Семинар Исследовательская деятельность
презентация к уроку по теме

Ихинова Светлана Валериановна

Данная презентация представлена в помощь начинающим исследователям. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар Учебно – исследовательская деятельность учащихся Подготовила: Нифонтова Светлана Валериановна, руководитель МО русского языка и литературы г.Улан – Удэ Декабрь, 2011 г.

Слайд 2

Методические рекомендации для учителя Методы исследования Проведение научного исследования Алгоритм совместной учебно-исследовательской работы учителя и учащегося Оформление исследовательских работ Современный урок как одна из основных форм организации учебно-исследовательской деятельности в школе (Выступление Дубоделовой В.Б., учителя русского языка и литературы) Профессиональные конкурсы: слагаемые победы (Участие в конкурсах педагогического мастерства. Заочный тур.)

Слайд 3

Методы исследования Наличный экспериментальный материал Интерпретация данных и вытекающие из них выводы Научно –исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно –исследовательская деятельность- это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Слайд 4

Определение объектной области исследования, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснования предмета их актуальности Изучение научной литературы и уточнение темы Формулирование гипотезы Формирование цели и задач исследования

Слайд 5

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т. д. Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Слайд 6

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Основные критерии выбора темы: – желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности; – очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. – тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Например, “Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны”. Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

Слайд 7

Схема Основное содержание цитаты (кратко) Глава _________________ §________________ Содержание цитируемого материала (если дословно, то обязательны кавычки; излагаемые своими словами факты, оценки, выводы автора кавычек не требуют) Библиографические данные издания (с обязательным указанием страницы)

Слайд 8

Быть проверяемой; Содержать предположение; Быть логически непротиворечивой; Соответствовать фактам; Словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так.., как…»; «при условии…, что…»;

Слайд 9

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели: – определение характеристик явлений, не изученных ранее; – выявление взаимосвязи неких явлений; – изучение развития явлений; – описание нового явления; – обобщение, выявление общих закономерностей; – создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью: – выявить; – установить; – обосновать; – уточнить; – разработать. Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Слайд 10

Тема: Воспитание гражданственности школьников на материалах культуры народов Предбайкалья Актуальность темы: сущность понятия «гражданственность» обоснование потребности в исследовании темы по воспитанию гражданственности (требования новых нормативно – правовых документов, рекомендации авторитетных исследователей, состояние гражданственности школьников на основе диагностики – состояние практики) краткая характеристика сформировавшейся и применяемой методики воспитания гражданственности школьников Новые подходы, методы, формы воспитания гражданственности школьников (культура народов Предбайкалья) краткая характеристика особенностей культуры народов Предбайкалья

Слайд 11

Объект исследования: процесс воспитания гражданственности школьников Предмет исследования: культура народов Предбайкалья (…..) Гипотеза исследования: воспитание …. может быть успешным, если: содержание, формы и методы учебного процесса сельской школы обогатить …. процесс внеклассного и внешкольного воспитания и социализации школьников организовать на материале культуры народов Предбайкалья в организацию воспитания и социализации привлечь родителей, общественные организации (…) использовать методику коллективных творческих дел Цель исследования: сформировать или воспитать ….. Задачи исследования: 1/…2/…3/…4/…

Слайд 12

Методы исследования: Методика исследования (эксперимента): что прочитано, что исследовано, какие положения положены в основу эксперимента, в чём заключается методика эксперимента, сколько времени он длился, что получилось, что не получилось, по какой причине не получилось, что изменено в методике и по какой причине База и география исследования: где проведено исследование, с охватом скольких учащихся, какого возраста, подготовки и пр. Результаты исследования: когда «сняты» данные, по какой методике, в чём заключаются результаты (показать в таблицах, графиках, диаграммах) Интерпретация, объяснение, комментарии результатов: чем объяснить позитивные или негативные результаты, какие факторы повлияли на полученные результаты

Слайд 13

Выводы: достигнуты ли поставленные цели, выполнены ли все задачи, подтверждена ли гипотеза исследования, довольны ли результатами, что нужно изменить в методике исследования Рекомендации Предложения

