Внеурочная деятельность учащихся с использованием цифровых лабораторийв условиях внедрения ФГОС 2 поколения
статья по теме
Описаны направления, принципы внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность учащихся с использованием цифровых лабораторий в условиях внедрения
ФГОС 2 поколения
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела
Инвариантная часть
Вариативная часть
Внеурочная деятельность
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
Поэтому в рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.
При этом необходимо использовать следующие принципы:
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
При решении задач по организации внеурочной деятельности детей педагогическим коллективам необходимо :
- усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
- организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширить рамки общения с социумом;
- воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
При этом сразу очевидны преимущества, которые возникают при правильной организации внеурочной деятельности учащихся: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:
- спортивно – оздоровительное
- духовно - нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное см ( Таблица слайд)
Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно – оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, она осуществляется в нашей школе через:
- учебный план школы, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- дополнительные образовательные программы разработанные в школе(внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей( ДДЮТ), а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Я хочу остановиться на реализации только одного направления – общеинтеллектуального
Оно реализуется через такие формы как:
- познавательные беседы,
- предметные факультативы и недели,
- школьные научные общества , организованные на разных ступенях обучения и возглавляемые школьными предметными объединениями учителей.
- кружки,
- олимпиады,
- общественный смотр знаний,
- детские исследовательские проекты,
- внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.)
В рамках данного направления в области « Информатика и ИКТ» организована работа кружков и факультативов:
- « Волшебный компьютер»- для учащихся начального звена, на занятиях учащиеся знакомятся с компьютерной графикой, используя программу « Paint».
- « Мастерская аниматоров»- для учащихся среднего звена ,на занятиях учащиеся учатся составлять презентации , готовить flach ролики и т. д.
- « Азы программирования»- для учащихся 7-8 классов, на занятиях которых учащиеся знакомятся с простейшими программа « Кумир»,
« ЛОГО Миры», учатся составлять программы .
Большое внимание в ФГОС 2 поколения уделяется внеурочной проектной деятельности
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Для реализации проектно – исследовательской деятельности в начальном звене сейчас созданы все условия. С новыми кабинетами по реализации ФГОС в начальной школе поставляется оборудование микро лабораторий «Logger Lite». Эта лаборатория оснащена простыми в использовании датчиками для определения расстояния и т.д.( см слайд) , для работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по физике , химии, биологии в среднем и старшем звене используется цифровая лаборатория
« Архимед».
Работа над проектами в нашей школе начинается в начальном звене
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формировать позитивную самооценку, самоуважение.
2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Очень благодатной областью для применения микро лаборатории в начальной школе является « Окружающий мир». С помощью датчиков можно исследовать параметры окружающей среды (свет, температуру и т.д.), параметры своего тела и питомцев живущих рядом, с помощью микроскопа рассмотреть структуру волос, кожи и т.д. Также данное оборудование можно использовать в области « Математика» для исследования механических параметров : скорости, времени, расстояния.
Я хочу затронуть сейчас вопрос об использования цифровой лаборатории «Архимед» при изучении элективных курсов и на факультативных занятиях. Данные виды занятий, в отличие от урока, более свободны в отношении временных рамок и мест проведения. Да и вопросы, решаемые на этих занятиях, призваны углубить и расширить материал, изучаемый в рамках урока.
Так на занятиях по экологии при изучении загрязнения воздуха рекомендуется провести полевое занятие и измерить уровень углекислого газа и других веществ, присутствующих в атмосфере в различных точках населенного пункта или загородной зоны. К примеру, находясь вблизи оживленной автотрассы, включить прибор на регистрацию измерений и, постепенно удаляясь от трассы, следить, как меняется уровень углекислого газа. Отойдя на заранее определенное расстояние, зафиксировать полученный результат. Вернувшись в учебное заведение, результат можно обработать как в этот же день, так и на следующем занятии. Аналогично можно провести исследование по содержанию кислорода в учебном помещении в течение всего дня. Можно посоветовать ребятам провести исследование по теме «Влияние городских зеленых зон на температуру и относительную влажность окружающей среды», что потребует неоднократного проведения измерений в течение учебной четверти или даже учебного года и их дальнейшего анализа.
На внеурочных занятиях по физике можно исследовать влияние магнитного поля бытовых приборов на человека.
Цифровые лаборатории можно использовать и в обучении детей – инвалидов, всем учащимся поставлено оборудование цифровой лаборатории « Архимед», датчики по физике, химии, цифровые микроскопы и если увлечь ребенка проектно – исследовательской работой, то можно выполнить прекрасные проекты в различные в областях.
Например с ученицей нашей школы мы разработали проект « Физические характеристики любимой собаки»
Использование цифровых лабораторий во внеурочной деятельности имеет широкие возможности в рамках реализации ФГОС 2 поколения.
Сочетание учебной и внеурочной деятельности способствует всестороннему развитию личности учащихся т. к. каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность учащихся с использованием цифровых лабораторий в условиях внедрения ФГОС
представлен небольшой теоретический материал в форме презентации...
Методическая разработка по теме: «Внеурочная деятельность учащихся по спортивно патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения
Популяризация спортивно-прикладных видов...
Методическая разработка по теме: «Внеурочная деятельность учащихся по спортивно патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения»
Вариант проведения внеурочной деятельности по внедрению комплекса ГТО в систему гражданско-патриотического воспитания...
“Использование цифровых лабораторий на уроках и во внеурочной деятельности”
Цифровые лаборатории существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, предоставляют новые возможности для проектной деятельности. В област...
Мастер класс “Использование цифровых лабораторий на уроках и во внеурочной деятельности”
Мастер класс “Использование цифровых лабораторий на уроках и во внеурочной деятельности&rdquo...
Внеурочная деятельность учащихся через создание музея природы в условиях реализации ФГОС.
Статья содержит информацию о выступлении на августовской конференции работников образования г.Читы....
«Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»
laquo;Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»...