Защита дипломной работы
методическая разработка по теме
Общая цель доклада призащите дипломной работы состоит в том, чтобы сформировать перед внутренним взором слушателей образ объекта исследования и на этом фоне указать на свою роль в построении этого образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eashchitta_diplomnoy_raboty.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональный лицей № 25
Защита дипломной работы:
как подготовить доклад
Методические рекомендации выпускникам лицея
Автор-составитель:
Мысь Е.А.,
методист.
Полысаево 2011
Защита дипломной работы: как подготовить доклад
(рекомендации выпускникам - дипломникам)
Общие установки:
лучшие рекомендации при подготовке доклада можно получить только от научного руководителя, специалиста в данной области знания,
Вы может существенно улучшить свое понимание задач, поставленных перед Вами научным руководителем, если ознакомитесь с разнообразными мнениями о приемах подготовки дипломной работы и научного доклада,
изложенные ниже рекомендации рассчитаны на личное использование самим автором диплома и его коллегами.
Общая цель дипломной работы
состоит в том, чтобы продемонстрировать свою научную квалификацию, а именно:
умение сформулировать актуальную научную задачу,
навыки методически правильного сбора и анализа материала,
знание литературы по данному научному направлению,
способность объяснить наблюдаемые закономерности,
умение делать обоснованные выводы.
Общая цель доклада состоит в том, чтобы сформировать перед внутренним взором слушателей образ объекта исследования и на этом фоне указать на свою роль в построении этого образа. Для этого недостаточно только констатировать ту или иную обнаруженную закономерность, представить полученные материалы. Для этого следует воссоздать конкретную картину осуществления биологического явления (реконструированную Вами), указать на причины его возникновения и на существенные для него факторы (исследованные Вами). Основными средствами для достижения этой цели служат полноценные данные, доходчивое и интересное изложение материала, яркие иллюстрации, ответы по существу.
Самооценка качества доклада
строится на соответствии доклада нескольким критериям. Как набор критериев, так и процесс соотнесения с ними выступления весьма субъективны, во многом зависят от опыта экзаменатора. У студентов нет такого опыта, поэтому ниже предлагается процедура оценивания, основанная на 20-ти альтернативных шкалах, объединенных в 4 рубрики. Оценки по каждой шкале могут быть только 1 или 0, сумма оценок по всем шкалам даст общий балл, который для удобства пользования можно разделить на 4, приведя к пятибалльной системе. Не все согласятся с тем, что разные стороны доклада, например, его структура и число иллюстраций, вносят одинаковый вклад в общую оценку. Подобные уточнения можно внести позже, мне же было важно привлечь внимание дипломников к таким сторонам доклада, которые зачастую упускаются из вида. К тому же предлагаемая шкала оценок – это количественная характеристика впечатления от доклада, которое в равной степени может быть испорчено и плохой структурой и невразумительными иллюстрациями.
