Школьное методическое объединение учителей: советы начинающему председателю ШМО.
статья по теме
Школьное методическое объединение учителей: советы начинающему председателю ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mo.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьное методическое объединение учителей: советы начинающему председателю ШМО.
Работа Евелевой С.Ю. – методиста – председателя ШМО учителей предметов естественного цикла ГБОУ лицей №329 Невского района г. Санкт-Петербурга
Школьное методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ( статья 32) организация и деятельность методических объединений относится к компетенции общеобразовательного учреждения. ШМО возглавляет председатель из числа наиболее опытных и квалифицированных педагогов, который пользуется уважением коллег-педагогов и администрации учебного заведения. Председателя ШМО назначает директор образовательного заведения приказом в начале учебного года.
Для продуктивной работы председателю ШМО необходимо ознакомиться с Положением о работе ШМО, с должностными обязанностями председателя ШМО, знать нормативные документы, иметь основные сведения об учителях, входящих в состав методического объединения. Примеры некоторых таких документов представлены в данной работе.
Основные сведения об учителе.
Фамилия_____________________________________________________
Имя _________________________________________________________
Отчество_____________________________________________________
Образование(что окончил и когда)_________________________________________________________
Специальность________________________________________________
Трудовой стаж________________________________________________
Педагогический стаж___________________________________________
Квалификационная категория___________________________________
Дата последней аттестации_____________________________________
Методическая тема____________________________________________
Основные педагогические достижения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примерное положение о школьных предметных олимпиадах1
(можно использовать при работе методического объединения)
- Общие положения
- Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умения применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих логического мышления.
- Предметные олимпиады проводятся с целью выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.
- Задачи школьных предметных олимпиад:
- пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к творческой деятельности;
- создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся ранней профилизации;
- привлечение учащихся к научно-практической деятельности;
- выявление наиболее способных школьников для участия в городских предметных олимпиадах.
1.4. Школьные олимпиады являются первым этапом
Всероссийской олимпиады и проводятся
общеобразовательным учреждением.
- Участники олимпиады.
- Количество и состав участников определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно. В школьных предметных олимпиадах могут принимать участие все желающие.
- Победители школьных предметных олимпиад направляются для участия во втором этапе Всероссийской олимпиады.
- Порядок организации и проведения олимпиады.
- Для организации и проведения школьных предметных олимпиад создается оргкомитет во главе с заместителем директора по научно-методической работе или по учебно- воспитательной работе .
- К участию в работе оргкомитета привлекаются руководители школьных методических объединений и учителя.
- Деятельность оргкомитета регламентируется данным положением.
- Сроки проведения и перечень предметов, по которым проводятся олимпиады, устанавливаются общеобразовательным учреждением в зависимости от традиций, плана работы и рекомендаций ИНМЦ. Сроки проведения предметных олимпиад утверждаются директором школы.
- Содержание заданий и форма проведения олимпиад разрабатываются членами оргкомитета в соответствии с особенностями каждого учебного предмета. Содержание заданий и критерии оценивания обсуждаются и утверждаются на методических объединениях. При необходимости задания для первого тура предметных олимпиад можно получить в научно-методическом информационном центре (ИНМЦ).
- Со сроками и порядком проведения любой школьной олимпиады учащиеся должны быть ознакомлены не менее чем за 10 дней до ее проведения.
- Школьные предметные олимпиады проводятся в учебные дни по согласованию с администрацией.
- Олимпиадные работы проверяются компетентным жюри, состоящим из учителей предметников. Каждое задание оценивается отдельно.
- Результаты объявляются участникам олимпиады не позднее чем через два дня после ее проведения.
- Победителем ( 1 место) и призерами ( 2 – 3 место) считаются учащиеся по каждой параллели, набравшие наибольшее количество баллов за всю работу.
- Информация о победителях и призерах школьного тура олимпиад доводится до всего коллектива школы с помощью стенгазет, информационных бюллетеней и т.д.
- Права участников школьного тура предметных олимпиад.
- Победители и призеры школьного тура предметных олимпиад могут быть награждены грамотами или подарками за счет средств, изысканных оргкомитетом
- Победители школьного тура предметных олимпиад по каждому предмету направляются для участия в следующем туре.
- Каждый участник школьного тура вправе ознакомиться со своей работой и получить все необходимые пояснения от членов жюри.
- Обучающиеся, которые хотели принять участие в школьном этапе предметной олимпиады, но не смогли ( по болезни или по другой уважительной причине), могут получить специальные индивидуальные задания.
- Ответственность.
5.1 Организаторы олимпиады и учителя – предметники несут ответственность за неподготовку олимпиадных заданий и за срыв сроков олимпиады.