Слайд 14

Теоретические методы Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез Восхождение от абстрактного к конкретному Эмпирические методы: Наблюдение Сравнение Эксперимент Измерение

Слайд 15

Математические методы: " статистические методы; " методы и модели теории графов и сетевого моделирования; " методы и модели динамического программирования; " методы и модели массового обслуживания; " метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

Слайд 16

№ п\п Критерии Макс. балл Балл эксперта 1. Оценка постановки задачи, её решения и результатов до 40 баллов 1.1 Актуальность поставленной задачи: -имеет большой практический или теоретический интерес; -носит вспомогательный характер; - степень актуальности определить сложно; -не актуальна 5 1.2 Новизна решаемой задачи: -поставлена новая задача; -решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения; -задача имеет элементы новизны; -решаемая задача известна давно 6 1.3 Оригинальность методов решения задачи: -решена новыми оригинальными методами; -имеет новый подход к решению; использованы новые идеи при решении подобных задач; -используются традиционные методы при решении. 8 Научно – практическая конференция школьников Экспертная карта Секция _________________________________________ Фамилия, имя автора __________________________________________ Образовательное учреждение ___________________________________ Тема работы ____________________________________________________

Слайд 17

Заключение эксперта: Работа рекомендована к публичной защите Работа не рекомендована к публичной защите Работа рекомендована для доработки Подпись эксперта________________________________дата_______________________ 1.4 Обоснованность методов, используемых для решения задач: -полностью обоснована; -излишне усложнены или упрощены, что, однако, не приводит к неудовлетворенному результату; -не могут применяться для решения поставленных задач. 5 1.5 Новизна полученных результатов: -получены новые теоретические и практические результаты; разработан и выполнен оригинальный эксперимент; -имеются элементы новизны; -ничего нового нет. 8 1.6 Уровень проработанности решения задач: -задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования; - уровень проработанности решения недостаточный; -решение не может быть рассмотрено как удовлетворительное 8 2 Уровень представления работы (до 6 баллов) 2.1 Структура работы (наличие введения, постановки задач, основного содержания, выводов, списка литературы). 2 2.2 Качество оформления работы 4 Итого: 46

Слайд 18

Эмоциональная часть Рациональный компонент Предмет рассмотрения Аспект рассмотрения Целевая программа «Времен связующая нить» Историко-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики

Слайд 19

Упорства, воли, успехов! Уулзатараа баяртай!



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

(методические рекомендации для учащихся и учителей)

 

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Предлагаемые рекомендации затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

 

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Методы исследования.

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.  

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского  типа мышления.

 

     Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов. Специалисты предлагают различные варианты методических рекомендаций. Однако заметим, что существующие рекомендации касаются в основном не наличия либо отсутствия того или иного этапа, а их последовательности. В связи с этим предлагаемые в наших методических рекомендациях этапы проведения исследования, включают в себя все элементы, признанные наукой как необходимые составляющие исследовательской деятельности, и предлагают лишь особую, возможно, отличную от прочих рекомендаций их последовательность, которая представляется наиболее удобной для практического применения. В предварительной схеме предложена последовательность действий и далее подробно рассматривается каждый из ее этапов.

1. Объектная область, объект и предмет.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной “системы”. Ее составляют три элемента: “объектная  область”, “объект” и “предмет” исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов “системы”.

 

 

1. Определение объектной области исследования, объекта и предмета исследования

2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснования предмета их актуальности

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

4. Формулирование гипотезы

5. Формирование цели и задач исследования

 

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т. д.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

2. Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

– желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения “мастер–ученик”;

тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Например, “Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны”. Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

Одним из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению, они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной стороны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.

 

Схема

Основное содержание цитаты

(кратко)

Глава ___________

§___

Содержание цитируемого материала

(если дословно, то обязательны кавычки; излагаемые своими словами факты, оценки, выводы автора кавычек не требуют)

Библиографические данные издания

(с обязательным указанием страницы)

 

4.Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

 

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

быть проверяемой;

 содержать предположение;

– быть логически непротиворечивой;

– соответствовать фактам.