Раздел критериев | Качество доклада, достойное оценки 1 (1 - 4 рекомендации на этот счет представлены ниже) | |
Данные | 1 | Большой объем (длительные наблюдения, много повторностей) |
| 2 | Исследование актуально (решает назревшие проблемы) |
| 3 | Работа отличается новизной (новый подход, методика, метод анализа) |
| 4 | Автор самостоятельно собрал оригинальные материалы |
| 5 | Объект исследования труднодоступен, необычен, оригинален |
Доклад | 1 | Докладчик свободно рассказывает о работе, а не читает с листа 2 |
| 2 | Автор свободен в построении хода мыслей, активен |
| 3 | Доклад построен логично, имеет хорошую структуру 1 |
| 4 | Доклад содержит интригу и держит аудиторию в тишине 3 |
| 5 | В докладе активно используются таблицы, они – опора докладчика 4 |
Таблицы | 1 | Иллюстраций достаточно много (3-5) |
| 2 | Они соответствуют теме доклада и довольно полно представляют данные |
| 3 | Наглядны, позволяют отследить закономерность без пояснений автора |
| 4 | В докладе используются все таблицы и диаграммы |
| 5 | Хороший художественный уровень исполнения (четко, ярко, крупно) |
Ответы | 1 | Краткие, достаточно громкие, уважительные (без:«Я уже говорил…») |
| 2 | Точные, исчерпывающие (по форме: «Да,…..») |
| 3 | Привлечение данных литературы, мнений и определений классиков науки |
| 4 | Правильная русская (или английская) речь |
| 5 | Заинтересованное отношение к вопросу как к способу поиска истины |
| Качество доклада, достойное оценки 0 | |
Данные | 1 | Мало данных |
| 2 | Тема работы надумана, не имеет обоснования |
| 3 | Исследование выполнено по шаблону |
| 4 | Автор использовал материалы других исследователей |
| 5 | Объект общедоступен, банален |
Доклад | 1 | Докладчик читает с листа, усыпляя аудиторию |
| 2 | Автор скован и периодически теряет нить изложения |
| 3 | Структура доклад не продумана |
| 4 | Доклад прост как репа, констатирует данные |
| 5 | Таблицы просто висят, автор заявляет: «данные представлены в таблицах» |
Таблицы | 1 | Иллюстраций мало (1-2) |
| 2 | Данные представлены неполно и односторонне |
| 3 | Обозначения невразумительны, использованы необычные сокращения |
| 4 | Привлечены посторонние иллюстрации из других сходных областей знания |
| 5 | Блеклые, мелкие и неразборчивые |
Ответы | 1 | Многословный; размытый; неуважительный; слишком тихий; молчание |
| 2 | Мнение автора так и остается неизвестным |
| 3 | Собственные измышления без учета известных фактов |
| 4 | Ошибочное использование слов, нарушение падежей и склонений |
| 5 | «Оборона», вопрос рассматривается как способ унижения докладчика |
Рекомендации
1. Структура доклада
Примерное время | Основные рубрики | Содержание (ход изложения) |
0-0.2 | Представление | - назвать тему и руководителя |
0.2-1.5 | Введение | - объяснить проблематику работы, используя определения ключевых терминов из названия работы |
- четко определить собственный объект исследования, в качестве которого всегда выступает биологическое явление | ||
- дать оценку актуальности работы, определить ее необходимое место в системе современных знаний | ||
- определить цель и задачи исследования, решение которых найдут свое отражение в нижеследующих выводах | ||
1.5-3 | Материалы и методы | - осветить вопросы: где, когда, чего, сколько, как |
- назвать помощников и выразить благодарности | ||
3-9 | Результаты | (- пауза) |
(0.5) | А. Вступление | - назвать блоки данных, отдельные стороны явления или фрагменты работы, которые удобнее рассматривать по отдельности |
(0.4) | В,C,.. Рассказ о блоках данных | 1. вступление, дать общую характеристику явления (закономерности) и подхода к его изучению (постановка научного вопроса) |
(0.3) | 2. представить иллюстрации, отражающие найденную закономерность: назвать иллюстрацию, назвать оси и единицы измерения, озвучить легенду | |
(1.5) | 3. совместно с аудиторией вести поиск закономерностей: назвать сначала общую и очевидную для всех закономерность, видную невооруженным глазом, назвать частную, особенную, отмеченную только автором новую закономерность, назвать неявные и недоказанные, но интересные тенденции, обнаруженные автором | |
(0.3) | 4. дать резюме, промежуточное заключение по блоку данных, сравнить собственные материалы с литературными данными, объяснить явление | |
(0.5) | Заключение | Решить проблему, снять интригу |
9-10 | Выводы | - констатировать обобщенные решения поставленных задач с приведением главных числовых данных (оптимально иметь 3-5 выводов, первыми идут наиболее общие, затем - более частные, последними – методические). |
2. Структура речи
доклад должен быть предварительно написан,
выступая перед аудиторией, его не нужно читать, важно рассказывать, следуя логике доклада; прочесть можно цель и задачи, а также выводы; полезно также выписать на карточку начала фраз ключевых блоков, посматривая в них по ходу дела,
говорить нужно повернувшись лицом к залу, при обращении к таблице лишь ненадолго поворачивать к ней голову,
важно делать паузы перед каждым новым разделом доклада,
не возвращаться к упущенной мысли словами: «Я забыл сказать, что…», разрушая созданный перед этим контекст; постарайтесь «ввернуть» забытое в другом месте.
