Агрессивное поведение подростков-актуальная проблема нашего времени (выступление на МО классных руководителей)
презентация к уроку на тему
Актуальность темы.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
Свою долю вносят и средства массовой информации, кино - и видео индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем, особенно важной является помощь обучающихся, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_sps_.pptx | 424.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АГРЕССИЯ – от лат. «нападать» - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Цитаты для жизни… Ограничивайте к себе доступ людей агрессивно настроенных. Их агрессия- следствие жизненных неудач, которые они всегда стремятся перекладывать на чужие плечи. Агрессия — проявление бессилия. Неуверенность в себе развивает в человеке агрессию к окружающим. Когда вы намеренно демонстрируете кому-то свою неприязнь, вы лично расписываетесь в своей несостоятельности и неуверенности. Запомните! Только моська лает на слона, уверенный человек спокоен, не агрессивен и ему не интересно чужое мнение и чужая, пусть по-вашему мнению «плохая» жизнь. Агрессивность — оборотная сторона трусости. Агрессия — единственная адекватная реакция на собственную беспомощность. Запомните главное! Агрессия — это разрушающее чувство, которое делает хуже только вам. Будьте добрее и ваша жизнь станет счастливее.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Из форм враждебных реакций отмечаются: Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков . Ухудшение социальных условий жизни детей. Кризис семейного воспитания. Невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей. Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребенка.
Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков. Средства массовой информации, кино и видеоиндустрия , регулярно пропагандирующие культ насилия. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности. Отрицательное влияние микросоциума , в котором находится ребенок.
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях . Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Контроль над собственными негативными эмоциями. Снижение напряжения ситуации. Обсуждение проступка. Сохранение положительной репутации ребенка. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Поведение взрослого нерефлексивное слушание; пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.
Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей: необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев; не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10; подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения; каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты; вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения; проводить закаливание организма, умываться холодной водой; тренировать волю.
Правила общения педагога с агрессивным ребёнком: не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние; наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка; старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить; давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг; старайтесь лишний раз приласкать ребёнка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;
.
Типы агрессии у детей и способы построения отношений. Гиперактивно-агрессивный ребенок. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением Агрессивно-боязливый ребенок. Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Критерии агрессивности у младших школьников часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склоны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах); часто испытывают чувства злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив; мнительны и раздражительны.
Критерии агрессивности у школьников среднего возраста и подростков часто угрожают другим людям (словами, жестами, взглядом); периодически выступают инициаторами драк (могут использовать ранящие предметы); не испытывают сострадания, проявляют жестокость к людям и животным, намеренно могут сделать им больно (словом или физически); неразборчивы в средствах достижения своих целей (например, могут применять в качестве мести воровство, порчу личных вещей обидчика и т. п.); не считаются с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до побега из дома); имеют трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтуют или прогуливают уроки.
Половозрастные особенности проявления негативизма в поведении детей подросткового возраста .
Проявление различных форм агрессии на протяжении подросткового периода
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста. Возраст Формы агрессивности, % от общего количества учащихся определенного возраста Пол Физ.агр Косв.агр Верб.агр Негативизм 11 лет девочки 100% 83% 66% 66% мальчики 100% 50% 100% 100% 12 девочки 87% 75% 62% 75% мальчики 83% 66% 66% 83% 13 девочки 100% 100% 100% 77% мальчики 100% 80% 80% 80% 14 девочки 73% 66% 80% 66% мальчики 88% 55% 55% 100% 15 девочки 75% 100% 75% 75% мальчики 81% 72% 45% 90% 16 девочки 100% 100% 100% 50% мальчики 100% 50% 100% 100%
Половозрастные особенности проявления физической агрессии в поведении детей подросткового возраста .
Половозрастные особенности проявления косвенной агрессии в поведении детей подросткового возраста .
Половозрастные особенности проявления вербальной агрессии в поведении детей подросткового возраста .
Способы саморегуляции: Не держите обиду, не позволяете ей овладеть вами. Старайтесь не обвинять , а расскажите о своих чувствах в данной ситуации. Будьте тактичны, не ругайтесь. Попробуйте поставить себя на место другого- и взглянуть на ситуацию его глазами. Будьте более приветливы.
??? Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии??? Старайтесь направить гнев в русло компромисса. Сосчитайте до 10, 20… Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов… Займитесь мини-гимнастикой . Походите, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием. Порвать какую-нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку!», «Я терпеть не могу эту стерву Светку», «Я готова разорвать Анну Ивановну на кусочки!» Такую бумагу можно просто разорвать.)
??? Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии??? Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши. Послушайте спокойную музыку или ту, которая вам больше всего нравится. Займитесь любимым делом. Самое конструктивное — разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой — уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом.
. Агрессия… И как бороться с нею? Когда её с годами всё труднее Извлечь, изъять из сердца человека… А человек со злом в душе — калека… Когда мы о хорошем забываем, Агрессию зовём и развиваем, Весь мир чернеет, как с приходом ночи И небо нам недоброе пророчит… Эмоции играют злую шутку И потеряв контроль хоть на минутку, Мы совершаем жуткие поступки, Перемолов добро, как в мясорубке… Мы рушим отношения былые, На правду и неправду очень злые… Мы выключаем солнце над собою И называем боль своей судьбою… Агрессия… Давайте вместе с вами Посмотрим вверх на солнце с облаками… Дадим надежду тем, кто с нами рядом, А сгоряча судьбу решать не надо… Давайте — не разрушим, а построим! Давайте - не разделим, а удвоим… Вот стих к людской агрессии с протестом… Добро - на воле, злоба — под арестом…
Сдерживайте свой гнев по отношению к другим и люди к вам потянутся!!!
Решение методического объединения Информацию социально-психологической службы принять к сведению и использовать в работе учащихся и родителей. Включить в план воспитательной работы классных руководителей и воспитателей мероприятия согласно комплексной программе по профилактике злоупотребления ПАВ. Усилить работу по снижению агрессивности учащихся в классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
"Классный руководитель"-выступление на МО классных руководителей
Материал выступления включает презентацию выступления "Новые подходы к образованию воспитательного процесса"...
"Актуальность проблемы дисциплины в современной школе". Выступление на ШМО классных руководителей
Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь...
Выступление на ШМО классных руководителей «Проявление агрессивности в поведении подростков»
Неустойчивая, напряженная социально-экономическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих л...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....
Выступление на МО классных руководителей Диагностика суицидального поведения подростков
Выступление на МО классных руководителей Диагностика суицидального поведения подростков...