Развитие музыкальных способностей детей и подход педагога к одаренным учащимся
методическая разработка на тему
Развитие музыкальных способностей
детей
и подход педагога к одаренным учащимся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_.docx | 25.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУДОД
«Любанская детская школа искусств»
Развитие музыкальных способностей
детей
и подход педагога к одаренным учащимся
Методическая разработка
преподавателя Левандовской А.З.
2013
Что такое способность?
Способность-это возможность к достижению мастерства в любом деле. Способности обнаруживаются только в процессе деятельности. Нельзя говорить о способностях в музыке, если ребенок ей не обучался. Напротив, систематические занятия музыкой могут развить музыкальные способности. Упорные тренировки ( даже у учащихся со слабыми данными) могут привести к значительным результатам, и дальнейшее совершенствование может принести заслуженную славу.
Что необходимо для развития способностей? Для развития способностей необходимы труд, упорство, настойчивость, неуемная склонность к напряженной творческой деятельности- как у преподаватели, так и у ученика, и тогда мы воспитаем подлинно-творческую личность. « труд должен быть радостным, но умным! Трудиться надо напористо».
Как построить обучение? Наша задача так построить обучение, чтобы максимально развить заложенные природой способности ребенка к определенным видам деятельности. Важно только найти для каждого такую деятельность.
Что же такое одаренный ребенок? Одаренные, это особо способные дети, требующие к себе повышенного внимания и специальных подходах. В слове «одаренный» заключено нечто многообещающее и устремленное в будущее.
Вывод: одаренных детей необходимо выявлять, поддерживать и растить.
При выявлении таланта нужно:
- развивать, не навязывая своих требований;
- не давить, а помогать его развитию.
И он засверкает как бриллиант!
Недаром говорят, что в неумелых руках педагога талант гаснет, а в умелых расцветает. Талантливый педагог дает ученику больше, чем умеет сам, а бесталанный - меньше!
Что же такое талант?
Талант - значительное превосходство в возможностях и результатах деятельности над простыми смертными. Это нечто возвышенное, масштабное и монолитное, Талантом можно назвать то интегративное свойство, благодаря которому совершаются все великие деяния».Талант есть страсть плюс интеллект».
От чего зависит талант?
Ученые пришли к выводу, что талант не наследуется, хотя и зависит от наследственных факторов.
Факторы, сопутствующие таланту.
- высокий интеллект, высока познавательная активность;
- усиленная чувствительность, эмоциональность;
- экзальтация, сменяющаяся апатией, или наоборот - стабильность нервной системы;
- оригинальность вкусов ми взглядов;
- сильная рассеянности или, напротив, устойчивое внимание и хорошая оперативная память;
- развитое воображение и наблюдательность;
- мелкая моторика;
- богатая мимика:
- леворукость;
- живой интерес ко всему, благодаря чему вырабатывается чрезвычайно важное умение подмечать необычное в будничных предметах и я явлениях
- развитое творческое мышление с формированное логическое мышление;
- быстрота и оригинальность словесных ассоциаций;
- быстрота и точность умственных операций.
Уровень одаренности детей в процентном соотношении.
Исследователь музыкальных способностей К. Гэбриэл свидетельствует: «Вероятность появления очень музыкального ребенка составит 86% - если оба родителя одарены, 60%- если один одарен, 25 % - в случае не музыкальности двух родителей».
Две составляющие таланта .
« Талант- это не только любовь дела но любовь труду»,- утверждаю Максим Горький учитель должен подавать любовь труду ,эту нацеленность на поиск, эту внутреннюю потребность открывать прекрасное. Талант не просто проявляется в труде, он формируется, развивается, расцветает в труде и гибнет в бездействии.
Моменты, на которые педагог должен обратить особое внимание при работе с одаренными детьми.
- Педагог должен влюбить в себя ученика, приобрести его доверие и уметь на него воздействовать.
- Нужно применять индивидуальный подход к ученику: не диктовать, не давить, а управлять, сохраняя на всех этапах развития индивидуальность развития.
- Следует развивать интеллект ребенка всеми возможными в наш век средствами( аудио- и видео записи, интернет, книги, концерты, общение). «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е почву, на которой растут и процветают таланты».
- Педагог должен точно определять конечную цель обучения.
