Материал для выступления на ШМО. Конвенция о правах ребенка.
материал по теме
Конвенция о правах ребенка. История создания. Основные положения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konvenciya.odt | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьное методическое объединение
МБОУ «СОШ №5»
Тема:Конвенция
о правах ребенка
Доклад подготовила: учитель русского языка
и литературы
Фаркова Г.В.
Торжок 2013
1. Что такое « Конвенция о правах ребёнка » ?
Конвенция о правах ребёнка — это первый и основной международный правовой документ обязательного характера, который определяет права детей в государствах-участниках. Новаторство Конвенции заключается не только в объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из них были впервые зафиксированы именно в этом правовом документе.
2. История создания Конвенции о правах ребёнка
В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН образует собственный Детский фонд ( ЮНИСЕФ ). Это стало первым шагом организации по защите прав ребёнка.
Через два года ( в 1948 г. ) ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека. В некоторых её положениях признаётся, что ребёнок является объектом особой защиты своего государства.
Однако первым актом ООН, касающимся конкретно прав ребёнка, стала принятая в 1959 г. Декларация прав ребенка. В ней были сформулированы 10 принципов, определяющих действия тех людей, которые отвечают за осуществление полноты прав детей. Цель этого документа — гарантировать ребёнку пользование всеми правами и свободами на его благо и благо общества.
В честь 20-летия Декларации прав ребёнка ООН провозгласил 1979 г. Международным годом ребёнка, а в ознаменование этого события был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, выдвинутое Польшей, о рассмотрении проекта Конвенции о правах ребёнка.
Работа над проектом велась 10 лет, и 20 ноября 1989 г. текст Конвенции был принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. С 1996 г. день принятия Конвенции о правах ребёнка отмечается как День прав ребёнка.
26 января 1990 г. началось подписание Конвенции, а в силу она вступила 2 сентября после её ратификации 20-ю странами. Документ открыт для подписания всеми государствами, не зависимо от того, является ли государство членом ООН.
Поправка в Конвенцию вносилась только в 1995 г. ( п. 2. ст. 43 ), которая вступила в силу в 2002 г..
В 2002 г. приняты и вступили в силу два факультативных протокола к Конвенции — об участии детей в вооруженных конфликтах и о торговле детьми, детской проституции и порнографии.
В 2011 г. открыт для подписания третий факультативный протокол, который предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб о нарушении Конвенции странами-участницами.
3. Краткое содержание документа
Часть первая
- Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок», утверждают обязательства государств-участников по осуществлению его прав, закреплённых в Конвенции, и определяют особую важность интересов ребёнка.
- Статьи 5-17 определяют права ребёнка ( на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на их заботу и на неразлучение, права на выражение своих взглядов, свободу совести и религии, доступ к распространению информации и т.д.) и права и обязанности обоих родителей по отношению к детям.
- Статьи 18-27 определяют обязанности государства по отношению к родителям и их законным опекунам, защищают детей от жестокого обращения, определяют права детей, лишённых семейного окружения, неполноценных и усыновлённых детей, беженцев, права детей на здравоохранение и социальное обеспечение.
- Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком , отдых и досуг.
- Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей ( за допущение эксплуатации, употребление ребёнком наркотиков, совращение, похищение и торговлю детьми ).
- Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение за преступления, совершённые детьми, не достигшими 18-летнего возраста , определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн.
Часть вторая
- Статьи 42-45 рассказывают и обязывают государства информировать детей и взрослых о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях.
Часть третья
- Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.
- 4. Воспитание в Конвенции о правах ребёнка
Конвенция о правах ребёнка — это не только перечень прав ребёнка и документ, определяющий обязанности родителей и государства по отношению к нему. Соблюдение странами-участницами положений, прописанных в ней, способствует реализации следующих воспитательных задач:
- 1) развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка в их полном объёме;
2) воспитание уважения к правам и свободам человека , а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
3) воспитание уважения к родителям ребёнка, его ценностям, а также национальным ценностям не только его собственной страны, но и других стран;
4) подготовка ребёнка к жизни в свободном обществе в духе мира, терпимости, равноправия и дружбы между всеми людьми и народами;
5) воспитание уважения к окружающей природе.
Содержание
1. Что такое « Конвенция о правах ребенка »?
2. История создания Конвенции о правах ребенка.
3. Краткое содержание документа.
4. Воспитание в Конвенции о правах ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Цель: изучение данных документов....
Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".
На уроке учащиеся будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...
Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"
Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...
Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")
Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...