Заседание МО классных руководителей
методическая разработка по теме
Заседание ШМО классных руководителей 5-11 классов(ИКТ)
Тема: «Взаимодействие семьи и школы в решении проблем подростков»
Ролевые поисково -апробационные технологии.
Проведено 4марта 2013 на городском фестивале развивающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_shmo_kl.ruk_.doc | 87 КБ |
mo.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа
город Волгореченск Костромской области»
Муниципальный фестиваль развивающих технологий
Тема:
Взаимодействие семьи и школы в решении проблем подростков
(Ролевая поисково-апробационная игра)
Составила и провела :
Руководитель ШМО классных руководителей
Смирнова Викторина Валерьевна
Волгореченск 2013 г.
Заседание ШМО классных руководителей 5-11 классов(ИКТ)
Тема: «Взаимодействие семьи и школы в решении проблем подростков»
Ролевые поисково -апробационные технологии
Вступительное слово руководителя методического объединения классных руководителей:
-Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего очередного заседания МО классных руководителей «Взаимодействие семьи и школы в решении проблем подростков»
Цель нашей работы: Повышение педагогического мастерства классных руководителей.
Перед нами стоят следующие задачи:
- Изучение, апробация и анализ эффективных современных воспитательных технологий
- Знакомство с новыми методами и формами работы с родителями
- Родительское собрание, наряду с классным часом и коллективным творческим делом, относится к числу основных форм работы педагога с юными и взрослыми членами классного сообщества. А это означает, что от умения интересно и полезно его организовать во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в целом.
Этот вывод привел меня к пониманию того, что при проведении родительских собраний нужно уходить от часто преобладающих стандартных приемов и методов организации взаимодействия с решениями назидательно поучающего характера по отношению к родителям.
Выход из положения видится в использовании таких технологий проведения родительских собраний, в основе которых лежит дискуссионная беседа в рамках ролевой поисково апробационной игры.
Сегодня на нашем очередном заседании МО классных руководителей мы попробуем, используя эти технологии, разработать одну из моделей родительского собрания, которую можно апробировать на встрече с родителями.
Итак, представьте себя в роли родителей, которые пришли в школу на родительское собрание.
Тема: «Взаимодействие семьи и школы в решении проблем подростков»
Как классный руководитель я определяю для себя следующие цели:
- Обратить внимание родителей на нарушения дисциплины детьми на уроках и переменах и негативные последствия такого поведения;
- разработать совместно с родителями стратегию и тактику взаимодействия в решении этой проблемы
Участники: родители учащихся 8 класса, классный руководитель, психолог
Оборудование:
- столы и стулья для работы трех групп родителей;
- компьютерная презентация;
- карточки – задания группам;
- магниты, маркеры трёх цветов, три листа бумаги, таблички с названиями групп, стикеры трёх цветов, цветная бумага;
- фисташки (по количеству родителей);
- факел (светящийся фонарик)
1. Орг. момент
Классный руководитель: Для того, чтобы настроить родителей на школьную волну я предлагаю начать нашу встречу с создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы. Мы попробуем начать с упражнения «Я хочу подарить вам факел…»
Классный руководитель обращается с такими словами: «Я хочу подарить вам факел, потому что очень рада, что вы пришли сегодня на нашу встречу. Передайте факел другому участнику собрания, сказав при этом что-нибудь приятное».
2. Работа в парах (получают по две фисташки).
Классный руководитель: Для того, чтобы активизировать мыслительную деятельность, я хочу предложить вам «Орешек знаний». Это фисташки – плоды «дерева жизни», молодильные плоды.
Вопросы: 1. Каковы фисташки на ощупь? А каковы люди на ощупь?
2. У фисташек одинаковые размер и форма? У людей одинаковые размер и форма?
3. Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
4. Есть ли на фисташках трещины или они чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?
5. Снимите скорлупу. Каковы фисташки внутри? А люди отличаются внутри и снаружи?
6. Съешьте фисташки. Какие они на вкус - хорошие или плохие? А можно ли людей разделить на хороших или плохих?
