Инновационное образование для инновационной экономики.
статья по теме
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnoe_obrazovanie.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ пос. Литовко Амурского района Хабаровского края, Ветрова Е.Ч.
"Инновационное образование для инновационной экономики".
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.
Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.
Мировой опыт показывает, что социально-экономическое развитие государства и его конкурентоспособность на внешнем рынке обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды "генерации знаний", основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.
Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получившей воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Основными свойствами инновации являются научно-техническая новизна, практическая воплощенность, коммерческая реализуемость.
Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом.
В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.
Эта система представляет собой единство:
· производственных инноваций в сфере образования, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);
· управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации).
Стратегический потенциал развитой страны начал определяться творческим потенциалом и уровнем научно-технической и организационно-политической элиты, это ведёт к повышению общего уровня одаренности на основе использования развивающих и гуманитарных технологий, специальные программы по выявлению и сопровождению на протяжении всего периода развития одаренных детей. Необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни вследствие высокой скорости обновления знаний и гиперконкуренции должно формировать компетенции, обеспечивающие способность к самообразованию на протяжении всей жизни (формирование универсальных учебных действий и высокой познавательной мотивации).
Характеристики инновационной экономики | Характеристики инновационного образования |
Высококачественный человеческий капитал; работники интеллектуального труда являются доминирующей группой в общем числе занятых. | Целью образования становится формирование высококачественного человеческого капитала: интеллектуального, социального и физического. |
Основным фактором развития являются знания. | Развитие мышления, формирование универсальных учебных действий как средства переработки информации в личностное знание и основы действий в нестандартных ситуациях. |
Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий во всех сферах и отраслях производства и управления | Компьютеризация образования, широкое распространение ИКТ. |
Индивидуализация процесса труда. | Развитие персонального потенциала личности: жизненной политики, гуманитарной культуры, вертикальной мобильности, физического и психического здоровья, самоменеджмента как способности принимать решения в автономных условиях. |
Власть интеллекта реализуется жестким отбором в руководящие звенья всех уровней наиболее подготовленных, компетентных специалистов. | Развитие лидерских качеств, менеджерских компетенций, современных типов мышления. |
Возрастает социальная защищенность членов общества, происходит демократизация общества, в полной мере реализуется свобода печати, гласность, открытость. | Формирование гражданских и социальных компетенций. |
Создание и коммерциализация знаний, превращение знаний в товар. | Формирование предпринимательской культуры. |
Синергетический эффект кооперации различных фирм и структур. | Формирование социального интеллекта: современных типов кооперации, способности к командной работе, переговорам и др. |
Инновации стали единственным путем к уникальности и конкуретноспособности. | Формирование инновационного поведения, креативности, навыков исследования и проектирования. |
Поэтому основной целью государственной образовательной политики является обеспечение готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающим требованиям информационного общества и инновационной экономики через основные направления: новое содержание образования, новые условия образования, новая экономика образования, новое управление образованием, новый педагог.
Сегодня связь между современным качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперёд – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование», «Стратегии развития образования до 2020 г.» и Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Список литературы.
- Российское образование -2020: модель образования для инновационной экономики. А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»
Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку и индиви...
Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства
Инновация– это любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.•Во-первых, инновация начинается там, где болит.•Во-вторых, мы создаем усл...
Внутришкольный контроль за качеством географического и НРК образования в инновационном режиме
Внутришкольный контроль за качеством географического и НРК образования в инновационном режиме...
Какую роль играют специалисты образования в инновационном развитии страны?
"Какую роль играют специалисты образования в инновационном развитии страны?"...
Управление качеством инновационного образования в школе
Качество инновационного образования - это и предмет споров, и цель развития образовательной системы любого уровня, и даже педагогическая мечта. Для того, чтобы управлять качеством образования необходи...
Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс
Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...
Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе
Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе...