Олимпиада учителей по биологии
олимпиадные задания по теме

Кацер Валентина Николаевна

Задания для учительской олимпиады по биологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_biologii.docx165.81 КБ
Файл olimpiada_uchiteley.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада учителей  БИОЛОГИИ - 2012

 

Блок 1

 (максимальный балл – 30)

Задание 1

 (максимальное число баллов - 10)

             Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.  Необходимо поставить  знак «+» перед номерами правильных суждений, знак «–»  перед  номерами неправильных суждений

         

1

Строение парных плавников кистеперых рыб гомологично строению конечностей у наземных позвоночных животных.

 

2

Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

 

3

Кора мозжечка и больших полушарий имеет принципиально одинаковое гистологическое строение.

4

Основные запасы воды в клетках растений находятся в пластидах.

 

5

Среди хордовых есть виды, ведущие сидячий образ жизни.

 

6

АТФ может играть роль нейромедиатора.

 

7

Как и рибосомы, митохондрии эукариот крупнее, чем  у прокариот, и имеют больший коэффициент осаждения.

 

8

Получившаяся в результате митоза клетка не может сразу, без периода интерфазы, поделиться еще раз.

 

9

Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.

 

10

Биомасса живых организмов на каждой последующей ступени пищевой цепи всегда меньше биомассы организмов предыдущей ступени.

 

Не забудьте перенести все ответы задания 1 в матрицу ответов бланка №1

Задание 2

 (максимальное число баллов -  10)

         Вам   необходимо  написать  названия терминов, исходя из определений    соответствующих понятий.     Термин  внесите  в матрицу ответов, в соответствии с номером его  определения.

 

Определения

Термины

1

Низкорослое (высота от 5 до 60  см) многолетнее растение с древеснеющими сильноветвящимися побегами, обычно не имеющее явно выраженного главного ствола –

 

2

Утрата белковой молекулой своей  нативной конфигурации –

 

3

Направленное ростовое движение органов растений, вызванное односторонним действием какого-либо раздражителя –

 

4

Бесцветная жидкость по составу близкая к плазме крови, но менее вязкая, способная свертываться –

 

5

Ферментативный анаэробный процесс негидролитического распада углеводов до молочной кислоты –

 

 

6

Пространственная взаимодополняемость молекул ДНК, приводящая к образованию водородных связей –

 

7

Наука о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки –

 

8

Изменение формы стопы, характеризующееся опусканием продольного или поперечного свода стопы –

 

9

Свойственный клеткам всех организмов процесс восстановления природной структуры ДНК, поврежденной при нормальном синтезе ДНК в клетке, а также физическими или химическими агентами –

 

10

У растений – более раннее созревание женских половых органов, что препятствует самоопылению.  У животных последовательное функционирование особи в качестве самки, а затем самца –

 

Не забудьте перенести все ответы задания 2 в матрицу ответов бланка №1

Задание  3 

(максимальное число баллов -  10)

         Сопоставьте два утверждения или показателя (обозначены буквами А и Б), приведенные в каждом пункте этого раздела и дайте ответ в форме: А>Б; А<Б; А=Б. Значок «>», «<» или «=» внесите в

среднюю графу таблицы.

1

А.   Содержание этилена в листьях в конце лета.

 

 

Б.  Содержание этилена в листьях в начале лета.

2

А. Оптимальная температура прорастания семян редиса.

 

Б.  Оптимальная температура прорастания семян томатов.

3

А.  Длина ушей у лисиц, обитающих в южных широтах.

 

 

Б. Длина ушей у лисиц, обитающих в северных широтах.

4

А.   Влияние факторов окружающей среды (температуры) на формирование пола у пресмыкающихся.

 

Б. Влияние факторов окружающей среды (температуры) на формирование пола у птиц.

5

А.   Интенсивность протекания физиологических процессов у живых организмов, находящихся в анабиозе.

 

Б.  Интенсивность протекания физиологических процессов у живых организмов, находящихся в зимней спячке

6

А.  Суточная потребность человека в витамине C .

 

 

Б.  Суточная потребность человека в витамине D .

7

А.  Рост ребенка при избыточном вырабатывании соматотропного гормона.

 

Б . Рост ребенка при недостаточном вырабатывании соматотропного гормона.

8

А.  При сверхдоминировании признак, проявляемый гетерозиготой Аа.

 

Б . При сверхдоминировании признак, проявляемый гомозиготой АА.

9

А.    Эффективность расщепления жиров в утренние часы.

 

 

Б.    Эффективность расщепления жиров в вечерние часы.

10

А. Количество хромосом в 22 паре при болезни Дауна.

 

Б. Количество хромосом в 22 паре у здорового человека.

 Не забудьте перенести все ответы задания 3 в матрицу ответов бланка №1

Блок 2    

Часть 1

 (максимальное число баллов -   34)

Задания части  1  

         Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных.   Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
а) гаплоидный набор хромосом;

б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;

г) тетраплоидный набор хромосом.

 

2.  Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у нее твёрдого,  но хрупкого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является:
а) мелководным обитателем;
б) глубоководным обитателем;
в) наземным обитателем;
г) обитателем приливно-отливной зоны.

3.  Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
б) при температуре 20
о-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37
оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20
о-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель.

4.  Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти в долговременную  теряется информации:
а) 5%;
б) 10%;
в) 50%;
г) более 90%.  

5.   Не известны гормоны, которые являются производными:
а) белков;
б) аминокислот;
в) липидов;
г) углеводов.  

6.  Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе.  

7.  В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными;  

б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.

 8.   Химический анализ показал, что и РНК содержит 28% цитозина, 32% аденина и 22 % урацила. Каков должен быть нуклеотидный состав двухцепочечной ДНК, информация с которой «переписана в данной иРНК?

а)  А – 32%, Т – 22%, Г – 18%, Ц – 28%;

б)  А – 25%, Т – 25%, Г – 25%, Ц – 25%;

в)  А – 22%, Т – 32%, Г – 28%, Ц – 18%,

г)  А – 27%, Т – 27%, Г – 23%, Ц – 23%.

9.  В хлоропластах  растительных клеток светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов;
г) в строме.

 10.  Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление:
а) 1:1;
б) 3:1;
в) 5:1;
г) 9:7.

11.  При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи;
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.

12.  Основные положения в области молекулярной структуры нуклеиновых кислот, предложенные Фрэнсисом Криком, изначально предполагали изменения, которые будут сделаны позднее на основе новых открытий. На рисунке представлены схемы, отображающие возможные пути репликации генетического материала и “поток информации” в биологических системах. Современные представления об этих процессах отражает схема:
а) 1;         
б) 2;         
в) 3;
г) 4.

13.  При скрещивании двух петуний с розовыми цветами в потомстве были растения с розовыми и красными цветами в отношении 3:1. Все гибриды с розовыми цветами при самоопылении давали потомство только с розовыми цветами. Гибриды с красными цветами при самоопылении дадут растения с розовыми и красными цветами в отношении:
а) 1:1;
б) 1:3;
в) 7:9;
г) 9:7.

14.  Исходя из представленной на рисунке родословной, генетическое родство между индивидуумами 1 и 2 и между 5 и 6 составляет соответственно:
а) 0,5 и 0,25;
б) 0,25 и 0,5;
в) 1,0 и 0,5;
г) 1,0 и 0,25.

   

Ответы на задания части №1:

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

Индекс ответа

Номер задания

8

9

10

11

12

13

14

Индекс ответа

Не забудьте перенести все ответы на  задания части  1 в матрицу ответов бланка №1

Часть  2  

  (максимальное число баллов -    20)

Задания части 2

         Участникам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.  Индекс ответа, который конкурсант считает наиболее полным и правильным должен быть указан в матрице ответов.

1).  Гидрофиты - водные растения, погруженные в воду только нижней частью. Их почки возобновления находятся в воде. Что из перечисленных элементов имеют листья и стебли большинства гидрофитов.
I. Крупные воздухоносные полости.
II. Углекислый газ, содержащийся в полостях мезофилла, может использоваться растением для фотосинтеза.
III. Кислород, который может использоваться растением для дыхания.
IV. Хорошо выраженную склеренхиму, расположенную в центре данных органов.
V. Слабо развитую ксилему.
а) I, II, III, IV;
б) I. III, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV, V
.

