Работа ШМО в повышении профессиональных компетентностей педагогов.
статья по теме
Статья содержит материал из опыта работы как руководителя ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОЪЕДИНЕНИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ.
Н.А.Кузнецова
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
В период реформирования образовательной системы невозможно говорить о перспективах развития программы модернизации российского образования без новых форм и методов организации учебного процесса, без системной работы по повышению профессиональных компетентностей педагогов. Одной из основных задач методического объединения является непрерывное повышение мастерства учителя, создание условий для профессионального роста педагогов, совершенствование методической культуры, проявляющейся во всех видах учительской деятельности: обучении, воспитании, развитии. Профессионализм педагога — интегрированная характеристика личности, представляющая взаимосвязь профессиональных компетенций, педагогического мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога.
Работа школьного методического объединения направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности. Таким образом, целью работы школьного методического объединения является совершенствование содержания образования и воспитания посредством развития профессионально-педагогических компетентностей педагогов. По отношению к опытным педагогам – это создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности, к молодым педагогам: развитие надпрофессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования, к начинающим и малоопытным педагогам: помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.
Основные направления работы школьного методического объединения по повышению профессиональных компетентностей педагогов.
1. Необходимым условием эффективной работы школьного методического объединения является организация работы на диагностической основе. Чтобы оказать целенаправленную помощь в организации образовательного процесса проводится анкетирование, тестирование, собеседование и другие формы работы для определения круга проблем, запросов и потребностей педагогов, которые фиксируются в карте затруднений и получают практическое разрешение в проведении педагогических семинаров, открытых занятий, педагогических мастерских, пленарных заседаний школьного методического объединения, индивидуальных и групповых консультаций.
2. Для системного повышения уровня профессионального мастерства методическое объединение организует работу по изучению нормативных документов по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета.
3. Методическое объединение отводит важное место в системе повышения профессиональных компетентностей педагога, умению осуществлять выбор программно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом требования обновления содержания образования. Методическое объединение разрабатывает критерии к структуре и содержанию рабочих учебных программ с учетом вариативности и разноуровневого преподавания, участвует в их разработке и несет ответственность за их внедрение. На заседаниях методического объединения рассматриваются вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов, методического сопровождения для изучения наиболее трудных тем программ.
4. Общеизвестна истина, что успешность реализации программы зависит от грамотно составленного учителем календарно-тематического планирования. Здесь особое внимание школьное методическое объединение отводит соответствию планирования учебному плану и программе, оказывает помощь в выборе и использовании учебно-дидактических комплексов.
5. Систематическое отслеживание результатов деятельности по реализации программ, проведение мониторинга качества образования учащихся не только способствует определению продуктивности деятельности учителя и состояния преподавания предмета, но и стимулирует мотивацию повышения профессиональной компетенции.
6.Методическое объединение оказывает помощь в освоении новых форм и методов организации педагогических технологий образовательного процесса, организуя занятия по изучению теоретических вопросов. Демонстрация практических умений осуществляется через систему открытых уроков в рамках предметных недель и декад, практикумов, семинаров, открытых общешкольных и внеклассных мероприятий, на которых последовательно идет отработка отдельных элементов избранной технологии, прослеживается система и выявляются целесообразность и обоснованность ее использования. В процессе такой деятельности у педагогов развивается гибкость восприятия и ответственность за результат своей работы.
7. С целью совершенствования педагогического мастерства методическое объединение организует взаимопосещение уроков с последующим самоанализом и анализом конкретных педагогических ситуаций. В процессе данной работы формируется умение прогнозировать результаты, развивается адекватная оценка и самооценка педагогической деятельности.
8. Учитель остается собой до тех пор, пока учится сам. В течение учебного года педагоги знакомят членов методического объединения со своими продвижениями в самообразовательной деятельности, подвергая ее анализу через открытые занятия, участие во внеурочной деятельности, школьных и городских семинарах, научно-исследовательских конференциях. Венцом достижений профессионального самообразования являются творческие отчеты, в процессе которых раскрывается личность учителя как компетентного педагога и интересного человека.
9. Вопросы по формированию, обобщению, изучению и распространению передового педагогического опыта педагогов являются ключевыми в работе методического объединения. Обобщение опыта учителя является моральным поощрением и одной из форм повышения и самовыражения профессиональных компетентностей.
10. Формируя банк дидактического материала, школьное методическое объединение проводит консультации в лице специалистов высокого уровня по грамотному оформлению и накоплению «методических копилок», конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий и других методических наработок.
К примеру, результаты работы над единой методической темой могут быть оформлены в виде индивидуальных методических папок, которые пополняют информационный фонд учреждения и являются рабочим материалом для всех педагогов.
11. Поистине трудно переоценить вклад методического объединения в оказании методической помощи и повышении профессиональных компетентностей молодых специалистов. Методическое объединение всецело содействует моральной и профессиональной адаптации молодых учителей через индивидуальные консультации и наставничество.
12. И наконец, правильно организованная работа методического объединения и создание комфортной нравственной атмосферы вселяют в педагога уверенность и желание творить, повышать свое профессиональное мастерство. Методическое объединение призвано создавать условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов, так как в хорошем психологическом климате, в теплом отношении, во внимании нуждаются не только ученики, но и учителя, которые по меткому замечанию С.Соловейчика, тоже ученики «навечно вызванные к доске».
Итак, грамотно спланированная и системная работа школьного методического объединения, как структурного подразделения школы, способствует повышению профессиональных компетентностей и росту профессионального мастерства педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через сетевое взаимодействие
Необходимой составляющей профессионализма учителя является профессиональная компетентность, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ - компетентность. Именно сетевое взаимодей...
Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»
«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Методическая работа в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности педагогической д...
Консультация музыкального руководителя с педагогами.ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Данный материал создан в помощь педагогам для повышения компетенции и совершенствования проффесионализма....
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...
"Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через организацию методической работы"
В данном выступлении даны основные понятия о методической службе организации дополнительного образования, её цели, функции, методы работы с педагогами....
презентация для педагогов "Активные методы обучения и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по направлению ЗСТ"
Презентация предназначена для заместителей заведующих по УВР,старших воспитателей, инструкторов по физ-ре. Описывает какие современные методы активизации деятельности педагогов для повышения их профес...