 

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: “если..., то...”; “так..., как ...”; “при условии что...”, т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

5. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели:

– определение характеристик явлений, не изученных ранее;

– выявление взаимосвязи неких явлений;

– изучение развития явлений;

– описание нового явления;

– обобщение, выявление общих закономерностей;

– создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

 

Можно поставить целью:

– выявить;

установить;

– обосновать;

– уточнить;

 разработать.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия “задача”.

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Цель- идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования. После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

   Определение методов исследования
  Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками научной работы школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного познания и применении традиционных для научной практики логических законов и правил.
   Что заключает в себе понятие метода?
Метод - это способ достижения цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.
Методы научного познания традиционно делятся на:

- общие

-  специальные.
Применения специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания. В отличие от специальных, они используются в самых различных по предмету науках - от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы.
 

  1. Теоретические методы: 
" моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с "заместителем" этого объекта - моделью;
" абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат - абстракцию. Процесс абстрагирования - это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);
" анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса;
" восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.
  2. Эмпирические методы:
" наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;
" сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;
" эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
" в процессе эксперимента возможно изучение явления в "чистом виде", т.е. объективно;
" эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;
" достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.
" измерение - представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.
 
3. Математические методы: 
" статистические методы;
" методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
" методы и модели динамического программирования;
" методы и модели массового обслуживания;
" метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).
Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога. К вопросам, в разрешении которых необходима помощь педагога, относятся:
" отбор необходимых методик исследования;
" ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в исследовании.
Для овладения основными методами, которые будут применены в исследовании, необходимо пройти подготовку, например выполняя специальные упражнения. Данные упражнения желательно вписать в схему общей подготовки к проведению исследования. Подготовка к проведению может проходить как в форме спецкурса, так и в форме индивидуальных занятий. Этот этап предшествует собственно практической работе и является его необходимой предпосылкой.

 ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 
   Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.
Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план. В рабочей программе исследования обязательно рассматриваются действия по подготовке и проведению экспериментов. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно предвидеть уже в самом начале исследовательской работы. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случайности. Только плановое исследование может позволить надежно шаг за шагом познать новые факты и закономерности.
   В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.
По существу, в рабочий план включаются все элементы, обозначенные в части подготовки проведения исследования. Однако если в
первом блоке они представляют собой содержание теоретической работы с учащимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности, то, включенные в рабочий план, те же элементы обозначают этапы непосредственно практики проведения исследования - от определения его объекта и предмета до выбора метода. Перечень этих действий составляет первый блок рабочего плана.
   Во
втором блоке описывается собственно экспериментальная часть работы. Содержание экспериментальной части зависит от объектной области исследования, темы работы, в соответствии с чем и определяется его специфика, поэтому мы не будем подробно останавливаться на описании данного блока. Вслед за проведением эксперимента, технологического этапа работы, необходимо отрефлексировать полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. Только после проведения рефлексивной части можно приступать к планированию следующего блока работы, включающего в себя оформление результатов исследования.
  
Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.
На следующем этапе прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования - от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции.

На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.
На более поздних стадиях работы составляют
план-проспект, т.е. такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.
    План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем учащегося соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объемов отдельных её частей.
Практически план-проспект - это уже черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов. Удобство составления предварительного плана-проспекта очевидно: путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательного объема работы.
Кроме этого, наличие плана-проспекта, представляющего всю работу целиком, позволит предварительно провести анализ ее результатов, проверить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррективы в ту или иную часть работы.
   Отметим, что исследовательская деятельность представляет собой достаточно длительный процесс, который включает и этап предварительного обучения учащихся, и практику проведения, и анализ, и оформление результатов, и их публичное представление на конференции. Поэтому вопрос о распределении времени по подготовке и проведению исследования -один из самых важных. Если планируется представление результатов работы на городскую конференцию, то сроки ее проведения будут определять последовательность и примерные сроки всех предшествующих этапов. Обычно подготовка и проведение исследовательской работы занимают от года до полутора лет. Необходимо рассчитывать время таким образом, чтобы до проведения конференции можно было не только оформить результаты исследования, но и провести обсуждения по данной теме.

