Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству
материал по теме
Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовки, отношения к делу.
Личность преподавателя, его авторитет перед учащимися, играет огромную роль в достижении целей обучения, а еще больше в воспитании. В контексте концепции суггестопедии известно, что авторитетность преподавателя может резко повышать уровень восприятия передаваемой им информации, при этом включаются механизмы внушения, когда убеждения, в данном случае отношение к ценностям физической культуры, формируются даже без надлежащего аргументирования.
Авторитет преподавателя физического воспитания более всего определяется его профессиональной компетентностью, отношением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые его личностные черты, а также внешняя привлекательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noyabr_antufeva_n.b._naryan-mar_lichnost_uchitelya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству
Антуфьева Н.Б. - учитель физической культуры
Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовки, отношения к делу.
Личность преподавателя, его авторитет перед учащимися, играет огромную роль в достижении целей обучения, а еще больше в воспитании. В контексте концепции суггестопедии известно, что авторитетность преподавателя может резко повышать уровень восприятия передаваемой им информации, при этом включаются механизмы внушения, когда убеждения, в данном случае отношение к ценностям физической культуры, формируются даже без надлежащего аргументирования.
Авторитет преподавателя физического воспитания более всего определяется его профессиональной компетентностью, отношением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые его личностные черты, а также внешняя привлекательность.
Среди личностных качеств специалиста, способствующих его успеху в сфере физической культуры особо важное значение имеют: настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного (эмпатия), правильно оценить группу и провести в жизнь свой план действия, а при необходимости проявить и гибкость, найти более оптимальный путь отношений с обучаемыми, воспитуемыми.
К числу профессиональных способностей преподавателя-специалиста по физической культуре относят:
- наличие педагогической направленности;
- мотивации к работе на своем поприще и удовлетворенность такой работой, хорошее личное физическое состояние, позволяющее показать пример в выполнении своих функциональных обязанностей;
- достаточно высокий уровень соответствующей профессиональной подготовленности;
- личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию у обучаемых;
- типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов.
Что касается истинной профессиональной подготовленности и профессионального мастерства наших специалистов, то эти их качества определяются рядом достаточно определенных достоинств.
Прежде всего, это хорошая педагогическая техника, включающая в себя педагогические знания, навыки и умения, педагогическое прогнозирование, педагогическое воображение, склонность к педагогическому творчеству. У высококвалифицированного специалиста все это сочетается со специальными знаниями, навыками и умениями в области физической культуры. Он умеет общепедагогические знания, умения применить в конкретных разделах физического воспитания.
Педагогическая техника предполагает:
- способность опереться на дидактические принципы;
- умение учитывать требования принципов спортивной тренировки.
В педагогическую технику входят умелое применение устных, наглядных и практических методов и приемов обучения, с учетом конкретных учебных ситуаций.
Академик Н. В. Кузьмина выделяет также ряд специальных профессиональных педагогических умений, которыми также должен владеть хорошо подготовленный специалист - преподаватель физического воспитания: гностические умения, связанные с глубокими познаниями в области своей специальности, проектировочные умения, определяющие способность грамотно проектировать динамику прохождения учебного материала, конструктивные умения, связанные с планированием конкретного занятия; организаторские умения, позволяющие хорошо организовать какое-либо конкретное занятие, учитывая его особенности, состав учебной группы, наличие спортивного инвентаря, коммуникативные умения, определяющие установление позитивных контактов с обучаемыми.
Профессиональная педагогическая подготовленность специалиста по физической культуре предполагает также наличие у него особого психологического и педагогического такта.
Черты психологического такта связаны с эмпатией, позволяющей понять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отношения взаимопонимания, взаимного доверия. В отношениях с группой - это путь к хорошему психологическому климату (также и в спортивной команде при работе тренера).
Черты педагогического такта определяют установленные между преподавателем и его подопечными таких отношений, которые наиболее благоприятны для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Имеется несколько положений в тактике поведения преподавателя, тренера, характеризующих черты педагогического такта в обращении к обучаемым:
- Требовательность без грубости, надменности, высокомерия.
- Естественность в общении, простота обращения, но без излишнего панибратства, обучаемый не должен забывать, что имеет дело с учителем, воспитателем.
- Проявление скромности без притворства, без ее самоафиширования.
- Внимание к своим подопечным, но также без его подчеркивания.
- Юмор без грубых насмешек. Советы без излишней навязчивости.
- Умение выслушать, не перебивая, не отвлекаясь на другие проблемы, проявить интерес к собеседнику, к его мыслям и др.
Успешное достижение поставленных учебных, тренировочных и воспитательных целей свидетельствует о педагогическом мастерстве специалиста по физической культуре. Это особенно характерно для тех случаев, когда складывается какая-либо негативная ситуация, имеет место низкая мотивированность обучаемых к физическому совершенствованию, возникают организационные, материальные сложности, но учебные вопросы все равно решаются. Кроме того, о наличии профессионального педагогического мастерства свидетельствует, как отмечено выше, следование принципу воспитывающего обучения, обязательное решение наиболее важных воспитательных задач, формирование важных личностных качеств.
В сфере физической культуры, помимо совершенствования общего физического состояния, физических и психических качеств, способствующих овладению профессиональной деятельности, развивается целый ряд личностных свойств на высоком социальном уровне. Такое развитие может проходить эффективнее при целенаправленном его проведении, организации специальных педагогических воздействий по передаче необходимых знаний, формированию патриотических, нравственных, правовых и эстетических качеств в самом процессе физической культуры. В таком аспекте можно говорить также о формировании физической культуры личности. Особо важной в данном вопросе является роль преподавателя, тренера, обладающего необходимыми способностями, профессиональной педагогической подготовленностью, педагогическим мастерством и педагогической культурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...
Особенности личности преподавателя физической культуры в контексте компетентностного подхода к образованию.
Цель физического воспитания - развитие физических и психических качеств студентов, формирование у них не только двигательных умений и навыков, но и основных черт личности. Эта цель реализуется в средн...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
Статья "Инновационная деятельность преподавателя в системе среднего профессионального образования".
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.Асхадуллина Гульнар Мансуровна,преподаватель русского языка и литературы,ГАПОУ «Набережночелнинский стро...
Педсовет на тему «Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога – залог здоровья участников воспитательно-образовательного процесса».
Профессиональная компетентность зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных....
Психологически-значимые качества личности преподавателей физической культуры и тренеров подростковых коллективов
Каким должен быть педагог, воспитывающий чемпионов в современных реалиях? Важно не только то, что он приводит своих подопечных к новым достижениям, но и то, что общение тренера с командой происходим в...