:
- Рационально использовать учебное время школьников (урочное и внеурочное).
- Учитывать нормы СанПин.
- Разнообразить способы и степень контроля за выполнением домашних заданий.
- Ознакомить родителей с данными исследованиями и дать рекомендации «Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий».
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.
Прежде всего, острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.
Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
- В первом классе – до 1 часа;
- Во втором классе – до 1,5 часа;
- В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
- В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
- В седьмом классе – до 3 часов;
- В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
Однако фактическая учебная нагрузка особенно, в гимназических классах, в начальной школе вместе с приготовлением домашних заданий составляет 9–10 часов в день, а в средней школе ещё больше.
Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.
Многие исследователи, рассматривая пути преодоления перегрузок, главное внимание уделяют вооружению всех учащихся общими учебными умениями и навыками. Их формирование сейчас предусматривается учебными программами по большинству предметов.
Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. В чём же они состоят?
Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. Вполне понятно, что домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом–одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- творческая;
- дифференцированная;
- одна на весь класс;
- составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
- Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
- Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Классификация ТДЗ
По содержанию | По виду деятельности | По уровню оформления |
1. Вопросник | 1. Индивидуальная | 1. Рабочая (в тетради, «с листа»…). – файл-лист; |
Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.
Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки. О педагогическом значении проверки домашних заданий в своё время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.
А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел».
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.
Организация домашней учебной работы школьников.
«Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний,
не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения
всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть
погребены пытливость и любознательность».
Сухомлинский.
Организация домашней учебной работы школьников.
Коллеги, организация и проверка домашней работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Домашняя работа учащихся – важнейшее средство усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
От успешности приготовления домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.
Домашнее задание выполняет различные функции:
1. выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
2. стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
3. развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Напоминаем вам о недопустимости перегрузки школьников домашними заданиями.
Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
В 1 классе – до 1 часа;
Во 2 классе – до 1,5 часа;
В 3 – 4 классах – до 2 часов;
В 5 – 6 классах – до 2,5 часов;
В 7 классе – до 3 часов;
В 8 – 11 классах – до 4 часов.
Увеличение нагрузки влияет на:
Ø нервно-психические нарушения,
Ø утомляемость, сопровождаемую иммунными и гормональными дисфункциями,
Ø снижение сопротивляемости болезням,
Ø частоту нарушений зрения и осанки,
Ø патологию органов пищеварения,
Ø переход уже имеющихся отклонений в состоянии здоровья в хронические.
ПОМНИТЕ!
Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество.
В старших классах нельзя рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом-одиннадцатых классах.
В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – инновационный вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Основные цели творческих домашних заданий:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма творческих домашних заданий: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения творческих домашних заданий: не менее недели.
Проверка домашнего задания.
«Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует». Крупская Н.К.
Преобладающей формой проверки домашних заданий является фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.
А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел».
Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Главное назначение домашнего задания:
воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, если:
Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.
Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями.
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся.
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.).
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам.
г) выполнение творческих работ по литературе.
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.
е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике.
ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии.
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Основные недостатки домашней учебной работы школьников. Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала. В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.
Правила домашней учебной работы школьников.
Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени.
Второе: Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа —только 28%.
Третье: Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое — когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала.
Четвертое: Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала. Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам. В старших классах значительно видоизменяется: наряду с учебником учащиеся часто используют дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу,
исторические документы и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в старших классах и применение приемов самоконтроля. Больше того, при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше.
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.
Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
- В первом классе – до 1 часа;
- Во втором классе – до 1,5 часа;
- В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
- В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
- В седьмом классе – до 3 часов;
- В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы.
Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- творческая;
- дифференцированная;
- одна на весь класс;
- составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
адания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация дифференцированной домашней работы учащихся
В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих пози...
Работа ШМО в повышении профессиональных компетентностей педагогов.
Статья содержит материал из опыта работы как руководителя ШМО....
Домашняя работа учащихся. Для чего? Сколько? Когда? Как?
В статье рассказывается об общих требованиях к домашнему заданию, видах домашнего задания и о том, нужно ли вообще задавать домашнее задание учащимся...
Домашняя работа учащихся по музыке как объект профессионального творчества педагога
Виды домашних заданий по музыке 1. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают муз...
Доклад "Воспитание навыков самостоятельности у учащихся на уроках профессионального трудового обучения"
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин, ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к ...
Статья "Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагога"
В статье "Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагога" исследуется творческий подход педагога при постановке задач на закрепление и усвоение материала во вр...
Доклад "Квалификации дирижёра хора, преподавателя и регента: объекты профессиональной деятельности выпускников"
Презентация к профориентационному докладу о двух основных направлениях деятельности по специальности "Хоровое дирижирование", реализуемой в ЧПОУ колледж "Добрая школа на Сольбе"....