Школьное методическое объединение учителей: советы начинающему председателю ШМО.
статья по теме

Евелева Светлана Юрьевна

Школьное методическое объединение учителей: советы начинающему председателю ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mo.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное методическое объединение учителей: советы начинающему председателю ШМО.

Работа Евелевой С.Ю. – методиста – председателя ШМО учителей предметов естественного цикла ГБОУ лицей №329 Невского района г. Санкт-Петербурга

           Школьное методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

  В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  ( статья 32) организация и деятельность методических объединений относится к компетенции общеобразовательного учреждения. ШМО возглавляет председатель из числа наиболее опытных и квалифицированных педагогов, который пользуется уважением коллег-педагогов и администрации учебного заведения. Председателя ШМО назначает директор образовательного заведения приказом в начале учебного года.

    Для  продуктивной работы председателю ШМО необходимо ознакомиться с Положением о работе ШМО, с должностными обязанностями председателя ШМО, знать нормативные документы, иметь основные сведения об учителях, входящих  в состав методического объединения. Примеры некоторых таких документов представлены в данной работе.

Основные сведения об учителе.

Фамилия_____________________________________________________

Имя _________________________________________________________

Отчество_____________________________________________________

Образование(что окончил и когда)_________________________________________________________

Специальность________________________________________________

Трудовой стаж________________________________________________

Педагогический стаж___________________________________________

Квалификационная категория___________________________________

Дата последней аттестации_____________________________________

Методическая тема____________________________________________

Основные педагогические достижения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Примерное положение о школьных предметных олимпиадах1

(можно использовать при работе методического объединения)

  1. Общие положения
  1. Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умения применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих логического мышления.
  2. Предметные олимпиады проводятся с целью выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.
  3. Задачи школьных предметных олимпиад:

- пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к творческой деятельности;

- создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся ранней профилизации;

- привлечение учащихся к научно-практической деятельности;

- выявление наиболее способных школьников для участия в городских предметных олимпиадах.

      1.4.  Школьные олимпиады являются первым этапом

             Всероссийской олимпиады и проводятся

             общеобразовательным учреждением.

  1. Участники олимпиады.
  1. Количество и состав участников определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно. В школьных предметных олимпиадах могут принимать участие все желающие.
  2. Победители школьных предметных олимпиад направляются для участия во втором этапе Всероссийской олимпиады.
  1. Порядок организации и проведения олимпиады.
  1. Для организации и проведения школьных предметных олимпиад создается оргкомитет во главе с  заместителем директора по научно-методической работе или по учебно- воспитательной работе .
  2. К участию в работе оргкомитета привлекаются руководители школьных методических объединений и учителя.
  3. Деятельность оргкомитета регламентируется данным положением.
  4. Сроки проведения и перечень предметов, по которым проводятся олимпиады, устанавливаются общеобразовательным учреждением в зависимости от традиций, плана работы и рекомендаций ИНМЦ. Сроки проведения предметных олимпиад утверждаются директором школы.
  5. Содержание заданий и форма проведения олимпиад разрабатываются членами оргкомитета в соответствии с особенностями каждого учебного предмета. Содержание заданий и критерии оценивания обсуждаются и утверждаются на методических объединениях. При необходимости задания для первого тура предметных олимпиад можно получить в научно-методическом информационном центре (ИНМЦ).
  6. Со сроками и порядком проведения любой школьной олимпиады учащиеся должны быть ознакомлены не менее чем за 10 дней до ее проведения.
  7. Школьные предметные олимпиады проводятся в учебные дни по согласованию с администрацией.
  8. Олимпиадные работы проверяются компетентным жюри, состоящим из учителей предметников. Каждое задание оценивается отдельно.
  9. Результаты  объявляются участникам олимпиады не позднее чем через два дня  после ее проведения.
  10. Победителем ( 1 место) и призерами ( 2 – 3 место) считаются учащиеся по каждой параллели, набравшие наибольшее количество баллов за всю работу.
  11. Информация о победителях и призерах школьного тура олимпиад доводится до всего коллектива школы с помощью стенгазет, информационных бюллетеней и  т.д.
  1. Права участников школьного тура предметных олимпиад.
  1. Победители и призеры школьного тура предметных олимпиад могут быть награждены грамотами или подарками за счет средств, изысканных оргкомитетом
  2. Победители школьного тура предметных олимпиад по каждому предмету направляются для участия в следующем туре.
  3. Каждый участник школьного тура вправе ознакомиться со своей работой и получить все необходимые пояснения от членов жюри.
  4. Обучающиеся, которые хотели принять участие в школьном этапе предметной олимпиады, но не смогли ( по болезни или по другой уважительной причине), могут получить специальные индивидуальные задания.
  1. Ответственность.

 5.1 Организаторы олимпиады и учителя – предметники несут ответственность за неподготовку олимпиадных заданий и за срыв сроков олимпиады.