- Необходимо накапливать музыкальные впечатления ребенка, постоянно, поддерживать его интерес к занятиям- это является залогом успеха. Педагогу нужно помнит, что дети- души, живущие мгновением. Неужели вы думаете, что у них есть время вспомнить то, что тешило их вчера? Им дорого только то, что радует их сегодня!
- Нужно разнообразить работу с одаренными детьми, применяя игру в ансамбле, поощряя сочинение и импровизацию, обучая считке с листа.
- Нельзя топтаться не месте!
- Важно тщательно продумывать программу, развивая ребенка поступенно, быстро учить произведения, играть сложные вещи, но не перегружать психику ребенка во избежание нервного срыва.
- Следует прививать ученику трудолюбие, систематичность в работе и самостоятельность.
- Необходимо развивать внимание, воображение. Фантазия, наука, труд и творчество сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития таланта. Картинки, стихи, сказки, сочинительство- все это должно широко использоваться педагогом.
- Поощрения и порицания должно чередовать в равной дозировке, помня, что и отрицательные, и положительные эмоции в равной степени влияют на состояние нервной системы ребенка и нельзя забывать о его впечатлительности.
- Атмосфера психологической раскрепощенности на уроке обязательна.
- В процессе работы с учеником нужно менять преподносимые элементы в зависимости от его натуры, степени его увлеченности или рассеянности.
- Концертные выступления одаренных детей- важнейший результат их деятельности.
- Заинтересованность родителей в творческой деятельности детей оказывает влияние на результаты.
«Чем человек более талантлив, тем в большей степени музыка является для него содержательной речью»,- писал Г. Нейгауз. Но на начальном этапе обучения дети должны все задания выполнять на уроке в классе, под надзором и руководством учителя, задача которого- означала научить ребенка учиться, а потом уже поручать это дело ему самому. «Одна из главных задач педагога - скорее быть ненужным ученику, т.е воспитать в ученике ту меру самостоятельности, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство».
Легче всего обучать ребенка с помощью игрового метода, стремиться все время держать его в заинтересованном состоянии, будить его воображение всеми доступными ему и вам способами ( рассказывать сказки, просто играть, разговаривать). Надо «колдовать» и понемногу вливать в него необходимые знания, которые станут ключом, открывающим ворота в настоящую большую жизнь! Пусть каждый этап будет как бы новой игрой. Старайтесь очаровать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца.
Язык музыки - это, может быть, единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, возвышенное, ничем, кроме музыки не выразимое!
Работая с детьми, педагог должен помнить, что способности – не самоцель. Заботясь о развитии музыкальных способностях ребенка, нельзя упустить из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человекам, быть личностью.
Литература
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М., 1961.
- Горький М. Письма к писателям. – М., 1963.
- Кременштейн Б. Педагогика Г. Нейгауза. – М., 1984.
- Кирнарская Д. Музыкальные способности. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология гендерного подхода к развитию музыкального потенциала учащихся ДШИ.
Гендерное описание психологического портрета развития музыкальности школьников ДШИ....
Программа семинаров для педагогов "Эффективное взаимодействие с музыкально одареными учащимися"
Представленная программа разработана для проведения семинарских занятий с педагогами общеобразовательных школ и педагогами дополнительного образования, работающими с музыкально одаренными детьми с цел...
Формирование социально-профессиональных компетенций педагогов по развитию одаренности учащихся
Из опыта работы экспериментальной площадки МОБУ СОШ с. Старосубхангулово Бурзянского района РБ Научно-методического центра развития одаренности ИРО РБ с. Старосубхангулово-2015...
Методическое сообщение "Развитие музыкальных способностей детей и подход педагога к одарённым учащимся"
В материале сделаны попытки найти ответы на вопросы: что такое способность?, что необходимо для развития способностей?, Как построить обучение с талантливыми детьми?...
РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, СОПРОВОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В статье обобщаются некоторые теоретические положения и опыт работы педагога дополнительного образования по выявлению, сопровождение и развитию музыкально одаренных детей. Даются практические рекоменд...
Тема ВАР: Система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, личностных качеств одаренных учащихся во внеурочной деятельности
Данный материал будет полезен для учителей, которые работают с талантливыми детьми и готовы развивать среду для повышения интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качес...