2).   Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе?

 I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.
а) I, II, V;
б) I. III;
в) I, V;
г) I, III, IV.

3).  Потребление пищи имеет большое значение для жизнедеятельности животных.  Для хищников важно еще ее и добыть.     Какие,   из перечисленных морских хищных рыб,  используют   стратегию активного преследования добычи?
I. Тунец. II. Зубатка. III. Рыба-меч. IV. Макрель. V. Палтус.
а) I, III, IV;
б) II, IV, V;
в) I, II, V;
г) I. II, IV.

4).   Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в воздухе перед дыханием в воде?
I. Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше.
II. Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде.
III. Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды.

а) I и II;
б) I и III;
в) II и III;
г) I, II и III.  

5).  У взрослого человека могут отсутствовать ферменты, расщепляющие до мономеров следующие соединения:

 I. Целлюлоза. II. Лактоза. III. Сахароза.  IV. Крахмал. V. Гликоген.
а) I, II, IV, V;
б) I и II;
в) только IV;
г) I, IV, V.

6).  Врач диагностирует человека, перенесшего 10 лет назад инфаркт миокарда.  Из перечисленных патологий он точно обнаружит:                          I. Отсутствие зубца R на кардиограмме.

II. Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта.
III. Повышенный уровень холестерина в крови.
IV. Пониженное артериальное давление.

V. Аритмия сердечных сокращений.
а) I, II, V;
б) I и II;  
в) II и V;
г) I, II, IV, V.

7).  Сено прокипятили в воде. Затем полученный отвар охладили и добавили в него воду из пруда, содержащую только гетеротрофных простейших. После этого полученную смесь содержали в темноте в течение длительного времени. Что из следующего верно?
I. Будет происходить гетеротрофная сукцессия простейших с возрастанием общей биомассы.
II. Энергия системы максимальна в начале своего существования.
III. Будет происходить сукцессия, которая, в конечном счете, достигнет устойчивого состояния, при котором будет поддерживаться поток энергии.
IV. Сначала в экосистеме будет происходить сукцессия, но в конце все организмы погибнут или перейдут в покоящиеся стадии.
а) I и III;
б) II и IV;  
в) II и III;
г) I и IV.

8).  Охота на северных морских слонов снизила к концу 19 века численность их популяции всего до 20 особей. Сейчас численность популяции восстановлена до более, чем 30 000 особей. Но их геномы до сих пор несут последствия этого эффекта бутылочного горлышка по сравнению с популяцией южных морских слонов, за которыми не так интенсивно охотились. Этот эффект бутылочного горлышка проявляется в виде:
I. Изобилия уникальных мутаций.
II. Снижения частоты летальных рецессивных аллелей.
III. Снижения генетической изменчивости.
IV. Увеличения размера популяции.
а) I и II;
б) II и III;
в) I, II и IV;
г) II и IV.

9). Что справедливо и  для дрейфа генов, и для естественного отбора?
I. Оба представляют механизмы эволюции.
II. Оба являются совершенно случайными процессами.
III. Оба обычно приводят к адаптациям.
IV. Оба влияют на генетический состав популяции.
а) I и II;
б) I и III;
в) II и III;
г) I и IV.

10).  Каким образом вода транспортируется через плазматическую мембрану?
I. Путем пассивной диффузии через мембрану.
II. Путем облегченной диффузии с использованием переносчика.
III. Активно против градиента концентрации с затратой энергии.
IV. Путем обмена на молекулу глицерина.
V. Через регулируемые потенциалом каналы.
а) I, III, IV;
б) I и V;
в) I, II, V;
г) I и II.

Ответы на задания части №2

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Индекс ответа

 

Не забудьте перенести все ответы на  задания части  2 в матрицу ответов бланка №1

Блок 3

 (максимальный балл – 26)

Часть 1  

 (максимальное число баллов -   20)

Задания части 1

Тестовые задания с несколькими правильными ответами (от нуля до пяти)

1.   Целые рибосомы, состоящие из двух субъединиц, отсутствуют  в:

а – ядре; б – ядрышке; в – клеточном центре; г – митохондриях;

д – цитоплазме.