Классный руководитель: По итогам наших рассуждений мы делаем следующие выводы:
- все люди разные
- они отличаются как внутренне, так и внешне
- наши дети тоже разные, но желательно, чтобы при их непохожести друг на друга они соблюдали единые для всех учащихся правила. К сожалению, этого пока не удается добиться.
3.Классный руководитель сообщает о результатах диагностического изучения учащихся и сложившихся отношений в классном коллективе, о проблемах с дисциплиной на уроках.(Презентация)
4 Выполнение заданий.
Классный руководитель: Чтобы понять причины проблем предлагаю участникам собрания выполнить несколько заданий.(Методика незаконченных предложений)
А) «Что мне нравится в моем ребенке, так это…» (родители перечисляют + качества своего ребенка) по 2 представителя от группы
Б) «Что меня огорчает в моем ребенке, так это…»…» (родители перечисляют - качества своего ребенка)
В) «Нельзя» (один родитель исполняет роль ребенка. Он садится в центре на стул. Школьный (психолог), рассказывая об этапах развития ребенка и его познавательных способностей поочередно связывает шарфом:
- руки сидящего («нельзя трогать»)
- ноги («нельзя ходить»)
- закрывает его уши («не слушай, это не для твоих ушей»)
- глаза («не смотри, это тебе нельзя смотреть»)
- и, наконец, рот («помолчи»)
Классный руководитель просит «ребенка» рассказать о чувствах, которые он испытал при исполнении своей роли (заслушать точку зрения других родителей о запретах )
Классный руководитель: Выполненные задания показали, что все готовы к ролевой игре.
4. Ролевая игра.
Участвуют три группы: «родители», «ученики», «учителя» (на каждый из трех столов – по табличке)
Классный руководитель: Я прошу поработать вас в группах с соответствии с выбранной позицией.
Задания группам:
Группа «Родители». Ваша задача в соответствии с позицией родителей внести предложения об улучшении дисциплины в классе. Что вы, как родители, можете сделать для решения этой злободневной проблемы?
В течение 15 минут запишите, пожалуйста, все идеи, которые придут вам в голову, даже самые фантастические.
Группа «Ученики». Цель вашей совместной работы – предложить с позиции детей то, что поможет улучшить дисциплину в классе, что для решения этой проблемы должны сделать сами учащиеся.
В течение 15 минут запишите, пожалуйста, все идеи, которые придут вам в голову, даже нереальные на первый взгляд.
Группа «Учителя». Вам необходимо в соответствии с полученной ролью назвать способы улучшения дисциплины учащихся на уроках и переменах.
Что вы, как учителя, можете сделать для решения этой проблемы. Запишите в течение 15 минут все идеи.
Обсуждение записанных предложений (на листах маркерами разного цвета)
5.Решение собрания.
Классный руководитель благодарит за активность и предлагает рассматривать сформулированные игровыми группами советы по улучшению дисциплины как решение собрания ( с вручением памяток)
Памятка для родителей (слайд)
Подростковый возраст-это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который «диктует» специфические парадоксы подростковой психики.
1.Подростку хочется вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, но при этом не знает, что с ней делать; хочет выразить себя, но не знает как.
2.Стремится иметь свое лицо, выделиться из «толпы», но при этом сливается со своим окружением, стараясь быть как все в компании, классе, во дворе, и т.д.
3. Подросток интересуется очень многим и в то же время ничем.
4. Он хочет всего и сразу, а если позже, то тогда зачем все это.
5. Подросток при всей своей самоуверенности очень неуверен в себе.
Помня об этих парадоксах, родителю во взаимодействии с подростком целесообразно соблюдать следующие правила.
1. Нормы, запреты, требования даже адекватные наказания обязательно должны быть в жизни каждого подростка, что особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В противном случае они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
2. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Такое правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек». Это авторитарный стиль общения.
3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками.
4. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
5. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
6. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
5. Рефлексия.
Классный руководитель: А сейчас – творческое задание «Собери цветок». Попрошу каждого участника выразить свое отношение к происходящему на нашей встрече. Приклейте на лист бумаги лепесток одного из трёх цветов, обозначающих следующее:
- Розовый – понравилось, такая форма работы полезна и продуктивна;
- Желтый – в основном было интересно, но испытывал какой-то дискомфорт;
- Зеленый – пустая трата времени, чувствовал себя некомфортно
Фото на память как итог родительского собрания!
