Авторская программа, требования к её разработке
учебно-методический материал на тему
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.
Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_trebovaniya_k_eyo_razrabotke.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональный лицей №25
Авторская программа,
требования к ее разработке
и оформлению
Методические рекомендации
Автор-составитель:
Мысь Е.А.,
методист.
Полысаево 2010
ВведениеВ процессе работы у каждого педагога с годами накапливается много дополнительного материала по предмету, а, используя существующие программы, он видит их недочёты и недостатки. Творчески работающий педагог не остановится на достигнутом и, учитывая запросы работодателей и потребности современного рынка труда, может издать авторскую программу.
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.
Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.
Вспомним прежде, что такое учебная программа.
Учебная программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.
Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).
Авторская программа,
требования к ее разработке и оформлению
Авторская программа - это спроектированная самим педагогом
(автором) на основе собственной методической концепции организационно-содержательная модель воспитательно-образовательного процесса. Она нацелена на обновление профессионального образования и получение имеющих положительную динамику педагогических результатов.
Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.
Классификация авторских программ:
• по способу разработки:
- адаптивные - связаны с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образовательной среде;
- комбинированные - новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;
- радикальные - происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовыми является государственный образовательный стандарт.
• по степени новизны:
- педагогическая инновация - создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т. е. социально значимую для страны и мира) новизну;
педагогическое изобретение - общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;
- педагогическое открытие - установление ранее неизвестных объ-
ективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов,
принципов обучения и воспитания.
Процесс разработки авторской программы
1. Аналитический этап:
- установить наличие программ по данному учебному курсу;
- выявить то, что педагога не устраивает в существующей программе, определить трудности, возникающие у педагога при работе с программой;
- установить причины педагогических трудностей и сформулировать проблему.
2. Этап разработки концепции:
- описать авторскую идею (замысел) новой программы;
- формулировать ожидаемые результаты при работе с новой программой;
- спрогнозировать цели новой программы;
- разработать модель содержания программы;
- разработать модель совместной деятельности педагога и учащихся при работе по новой программе.
3. Этап оформления рабочего варианта программы (текстовое опи-
сание).
4. Этап опытно-экспериментальной проверки авторской про-
граммы:
- разработать программу опытно-экспериментальной проверки;
- отобрать экспериментальные группы;
- подготовить педагогов-экспериментаторов;
- разработать критерии диагностики промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной проверки.
- провести эксперимент;
- осмыслить полученные результаты;
- оформить результаты опытно-экспериментальной проверки;
- провести коррекцию рабочего варианта авторской программы.
5. Конечное оформление авторской учебной программы:
Блоки авторской учебной программы: Введение (пояснительная записка), Концепция программы, Содержание учебного материала, Moдель образовательного процесса, Информационное и научно-методическое обеспечение.
При описании каждого из указанных блоков авторской программы необходимо ответить на поставленные ниже вопросы:
Введение:
- Под какой учебный курс составлена программа?
- Кому она адресована?
- Чем обусловлена необходимость создания данной программы?
Концепция:
- Какое место занимает данный курс в системе профессионального образования?
- Какая основная идея отличает авторскую программу от других, т.е. каков авторский замысел?
- Что нового привносит разработчик (новые цели, новое содержание, новый способ структурирования материала и др.)?
- Что и как изменилось в связи с введением авторской программы?
Содержание программы:
- Каковы цели и назначение программы? (На развитие каких личностных качеств, способностей обучаемых ориентирована программа? Какие типы деятельности осваиваются учениками (поисковый, репродуктивный, коммуникативный, рефлексивный, творческий и др.)? На формирование каких общеучебных и предметных умений она рассчитана? Какие типовые профессиональные задачи осваиваются с помощью данного курса?)
- Какие блоки, разделы, темы, понятия (другие единицы содержания) включены в программу?
Модель образовательного процесса:
- Каковы особенности организации образовательного процесса?
- Каковы особенности деятельности педагога (какие технологии, методики, методы, приемы, техники целесообразно использовать педагогу для достижения поставленных целей и др.)?
3. Каковы особенности деятельности учащихся (как и за счет чего будет повышаться учебная мотивация учащихся: к какой последовательно и почему именно так будет осуществляться деятельность учащихся, каково место и объем самостоятельной работы, «удельный вес» рефлексивной работы и др.)?
4. По каким критериям оцениваются промежуточные и конечные результаты?
Информационное и методическое обеспечение:
- Какая учебная литература для учащихся (учебники, учебные пособия, книга чтения) обеспечивают авторскую программу?
- Какие дидактические материалы рекомендуются педагогу, работающему по авторской программе?
- Какие методические материалы обеспечивают авторский курс (сборники задач и упражнений, практикумы и др.)?
- Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность учащихся по авторской программе (комплекты диагностических и контрольных тестов, контрольных вопросов, задач, заданий и др.)?
- Какими компьютерными программами обеспечивается авторский курс?
- Какие официальные документы сопровождают авторскую программу (концепция образовательного учреждения, образовательный стандарт, сборники законодательных и нормативных актов, правила по технике безопасности)?
- Какая публицистическая, научная и художественная литература (в случае необходимости) поддерживает авторскую программу?
Заключение
Для научно-методического обеспечения непрерывного профессионального образования педагогов и качественной профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования с учётом современных требований методической службе должно быть присуще максимальное удовлетворение запросов педагогов и администрации на педагогические и методические услуги.
В данных методических рекомендациях мы рассмотрели требования к авторской программе, процесс ее разработки, конечное оформление и др. Педагогические работники могут воспользоваться ими и разработать свою авторскую программу.
Список литературы
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
- Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по английскому языку в 3 классе по авторской программе М.З. Биболетовой «Enjoy English» на тему «Распорядок дня сказочного героя».
Разработка открытого урока с презентацией...
Разработка авторской программы по дисциплине Литература
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:- воспроизводить содержание литературного произведения;- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя ...
Методические рекомендации по разработке и оформлению авторской программы дополнительного образования детей
Подробные рекомендации педагогам дополнительного образования по разработке авторской программ ДОД...
Методическая разработка авторской программы элективного курса " Разговорный английский язык" 10-11 классы
Цели и задачи элективного курса, пояснительная записка, программа курса ( 34 ч.), тематическое планирование занятий....
Отчет о разработке и внедрении в МБОУ СОШ № 66 авторской программы военно-патриотического клуба «Поиск»
Одним из важнейших направлений в работе преподавателя ОБЖ является внеурочная деятельность. Для её организации можно использовать уже существующие программы, а можно создать авторские....
Отчет о разработке и внедрении в МБОУ СОШ № 66 авторских программ дополнительного образования "Зарница" и "Юный пожарник"
Обе программы имеют рецензии специалистов Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования (ККИДППО)...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...