Выступление на заседании ШМО для учителей естественно-математического цикла на тему: "Химический диктант как метод контроля знаний учащихся"
учебно-методический материал на тему
Одним из методических приёмов обеспечивающих успешное усвоение основ химии, является химический диктант.
Цель проверочных диктантов – помочь преподавателю сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, правильно организовать индивидуальную работу с ними целенаправленно готовить к дальнейшему усвоению нового материала. Методически обоснованное проведение химических диктантов позволяет преподавателю своевременно обнаружить пробелы в знаниях учащихся, при этом не требуется специальных занятий для проверки и закрепления изученного материала. Химический диктант – фронтальная письменная работа, рассчитанная на 10 – 15 минут. Он представляет собой систему вопросов или заданий, которые диктует учитель, и ответы, которые учащиеся тут же дают в письменном виде. Ограничение времени на ответы приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует способность рационально расходовать время воспитывает у них собранность и другие качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskiy_diktant_kak_metod_kontrolya_znaniy_uchashchihsya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Химический диктант как метод контроля знаний учащихся
Одним из методических приёмов обеспечивающих успешное усвоение основ химии, является химический диктант.
Цель проверочных диктантов – помочь преподавателю сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, правильно организовать индивидуальную работу с ними целенаправленно готовить к дальнейшему усвоению нового материала. Методически обоснованное проведение химических диктантов позволяет преподавателю своевременно обнаружить пробелы в знаниях учащихся, при этом не требуется специальных занятий для проверки и закрепления изученного материала. Химический диктант – фронтальная письменная работа, рассчитанная на 10 – 15 минут. Он представляет собой систему вопросов или заданий, которые диктует учитель, и ответы, которые учащиеся тут же дают в письменном виде. Ограничение времени на ответы приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует способность рационально расходовать время воспитывает у них собранность и другие качества личности.
Диктант можно проводить почти на каждом уроке на всех его этапах. При проведении химического диктанта преобладает знакомая информация, письменная же речь используется лишь для пояснения символики . Поэтому при составлении химических диктантов включаю вопросы требующие знания изображения химических символов, их назначения и произношения; знания валентности и умения составлять химические формулы по валентности; умения составлять уравнения химических реакций в молекулярной , полной и сокращённой форме и объяснять их сущность ; знания номенклатуры неорганических и органических веществ; знания химических свойств веществ; знания типов химических реакций и условий их протеканий .
Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. Различают индивидуальную, дифференцированную, групповую, фронтальную, устную, письменную, компьютерную, экспериментальную формы контроля знаний учащихся. Внутри этих форм различают методы контроля.
В последнее время все большее значение приобретает компьютерная форма контроля знаний учащихся. Однако не теряет своей актуальности и важности письменная форма контроля, которая может включать в себя методы: химический диктант, контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, проверка письменного домашнего задания.
Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета.
Химический диктант по органической химии по теме «Углеводороды с алифатической цепью»
Он проводится в 10 классе после изучения тем «Алканы», «Алкены», «Циклоалканы», «Диеновые углеводороды», «Алкины». Он является неплохим оценочным испытанием для проверки знаний учащихся по этим темам, а также позволяет закрепить знания о таких важных понятиях в органической химии, как «гомологи» и «изомеры».
Диктант поводится в течение одного урока и преследует цель обобщить знания учащихся по данному разделу органической химии.
При проведении диктанта возможна организация индивидуальной работы или работы учащихся в парах.
Учащиеся выписывают в столбик основные понятия темы «Углеводороды» - алканы, алкены, диены, алкины, циклоалканы, изомеры, гомологи. Учитель зачитывает утверждение о том или ином понятии. Учащиеся напротив каждого понятия ставят номер того утверждения, которое, по их мнению, характеризует данный термин. Затем в конце диктанта проводится проверка знаний и соответствие ответов учащихся правильным ответам.