 

2. Для  папоротниковидных  характерны следующие признаки:

а – улиткообразное  почкосложение; б – членистый стебель; в – сорусы;

г – спороносные колоски; д – споры с элатерами.

 

3.  Вирус СПИДа:

а- содержит ДНК;  б – поражает главным образом   Т – киллеры;

в – передаётся  при  рукопожатии;  г – вызывает смерть человека, поражая жизненно важные органы;  д – имеет собственные рибосомы.

 

4. Для проводящих клеток ксилемы характерны:

а – крупные вакуоли;  б – отсутствие цитоплазмы;  в – наличие перфораций или пор в клеточных стенках;  г – утолщенные клеточные стенки;

д – многоядерность.

 

5. Гемералопия (неспособность видеть при слабом освещении) вызывается рецессивным геном, локализованным в х-хромосоме. У здоровых супругов родился ребенок с этой болезнью. Решите, возможно ли было такое рождение и какова его вероятность:

а – это практически невозможно; б – четверть всех детей могут быть больны; в – половина всех детей могут быть больны; г – могут быть больны все мальчики; д – может быть больна половина мальчиков.

6. Общими признаками для рептилий и птиц являются:

а – эмбрион защищен зародышевыми оболочками; б – на коже есть роговые чешуи; в – продуктом выделения является мочевая кислота; г – имеют постоянную температуру тела; д – дышат только легкими.

 

 7. Биоэлектрический потенциал на клеточной мембране в состоянии покоя является следствием:

а – высокой проницаемости мембраны для ионов  К+;  б – разности концентрации ионов  Na+  и  К+ в клетке и в межклеточной жидкости;

в – только разности концентраций ионов  Na+;  г – только разности концентраций ионов  К+;   д – работы  Na-К- насоса.

 

 8. В регуляции репродуктивной функции у млекопитающих участвуют:

а – эстрогены; б – тиреоидные гормоны; в – андрогены; г – гормоны мозгового слоя надпочечников; д – проторакотропный гормон.

9. Гипотеза, постулированная А.И. Опариным и экспериментально проверенная С.Миллером, заключается в следующем:

а – первичная атмосфера содержала молекулярный кислород; б – первичный океан содержал высокие концентрации белков и нуклеиновых белков; в – бактерии появились на Земле 3,5 млрд лет назад; г – молекулы органических веществ могли сформироваться абиогенно; д – молекулы органических веществ вступали в физико-химическое взаимодействие.

 

 10. Отметьте положения, справедливые  как для хлоропластов, так и для митохондрий:

а – содержат белки; б – содержат  коэнзимы  окислительно-восстановительных реакций;  в – содержат ионы  К+;  г – не содержат ДНК;

д – могут синтезировать ДНК.

 

 11. Для процесса фотосинтеза характерно:

а – одна фаза протекает на свету, а другая – в темноте; б – фотолиз воды происходит в фотосистеме I; в – кислород выделяет в результате разложения СО2;   г – образуется НАД·Н;   д – кислород выделяется в результате разложения воды.

 12. Гладкая мышца:

а – не содержит актина и миозина;  б – содержит только актин;  в – содержит только миозин;  г – содержит в качестве сократительных белков актин и тропонин;  д – не использует АТФ.

 

 13. При плазмолизе в растительной клетке:

а – тургорное давление в клетке равно нулю;  б – цитоплазма сжалась и отошла от клеточной стенки;  в – объем клетки уменьшился;  г – объем клетки увеличился;  д – клеточная стенка не может больше растягиваться.

 

 14. Симпатическая нервная система:

а – подготавливает организм к преодолению стрессовых ситуаций;

б – расширяет зрачки;  в – повышает активность кишечника;

г – стимулирует выделение адреналина;  д – понижает частоту сердечного ритма.

 

 15. Злокачественные опухоли могут быть вызваны:

а – вирусами;  б – химическими веществами;  в – ионизирующими излучениями;  г – волокнистыми минералами;  д – инородными телами.

 16. Ферментами в клетке могут быть:

 а – белки;  б – липиды;  в – углеводы;  г – ДНК;  д – РНК.

