образовательная программа студии "Флоренталь" (мл. гр.)
методическая разработка (6 класс) по теме

Левенец Светлана Васильевна

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ          

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

                                      

 

 

РАССМОТРЕНО

 Протокол №1 от 10.09.2010 г.

методического  совета

 МОУ ДОД «Центр детского творчества»

                                                         

          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                          Директор МОУ ДОД

                                                                    «Центр детского творчества»

                                                           ____________  Н.В. Чугулева

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

 

СТУДИИ «ФЛОРЕНТАЛЬ»

«Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем»

 

 

 

 

 

                                                               Возрастной состав обучающихся: 9-12 лет

                                                               Продолжительность обучения: 3 года

 

 

 

 

Составитель: Левенец Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования

МОУДОД «Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

р.п. Большеречье ,2010


Пояснительная записка

Направленность образовательной программыэколого-биологическое направление.

Ошибана – прессованная флористика. Художественное творчество флористов основано  на использовании необычного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму. Композиции из растений, высушенных в гербарной сетке или прессованием, покоряют тонкостью и изяществом. Можно создать оригинальные декоративные композиции, украсить свой интерьер вещами, созданными в буквальном смысле из нечего, из того, что волшебница природа щедро дарит нам во все времена года, а осенью просто бросает под ноги. Любую прогулку в лес, парк, на берег реки с детьми можно превратить в увлекательно творчество, показывая детям разные виды листьев, трав, цветов и рассказывая, что, когда, и как нужно собирать для аппликации. Фантазия детей безгранична, и они с огромным интересом впитывают сведения, которые получают.

Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми. У цветов даже засушенных, прекрасная аура, и если, придя домой, «пообщаешься» со своей картиной хотя бы  минут 5-10, то сразу почувствуешь успокоение и очищение от дневных забот; исчезает чувство неудовлетворенности и недоброжелательности. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном.

Актуальность программы – это возросший интерес, популярность и широкая востребованность такого вида искусства, как флористика.

Новизна программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» состоит в том, что в процессе ее освоения воспитанники знакомятся с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.    

Педагогическая целесообразность деятельности студии «Флоренталь» заключается в формировании знаний по флористике, биологии и экологии – одном из способов привития  детям любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.

Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.

         Занятия студии «Флоренталь» (младшая группа) состоят из теоретической и практической части.

Теоретическая часть включает рассказ, объяснение педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в парк, дендрарий, на луг, в картинную галерею.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы сбора и засушивания растений.

Особое внимание в работе студии  уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Учитывая индивидуальные особенности развития детей, интересы студийцев, руководитель студии в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращения или увеличения материала по некоторым темам.

Студия  постоянного состава. Занимаются дети 3-7 классов. Программа рассчитана на 216 часов – на каждый год обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Цель: Обеспечение необходимых условий для эстетического и экологического воспитания ребенка.

 

Задачи студии:

1.     Познакомить детей с различными приемами засушивания растений, их хранения.

2.     Развивать фантазию и чувство вкуса, научить видеть и находить в природе красивое и необычное, и создавать нечто приятное и привлекательное.

3.     Развивать самосовершенствование, самовыражение, самоутверждение.

4.     Воспитывать желание самим из природного материала создавать красоту, художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.

 

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;

- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;

- формирование ценностного отношения к здоровью.

 

Задачи в области формирования социальной культуры:

- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;

-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;

- формирование первичных навыков успешной социализации;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;

- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения;

- формирование экологической культуры.

 

 

Оценка достижения результатов деятельности:

Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

 

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки , принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формирование и развитие экологического мышления.

 

Планируемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение  первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

 

Результаты первого уровня: Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.

У обучающихся  будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.

Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

 

Результаты второго уровня: Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У обучающихся будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;

Выпускник получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии как понимания чувств  других людей.

 

Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

У обучающихся будут сформированы навыки:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выпускник получит возможность для формирования:

- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

 

Программа занятий студии «Флоренталь» составлена с учетом:

- всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

- систематичности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;

- доступности в обучении;

- наглядности;

- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

 

 

 

Документы и материалы с учетом которых составлена программа занятий кружка:

1.     Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

2.     Перспективный план работы ЦДТ.

3.     Должностная инструкция руководителя студии.

4.     Конвенция о правах ребенка.

5.     Инструкция по технике безопасности при работе ножницами, колющими предметами.

6.     Документы и материалы по профилю студийной работы.

 

 

 

 

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

·         принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;

·         принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;

·         принцип демократизации – право выбора;

·         принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;

·         принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;

  • принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни. 