5.2. Члены жюри несут ответственность за объективность проверки олимпиадных работ.
6. Делопроизводство.
6.1. Отчет и протокол о проведении школьной предметной олимпиады составляется ответственным лицом.
6.2. Отчет и протокол по каждой предметной олимпиаде предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе . На их основании делается общий отчет о школьном туре предметной олимпиады.
__________________________________________
- материалы взяты из пособия О.И.Медведева, Т.А.Кобзарева «Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно- методические материалы», Волгоград, «Учитель», 2009 г.
Примерное положение о школьной предметной неделе2 ( можно использовать при работе методического объединения)
- Общие положения.
- Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетенции учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
- Задачи предметной недели:
- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым школьным дисциплинам;
- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
2. Организация и порядок проведения предметной недели.
2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.
2.2. План подготовки и проведения предметной недели разрабатывается методическим объединением, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором школы не позднее чем за две недели до начала ее проведения.
2.3. Организатором предметной недели является методическое объединение.
2.4. Участниками предметной недели являются:
- все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя;
- ученики школы, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.
2.5. В рамках предметной недели могут проводиться:
- предметные олимпиады, смотры, конкурсы , викторины и т.п.
- открытые уроки;
- внеклассные мероприятия по параллели учебных классов или
между параллелями;
- общешкольные мероприятия;
- экскурсии.
2.6. Проведение предметной недели сопровождается разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы .
2.7. По итогам предметной недели наиболее активные ее участники ( как учителя, так и учащиеся) поощряются.
2.8. По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
3. Документация.
3.1. По итогам предметной недели руководитель МО сдает заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который курирует ее проведение, следующие документы:
- план предметной недели;
- тексты заданий для проведения предметных олимпиад, викторин, смотров, протоколы с их результатами;
- планы или сценарии открытых мероприятий;
- анализ итогов предметной недели ( справка).
__________________________________________
2. материалы взяты из сборника О.И.Медведева, Т.А.Кобзарева «Организация работы методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы»., Волгоград , «Учитель»,2009г.
Анализ урока3
(Может быть использован в работе председателя ШМО)
Дата ________________________________________________________
Класс _______________________________________________________
Кол-во учащихся: в классе _____________на уроке_________________
Предмет_____________________________________________________
Тема урока___________________________________________________
ПОКАЗАТЕЛИ | КРИТЕРИИ |
| |
Тема урока, ее соответствие программе | - соответствует - в основном соответствует - в основном не соответствует - не соответствует |
Дидактическая цель урока, ее определенность | |
Тип урока | - овладение новыми знаниями - формирование и усвоение умений и навыков - обобщение и систематизация знаний - повторения, закрепления или комплексного применения знаний, умений и навыков - контрольно-проверочный - комбинированный |
Основные структурные компоненты урока, его этапы | |
Задачи каждого этапа урока, их решение в ходе урока | |
Методы обучения, применяемы на каждом этапе, их эффективность и разнообразие | |
Средства обучения, применяемые на уроке, их уместность и технологичность | |
Результаты урока, их соответствие поставленной цели | - соответствует - в основном соответствует - в основном не соответствует - не соответствует |
2. Содержательный анализ | |
Соответствие содержания урока учебной программе | - соответствует - в основном соответствует - в основном не соответствует - не соответствует |
Оптимальность объема содержания урока | |
Единицы содержания урока ( представления или понятия), их системность и последовательность (индукция и дедукция) | |
Доступность содержания урока для учащихся | - доступно - частично доступно - частично недоступно - недоступно |
Способы представления содержания урока, их адекватность | |
Наглядность содержания, его связь с жизнью учащихся | |
Актуальность содержания урока в обучении и повседневной жизни учащихся | |
Степень усвоения содержания урока учащимися, наличие обратной связи на уроке | |
3. Психологический анализ | |
Педагогический стиль работы учителя | - авторитарный - либерально-демократический - гуманный |
Общая психологическая атмосфера на уроке, интенсивность и темп урока | Атмосфера: - комфортная - удовлетворительная - дискомфортная Интенсивность: - высокая - средняя - низкая Темп: - быстрый - нормальный - медленный |
Использование приемов активизации познавательной активности учащихся | |
Использование приемов релаксации | |
Наличие интриги, коллизии, проблемы урока | |
Возможности диалогического и полилогического общения на уроке | |
Учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся | - учитываются - в основном учитываются - в основном не учитываются - не учитываются |
Соответствие атмосферы урока его целям и задачам | - соответствует - в основном соответствует - в основном не соответствует - не соответствует |
Заключение эксперта:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________
3. Материалы взяты из сборника Л.Л.Олиференко .Аттестация учителей химии и биологии. Методические рекомендации. Айрис- Пресс, Москва, 2007
САМОАНАЛИЗ УРОКА4
(Материалы могут быть использованы в работе учителями)
- Цель урока
- Комплексный характер цели: наличие образовательного, воспитательного и развивающего аспектов.