 

 17. В защите организма от вирусной инфекции принимают участие:

 а – интерферон;  б – антитела;  в – Т-киллеры;  г – Т-супрессоры;

 д – фибробласты.

 

 18. Выберите характеристики, относящиеся к гипофизу:

 а – расположен на дорсальной поверхности мозга;  б – содержит  нервную и  секреторную ткани;  в – входит в состав переднего мозга;  г – состоит из   нескольких долей;  д – связан с гипоталамусом.

 

 19. Эукариотические гены иногда не могут функционировать    нормально, если они клонируются в бактериях. Причиной этого может быть:

а – неспособность вырезать интроны;   б – разрушение эндонуклеазами бактериальной клетки;   в – нарушение процесса распознавания промотора бактериальной РНК-полимеразой;   г – отличающиеся связывающие участки рибосом;   д – использование различных генетических кодов.

 

  20. В клетке для синтеза ДНК на матрице РНК необходимо наличие:

а – ДНК;   б – фермента  обратной  транскриптазы;   в – ферментов репарации ДНК;   г – фермента  РНК-лигазы;

д – дезоксинуклеотидтрифосфатов. 

Ответы на задания части № 1

 Номер задания

1

2

3

4

5

Индексы ответов

Номер задания

6

7

8

9

10

Индексы ответов

Номер задания

11

12

13

14

15

Индексы ответов

Номер задания

16

17

18

19

20

Индексы ответов

Не забудьте перенести все ответы на задания части 1 в матрицу ответов бланка №1

Часть 2   

 (максимальное число баллов - 6)

 Задания части 2 

        Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально. Конкурсанты должны заполнить матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

 Задание №1 

         Осматривая растения на приусадебном  участке,  ученый определил, что  у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):

1) Бледно-желтая окраска ткани  между жилками у молодых листьев.  Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.

2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.

3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.

4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.

Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.

Элементы: А – фосфор;  Б – азот,  В – железо и Г – бор.

Растения

1

2

3

4

Голодание по элементам

 

 

 

 

Задание №2

          Биолог поставил эксперимент. В 7 пробирок он налил раствор сахарозы разной концентрации: 0,2 М; 0,3М; 0,4М; 0,5М; 0,6М; 0,7М и 1М.  В каждую из пробирок поместил по брусочку, вырезанному из клубня картофеля. Изначальная длина всех брусочков равнялась 40 мм. Через 30 минут брусочки были извлечены и измерены. По данным измерений исследователь построил гистограмму, где  С – концентрация раствора сахарозы в пробирках 1-7, а  I – изменение длины брусочков картофеля в зависимости от концентрации раствора. Затем, используя гистограмму, он определил концентрацию изотонического раствора.


Укажите в матрице знаком «Х» номер пробирки с изотоническим раствором.
 

Номер пробирки

1

2

3

4

5

6

7

Изотонический р-р

 

Не забудьте перенести все ответы на  задания части 2 в матрицу ответов бланка №1

Блок №4  (максимальный балл -  90)

Для ответов на задания части 1 и части 2 этого блока используйте бланк ответов №2.

Часть 1

 (максимальное число баллов -   34)

   Задание 1.

         У некоторых детей в раннем возрасте страдает речь, они плохо говорят. Им предлагают складывать мозаику, лепить из пластилина. Зачем?

Задание 2.

         Почему стоматолог при лечении нижних зубов делает 1 укол, а при лечении верхних 2 укола?

Задание 3.

         Почему при переломе шейки плечевой кости происходит выздоровление, а при переломе шейки бедра не происходит самостоятельное срастание костей?

Задание 4. 

        Сколько типов   гамет,  и  в каких соотношениях образует организм  с генотипом   АаВbDDEe,  если  гены не сцеплены?

Задание 5.

         Может ли мутационный процесс сам по себе обеспечивать адаптивную эволюцию?  Почему?  Ответ обоснуйте.

Задание 6.

         В  чем различия  скелетной  и  сердечной  мышц?  Приведите  как можно больше отличий.

 Задание 7.

        В каких сообществах больше длина пищевых цепей: лесных или планктонных?  Почему?  Дайте обоснованный ответ.