- Алканы (2, 5, 16)
- Алкены (3, 8, 9, 10)
- Алкины (3, 6, 9, 10, 13, 14)
- Диены (3, 8, 10, 11, 14)
- Циклоалканы (3, 7, 15)
- Изомеры (1, 12)
- Гомологи(4)
- Вещества, имеющие одинаковый качественный состав, но разное строение и свойства. (изомеры)
- Эти углеводороды по-другому называют парафины. (алканы)
- Для этих углеводородов характерны реакции присоединения. (алкены, алкины, циклоалканы, диены)
- Соединения, сходные по химическим свойствам, состав которых отличается друг от друга на одну или несколько групп CH2, называется. (гомологи)
- Представитель этого ряда углеводородов называется болотным газом, потому что выделяется со дна болот. (метан - алканы)
- Вещество, необходимое для проведения реакции Кучерова. Оно относится к следующему ряду углеводородов. (ацетилен - алкины)
- Предельные углеводороды с замкнутой цепью называются... (циклоалканы)
- Для этих углеводородов характерно явление SP2 - гибридизации.. (алкены, диены)
- Углеводороды, обесцвечивающие раствор бромной воды... (алкены, алкины)
- Углеводороды, вступающие в реакцию полимеризации... . (алкены, диены, алкины)
- Производные этих углеводородов являются основным сырьём для получения каучука./ (диены)
- Вещества бутин и бутадиен являются по отношению друг к другу… (изомерами)
- Это вещество можно получить двумя способами, один из которых. называется карбидным. К какому ряду углеводородов оно относится.. (ацетилен, алкины)
- Углеводороды, имеющие в своём составе 2 связи... (алкины, диены)
- Другое название этих углеводородов нафтены (циклоалканы)
- Общая формула этих углеводородов CnH2n+2. (алканы)
Химический диктант по органической химии по теме. «Обобщение знаний об основных кислородсодержащих органических соединениях»
Диктант проводится в начале учебного года в 11 классе при повторении учебного материала 10 класса и в 10 классе при закреплении знаний о кислородсодержащих органических соединениях. Он позволяет оценить знания учащихся о свойствах, получении и применении кислородсодержащих органических соединений.
Учащиеся записывают в столбик следующие термины, обозначающие названия органических веществ: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, простые эфиры, сложные эфиры, фенол, толуол.
Учитель зачитывает утверждения - вопросы. Учащиеся должны записать номер утверждения напротив того класса или классов соединений, для которых, по их мнению, оно справедливо.
После проведения диктанта проверка результатов может осуществляться как самим учителем, так и отдельными учащимися.
Возможна также организация работы в парах для отдельных учащихся.
Диктант позволяет разнообразить знания учащихся о применении органических соединений и тесно связан с жизнью.
Применение данной методической разработки вполне оправдано и дает неплохие результаты при проверке знаний учащихся.
- Cпирты .(3, 7, 16.)
- Альдегиды .(1, 8, 11, 14.)
- Карбоновые кислоты .(1, 2, 6, 12, 17.)
- Простые эфиры. (4, 13.)
- Сложные эфиры .(5.)
- Фенол .(10, 14, 15.)
- Толуол .(9, 15.)
- Эти соединения содержат в своем составе карбонильную группу.. (альдегиды, карбоновые кислоты)
- Соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу, называются.... (карбоновые кислоты)
- При дегидратации этих соединений образуются простые эфиры. Например, диэтиловый эфир. (спирты)
- Представителя этого класса соединений часто используют в медицине для наркоза. (диэтиловый эфир - простые эфиры)
- Эти сложные органические соединения образуются при взаимодействии карбоновых кислот и спиртов. (сложные эфиры)
- Это вещество незаменимо при консервировании овощей. Оно относится к классу... (уксусная кислота - карбоновые кислоты)
- Представители этого класса органических соединений имеют общую формулу СпН2п+1ОН. (спирты)
- Эти органические соединения дают реакцию «серебряного зеркала» и образуются при окислении спиртов(альдегиды)
- Сильно взрывчатое вещество тротил является производным этого соединения. (толуол)
- Это соединение относят к ароматическим спиртам. (фенол)
- Представитель этого класса соединений широко используется в медицине под названием формалин. (40 % - ный водный раствор формальдегида, класс альдегиды)
- Как и их неорганические аналоги представители этого класса веществ легко взаимодействуют с металлами, оксидами металлов и основаниями. (карбоновые кислоты)
- Общая формула этих соединений R-O-R. (простые эфиры)
- Эти соединения хорошо используются при производстве смол и пластмасс. (фенолформальдегидные смолы - фенол, альдегиды)
- В структурных формулах молекул этих соединений присутствует бензольное кольцо. (фенол, толуол)
- Эти соединения имеют суффикс ол в названиях. (спирты)
- Это соединение широко используется для производства мыла. (стеариновая кислота С17Н35СООН - карбоновые кислоты)
Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
После изучения темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе проводится химический диктант, позволяющий проверить знания учащихся о свойствах оксидов, кислот, оснований и солей. Он развивает у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований, кислот, солей, а также закрепляет знания учащихся по данной теме.
