эссе на тему : "Курс ОРКСЭ в контексте ФГОС"
статья по теме

в данной работе рассматриваются особенности введения курса ОРКСЭ в  учебный процесс. В нашей школе мы преподаем курс ОРКСЭ с 2012 года. Работа содержит элементы анализа преподавания этого курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_-_kopiya.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Курс ОРКСЭ в контексте ФГОС»

Колычева Екатерина Ивановна

учитель истории,

МАОУ СОШ №22 г. Березники

Тема: «Курс ОРКСЭ в контексте ФГОС»

 «Современный урок - это прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, его активного умственного роста, формирования его нравственных основ» Ю.А.Конаржевский. 

Современное образование находится в процессе модернизации. Первым и наиболее важным этапом является внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где ведущей является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Немаловажное место в этом направлении занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики», целью которого является формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа. Воспитание в системе ценностей, раскрывающихся в мировых религиозных культурах, изучаемых в курсе ОРКСЭ, является устойчивой и совершенной системой воспитания, в которых никогда не изменят и не потеряют своего значения основные понятия: Добро, Зло, Любовь, Долг, Отечество.

В нашей школе был выбран модуль «Основы светской этики».

       Цель изучения данного курса: формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению.

              Курс интересен своим содержанием, способен расширить пространство воспитательной работы школы, направленной на воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине, ее людям, усвоение нравственных ценностей. В рамках плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по данному курсу изучается культура поведения. Как вид нравственных норм и форма проявлений нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.; изучается культура личного самообслуживания, общения , труда.  Младшие школьники изучают правила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе. Формы и методы работы разнообразны и все они направленны на развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникабельных УУД.

В процессе изучения данного курса на уроках использовала различные формы учебной деятельности: групповые, дискуссии, мини-проекты, творческие задания, проигрывание игровых ситуаций на уроке, разбор пословиц, анализ и сравнение разных точек зрения и т.д. Например, на уроках посвещенным темам: «Труд» и «Мое любимое дело» детям предлагалось презентовать то, чем они увлекаются. На уроке «Праздники народов России» учащиеся, работая в группах, узнавали историю и традиции празднования национальных праздникоа народов, населяющих Россию и расписывали пасхальное яйцо. На уроках проводится не мало бесед на этические  темы, применяется диалоговая технология, ведь обсуждение в парах, общее обсуждение способствует развитию логического мышления, речевых умений, эмоциональной сферы личности ребенка, ребята учатся уважать и принимать мнение других.

 Детям предлагались разнообразные домашние задания: работа с учебником (в котором есть после каждого параграфа дополнительные разнообразные задания), создание рисунков (например, тема «Дружба» - создание «созвездия друзей»), написание мини – сочинений («Традиции моей семьи», «Что значит быть патриотом», «Что значит уважать Отечество»), стихов («Мой друг»).

      Духовно-нравственное воспитание школьников предполагает безусловное  взаимопонимание  и сотрудничество с родителями, что становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности. Дети совместно с родителями составляли генеалогическое древо своей семьи, помогали учащимся записать традиции своей семьи, родители приглашались с выступлениями на уроке: «Бережное отношение к родителям», семейные праздники и т.д.

      Курс, по-моему, интересный, необходимый в современном обществе, но при его изучении возникали некоторые сложности:

- курс требует очень большой дополнительной подготовки к занятиям;

- не все родители помогают ребенку в изучении курса (зависит это и от личной заинтересованности педагога и мотивации родителей)

- отсутствие системы оценки достижений и результатов обучения, необходимо изыскивать другие способы мотивации учащихся;

- расширить УМК по данному курсу, модуль «Светская этика» ( разработать методические рекомендации по конкретному модулю и учебнику, разработать рабочую тетрадь, материалы в помощь учителю);

     Несмотря на имеющиеся проблемы, в целом курс вызывает положительные эмоции. Учащиеся высказывают на уроках свое мнение, одобряют или осуждают, соглашаются или спорят. А именно в споре рождается истина.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, духовности и  творческого начала. Я думаю,  что данный курс этому очень способствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Позитивные возможности и сложности преподавания курса ОРКСЭ

Эссе предназначено для преподавателей курса ОРКСЭ в 4-5 классах и для классных руководителей. работающих в классах с представителями разных культурных традиций. Методический материал может пригодиться...

методическая разработка по теме: "Решение уравнений в контексте ФГОС"

Урок проводится в 6 классе. Раздел:  «Преобразование буквенных выражений». Тема урока:  «Решение уравнений».  Место учебного занятия в теме – первый урок из четырёх. На уроке присутству...

доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"

доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"...

эссе на тему "Место и роль курса ОРКСЭ в образовательной программе школы"

Место и роль курса ОРКСЭ в образовательной программе школы...

Эссе на тему « Роль учителя в контексте ФГОС»

На педагоге сегодня лежит огромная ответственность. Именно учитель закладывает основы положительных личностных качеств учащихся. Родители, отдавая ребенка в школу, хотят видеть в педагогах искреннюю л...

Эссе на тему: Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - требование времени.

laquo;Основы духовно-нравственной культуры народов России» - требование времени....