Часть 2

(максимальное число баллов -  56)

Задание 1.

Альпинист Т., 30 лет, на высоте  5500  метров стал отмечать ухудшение самочувствия. Появилась усталость, малоподвижность, сонливость, потеря аппетита, эйфория сменилась депрессией. Дыхание и пульс стали  редкие.

Какая стадия горной болезни развилась у больного? Как изменяется газовый состав и  рН  крови в эту стадию? Как можно предупредить развитие этого состояния?  Дайте обоснованный ответ.

Задание 2.

         В пруд был заселён серебряный карась Carassius  gibelio – триплоидная форма. Были созданы условия для его размножения. Для этого вида известен селективно нейтральный ген, имеющий два аллельных варианта – A  и  a. В пруд были запущены в равных пропорциях особи с генотипами  AAA  и  aaa.

Какие соотношения генотипов установятся в ряду поколений? Дайте обоснованный ответ.

Задание 3.

        Одна из проблем вторичноводных млекопитающих (китов, дельфинов) – дыхание воздухом. Казалось бы, что наилучшим приспособлением для этих групп было бы в ходе своей эволюции вернуть снова жабры вместо легких. Почему этого не произошло?  Дайте обоснованный ответ.

Задание 4.

        Гипотетический ген сигнальной молекулы, участвующей в реализации воспалительного ответа человека, состоит из семи экзонов. Длина каждого экзона с первого по седьмой составляет 39, 93, 210, 72, 47, 35 и 27 нуклеотидов, соответственно. Экспрессия данного гена приводит к синтезу функционально активного белка длиной 120 аминокислот.

        

        1)  Объясните, какие события привели к формированию такого белка.  

        2)  Укажите экзоны, с которых шел синтез иРНК, непосредственно принимающей участие в трансляции, если мы знаем, что стартовый кодон находится в первом экзоне на расстоянии 6 нуклеотидов от точки старта транскрипции.  

        3)  У пациента с врожденным иммунодефицитом обнаружили, что данный сигнальный пептид синтезируется в укороченной форме – 89 аминокислот. Опишите, какие события и в каких клетках могли привести к данному заболеванию.  



Предварительный просмотр:

Задания с ответами по биологии

предметной олимпиады учителей

УСПЕХОВ!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Двойное оплодотворение – это:

а) слияние одной яйцеклетки и двух сперматозоидов;

б) оплодотворение двух яйцеклеток;

в) слияние двух яйцеклеток и одного сперматозоида;

г) слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой зародышевого мешка.

2.  Пробка относится к ткани:
а) проводящей;
б) покровной;
в) образовательной;
г) запасающей.

3. Клевер красный и клевер ползучий это растения:
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;  
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

4. Сорока голубая относится к отряду:

а)дневных хищников;     б) куриных;     в) воробьинообразных;      г) врановых.

5. Термитов часто называют «белыми муравьями» из-за коллективного образа жизни и сложной социальной организации. Такое сходство между ними объясняется:

а) систематической близостью;                           б) случайным совпадением;

в) конвергенцией;   г) взаимным подражанием в ходе совместной эволюции.

6. Количество кругов кровообращения у лягушек:

а) один у головастиков, два у взрослых лягушек;

б) один у взрослых лягушек, у головастиков вообще кровообращения нет;

в) два у головастиков, три у взрослых лягушек;

г) два у головастиков и у взрослых лягушек.

7. Отдел желудка жвачных парнокопытных, из которого отрыгивается полпереваренная пища для вторичного пережёвывания:

а) рубец;

б) сетка;

в) книжка;

г) сычуг.

8. Вид ткани, для которой характерно минимальное содержание межклеточного вещества:
а) эпителиальная;
б) соединительная;
в) мышечная;
г) нервная.

9. При осуществлении рефлекса нервный импульс движется по цепи нейронов от:
а) чувствительных окончаний коротких отростков через тела и длинные отростки нейронов к рабочему органу;  
б) чувствительных окончаний длинного отростка через тела и короткие отростки нейронов к рабочему органу;
в) тел нейронов через короткие и длинные отростки к рабочему органу;
г) рабочего органа через длинные отростки и тела нейронов к их чувствительным окончаниям.