 

                   

 

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения.

 

Учащиеся могут:

- знать особенности, свойства засушиваемых растений;

- владеть приемами засушивания растений различными способами;

- самостоятельно контролировать некоторые этапы работы над изделием;

- увидеть результат своего труда;

- участвовать в выставках ЦДТ, областных конкурсах.

 

                                                                                                                                             

 

 

 

Тематический план студии «Флоренталь»

 

1-й год обучения

Тема

в т.ч.

теория

в т.ч.

практика

всего

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Заготовка и сбор природного материала и растений

3

24

27

3.

Поделки из природного материала

3

14

17

4.

Миниатюры, цветы из бросового материала

3

16

19

5.

Использование пакетов-тетропаков

3

23

26

6.

Пасхальный сувенир

3

20

23

7.

Композиции и орнамент

3

23

26

8.

Изготовление мозаики

3

24

27

9.

Техника квиллинга.

3

18

21

10.

Изготовление лилий из кукурузных листьев.

       3

      12

    15

11.

Оправа для картин

3

9

12

 

Итого:   

33

183

216

      

 

2-й год обучения

Тема

в т.ч.

теория

в т.ч.

практика

всего

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Заготовка и сбор природного материала и растений

3

24

27

3.

Изготовление мозаики в технике декупаж

3

24

27

4.

Бумагопластика

6

19

25

5.

Работа с берестой

6

20

26

6.

Аппликация из мешковины

3

18

21

7.

Плетение из камыша

3

18

21

8.

Тесто из опилок

3

12

15

9.

Изготовление роз из кукурузных листьев.

3

12

15

10.

Техника квиллинга.

3

18

21

11.

Картины – кракле.

3

12

15

 

                                               Итого:

39

177

216

 

 

 

3-й год обучения

Тема

в т.ч.

теория

в т.ч.

практика

всего

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Заготовка и сбор природного материала и растений

3

18

21

3.

Работа с соломой

3

22

25

4.

Пейзаж из разных материалов

3

16

19

5.

Натюрморт из разных материалов

3

20

23

6.

Плетение корзиночки из бересты. Составление в ней композиции.

3

19

22

7.

Портреты и сюжетные картинки из различного материала

3

17

20

8.

Декоративная скульптура

3

12

15

9.

Изготовление мозаики

3

15

18

10.

Изготовление хризантем из кукурузных листьев.

3

12

15

11.

Техника квиллинга.

3

20

23

12.

Песочные картины.

3

9

12

 

                                               Итого:

36

180

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательная характеристика курса.

 

1-й год обучения

         1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими предметами. 3 часа.

         2. Заготовка и сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений: веток, шишек, листьев, грибов, цветов. Знакомство с различными способами засушивания растений, цветов: в подвешенном состоянии, в лежачем положении, под прессом и т.д. 27 часов.

3. Поделки из природного материала. Показ инструментов, нужных для изготовления поделок, как ими пользоваться, применять в работе. Изготовление из корешков и веток: маленьких лесных человечков, зверюшек, объяснение последовательности работы, составление композиции из поделок. Изготовление рамок из папье-маше, штапика. 17 часов.

4. Миниатюры, цветы из бросового материала. Показ бросового материала, объяснение, как его использовать. Изготовление миниатюр из круп, семян, рыбной чешуи, перьев, чешуи шишек, цветов из семян различных растений и овощей.19 часов.

5. Использование пакетов-тетропаков. Объяснить, каким образом использовать тетропаки, показать последовательность работы. Изготовление закладок, открыток, вееров, салфеток, используя за основу тетропак. 26 часов.

6. Пасхальный сувенир. Беседа о православных праздниках, в т.ч. Пасхи. Выбор фона. Составление цветков в разных ракурсах. 23 часа.

7. Композиции и орнамент. Составление орнамента и композиции: «Бор в круге», «Узор в квадрате», «Насекомые и животные», «Мини-картинки» - из цветов и листьев, изготовление новогодних композиций, праздничных свечей, новогодних игрушек из природного материала. 26 часов.

8. Изготовление мозаики. Показ различных видов мозаики, способ и последовательность ее изготовления. Изготовление мозаики из кусочков стекла, мелких камешков, бумаги, скорлупы. Вазы, украшенные семенами, барельефами, т.д. Знакомство с материалами и инструментами. Техника безопасности. 27 часов.