 5.2. Члены жюри несут ответственность за объективность проверки олимпиадных работ.

 6. Делопроизводство.

  6.1. Отчет и протокол о проведении школьной предметной олимпиады составляется ответственным лицом.

  6.2. Отчет  и протокол по каждой предметной олимпиаде предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе . На их основании делается общий отчет о школьном туре предметной олимпиады.

 

__________________________________________

  1. материалы взяты из пособия О.И.Медведева, Т.А.Кобзарева «Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно- методические материалы», Волгоград, «Учитель», 2009 г.

Примерное положение о школьной предметной неделе2   ( можно использовать при работе методического объединения)

  1. Общие положения.
  1. Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетенции учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
  2. Задачи предметной недели:

      - совершенствовать профессиональное мастерство педагогов,               организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

     - вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым школьным дисциплинам;

     - выявление обучающихся,  которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок проведения предметной недели.

2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.

2.2. План подготовки и проведения предметной недели разрабатывается методическим объединением, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором школы не позднее чем за две недели до  начала ее проведения.

2.3. Организатором предметной недели является методическое объединение.

2.4. Участниками предметной недели являются:

   - все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин        образовательной области, по которым проводится предметная неделя;

   - ученики школы, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.

2.5. В рамках предметной недели могут проводиться:

        - предметные олимпиады, смотры, конкурсы , викторины и т.п.

        - открытые уроки;

        - внеклассные мероприятия по параллели учебных классов или

          между параллелями;

        - общешкольные мероприятия;

        - экскурсии.

     2.6. Проведение предметной недели сопровождается разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы .

     2.7. По итогам предметной недели наиболее активные ее участники ( как учителя, так и учащиеся) поощряются.

     2.8. По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в  ходе недели.

 3. Документация.

      3.1. По итогам предметной недели руководитель МО сдает заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который курирует ее проведение, следующие документы:

      - план предметной недели;

      - тексты заданий для проведения предметных олимпиад, викторин, смотров, протоколы с их результатами;

      - планы или сценарии открытых мероприятий;

      - анализ итогов предметной недели ( справка).

     

                     

__________________________________________

2. материалы взяты из сборника О.И.Медведева, Т.А.Кобзарева «Организация работы методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы»., Волгоград , «Учитель»,2009г.

Анализ урока3

(Может быть использован в работе председателя ШМО)

Дата ________________________________________________________

Класс _______________________________________________________

Кол-во учащихся: в классе _____________на уроке_________________

Предмет_____________________________________________________

Тема урока___________________________________________________

ПОКАЗАТЕЛИ

КРИТЕРИИ

  1. Дидактический анализ

Тема урока, ее соответствие программе

- соответствует

- в основном соответствует

- в основном не соответствует

- не соответствует

Дидактическая цель урока, ее определенность

Тип урока

- овладение новыми знаниями

- формирование и усвоение умений и навыков

- обобщение и систематизация знаний

- повторения, закрепления или комплексного применения знаний, умений и навыков

- контрольно-проверочный

- комбинированный

Основные структурные компоненты урока, его этапы

Задачи каждого  этапа урока, их решение в ходе урока

Методы обучения, применяемы на каждом этапе, их эффективность и разнообразие

Средства обучения, применяемые на уроке, их уместность и технологичность

Результаты урока, их соответствие поставленной цели

- соответствует

- в основном соответствует

- в основном не соответствует

- не соответствует

2. Содержательный анализ

Соответствие содержания урока  учебной программе

- соответствует

- в основном соответствует

- в основном не соответствует

- не соответствует

Оптимальность объема содержания урока

Единицы содержания урока ( представления или понятия), их системность и последовательность (индукция и дедукция)

Доступность содержания урока для учащихся

- доступно

- частично доступно

- частично недоступно

- недоступно

Способы представления содержания урока, их адекватность

Наглядность содержания, его связь с жизнью учащихся

Актуальность содержания урока в обучении и повседневной жизни учащихся

Степень усвоения содержания урока учащимися, наличие обратной связи на уроке

3. Психологический анализ

Педагогический стиль работы учителя

- авторитарный

- либерально-демократический

- гуманный

Общая психологическая атмосфера на уроке, интенсивность и темп урока

Атмосфера:

- комфортная

- удовлетворительная

- дискомфортная

Интенсивность:

- высокая

- средняя

- низкая

Темп:

- быстрый

- нормальный

- медленный

Использование приемов активизации познавательной активности учащихся

Использование приемов релаксации

Наличие интриги, коллизии, проблемы урока

Возможности диалогического и полилогического общения на уроке

Учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся

- учитываются

- в основном учитываются

- в основном не учитываются

- не учитываются

Соответствие атмосферы урока его целям и задачам

- соответствует

- в основном соответствует

- в основном не соответствует

- не соответствует

Заключение эксперта:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________