10. Какой из перечисленных рефлексов контролируется вегетативной

нервной системой?

а) коленный;

б) мигательный;

в) слюноотделительный;

г) мимический.

11. В овогенезе отсутствует фаза:

а) размножения;            б) роста;                 в) созревания;              г) дробления.

12. Функцию хранения и передачи наследственной информации в клетке

выполняют

а) центриоли;                

б) хромосомы;

в) лизосомы;      

г) комплекс Гольджи.

13. Мейоз не происходит при образовании

а) спор у мхов;

б) спермиев у покрытосеменных;

в) яйцеклеток у животных;

г) дочерних клеток бактерий.

14. Примером вегетативного размножения может служить

а) партеногенез у пчел;  

б) двойное оплодотворение у мака;

в) гермафродитизм червя;

г) почкование у гидры.

15. К движущим силам эволюции относятся

а) модификационная и мутационная изменчивость;

б) естественный и искусственный отбор;

в) наследственность, изменчивость, естественный отбор;

г) дрейф генов, адаптация, дивергенция.

16. Укажите пример внутривидовой борьбы за существование

а) борьба двух африканских слонов за самку;

б) конкуренция между белой и серой акулами за пищу;

в) сбрасывание лиственницами листвы к зиме;

г) охрана потомства королевскими пингвинами.

17. Человека прямоходящего относят к представителям:
а) предшественников человека;
б) древнейших людей;  
в) древних людей;
г) ископаемым людям современного анатомического типа.

18. Аллельные гены – это:

а) разные варианты одного гена. расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом;

б) гены, кодирующие развитие признаков, влияющих на внешний вид организма;

в) гены, расположенные в разных локусах гомологичных хромосом;

г) соседние гены одной хромосомы.

19. К анализирующему скрещиванию относят скрещивание типа:

а) АаВВ х АаВb;

б) ААВb х Ааbb;

в) Ааbb х ааВb;

г) АаВb х ааbb.

20. Участки, называемые кодонами, имеет:

а) ДНК;                       б) и-РНК;                     в) т-РНК;                     г) р-РНК

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. К видоизменениям побега относятся – I) клубни картофеля, II) клубни георгина, III) клубни топинамбура, IV) клубни батата, V) луковицы лилии:

а) I, III, V;

б) I, II, III, V;

в) I, III, IV;

г) I, II, III, IV, V;

2. Отделы пищеварительной системы, в которых происходит расщепление жиров – I) ротовая полость, II) пищевод, III) желудок, IV) двенадцатиперстная кишка, V) прямая кишка:

а) I, III, IV;

б) III, IV;

в) III, IV, V;

г) I, II, III, IV, V;

3. Отличия прокариот от эукариот – I) у прокариот отсутствует ядро, II) у прокариот отсутствует комплекс Гольджи, III) у прокариот отсутствуют митохондрии, IV) у прокариот отсутствуют рибосомы, V) у прокариот ДНК одноцепочечная, а у эукариот – двухцепочечная:

а) I, II;

б) I, III, IV;

в) I, II, III;

г) I, II, IV.

4. Плазматическая мембрана участвует – I) во взаимодействии клеток, II) в избирательном траспорте веществ, III) хранении генетической информации, IV) биосинтезе белка, V) фагоцитозе:

а) I, II;

б) I, III;

в) II, IV, V;

г) I, II, V.

5. Ароморфозами являются – I) возникновение семян у растений, II) появление четырёхкамерного сердца и животных, III) появление перепонок на лапах водоплавающих птиц, IV) вскармливание детёнышей молоком, V) возникновеие автотрофных организмов:

а) II, IV, V;

б) I, IV, V;

в) I, II, IV, V;

г) II, III, IV, V.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.

1. Цветки, которые не имеют цветоножки, называют сидячими.

2. Слепни и оводы – паразитические двукрылые, питающиеся кровью теплокровных животных.

3. Клещи являются возбудителями энцефалита.

4. Для речных раков характерен половой диморфизм.

5. Корень у растений выполняет только проводящую функцию.

