Проект семинара по теме “Формирование компетенций учащихся на основе текстоцентрического принципа обучения русскому языку ”
методическая разработка по теме
Проект семинара для руководителей ШМО учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_seminara_po_teme.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект семинара по теме
“Формирование компетенций учащихся на основе текстоцентрического принципа обучения русскому языку ”
Дата проведения:
Место проведения: МБОУ СОШ №3 имени Ю.А. Гагарина
Организатор семинара: Нигматуллина Альбина Сабаховна - учитель русского языка и литературы
Руководитель: Баторшина Екатерина Витальевна
Участники семинара: учителя русского языка и литературы школы.
«Надо предпочесть такого учителя, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, а мощный каменщик новых руд».
Н.Н.Рерих
Предназначение семинара:
- Осознание того, что современная школа должна не просто давать знания, а развивать своего воспитанника, жить одной жизнью с ним, воспитывать в нем стремление к реализации всех своих возможностей, умение воспринимать новый опыт, способность делать осознанный выбор в различных жизненных ситуациях и при этом действовать грамотно и творчески.
- Русский язык – не только объект изучения, но средство обучения, с помощью которого строится изучение других предметов.
Тип семинара: обучающий
1 шаг: вступительное слово (5мин)
2 шаг: Доклад «“Формирование компетенций учащихся на основе текстоцентрического принципа обучения русскому языку ”.
3 шаг: Практикум. Работа с текстом
4 шаг: Выступление учителей
Планируемый результат:
Используя текстоцентричный подход в преподавании русского языка, учитель выбирает нелегкий путь, требующий творчества и немалых знаний, м много времени. Однако этот путь открытий и находок, обретений и радости совместного с учениками творчества вполне оправдает себя и позволит ненавязчиво и надежно формировать основные компетенции школьника.
Рефлексия: эмоциональная
I. Вступление
На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Сегодня в нашей стране речевая культура находится на низком уровне, о чем говорят не только филологи. Безусловно, речевая культура связана с общей культурой человека, которую прививают не столько в семье, сколько в школе. Огромна роль в этом преподавание предметов гуманитарного цикла, в частности – русского языка.
Мотивационный аспект
Освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, понимание его устройства, развития и функционирования, овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, умение пользоваться различными лингвистическими словарями – это сфера языковой компетенции.
В определение культуроведческой компетенции входит осознание учащимися языка как формы выражения национальной культуры, умение видеть взаимосвязь языка и истории народа, понимание национально-культурной специфики русского языка, овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Формированию каждой из названных компетенций учитель должен уделять необходимое внимание, выдвигая на первый план одну из них в зависимости от темы, цели и содержания урока.
Поэтому хочется отметить, что формировать компетенции школьников стоит, учитывая специфики русского языка как учебного предмета.
Русский язык в школе занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения, с помощью которого строится изучение других предметов. Он обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и непосредственно влияет на качество их усвоения, а значит - способствует овладению будущей профессией.
Человек владеющий хорошо сформированной коммуникативной компетенцией, всегда сможет построить собственное высказывание на уроках географии, истории, и даже строить доказательства теорем на уроках геометрии. Понять высказывание другого человека (не важно, устное или письменное).
А ведь известно, что любое высказывание – это текст. Задача учителя – научить школьника строить собственный текст и понимать готовые тексты. Поэтому знание правил, по которым создается текст, типов и стилей текстов, их структуры является очень важным в обучении языку. Но чтобы строить собственный текст, надо еще ознакомиться с лучшими образцами, примерами готового текста, научиться понимать его, а для этого следует овладеть специфическими приёмами. Работа учащихся с учебными, лингвистическими, художественными текстами заключает огромный учебный потенциал, давно отмеченный ведущими русскими лингвистами и методистами.
В своей работе я использую тексты на уроках русского языка. Чаще делю их на 2 вида: учебные, лингвистические (тексты орфограмм, научно-популярные статьи о языке, параграф учебника), неучебные тексты – художественные и публицистические. Кроме того, они могут быть разными как по типам речи (жанрам), так и по стилистике.
Учебные тексты – основной атрибут на любом моем уроке по любому предмету, и навыки работы с ними необходимы каждому школьнику.
Методический правильно построить работу с текстом мне помогают приёмы и методы, где привлекается текст по мере необходимости и целесообразности.
В практической части нашего семинара мы рассмотрим методы работы с лингвистическим текстом, являющимся основой урока, на которых изучают языковые явления и правила.