9. Изготовление лилий из кукурузных листьев. Легенда о лилии. Показ образца. Объяснение работы с листьями кукурузы, последовательности изготовления цветка. Работа по шаблонам. ТБ при работе ножницами. 15 часов.

10. Техника квилинга. Рассказ о технике квилинга, или бумажной филиграни. Инструменты, материалы. Что такое суккуленты? Как они выглядят? Показ иллюстраций, образцов. Объяснение работы по схемам. Последовательность изготовления суккулентов. ТБ при работе ножницами, иглой, клеем. 21 час.

11. Оправа для картин. Беседа - что такое оправа? Объяснение понятия «оправа для картин». Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность работы. ТБ при работе ножницами, клеем. 12 часов.

 

 

 

2-й год обучения

1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими и колющими предметами. 3 часа.

2. Заготовка и сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений, веток, шишек, листьев, грибов, цветов. Некоторые растения дети засушивают самостоятельно. Закрепление способ засушивания.27 часов.

3. Изготовление мозаики в технике декупаж. Что такое декупаж? Как его использовать в мозаике? Техника изготовления мозаики - декупаж. Техника безопасности.27 часов.

4. Бумагопластика. Окраска бумаги набрызгом. Цветы из бумаги, композиции из бумаги, картины. Новогодние украшения, подарки. 25 часов.

5. Работа с берестой. Обработка и заготовка бересты. Инструменты, используемые при работе с берестой. Берестяные куклы. Изготовление рамок из бересты. Украшения из бересты. Цветы  и сувениры из бересты: игрушка «Муравей»,  «Бабочка»,  хризантема,  роза бенгальская,  купавка,  лилия, тюльпан. Аппликация из бересты: плоская и объемная. 26 часов.

6. Аппликация из мешковины. Способ обработки мешковины, инструменты, назначение и состав мешковины. Приемы изготовления аппликаций из мешковины. Выполнение  аппликаций.21 час.

7. Плетение из камыша. Рассказ о видах болотных растений, их отличиях. Подготовка растений к плетению. Показ приемов плетения «в клеточку», «веревочкой», плетение подставок. 21 час.

8. Тесто из опилок. Приготовление теста, его качества. Вылепливание из теста фигурок зверей.15 часов.

9. Изготовление роз из кукурузных листьев. Легенда о розах. Показ образца. Объяснение  детьми, как подготовить для работы листья кукурузы, последовательности изготовления цветка. Работа по шаблонам самостоятельно. ТБ при работе ножницами. 15 часов.

10. Техника квилинга. Беседа о садовых цветах – Какие бывают? Название? Как цветут? Показ иллюстраций, образцов. Определение последовательности изготовления садовых цветов вместе с детьми. ТБ при работе ножницами, иглой, клеем. 21 час.

11. Картины – кракле. Рассказ, что такое картины – кракле. Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность работы. ТБ при работе ножницами, клеем. Изготовление картин – кракле. 15 часов.

 

 

3-й год обучения

1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими и колющими предметами. 3 часа.

2. Заготовка и сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений, веток, шишек, листьев, грибов, цветов. Засушивание растений различными способами. Сортировка растений, которые дети заготовили самостоятельно в течение летних каникул. 21час.

3. Работа с соломой. Заготовка, обработка и покраска соломы. Инструменты, используемые при работе с соломой. Аппликация из соломы: птичка, ромашки, портрет, орнаменты. Куклы из соломы и мочала. 25 часов.

4. Пейзаж из разных материалов. Что такое пейзаж? Показ иллюстраций. Показ приемов работы при составлении пейзажа из листьев, цветов, крупы, семян, бересты, соломы. Обратить внимание на светотени, цветовой контраст и т.д. 19 часов.

5. Натюрморт из разных материалов. Что такое натюрморт?  Демонстрация иллюстраций. Показ приемов работы при составлении натюрморта из листьев, цветов, крупы, семян, бересты, соломы. Обратить внимание на цветовое решение, светотени.23 часа.

6. Плетение корзиночки из бересты. Составление в ней композиции. Вспомнить плетение из бересты, работу с берестой. Показ приемов плетения корзинки. В составлении композиции обратить внимание на цветовое решение. 20 часов.

7. Портреты и сюжетные картинки из различного материала. Что такое портрет? Что такое сюжетная картинка? Демонстрация иллюстраций. Показ приемов работы при составлении портрета и сюжетной картинки из листьев, цветов, крупы, семян, бересты, соломы. Обратить внимание на светотени. 20 часов.

