формирование УУД средствами учебного предмета "Иностранный язык"
методическая разработка по теме

Калугина Оксана Алтаевна

Материал по формированию УУД средствами предмета "Иностранный язык" представлен в форме таблицы, в которой указаны подвиды УУД, посредством чего они формируются и типы заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon формирование УУД61 КБ

Предварительный просмотр:

  Специфика предмета «иностранный язык»  заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму; и  обусловливает  необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное  развитие универсальных учебных действий.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Иностранный язык»

УУД

Посредством чего

Типы заданий

Личност-ные

действия  личностного самоопределения

-формирование Я-концепции (внутренней позиции

- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить  уровень успешности на данном  учебном занятии;

- проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);

действия смыслообразования

- установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?», « Для чего мне нужно этим заниматься на уроке ИЯ?», «Ради чего (зачем) я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ?»)

- «составьте на ИЯ  высказывание на тему «Роль иностранного языка в современном мире»;

- « приготовьте сообщение на тему «Для чего сегодня изучают английский/немецкий язык?»

- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся ответить на вопрос «Чему важному я научился сегодня и как мне это пригодится в будущем?»

действия нравственно-эстетической ориентации (личностный моральный выбор)

-оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание)

- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»;

-«вырази свою точку зрения на ИЯ по теме и обоснуй ее»;

-« интерпретируй и комментируй содержание текста с опорой на свой жизненный опыт»

Регулятив-ные

действия планирования

- постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить;

- развитие понимания учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать;

-специальное конструирование урока для  открытия нового знания, чтобы можно было организовать на уроке это открытие  с использованием проблемно-диалогической технологии (введены описания проблемных ситуаций, даются мотивации к формулированию учебной проблемы (темы) урока

- «составьте  план  текста по аудированию или чтению на ИЯ (с опорой на ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы)»;

- « составьте план как последовательность речевых действий  при подготовке устного монологического и диалогического высказывания»;

- задания типа «Прочитай заголовок рассказа, переведи и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории, переведи и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа, переведи  и предположи, что будет дальше»;

действия целеполагания

-развитие умения действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность ;

-определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения;

- «напишите с порой на образец личное письмо на ИЯ зарубежному другу»;

- «составьте план экскурсии ( по возможности и речь экскурсовода)  по городам Германии, учитывая посещение известнейших достопримечательностей»;

-«составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как образовать предложение в прошедшем времени. Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника.»

действия прогнозирования

- развитие навыка вероятностного прогнозирования при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений

-« на основе заголовка/начала текста выскажите свое мнение/предположение на ИЯ о дальнейшем развитии событий»;

-«составьте связный текст/высказывание с использованием новой лексики»;

действия контроля

сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца  - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками;

- адекватное восприятие оценки учителя и сверстников

- «совместная работа над творческим проектом на ИЯ»;

-« проанализируйте выступление оппонента  и аргументировано оцените его;согласитесь/не согласитесь с оценкой товарищей»;

действия коррекции

-развитие умения вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки  - умение видеть ошибку и исправить её как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого

-«прочитай определение в учебнике. Всё ли было верно в твоем рассказе? Исправь ошибки»;

действия оценки /самооценки

-осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ

- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить  собственный уровень понимания иноязычной речи, определить, чему бы он хотел научиться еще,что предстоит усовершенствовать»;

Познава-тельные

действия общеучебные (включая знаково-символические действия

-     развитие умения самостоятельно выделять  и формулировать познавательную задачу;

-  развитие навыков поиска и выделения необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ)

- развитие навыков самостоятельного осознанного построения устного и письменного речевого высказывания(суждения)  на ИЯ

- развитие умений  выбора языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения

- развитие навыков  смыслового чтения и слушания (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста)

- формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «А какие сигналы в речи и на письме используют англичане/немцы, чтобы показать, что данная вещь кому-то принадлежит?»  или «Какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии/Германии?»

- организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов;

- подготовка устного и письменного речевого высказывания на заданную тему;

- формулирование проблемы (главной идеи) текста;

- извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

- преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов;

- составление таблиц, схем-моделей;

- замещение буквы звуком;

- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

- самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

логические действия

- развитие навыков синтеза, т. е. составления целого из частей;

- развитие умения выбора оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

- развитие навыка самостоятельного выведения правил построения иноязычной речи;

- развитие навыка установления причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов;

- «систематизируй предложенную лексику(или лексику текста)  на основе словообразования и по тематическому принципу»;

-классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование);

Коммуника-тивные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-развитие умения слушать и вступать в диалог;

- приобретение  навыков участия в коллективном обсуждении проблем;

- организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

   - «составьте диалог на ИЯ на тему…»;

- «составьте полилог на ИЯ на тему…»;

- «поддержите  беседу на ИЯ на тему …»


постановка вопросов

-  развитие умения  задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром

- «возьми интервью на ИЯ  у …»;

- «составь список вопросов, необходимых для туриста, путешествующего по стране изучаемого ИЯ…»;

-«составьте диалог-расспрос»

разрешение конфликтов

-  развитие умения продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов

- «выразите свое отношение к высказыванию…»;

- «вступите в диалог-конфликт и примите/отвергните точку зрения одной из сторон, обосновывая свою точку зрения»

управление поведением партнера по иноязычному общению

- взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра  по общению на ИЯ

- «пригласите партнера по диалогу к действию или взаимодействию»;

- «выслушайте высказывание партнера и выразите эмоциональную оценку высказывания (восхищение, удивление, радость, огорчение и др.)»

полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-развитие  базовых умений различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется, в том числе посредством технологии продуктивного чтения;

-развитие   умения точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения;

- развитие навыков владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого языка

- « передайте содержание, основную мысль прочитанного текста с опорой на текст, ключевые понятия/план и без опоры»;

- «выразите свое мнение, отношение к чему -либо/кому-либо, сравните с элементами аргументации»;

-«охарактеризуйте героев прочитанного/прослушанного текста»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.

Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"

Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...

Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Формирование коммуникативных БУД у обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида средствами учебного предмета русский язык

В работе приведены примеры приёмов, используемых учителем на уроках русского языка в 5-9 классах для формирования коммуникативных базовых учебных действий, определённых АООП образования обучающихся с ...

Пути формирования регулятивных УУД средствами учебного предмета «Английский язык» в начальной школе.

На уроках англ. яз. в начальных классах важно научить детей учиться, осваивать новый учебный предмет, требующий большей самостоятельности. В этом поможет работа над формированием регулятивных УУД....

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета "Иностранный язык"

Важнейшей задачей иноязычного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком. Почему учебны...