ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья по теме

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.

Т.В.Руденко

МБОУ «СОШ №25» г. Абакан

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Вступление в XXI век ознаменовало целый ряд изменений в характере образования: в его направленности, целях, содержании, которые все более  ориентируются на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих выпускников.

Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах  и означают смену образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.М. Новиков, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Татур и др.). Изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, вызывают необходимость достижения более полного, личностно и социально интегрированного результата образования. Это означает становление новой образовательной парадигмы, в которой в качестве результата образования выступает понятие «компетенция – компетентность», причем реализовывать его надо через системно-деятельностный подход (методологическая основа в ФГОС). Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. ФГОС содержит в своей основе системно-деятельностный подход, при этом формирование универсальных учебных действий у учащихся прямо соотносится с формированием ключевых компетенций.

Существует международная практика формирования ключевых компетенций учащихся школ, причем каждая страна создает свою собственную технологию их формирования. Эта практика показывает, что формирование ключевых компетенций учащихся должно занимать значимое место в образовательном процессе, что возможно при условии разработки и включения в учебный процесс образовательных модулей и дисциплин, направленных на их формирование, использовании в образовательном процессе педагогических технологий, способствующих их формированию.

 Образовательный стандарт, направленный на формирование общеучебных компетенций, позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Большинство ученых сходятся во мнении, что формирование компетентности возможно при реализации таких технологий обучения, которые направлены на самого обучаемого как субъекта в плане совершенствования, формирования его как личности, благодаря осознанному, целенаправленному творческому поиску в процессе совместной учебной деятельности.

 Исследование показало, что одной из наиболее адекватных компетентностному подходу образовательных технологий является проектное обучение, характеризующееся личностно ориентированной и практической направленностью, нацеленностью на развитие ключевых компетенций учащихся в процессе творческого решения личностных и социально значимых проблем.

Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований (П.Р. Атутов, Г.Б. Голуб, Е.С. Заир-Бек, И.А. Зимняя, П.С. Лернер, В.М. Монахов, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Е.М. Ретивых, И.С. Сергеев, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, А.В. Хуторской, Н.Г. Ча-нилова, Т.И. Шамова, Г.П. Щедровицкий, И.Д. Чечель и др.), актуальность проектного обучения для современного образования обусловлена его многоцелевой и полифункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого, наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями, умениями и навыками, происходит многостороннее развитие их личности.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаниевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. К тому же, в Стандарте рассмотрены требования к результатам и набору компетенций, которыми должен обладать выпускник, но ничего не сказано о том, как формировать эти компетенции и как их оценивать. Выявляется ряд противоречий между:

- потребностью общества в выпускниках, готовых к эффективному осуществлению личностно и социально значимой деятельности и недостаточной направленностью системы образования на формирование компетентности старшеклассников;

- большим педагогическим потенциалом проектной технологии обучения в развитии ключевых компетенций обучаемых и недостаточным использованием ее возможностей в процессе формирования компетентности старшеклассников;

- потребностью образовательной практики в научно-методическом и содержательном обеспечении процесса формирования и системы оценивания компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике.

На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании проектной деятельности в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать ученикам условия для самостоятельного изучения нового. Известно, что учебное исследование и учебный проект обладают огромным развивающим потенциалом.   Для того, чтобы этот потенциал был раскрыт и использован учащимся, необходима хорошая, устойчивая мотивация, поскольку в педагогической психологии доказано: развивает то, что имеет значение для человека, на что направлена его внутренне мотивированная деятельность. Проект /исследование должно не просто заинтересовать учащегося своим содержанием или формой, ему необходимо не только осознать важность темы, ее социальное или научное значение, но  учащегося должно сформироваться понимание смысла и ценности проекта для него самого.

По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
  5. развивают системное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...

Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".

Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...

выступление на РМО "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"

Выступление на РМО из опыта работы по теме "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"...

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...