8. Декоративная скульптура. Рассказ про бурьян, его назначение в домашнем хозяйстве  и рукоделии. Рассказ про дудник. Инструменты для изготовления декоративной скульптуры. Изготовление декоративной скульптуры. 15 часов.

9. Изготовление мозаики. Создание цветочных орнаментов и надписей. Техника изготовления цветочных орнаментов и надписей. Изготовление подарков для родных и знакомых из различных мозаичных материалов. 18 часов.

10. Изготовление хризантем из кукурузных листьев. Легенда о хризантеме. Показ образца. Самостоятельная работа детьми в изготовлении цветков. ТБ при работе ножницами. 15 часов.

11. Техника квилинга. Беседа о технике квилинга, о цветах. Что такое панно? Что такое композиция? Что представляет  из себя открытка? Объяснение детям, чем отличаются панно от открытки или композиции. Показ иллюстраций, образцов. Последовательность изготовления панно, открыток, композиций. ТБ при работе ножницами, иглой, клеем. 23 часа.

12.Песочные картины. Рассказ, что такое песочные картины. Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность работы. ТБ при работе ножницами, клеем. Изготовление песочных  картин. 12 часов.

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение  программы.

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

 

Методическая база:

1.     Методическая литература для теоретических и практических занятий.

2.     Разработки открытых уроков.

3.     Литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы.

 

Дидактическая база:

1.     Образцы композиций, картин, плетений.

2.     Образцы приемов засушивания

 

Материально-техническая база:

1.     Помещение.

2.     Рабочие места.

3.     Необходимый материал и инструменты.

 

Каждому учащемуся необходимо иметь:

1.     Засушенные под прессом цветы, растения, листья.

2.     Ветки, корешки, желуди, шишки.

3.     Пинцет с тонкими и гладкими браншами для удерживания тонких лепестков растений.

4.     Миниатюрные прямые ножницы.

5.     Прямые большие ножницы.

6.     Клей «ПВА», «Феникс».

7.     Картон.

8.     Цветная бархатная бумага,  черная бумага, однотонная ткань (лен, мешковина, шелк, сатин),  кожа,  кожзаменители,  доски для инкрустации, деревянный шпон.

9.     Кисти или тонкие палочки для клея.

 

Финансовая база:

1.     Родительская поддержка.

2.     Помощь спонсоров.

3.     Выставки-продажи.

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:

·         практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;

·         наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;

·         вербальные – инструктаж, объяснение;

·         проектные - создание  творческих проектов;

·         психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.

Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:

·         демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;

·         индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;

·         создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;

·         позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.

 

 

 

Оценка эффективности программы

 

      Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

 

 

 

Вид контроля

Методы

Формы

Предварительный (выявление уровня знаний, умений, навыков)

Собеседование

Индивидуальная

Текущая проверка в процессе  изучения темы

Опрос по теме

Викторины

Интеллектуальные игры

Практические занятия

Наблюдения и экскурсии

Общественно полезные практики

Индивидуальная

 

 

Периодическая проверка в конце каждого раздела

Выставка

Индивидуальная

Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний, умений, навыков

Отчетная выставка

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Система поощрения

 

Виды поощрения

Методы

Формы

Моральное

Словесные

Наглядные

Практические

Оценка педагога

Личная выставка

Участие в мероприятиях ЦДТ

Материальное

Награждение

Индивидуальная

 

     

 

 

Образовательно-воспитательная работа

 

 

Задачи

Дела студии по решению

 поставленных задач

Сроки

I. Воспитательная работа

1. Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района.

 

2. Участие в мероприятиях и выставках.

 

 

Экскурсия в музей

Экскурсия в картинную галерею

Экскурсия в Старину сибирскую

Посещение выставки цветов в День поселка

Декада открытых дверей в ЦДТ

Семейная гостиная

Новогодние утренники

Выставки

Творческий отчет ЦДТ

 

 

Ноябрь

Февраль

Апрель

Август

 

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Март

Май

II. Общественно-полезная работа

Изготовление сувениров в призовой фонд

В течение

года

III. Работа по созданию и развитию коллектива кружка

Коллективное обсуждение плана работы кружка

Подведение итогов работы кружка

Сентябрь

 

Май

 

IV. Работа с родителями

Приглашать родителей на мероприятия в ЦДТ

Работа с родителями

В течение

года

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога.

 

 

1.     А. С. Соловьева. Искусство флористики. Цветочная живопись. – М.: Беларусь, 2002 г.

2.     В. Н. Полунина. Гербарий: Составление композиций и орнамента. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 г.