- Реальность достижения цели на уроке.
- Связь цели данного урока с целями предшествующих учебных занятий.
- Степень принятия цели урока детьми, ее осознание и мотивация учебной деятельности.
- Тип урока.
- Соответствие выбранного урока его цели
- Влияние правильности выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока.
- Структура урока.
- Соответствие структуры урока его типу и дидактическим целям.
- Наличие в структуре урока этапов, дополняющих его дидактическую основу.
- Наличие взаимных связей между этапами.
- Влияние структуры урока на достижение его цели.
- Содержание, формы и методы обучения на каждом этапе
урока.
- Научность и доступность учебной информации
- Глубина содержания, полнота его передачи.
- Соответствие форм и методов учебной деятельности содержанию материала, наличие между ними взаимных связей.
- Анализ познавательной активности учащихся. ( Какие формы преобладали на уроке? Чем это вызвано? Оказало ли существенное влияние на достижение цели урока?)
- Итоги урока, оценка результативности урока.
- Анализ приращений в ЗУН.
- Уровень достижения цели:
- достигнута полностью
- достигнута частично
- не достигнута
3. Перечисление факторов, оказавших положительное влияние на достижение цели урока
4. Причины, препятствующие полному достижению цели урока.
5. Урок в системе уроков, Примерное планирование следующего урока.
__________________________________________
4. Материалы взяты из сборника Л.Л.Олиференко. Аттестация учителей химии и биологии. Методические рекомендации., Айрис-Пресс, Москва, 2007
Посещение учителями МО открытых мероприятий в районе и городе по предметам естественного цикла в 20..-20.. уч. году.
(Данная форма может быть использована председателем ШМО для составления отчета о работе)
Предмет -______________ Учитель:_________________
Дата | Тема(предмет) | Место проведения |
Результативность обучения _______________(предмет) в ГБОУ ___________
По итогам 20..-20.. учебного года.
Учитель Ф.И.О)____________________________________________________________
(Данная сводная таблица может быть использована председателем ШМО для составления отчета )
Класс | Общее кол-во уч-ся | Кол-во уч-ся на «5» | Кол-во уч-ся на «4» | Кол-во уч-ся на «3» | Кол-во уч-ся на «2» | Неаттестов. | Кач-во знаний в % |
Общее кол-во классов | Общее кол-во уч-ся | Общее кол-во уч-ся на «5» | Общее кол-во уч-ся на «4» | Общее кол-во уч-ся на «3» | Общее кол-во уч-ся на «2» | Общее кол-во неаттестов. | Кач-во знаний в % |
Литература по теме: "Методическая работа в школе" ( в помощь председателю ШМО)
- Бурденюк З. Схема анализа работы методического объединения.// Завуч-2003-1-с.2
- Будникова В. Школьный методический кабинет. //Методист- 2004-1-с.18.
- Буяенова Т. Планирование, организация и контроль за деятельностью методобъединений в условиях развития образовательного учреждения.// Завуч-2002-6-с.14
- Жидкова Н. Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности проектирования учебного процесса.//Методист-2003-5-с.18.
- Макарова Т. Планирование и организация методической работы в школе.- М: Педагогический поиск,2002-160с.
- Маслова О. Информационная функция методической службы. //Дополнительное образование- 2001-3-с.21.
- Медведева О.И., Кобзарева Т.А. Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2009 – 135с.
- Пахомова Е. Методическая служба: современные требования и пути преобразования.//Методист- 2004-2-с.11
- Положение о методическом объединении учителей-предметников. /Директор школы.Практика административной работы в школе.-2001-7-с.23
- Чикурова М. Организация методической работы в школе. //Директор школы.Практика административной работы в школе,-2001-7-с.7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Дается полный анализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы за год...
Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя
Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты...
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе учителя математики"
Выступление на ШМО учителей математики и информатики на тему "Современныетехнологии в работе учителя математики"...
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...
ВЫПИСКА из протокола № 2 от 30. 10. 2023г заседания учителей развивающего цикла школьного методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, черчения, ОБЖ, физической культуры
ВЫПИСКАиз протокола № 2 от 30. 10. 2023г заседания учителей развивающего цикла школьного методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, черчения, ОБЖ, физической ку...
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...