6. Биологический прогресс – это процесс, связанный с увеличением численности вида и расширением его ареала.

7. Дрейф генов – это случайное изменение частоты аллелей в популяции малого размера.

8. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

9. Паренхима у плоских червей выполняет опорную функцию.

10. Гаплоидные клетки не могут делиться митозом.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. (3 балла) Установите соответствие между характеристикой препарата и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТА

ВИД ПРЕПАРАТА

А) получают из бактерий или продуктов их

жизнедеятельности

1) вакцина

Б) содержит ослабленные токсины

2) сыворотка

В) получают из плазмы крови

Г) содержит готовые антитела

Д) применяется для лечения от инфекций

Е) применяется для предупредительных

прививок

2. (3 балла) Установите соответствие между характеристикой мутации и её типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАЦИИ

ТИПЫ МУТАЦИЙ

А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

1) хромосомные

Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

2) генные

В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

3) геномные

Г) поворот участка хромосомы на 180о

Д) уменьшение числа хромосом в соматической  клетке

Е) обмен участками негомологичных хромосом

3. (2,5 балла) Сопоставьте названия белков (А – Д) с их функциями в организме человека (1 – 5).

БЕЛОК

ФУНКЦИЯ

А) Трипсин

1) Структурная

Б) Миозин

2) Каталитическая

В) Гемоглобин

3) Защитная

Г) Тубулин

4) Двигательная

Д) Гамма-глобулин

5) Транспортная

4. (2,5 балла) Установите соответствие между красящими реактивами и эффектами от их применения в процессе приготовления микропрепаратов.

КРАСЯЩИЕ РЕАКТИВЫ

ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ

А) глицерин;

1) окрашивание ядер клеток;

Б) гематоксилин;

2) окрашивание цитоплазмы;

В) фуксин;

3) окрашивание зерен крахмала в клетках;

Г) хлор–цинк–йод;

4) просветление препарата;

Д) раствор Люголя.

5) окрашивание целлюлозных оболочек клеток.

Часть V. Генетические задачи.

Решите одну любую задачу на выбор.

Максимальный балл за решение задачи – 5 баллов.

1. Ген окраски кошек сцеплен с Х–хромосомой. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая – геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились пять рыжих котят. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

2. От пары мохнатых кроликов получено шесть мохнатых и два гладких крольчонка. Укажите доминантный и рецессивный признаки. Определите численное соотношение гибридного потомства по генотипу и фенотипу.

3. Скрестили двух аквариумных рыб гуппи с серым телом, были получены потомки серой и чёрной окраски. При скрещивании двух других рыб гуппи серой окраски все потомки имели серое тело. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы потомства и родителей в обоих случаях?

4. При скрещивании между собой черных линий всегда получается черное потомство. При скрещивании между собой желтых линий одна треть потомства оказывается черной, а две трети – желтой. Как это можно истолковать?

5. В семье у кареглазых родителей четверо детей с разными группами крови, один из них ребенок – голубоглазый. Какова вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с первой группой крови?

Часть VI. Задачи по эволюционному учению.

Ответьте на один любой вопрос.

Максимальный балл за ответ – 5 баллов.

6. Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чем заключается прогрессивность этой теории.

7. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Баллы: 5

8. Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

Баллы: 5

9. Как бы Ламарк и Дарвин объяснили эволюцию длинной шеи у жирафа?

Баллы: 5

10. К какой форме естественного отбора относится формирование зелёной окраски и суженого с боков тела кузнечика. Ответ поясните.

Баллы: 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе

Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии....

Биологическая олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап) 2010 г.

Это олимпиадные задания муниципального этапа по биологии 10 класс. Можно использовать как тренировочные при подготовке учащихся к олимпиаде....

Методический материал школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014/2015 учебном году /10-11 классы/

Методический материал школьного этапа  всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии 2020-2021 уч. год. Содержание пакета: комплекты заданий; пустые бланки ответов на задания (матрицы)...

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 5 класс с ОВЗ

Всероссийская олимпиада школьниов по биологии 5 класс с ОВЗ...

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 6 класс с ОВЗ

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 6 класс с ОВЗ...