3. Интрига –
это когда в самом начале доклада выдвигается интересный вопрос, решение которого будет получено только в его конце. Доклад с интригой выгодно отличается от повествовательного тем, что слушатели с интересом и с удовольствием ожидают развития мысли автора. Доклад с интригой невыгодно отличается от повествовательного тем, что если аудитория будет разочарована авторским решением проблемы, ему не сносить головы. Виды интриг:
- выдвижение практически или методически значимого вопроса, решение которого найдено в результате проведенного научного исследования («Что нужно для того, чтобы…?», «Можно ли …?»),
- решение общеизвестного, но для многих загадочного явления из жизни растений или животных («Как удается…?»),
- обнаружение новых аргументов для возобновления давнишней общеизвестной дискуссии («Кто прав…?»).
4. Структура иллюстраций (простые и важные приемы построения)
Иллюстрации создаются для того, чтобы
a) показать объемы своих материалов (число объектов, места работы) (таблица, рисунок)
b) продемонстрировать методы их обработки (инструменты, препараты) (рисунок),
c) предоставить аудитории возможность для обсуждения темы (диаграммы и таблицы),
d) превратить слушателей в зрителей, помочь себе в формировании образа явления.
Рисунок должен быть 2-3-х цветным. Прорисованные контуры проще всего тонировать ваткой с наструганными мелкими стружками цветного карандаша, четкие границы получаются, если белые области закрывать фигурным листком бумаги.
Таблица, как совокупность чисел, в своем названии должна точно указывать, что это за числа. Статистические параметры должны сопровождаться своими ошибками. Цифры должны быть большими (2*2 см), яркими и четкими. Лучшие цвета шрифта - черный, красный или синий (но не розовый, голубой, желтый).
Диаграмма (гистограмма, график) позволяет отвлечься от частностей таблицы и сконцентрировать внимание на важнейших закономерностях. В хорошей диаграмме название указывает на данную закономерность. Оси обозначены, снабжены единицами измерений и размечены тремя-пятью метками, однако только 2-3 метки несут округленные числовые обозначения. Поле диаграммы содержит небольшое число элементов изображения. Хороший график имеет 3-5 простых линии, или 2-3 линии с размахами колебаний в ключевых точках, или облако точек и 1-2 прямых линии (регрессии). Хорошая гистограмма несет 3-9 отдельных столбика, или 2-5 парных столиков, или 2-3 строенных столбиков. Аккуратный столбик гистограммы можно вырезать из цветной бумаги и приклеить на ватман.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя, а также анализу методической работы с классными руково...
Дипломная работа на тему "Групповая работа как форма учебного взаимодействия в процессе обучения говорению на старшей ступени"
Данная работа-это дипломный проект, посвященный исследованию такой проблемы, как обучение говорению на старшей ступени обучения с использованием групповой формы работы. Работа состоит из двух частей: ...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)
В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....
дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...
Дипломная работа по теме: Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере учебных военных-сборов
Дипломная работа, по ОБЖ...
Дипломные проекты (дипломные работы) студентов
Фрагменты презентаций выпускных квалификационных работ студентов, рекомендованных к опубликованию по результатам защиты....
Защита дипломных работ в Детской художественной школе №4
Защита дипломных работ в Детской художественной школе №421 мая в стенах Детской художественной школы №4 состоялась защита дипломных работ выпускников 2018 года. Казалось бы только поступили ...