3. Материалы взяты из сборника Л.Л.Олиференко .Аттестация учителей химии и биологии. Методические рекомендации. Айрис- Пресс, Москва, 2007


САМОАНАЛИЗ    УРОКА4

(Материалы могут быть использованы в работе учителями)

  1. Цель урока
  1. Комплексный характер цели: наличие образовательного, воспитательного и развивающего аспектов.
  2. Реальность достижения цели на уроке.
  3. Связь цели данного урока с целями предшествующих учебных занятий.
  4. Степень принятия цели урока детьми, ее осознание и мотивация учебной деятельности.
  1. Тип урока.
  1. Соответствие выбранного урока его цели
  2. Влияние правильности выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока.

  1. Структура урока.
  1. Соответствие структуры урока его типу и дидактическим целям.
  2. Наличие в структуре урока этапов, дополняющих его дидактическую основу.
  3. Наличие взаимных связей между этапами.
  4. Влияние структуры урока на достижение его цели.

  1. Содержание, формы и методы обучения на каждом этапе

урока.

  1. Научность и доступность учебной информации
  2. Глубина содержания, полнота его передачи.
  3. Соответствие форм и методов учебной деятельности содержанию материала, наличие между ними взаимных связей.
  4. Анализ познавательной активности учащихся. ( Какие формы преобладали на уроке?  Чем это вызвано? Оказало ли существенное влияние на достижение цели урока?)

  1. Итоги урока, оценка результативности урока.
  1. Анализ приращений в ЗУН.
  2. Уровень достижения цели:

- достигнута полностью

- достигнута частично

- не достигнута

             3. Перечисление факторов, оказавших положительное влияние на достижение цели урока

              4. Причины, препятствующие полному достижению цели урока.

              5. Урок в системе уроков, Примерное планирование следующего урока.

__________________________________________

4. Материалы взяты из сборника  Л.Л.Олиференко. Аттестация учителей химии и биологии. Методические рекомендации., Айрис-Пресс, Москва, 2007

       

     

Посещение учителями МО открытых мероприятий в районе и городе по предметам естественного цикла в 20..-20.. уч. году.

(Данная форма может быть использована председателем ШМО для составления отчета о работе)

Предмет -______________    Учитель:_________________

Дата

Тема(предмет)

Место проведения




















 Результативность обучения _______________(предмет) в ГБОУ ___________

По итогам 20..-20.. учебного года.

Учитель Ф.И.О)____________________________________________________________

(Данная сводная таблица может быть использована председателем ШМО для составления отчета )

Класс

Общее кол-во уч-ся

Кол-во уч-ся на «5»

Кол-во уч-ся на «4»

Кол-во уч-ся на «3»

Кол-во уч-ся на «2»

Неаттестов.

Кач-во знаний в %

Общее кол-во классов

Общее кол-во уч-ся

Общее кол-во уч-ся на «5»

Общее кол-во уч-ся на «4»

Общее кол-во уч-ся на «3»

Общее кол-во уч-ся на «2»

Общее кол-во неаттестов.

Кач-во знаний в %

         

 


Литература по теме: "Методическая работа в школе"  ( в помощь председателю ШМО)

 

  1. Бурденюк З. Схема анализа работы методического объединения.// Завуч-2003-1-с.2
  2. Будникова В. Школьный методический кабинет. //Методист- 2004-1-с.18.
  3. Буяенова Т. Планирование, организация и контроль за деятельностью методобъединений в условиях развития образовательного учреждения.// Завуч-2002-6-с.14  
  4. Жидкова Н. Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности проектирования учебного процесса.//Методист-2003-5-с.18.
  5. Макарова Т. Планирование и организация методической работы в школе.- М: Педагогический поиск,2002-160с.
  6. Маслова О. Информационная функция методической службы. //Дополнительное образование- 2001-3-с.21.
  7. Медведева О.И., Кобзарева Т.А. Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2009 – 135с.
  8. Пахомова Е. Методическая служба: современные требования и пути преобразования.//Методист- 2004-2-с.11  
  9. Положение о методическом объединении учителей-предметников. /Директор школы.Практика административной работы в школе.-2001-7-с.23
  10. Чикурова М. Организация методической работы в школе. //Директор школы.Практика административной работы в школе,-2001-7-с.7  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Дается полный анализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы за год...

Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя

      Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства  характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе учителя математики"

Выступление  на ШМО учителей математики и информатики на тему "Современныетехнологии в работе учителя математики"...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...

ВЫПИСКА из протокола № 2 от 30. 10. 2023г заседания учителей развивающего цикла школьного методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, черчения, ОБЖ, физической культуры

ВЫПИСКАиз протокола № 2 от 30. 10. 2023г заседания учителей развивающего цикла школьного методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, черчения, ОБЖ, физической ку...

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...