Алгоритм совместной  учебно-исследовательской работы преподавателя и учащегося

1.            Учащиеся под руководством  учителя или научного руководителя формулируют проблему и определяют область  учебных исследований.

2.            Совместно определяют цели, задачи,  объект  и предмет исследования.

3.            Определяют характер биологической учебно-исследовательской  работы: содержание, количество и название глав, разделов, методику исследований и сбора материалов, чтение и конспектирование научных литературных источников.

4.            Совместно проводят оформление введения, так как учащиеся крайне редко могут сделать это самостоятельно, и нередко вообще пропускают его.

5.            Поиск  и выполнение учебно-исследовательской работы начинается с литературного обзора проблемы и освещения его в научной, учебной  и научно-популярной литературе, содержание которой излагается в исторической последовательности.  Учащиеся не до конца осознают важность этого поиска и считают, что представленность теоретических знаний в учебно-исследовательской работе не очень  важна. Во всем тексте работы указываются ссылки на авторов предыдущих исследований. Нередко учащиеся ограничиваются 2-3 научными источниками. Учитель разъясняет  учащимся, что неправомерно  брать за основу  научных исследований ограниченное количество литературы. Необходимо объяснить учащимся, что следует цитировать мнение  различных авторов, на работы которых обязательны ссылки в тексте.

6.            Учитель показывает, как вести поиск научной информации при помощи средств Internet,  с использованием информации наиболее значимых для учащихся сайтов, ссылки на информационные источники сети. Учитель помогает проанализировать учащемуся информацию, представленную  по теме исследования и отобрать нужные фрагменты.

7.            В соответствии с методикой биологических исследований, проводится сбор биометрического  материала, разбираются возможные ошибки, которые учащиеся, не имеющие богатого научного опыта, могут допустить, учитываются возможные  артефакты.

8.            Проводится совместный анализ, описание и оформление  полученных данных, возможность представить эти исследования в форме таблиц, графиков, составляется словесное описание явлений. Обработка и оформление полученных научных результатов при помощи  программного обеспечения ПК. Эта часть работы должна быть осуществлена под контролем учителя. Знакомство с программами  «1С: Образование 3.0  (4.0.) Школа», Photo Editor, AutoCAD 2008 – Русский,  GPS- совместимыми программами (OZI Explorer).

9.            Совместная работа по описанию и оформлению итогов работы в форме обобщений и выводов в соответствии с поставленной целью, задачами, предметом и объектом исследования, гипотезой. Эта часть работы также осуществляется совместно с учителем и при его непосредственном контроле.

10.        Учитель знакомит учащихся с правилами оформление письменной работы в соответствии с требованиями в M. Word: 12 кегль, с интервалом  пропуска – полторы строки, шрифт - Times New Roman, с обязательной нумерацией страниц, оглавлением.

11.        Учитель помогает учащимся аккуратно оформлять приложение, где  в учебно-исследовательской работе представляются материалы, наглядно доказывающие достоверность проведенных исследований и полученных данных, а именно: фото и видеофрагменты, которые могут быть получены несколькими способами: извлечены из стандартных источников, получены из сети Internet, либо сделаны самостоятельно учащимися.

12.        Учитель помогает учащемуся составить текст тезисов для публикации и текста доклада. Устный  доклад, сообщение на 10-15 минут, оформление презентации  в M.P.Point.  выполняется под непосредственным руководством учителя. Проводится репетиция демонстрации и доклада, его хронометраж.

13.        Выступление на учебно-исследовательской конференции, анализ и корректировка совместной деятельности, исправление ошибок.

         Учителю следует учитывать, что некоторые возрастные  особенности психики подростка обостряют восприятие даже небольших неудач и ошибок в учебно-исследовательской деятельности. Именно поэтому учителю необходимо контролировать и комментировать все этапы работы учащегося.

        

Научно – практическая конференция школьников

Экспертная карта

Секция_________________________________________

Фамилия, имя автора__________________________________________

Образовательное учреждение___________________________________

Тема работы____________________________________________________

№ п\п

Критерии

Макс. балл

Балл эксперта

1.

