Педагогическая технология- как средство формирования общеучебных компетенций.
статья по теме
Рассматриваются виды педагогических технологий и их влияние на формирование общеучебных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
to_chto_nado.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология как средство формирования общеучебных компетенций обучающихся колледжа в условиях реализации профильных программ по общеобразовательным дисциплинам.
Медоева Л.Х., преподаватель математики
«Чтобы выжить надо быстро изменяться» Льюс Кэролл |
Слайд 1. Сегодняшнее образование по-прежнему знаниецентрично. Оно обращено, скорее, к освоению теоретического материала, нежели к применению полученных сведений на практике. Поэтому столь велика потребность в таких учебно-методических материалах, которые позволяют реализовать компетентностный подход в обучении. Слайд 2
Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а в виде профессиональных умений и практических навыков обучающегося.
С 2010-2011 учебного года все общеобразовательные дисциплины изучаются по профильным программам, ориентированным на определенную группу профессий НПО и специальностей СПО. Поступающие в колледж выпускники 9 класса, как правило, недоучены, что чувствуют все преподаватели: слабое владение общеучебными умениями и навыками, т.е. общеучебными компетенциями. Проще говоря, большинство детей не умеет учиться.
Прежде чем говорить о педагогических технологиях, позволяющих отрабатывать при изучении общеобразовательных дисциплин общеучебные компетенции, расскажем немного о них. Слайд 3
Отработка общеучебных компетенций требует определенной педагогической технологии и педагогической техники (см. А.Гина).
Что же такое педагогическая технология? Это научно обоснованный выбор характера воздействия взаимообщений с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.
Какие педагогические технологии может применять на уроках и во внеучебное время преподаватель?
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Учебно- Учебно- Учебно-
управленческие информационные логические
Планирование Работа с письменными Анализ и синтез
Организация текстами Сравнение
Контроль Работа с устными Обобщение и
(самоконтроль) текстами классификация
Регулирование и Работа с реальными Определение понятий
анализ собственной объектами Доказательство и
деятельности Как источник информации опровержение
(нахождение, переработка Определение и решение
и использование проблем
информации для (определение четкой
решения учебных структуры постановки
задач) в решении учебных
задач)
( в скобках можно опустить в слайде, сказать словами).
Слайд 4. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:.
- «обучение в сотрудничестве» (cooperativelearning);
- метод проектов;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Все три направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Если каждое из указанных направлений педагогических технологий будет интегрировано в той или иной степени, а также между собой и найдет свое место в учебно-воспитательном процессе, постепенно вытесняя традиционные методы и формы работы, то с течением времени удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса.
Работа на уроках.
Слайд 5. «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому» (Жан Жак-Руссо)
Слайд 6. Перечислю некоторые наиболее эффективные педагогические технологии, которые с успехом можно применять на уроках.
- Объяснительно-иллюстративное обучение – доминирует формирование теоретических знаний.
- Технология разноуровневого обучения - доминирует формирование теоретических знаний, формирует познавательную активность, познавательную самостоятельность.
- Технология учебной дискуссии – способствует развитию мышления, формирует познавательную активность, познавательную самостоятельность.
- Технология проблемного обучения – способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательную активность, познавательную самостоятельность, формирует эмоции.
- Технология проектного обучения – доминирует формирование практических умений, способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательную активность, познавательную самостоятельность, формирует эмоции. И другие.
Важной частью работы по формированию общеучебных компетенций является выполнение домашних заданий. По объему домашняя работа не должна превышать половины того, что сделано на уроке. Рациональный порядок выполнения домашних заданий, в общем, таков: сначала теория, потом практика, сначала менее трудное задание, потом – сложные, и, наконец, легкие задания. Через каждые 35-45 мин. – перерыв 15 минут. Основными средствами самоконтроля могут быть учебные инструкции, ключи (ответы на задания, зафиксированные устно или письменно либо в двух формах одновременно; ключ должен быть простым, доступным учащимся, хорошо обозримым и по возможности однозначным), схемы, образцы выполнения заданий, памятки.
Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта.
Управление качеством формирования и развития общеучебных компетенций – движение к разработке и внедрению новой парадигмы познавательной культуры обучающихся, когда от «учись учиться» мы перейдем к освоению целостной и уровневой системы методов познания. Когда эффективное применение обучающимися общеучебных компетенций будет опосредовано знанием основ методологии и теории познания.
Слайд 7. Формирование общеучебных компетенций в образовательном процессе обучающихся на уровне уроков математики.
1. Формирование ценностно-смысловой компетенции.
Для того чтобы осмысленная деятельность появилась, надо чтобы учащиеся осознали цель занятия. Учащиеся должны захотеть реализовать учебную цель. На своих уроках для создания мотивации предлагаю вспомнить понятия и термины, необходимые для изучения материала. Использую тесты, задачи с пропущенными и лишними данными, содержащие ошибки. Предлагаю учащимся задания на составление задач профессиональной направленности, а также составить самостоятельно конспект параграфа, выдаю индивидуальные карточки-задания и т.д., что соответствует ОК1 ФГОС.
2. Формирование общекультурной компетенции.
Общекультурная компетенция в составе базовых компетенций выступает некой первообразной и фундаментальной составляющей Общекультурная компетенция может рассматриваться как основа для формирования профессиональной мобильности специалиста.
Для достижения этого на каждом уроке для формирования грамотной, логически верной речи, использую устные математические упражнения, диктанты, включающие задания на грамотное произношение и употребление математических терминов. Привлекаю ребят к подбору исторического материала по изучаемой теме.
3.Формирование учебно-познавательной компетенции.
учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.
Для развития данного вида компетенции на своих уроках использую групповую работу обучающихся, т.е. обучение в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.
4.Формирование информационных компетенций.
Данный вид компетенции соответствует ОК4 из ФГОС. Для развития этой компетенции использую такие приемы, как подготовка собственных презентаций, презентации обучающихся с использованием различных источников, включая интернет. Предоставляю обучающимся возможность самим составлять всевозможные практикумы, кроссворды и т.д. Использую задачи прикладного характера, благодаря которым обучающиеся видят применение математики в любой области деятельности.
5. Формирование коммуникативных компетенций.
Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своего труда, правильно вести документацию – все это необходимо в мобильном, быстро меняющемся мире.
Для развития отдельных форм коммуникации необходимо разработать специальные памятки, а также критерии оценивания устной и письменной коммуникации, что соответствует ОК5, ОК6, ОК7 из ФГОС.
Для развития данного вида компетенции использую: решение задач, примеров с комментированием, устное рецензирование ответов домашнего задания самими обучающимися, использование работы в группах, проведение рефлексии урока.
6. Формирование социально-трудовых компетенций.
Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности ОК9, ОК10.
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
С целью формирования данной компетенции, использую задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов самоконтроля является проведение взаимопроверки решений математических упражнений, рефлексия. Также применяю решение задач различными способами для умения ориентироваться в стандартных и нестандартных ситуациях. Данный вид формирования этой компетенции соответствуетрОК2,ОК3,ОК8.
Образовательные компетенции обучающегося будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Результативностью формирования общеучебных компетенций на уроках математики можно считать положительную динамику качества знаний обучающихся.
Слайд 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
Образовательные технологии как средство формирования общеучебных умений.
Выступление на школльном МО...
Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...
Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.
Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...