II. Актуализационно – информационная беседа
Среди приёмов, рекомендуемых методистами для наилучшего понимания учащимися теоретических текстов учебника, можно выделить следующие:
• выборочное чтение текста по конкретному заданию;
• нахождение в тексте ответов на вопросы учителя;
• замена приведённых в тексте примеров своими или подобранными в дополнительном источнике;
• формулирование учащимися вопросов репродуктивного характера по материалу текста.
По методике проведения они просты, но достаточно эффективны.
Приёмы, требующие от учеников:
• деление текста на части и озаглавливание каждой части (вариант – анализ структуры грамматического определения или правила правописания);
• сопоставление структуры текста с планом, данным учителем;
• составление плана учебного текста (варианты – план «из вопросов» и план «из примеров»);
• устный пересказ текста по плану;
• сжатое изложение прочитанного текста.
Применяя эти приёмы, учитель имеет возможность тренировать учеников в выявлении последовательности изложения, соотношения целого и его частей, в нахождении фактов и выводов, в сопоставлении и различении разных форм обобщения.
Достаточно эффективным является метод беседы, в процессе которой выявляется структура учебного текста. В такой беседе поднимаются обычно вопросы типа:
«Какое предложение в тексте содержит основное положение?»
«Что оно утверждает?»
«На какой фактический материал опирается?»
«Какие положения раскрывают основную мысль текста?»
«Имеются ли частные положения, раскрывающие основную мысль?»
«Какие признаки изучаемого языкового явления названы в тексте?»
«Какое предложение играет роль вывода?»
«Сколько частей можно выделить в тексте и какова роль каждой части?»
III. Задания для учителей:
Опорный материал
Тексты:
1. Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький), по возрасту (молодой, старый), по цвету (красный, зелёный), по весу (легкий, тяжелый), по внешнему виду (красивый, высокий), по внутренним качествам (умный, добрый, злой, ленивый) и т.д. Такие признаки могут быть у предмета в большей или меньшей степени (сильный – сильнее – сильнейший; умный – умнее - умнейший).
2. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный стол, стеклянная стена), указывают на признак предмета по месту (московские площади),по времени существования (зимний день, вечерний концерт) и т.д. Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.
3. Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь лицу или животному (отцов дом, мамино письмо, собачья будка).Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи? Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ин- (-ын-), -ов- (-ев-), -ий- , а в косвенных падежах мужского рода суффикс [й] (отец – отцов, сестра - сестрин, волк – волчий, волчьего, волчья (буквой я обозначены два звука: [й], [а]; звук [й] является суффиксом), волчье (буквой е обозначены два звука: [й], [э]; звук [й] является суффиксом)).
Беседа:
1.Сколько частей в этом тексте? Как вы это определили?(4 части)
2.Чему посвящена каждая часть? (Одному из разрядов прилагательных)
3.Как связаны части этого текста? (Темой)
4.Есть ли в тексте фраза, играющая роль вывода? (Нет)
5.Каким может быть вывод из этого текста? (Указанные в каждой части признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных отличают их друг от друга.)
Возможные приёмы работы с этим текстом во время беседы – осмысление новых терминов, разъяснение шрифтовых выделений (полужирный, курсив, разбивка), сопоставление ответа товарища с ответом учебника (чтобы проверить правильность ответа).
Нельзя обойти вниманием и такой приём развития способности осмыслять текст, как составление плана к нему. Это может быть привычный план (простой и сложный), так и особый вид плана – план «из примеров».
IV. Общие выводы.
- Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе:
- формирует навыки работы с текстом на ЕГЭ в части «С»;
- формируется речевая компетенция в единстве с языковой и прописной;
- развиваются универсальные способы мыслительной деятельности;
- воспитывается любовь к родному языку, к родине, происходит усвоение духовной культуры разных народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические позиции.
- С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом, начиная с 5 класса.
- Необходим переход преимущественно к продуктивной деятельности, т.к. только в ней формируется истинная грамотность.
V. Заключение.
Текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является развитие
Выступления учителей:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта по теме "Формирование текстовой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках русского языка"
содержит краткое описание основных премов работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах...
Формирование языковой культуры школьников на основе современных технологий обучения русскому языку (презентация)
Формирование языковой культуры школьников на основе современных технологий обучения русскому языку...
Методический семинар по теме: «Формирование компетенций учителя и учащегося, как средство повышения качества образования».
«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания английского языка важную роль играет проек...
Формирование коммуникативных УУД на основе текстового принципа изучения русского языка
В статье рассматриваются виды заданий на основе текстового подхода, которые учитель может успешно использовать на уроке русского языка....
Принципы обучения русскому языку
Обучение – это целенаправленный процесс, в рамках которого учитель помогает учащемуся усвоить социальный опыт общества....
Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения».
Выступление на городском семинаре по теме: «Формирование технико- технологических знаний на уроках трудового обучения»....