Оценка постановки задачи, её решения и результатов до 40 баллов

1.1

Актуальность поставленной задачи:

-имеет большой практический или теоретический интерес;

-носит вспомогательный характер;

- степень актуальности определить сложно;

-не актуальна

5

1.2

Новизна решаемой задачи:

-поставлена новая задача;

-решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения;

-задача имеет элементы новизны;

-решаемая задача известна давно

6

1.3

Оригинальность методов решения задачи:

-решена новыми оригинальными методами;

-имеет новый подход к решению; использованы новые идеи при решении подобных задач;

-используются традиционные методы при решении.

8

1.4

Обоснованность методов, используемых для решения задач:

-полностью обоснована;

-излишне усложнены или упрощены, что, однако, не приводит к неудовлетворенному результату;

-не могут применяться для решения поставленных задач.

5

1.5

Новизна полученных результатов:

-получены новые теоретические и практические результаты; разработан и выполнен оригинальный эксперимент;

-имеются элементы новизны;

-ничего нового нет.

8

1.6

Уровень проработанности решения задач:

-задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования;

- уровень проработанности решения недостаточный;

-решение не может быть рассмотрено как удовлетворительное

8

2

Уровень представления работы (до 6 баллов)

2.1

Структура работы (наличие введения, постановки задач, основного содержания, выводов, списка литературы).

2

2.2

Качество оформления работы

4

Итого:

46

Заключение эксперта:

Работа рекомендована к публичной защите

Работа не рекомендована к публичной защите

Работа рекомендована для доработки

Подпись эксперта________________________________дата_______________________

(Экспертную карту заполнять ручкой, исправления заверять подписью эксперта)



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

(методические рекомендации для учащихся)

 

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Предлагаемые рекомендации затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

 

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Методы исследования.

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.  

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского  типа мышления.

 

 

1. Объектная область, объект и предмет.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной “системы”. Ее составляют три элемента: “объектная  область”, “объект” и “предмет” исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов “системы”.

 

 

1. Определение объектной области исследования, объекта и предмета исследования

2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснования предмета их актуальности

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

4. Формулирование гипотезы

5. Формирование цели и задач исследования

 

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т. д.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

2. Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

– желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения “мастер–ученик”;

тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Например, “Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны”. Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

Одним из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению, они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной стороны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.

 

Схема

Основное содержание цитаты

(кратко)

Глава ___________

§___

Содержание цитируемого материала

(если дословно, то обязательны кавычки; излагаемые своими словами факты, оценки, выводы автора кавычек не требуют)

Библиографические данные издания

(с обязательным указанием страницы)

 

4.Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

 

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

быть проверяемой;

 содержать предположение;

– быть логически непротиворечивой;

– соответствовать фактам.

 

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: “если..., то...”; “так..., как ...”; “при условии что...”, т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

5. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели:

– определение характеристик явлений, не изученных ранее;

– выявление взаимосвязи неких явлений;

– изучение развития явлений;

– описание нового явления;

– обобщение, выявление общих закономерностей;

– создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

 

Можно поставить целью:

– выявить;

установить;

– обосновать;

– уточнить;

 разработать.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия “задача”.

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар РМО учителей русского языка и литературы "Проектно-исследовательская деятельность школьников по русскому языку"

Разработка практического занятия с преподавателями русского языка и литературы. Сопровождается небольшой презентацией. Поможет начинающим исследовательскую деятельность преподавателям разобраться в аз...

Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»

Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...

Семинар "Развитие исследовательской деятельности учащихся на основе курса «Сочиведение»

Данная презентация посвещена организации научно-исследоватеской деятельности учащихся в рамках курса "Сочиведение", реализуемой на базе МОБУ СОШ № 7 г.Сочи....

Научно-методический семинар «Проектная и исследовательская деятельность»

Научно-методический семинар «Проектная и исследовательская деятельность» был проведен 7 октября 2004 года  ОМЦ СОУО. С моей точки зрения, это востребованный материал, максимально полно освещающий...

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...