формирование УУД средствами учебного предмета "Иностранный язык"
методическая разработка по теме
Материал по формированию УУД средствами предмета "Иностранный язык" представлен в форме таблицы, в которой указаны подвиды УУД, посредством чего они формируются и типы заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму; и обусловливает необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Иностранный язык»
УУД | Посредством чего | Типы заданий | |
Личност-ные | действия личностного самоопределения | -формирование Я-концепции (внутренней позиции | - на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии; - проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни); |
действия смыслообразования | - установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?», « Для чего мне нужно этим заниматься на уроке ИЯ?», «Ради чего (зачем) я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ?») | - «составьте на ИЯ высказывание на тему «Роль иностранного языка в современном мире»; - « приготовьте сообщение на тему «Для чего сегодня изучают английский/немецкий язык?» - на этапе рефлексии урока предложить учащемуся ответить на вопрос «Чему важному я научился сегодня и как мне это пригодится в будущем?» | |
действия нравственно-эстетической ориентации (личностный моральный выбор) | -оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание) | - задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»; -«вырази свою точку зрения на ИЯ по теме и обоснуй ее»; -« интерпретируй и комментируй содержание текста с опорой на свой жизненный опыт» | |
Регулятив-ные | действия планирования | - постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; - развитие понимания учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать; -специальное конструирование урока для открытия нового знания, чтобы можно было организовать на уроке это открытие с использованием проблемно-диалогической технологии (введены описания проблемных ситуаций, даются мотивации к формулированию учебной проблемы (темы) урока | - «составьте план текста по аудированию или чтению на ИЯ (с опорой на ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы)»; - « составьте план как последовательность речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания»; - задания типа «Прочитай заголовок рассказа, переведи и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории, переведи и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа, переведи и предположи, что будет дальше»; |
действия целеполагания | -развитие умения действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность ; -определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения; | - «напишите с порой на образец личное письмо на ИЯ зарубежному другу»; - «составьте план экскурсии ( по возможности и речь экскурсовода) по городам Германии, учитывая посещение известнейших достопримечательностей»; -«составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как образовать предложение в прошедшем времени. Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника.» | |
действия прогнозирования | - развитие навыка вероятностного прогнозирования при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений | -« на основе заголовка/начала текста выскажите свое мнение/предположение на ИЯ о дальнейшем развитии событий»; -«составьте связный текст/высказывание с использованием новой лексики»; | |
действия контроля | сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; - адекватное восприятие оценки учителя и сверстников | - «совместная работа над творческим проектом на ИЯ»; -« проанализируйте выступление оппонента и аргументировано оцените его;согласитесь/не согласитесь с оценкой товарищей»; | |
действия коррекции | -развитие умения вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки - умение видеть ошибку и исправить её как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого | -«прочитай определение в учебнике. Всё ли было верно в твоем рассказе? Исправь ошибки»; | |
действия оценки /самооценки | -осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ | - на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить собственный уровень понимания иноязычной речи, определить, чему бы он хотел научиться еще,что предстоит усовершенствовать»; | |
Познава-тельные | действия общеучебные (включая знаково-символические действия | - развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную задачу; - развитие навыков поиска и выделения необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ) - развитие навыков самостоятельного осознанного построения устного и письменного речевого высказывания(суждения) на ИЯ - развитие умений выбора языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения - развитие навыков смыслового чтения и слушания (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста) | - формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «А какие сигналы в речи и на письме используют англичане/немцы, чтобы показать, что данная вещь кому-то принадлежит?» или «Какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии/Германии?» - организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов; - подготовка устного и письменного речевого высказывания на заданную тему; - формулирование проблемы (главной идеи) текста; - извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста; - преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов; - составление таблиц, схем-моделей; - замещение буквы звуком; - выделение гласных и согласных букв/звуков в словах; - самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений); |
логические действия | - развитие навыков синтеза, т. е. составления целого из частей; - развитие умения выбора оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; - развитие навыка самостоятельного выведения правил построения иноязычной речи; - развитие навыка установления причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов; | - «систематизируй предложенную лексику(или лексику текста) на основе словообразования и по тематическому принципу»; -классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.; - самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование); | |
Коммуника-тивные | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | -развитие умения слушать и вступать в диалог; - приобретение навыков участия в коллективном обсуждении проблем; - организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы) | - «составьте диалог на ИЯ на тему…»; - «составьте полилог на ИЯ на тему…»; - «поддержите беседу на ИЯ на тему …» |
постановка вопросов | - развитие умения задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром | - «возьми интервью на ИЯ у …»; - «составь список вопросов, необходимых для туриста, путешествующего по стране изучаемого ИЯ…»; -«составьте диалог-расспрос» | |
разрешение конфликтов | - развитие умения продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов | - «выразите свое отношение к высказыванию…»; - «вступите в диалог-конфликт и примите/отвергните точку зрения одной из сторон, обосновывая свою точку зрения» | |
управление поведением партнера по иноязычному общению | - взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра по общению на ИЯ | - «пригласите партнера по диалогу к действию или взаимодействию»; - «выслушайте высказывание партнера и выразите эмоциональную оценку высказывания (восхищение, удивление, радость, огорчение и др.)» | |
полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | -развитие базовых умений различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется, в том числе посредством технологии продуктивного чтения; -развитие умения точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения; - развитие навыков владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого языка | - « передайте содержание, основную мысль прочитанного текста с опорой на текст, ключевые понятия/план и без опоры»; - «выразите свое мнение, отношение к чему -либо/кому-либо, сравните с элементами аргументации»; -«охарактеризуйте героев прочитанного/прослушанного текста»; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.
Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-146516-1353172787.jpg)
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"
Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-498620-1413535236.jpg)
Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...
Формирование коммуникативных БУД у обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида средствами учебного предмета русский язык
В работе приведены примеры приёмов, используемых учителем на уроках русского языка в 5-9 классах для формирования коммуникативных базовых учебных действий, определённых АООП образования обучающихся с ...
Пути формирования регулятивных УУД средствами учебного предмета «Английский язык» в начальной школе.
На уроках англ. яз. в начальных классах важно научить детей учиться, осваивать новый учебный предмет, требующий большей самостоятельности. В этом поможет работа над формированием регулятивных УУД....