Учитель записывает на доске изученные термины и зачитывает утверждения, в которых говорится о данных соединениях. Учащиеся записывают номер того утверждения, которое соответствует данному термину. На выполнение задания отводится 10 - 15 минут.
- Оксиды (2,3,5,12,13,15)
- Основания (4,7)
- Кислоты (6, 14)
- Соли (1,3,9,11)
- Щелочи (4,7,8)
- Представитель этой группы веществ часто используется для приготовления пищи и носит название хлорид натрия. (соль - NaCl)
- Эти соединения образуются при горении простых веществ. (оксиды)
- Продукты реакций взаимодействия кислот и оснований относятся к классам... (оксиды - H 2O, соли)
- Вещество едкое кали относится к этому классу соединений. (основания, щелочи)
- Они бывают кислотные, основные, амфотерные. (оксиды)
- При растворении SO2 в воде образуется соединение, которое относится к классу... (кислот - H2SO3 - сернистая кислота)
- Эти соединения состоят из атомов металлов и гидроксильных групп. (основания, щелочи)
- Растворимые в воде основания называются... (щелочи)
- Эти соединения делятся на 3 группы. Бывают кислые, основные и средние... (соли)
- Соединения этого класса веществ используются под названием «сода» в быту. (соли - Na2CO3; NaHCO3)
- Соединения, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков, носят название... (соли)
- Соединения, общий состав которых выражается общей формулой RxOy, называются... (оксиды)
- Эти соединения образуются при разложении нерастворимых в воде оснований. (оксиды)
- С этими веществами могут реагировать не все металлы, а лишь некоторые, стоящие до водорода в ряду активности металлов, способные выделять его в свободном виде. (кислоты)
- При восстановлении этих соединений водородом образуются чистые металлы. (оксиды)
Диктант может быть предложен учащимся при повторении курса неограниченной химии 8 класса на первых уроках в 9 классе.
Результаты и проверка диктанта проходят совместно с учащимися: исправляются ошибки, неточности.
Литература:
Е.П. Сгибнева, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии.
Ростов – на – Дону, «Феникс», 2002 год.
Г.М.Чернобельская. Методика обучения химии в средней школе. Москва, «Владос», 2000 год.
Учебники химии для учащихся 8 – 11 классов разных авторов.
Выступление на заседании ШМО для учителей естественно-математического цикла на тему:
"Химический диктант как метод контроля знаний учащихся"
Учитель биологии и химии: Маршенко И.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы контроля знаний учащихся
В данной статье рассматриваются различные формы и методы контроля знаний учащихся...
Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии.
На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, удобен в использовании метод тестирования.Тесты на уроках технологии используются не только для контроля...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 03.2013г доклад Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии
Выступление на МО. Рапространение педагогического опыта,...
Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках математики
Систематическая проверка знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы проверки, н...
Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...
Выступление на заседании учителей естественно-математического цикла «Метод проектов как условие развития творческой личности»
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине....
Формы и методы контроля знаний учащихся в 5-11 классах
Последовательно работая над привитием умений, связанных с контролем и самоконтролем в математической деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. При этом растёт общая математическая ку...