Материал для выступления на ШМО. Конвенция о правах ребенка.
материал по теме

Фаркова Галина Вениаминовна

Конвенция о правах ребенка. История создания. Основные положения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konvenciya.odt18.3 КБ

Предварительный просмотр:

    Школьное методическое объединение

                   МБОУ «СОШ №5»

   

    Тема:Конвенция

    о правах ребенка

     Доклад подготовила: учитель русского языка

                               и литературы

                                Фаркова Г.В.

                                Торжок 2013

                                     

                                         1. Что  такое  « Конвенция  о  правах  ребёнка » ?

    Конвенция  о  правах  ребёнка — это  первый  и  основной  международный  правовой  документ  обязательного  характера,  который  определяет  права  детей  в  государствах-участниках.  Новаторство  Конвенции  заключается  не  только  в  объёме  прав,  определённых  для  ребёнка.  Некоторые  из  них  были  впервые  зафиксированы  именно  в  этом  правовом  документе.  

                                        2.  История  создания  Конвенции  о  правах  ребёнка

   В  1946 г. Генеральная  Ассамблея  ООН  образует  собственный  Детский  фонд  ( ЮНИСЕФ ).  Это    стало  первым  шагом  организации  по  защите  прав  ребёнка.

   Через  два  года  ( в 1948 г. )  ООН  принимает  Всеобщую  декларацию  прав  человека.  В  некоторых  её  положениях  признаётся,  что ребёнок  является  объектом  особой  защиты   своего    государства.

   Однако  первым  актом  ООН,  касающимся  конкретно  прав  ребёнка,  стала  принятая  в  1959 г.  Декларация  прав  ребенка.  В  ней  были  сформулированы  10  принципов,  определяющих  действия  тех  людей,  которые  отвечают  за  осуществление  полноты  прав  детей.  Цель  этого  документа — гарантировать  ребёнку  пользование  всеми  правами  и  свободами  на  его  благо  и  благо  общества.

   В  честь  20-летия  Декларации  прав  ребёнка  ООН  провозгласил  1979 г.  Международным  годом  ребёнка,  а  в  ознаменование  этого  события  был  выдвинут  ряд  правовых  инициатив,  в  числе  которых  было  предложение,  выдвинутое  Польшей,  о  рассмотрении  проекта  Конвенции  о  правах  ребёнка.

   Работа  над  проектом  велась  10  лет,  и  20  ноября  1989 г.  текст  Конвенции  был  принят  резолюцией  Генеральной  Ассамблеи  ООН. С  1996 г.  день  принятия  Конвенции  о  правах  ребёнка  отмечается  как  День  прав  ребёнка.  

   26  января  1990 г.  началось  подписание  Конвенции,  а  в  силу  она  вступила  2  сентября  после  её  ратификации  20-ю  странами.  Документ  открыт  для  подписания  всеми  государствами,  не  зависимо  от  того,  является  ли  государство  членом  ООН.

   Поправка  в  Конвенцию  вносилась  только в  1995 г.  ( п. 2. ст. 43 ),  которая  вступила  в  силу  в  2002 г..

   В  2002 г.  приняты  и  вступили  в  силу  два  факультативных  протокола  к  Конвенции — об  участии  детей  в  вооруженных  конфликтах  и  о  торговле  детьми,  детской  проституции  и  порнографии.

   В  2011 г.  открыт  для  подписания  третий  факультативный  протокол, который  предусматривает  возможность  рассмотрения  Комитетом  по  правам  ребёнка  жалоб  о  нарушении   Конвенции странами-участницами.

                                           3. Краткое  содержание  документа

Часть  первая

  • Статьи  1-4  определяют  понятие  «ребёнок»,  утверждают  обязательства  государств-участников  по осуществлению  его  прав,  закреплённых  в  Конвенции,  и  определяют  особую  важность  интересов  ребёнка.

   

  • Статьи  5-17  определяют  права  ребёнка ( на жизнь,  имя,  гражданство,  право знать своих родителей,  право  на  их  заботу  и  на неразлучение,  права  на  выражение  своих  взглядов, свободу  совести  и  религии,  доступ  к  распространению  информации и т.д.) и  права  и  обязанности  обоих  родителей  по  отношению  к  детям.

  • Статьи  18-27  определяют  обязанности  государства  по   отношению  к   родителям  и  их  законным опекунам,  защищают   детей от жестокого обращения,  определяют   права  детей, лишённых семейного окружения,   неполноценных  и  усыновлённых  детей,  беженцев,  права  детей  на  здравоохранение  и  социальное обеспечение.

  • Статьи  28-31  закрепляют  права  детей  на  образование,  пользование  родным  языком ,  отдых  и досуг.

  • Статьи  32-36  устанавливают  ответственность  государства  в  защите  прав  детей ( за  допущение    эксплуатации,  употребление  ребёнком  наркотиков,  совращение,  похищение  и  торговлю  детьми ).

  • Статьи  37-41  запрещают  применять  смертную  казнь  и  пожизненное  тюремное  заключение  за преступления, совершённые  детьми,  не  достигшими  18-летнего  возраста ,  определяют права ребёнка  при  его  обвинении  в  преступных  деяниях,  а также  права  детей  на  защиту  во  время вооружённых  конфликтов  и  войн.

Часть  вторая

  • Статьи  42-45  рассказывают  и  обязывают  государства  информировать  детей  и  взрослых  о Комитете  по  правам  ребёнка,  о  его структуре,  функциях,  правах  и  обязанностях.

Часть  третья

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.

  •                                         4.  Воспитание  в  Конвенции  о  правах  ребёнка

   Конвенция  о  правах  ребёнка — это  не  только  перечень  прав  ребёнка  и  документ,  определяющий  обязанности  родителей  и  государства  по  отношению  к  нему.  Соблюдение  странами-участницами  положений,  прописанных  в  ней,  способствует  реализации  следующих  воспитательных  задач:

  1. 1) развитие  личности,  умственных и физических способностей ребёнка в их  полном объёме;

2) воспитание  уважения  к  правам  и  свободам  человека ,  а  также  принципам,  провозглашенным  в Уставе  Организации  Объединённых Наций;  

3)  воспитание  уважения  к  родителям  ребёнка,   его ценностям,  а  также   национальным ценностям не  только  его  собственной  страны,  но  и  других  стран;

4)  подготовка  ребёнка  к   жизни  в свободном  обществе  в  духе  мира,  терпимости, равноправия  и  дружбы  между  всеми  людьми  и  народами;

5) воспитание  уважения  к  окружающей  природе.

                                                                       

                                                                  Содержание

1. Что  такое  « Конвенция  о  правах  ребенка »?

2. История  создания  Конвенции  о  правах  ребенка.

3. Краткое  содержание  документа.

4. Воспитание  в  Конвенции  о  правах  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Цель: изучение данных документов....

Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".

На уроке учащиеся  будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"

Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...