6. Подведение итогов.
Руководитель МО: На нашем заседании МО мы обсудили все вопросы. Считаю, что поставленные цели и задачи решены. Используя ролевые поисково апробационные технологии можно успешно провести и родительское собрание, и классный час, и заседание МО, и педагогический совет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема Взаимодействие семьи и школы в решении проблем подростков
Цель Повышение педагогического мастерства классных руководителей
Задачи Изучение, апробация и анализ эффективных современных воспитательных технологий Знакомство с новыми методами и формами работы с родителями
Родительское собрание Родительское собрание – одна из основных форм работы педагога с юными и взрослыми членами классного сообщества. От умения интересно и полезно его организовать во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в целом.
Технологии проведения родительских собраний Ролевая поисково апробационная игра
Модель родительского собрания Взаимодействие семьи и школы в решении проблем подростков
Цели Обратить вн имание родителей на нарушения дисциплины детьми на уроках и переменах и негативные последствия такого поведения Разработать совместно с родителями стратегию и тактику взаимодействия в решении этой проблемы
1. Создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы Я хочу подарить Вам факел, потому что …
2. Орешек знаний
Выводы Все люди разные Они отличаются как внутренне, так и внешне Наши дети тоже разные, но желательно, чтобы при их непохожести друг на друга они соблюдали единые для всех правила
3. Результаты диагностического изучения учащихся и сложившихся отношений в классном коллективе. О проблемах с дисциплиной
Психологический климат в коллективе класса
Самооценка
Отношения с учителями
Отношения с родителями
Учебная мотивация
Уровень тревожности
4. Задания группам а) «Что мне нравится в моем ребенке …» б) «Что меня огорчает в моем ребенке …» в) Родительское «Нельзя»
5. Ролевая игра Учащиеся Родители Учителя Школа
Группа «Родители» Ваша задача в соответствии с позицией родителей внести предложения об улучшении дисциплины в классе. Что вы, как родители, можете сделать для решения этой злободневной проблемы? В течение 5 минут запишите, пожалуйста, все идеи, которые придут вам в голову, даже самые фантастические.
Группа «Ученики» Цель вашей совместной работы – предложить с позиции детей то, что поможет улучшить дисциплину в классе, что для решения этой проблемы должны сделать сами учащиеся. В течение 5 минут запишите, пожалуйста, все идеи, которые придут вам в голову, даже нереальные на первый взгляд.
Группа «Учителя» Вам необходимо в соответствии с полученной ролью назвать способы улучшения дисциплины учащихся на уроках и переменах. Что вы, как учителя, можете сделать для решения этой проблемы. Запишите в течение 5 минут все идеи.
Памятка для родителей Подростку хочется вырваться из-под опеки взрослых , Стремится иметь свое лицо, выделиться из «толпы » Подросток интересуется очень многим и в то же время ничем Он хочет всего и сразу, а если позже, то тогда зачем все это Подросток при всей своей самоуверенности очень неуверен в себе
Творческое задание «Собери цветок» Розовый – понравилось, такая форма работы полезна и продуктивна Желтый – в основном было интересно, но испытывал какой-то дискомфорт Зеленый – пустая трата времени, чувствовал себя некомфортно
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»
Заседание МО классных руководителей совместно со школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...
Заседание МО классных руководителей старшего звена. «УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ»
Цель: показать актуальность и значимость диагностики в воспитательном процессе; дать методические рекомендации классным руководителям по проведению диагностики ценностных отношений учащихся к себе, ...
Заседание МО классных руководителей
Тема: Мастерская педагогического опыта. Форма проведения : педагогический дартс....
Выступление на заседании ШМО классных руководителей "Новые воспитательные технологии. Технология социального проектирования"
Материал содержит теоретическую и практическую основы технологии социального пректирования как новой воспитательной технологии....
Выступление классного руководителя 8 «Б» класса Малаховой И.В. на заседании МО классных руководителей
· Обобщение знаний учащихся по теме: “Умножение многочлена на многочлен”.·...
Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»
Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться успехов и избежать в воспитательной деятельности...