3.     В. Стецюк. Картины из сухих цветов. Составление композиций из засушенных растений. – М.: «Аст-Пресс», 2002 г.

4.     В.В. Финягин. Изделия из бересты. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 г.

5.     Г.И. Перевертень.  Поделки  из веток. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

6.     Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.

7.     Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005.

8.     И.В. Черныш. Поделки из природного материала. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 г.

9.     Красивая мозаика. Идеи для дома / Пер. с нем. Степановой А.Н. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

10.                       Л.Б. Белецкая. Флористика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

11.                       Н. Голубева. Аппликация из природных материалов. -  М.: Культура и традиции, 2002 г.

12.                       Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.

13.                       Природный материал и фантазия. 5 – 9 Классы: программа, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. Л.И. Трепетунова. – Волгоград : Учитель, 2009.

14.                       Рей Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. -  М.,  Издательский дом «Росмен», 1996 г.

15.                       Федотов Г.Я. Плетение из сухих трав. – М.: Издательство Эксмо, 2005.

16.                       Фиоре Е. Мозаика для декорирования: Практическое руководство / Пер. с итал. – М.: Издательство «Ниола - Пресс», 2008.

17.                       Ханников А.А. Художественное плетение из лозы, соломы, рогоза, камыша, бересты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

18.                       Щеглова А.В. Бумажные картины: папье – маше, декупаж, трехмерные панно. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

 

Список литературы для детей

 

1.  Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.

2.  Колесникова Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Эксмо, 2008.

3.  Л.Б. Белецкая. Флористика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

4.  Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.

5.  Уолтер Х. Узоры из бумажных лент / Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола - Пресс», 2006.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_floristika_ml.gr_._levenec_s.v.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ          

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                                       

РАССМОТРЕНО

 Протокол №1 от 10.09.2010 г.

методического  совета

 МОУ ДОД «Центр детского творчества»

                                                           

          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                              Директор МОУ ДОД

                                                                     «Центр детского творчества»

                                                               ____________  Н.В. Чугулева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

СТУДИИ «ФЛОРЕНТАЛЬ»

«Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем»

                                                               Возрастной состав обучающихся: 9-12 лет

                                                               Продолжительность обучения: 3 года

Составитель: Левенец Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования

МОУДОД «Центр детского творчества»

р.п. Большеречье ,2010


Пояснительная записка

Направленность образовательной программы – эколого-биологическое направление.

Ошибана – прессованная флористика. Художественное творчество флористов основано  на использовании необычного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму. Композиции из растений, высушенных в гербарной сетке или прессованием, покоряют тонкостью и изяществом. Можно создать оригинальные декоративные композиции, украсить свой интерьер вещами, созданными в буквальном смысле из нечего, из того, что волшебница природа щедро дарит нам во все времена года, а осенью просто бросает под ноги. Любую прогулку в лес, парк, на берег реки с детьми можно превратить в увлекательно творчество, показывая детям разные виды листьев, трав, цветов и рассказывая, что, когда, и как нужно собирать для аппликации. Фантазия детей безгранична, и они с огромным интересом впитывают сведения, которые получают.

Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми. У цветов даже засушенных, прекрасная аура, и если, придя домой, «пообщаешься» со своей картиной хотя бы  минут 5-10, то сразу почувствуешь успокоение и очищение от дневных забот; исчезает чувство неудовлетворенности и недоброжелательности. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном.

Актуальность программы – это возросший интерес, популярность и широкая востребованность такого вида искусства, как флористика.

Новизна программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» состоит в том, что в процессе ее освоения воспитанники знакомятся с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.        

Педагогическая целесообразность деятельности студии «Флоренталь» заключается в формировании знаний по флористике, биологии и экологии – одном из способов привития  детям любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.

Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.

         Занятия студии «Флоренталь» (младшая группа) состоят из теоретической и практической части.

Теоретическая часть включает рассказ, объяснение педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в парк, дендрарий, на луг, в картинную галерею.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы сбора и засушивания растений.

Особое внимание в работе студии  уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Учитывая индивидуальные особенности развития детей, интересы студийцев, руководитель студии в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращения или увеличения материала по некоторым темам.

Студия  постоянного состава. Занимаются дети 3-7 классов. Программа рассчитана на 216 часов – на каждый год обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Цель: Обеспечение необходимых условий для эстетического и экологического воспитания ребенка.

Задачи студии:

  1. Познакомить детей с различными приемами засушивания растений, их хранения.
  2. Развивать фантазию и чувство вкуса, научить видеть и находить в природе красивое и необычное, и создавать нечто приятное и привлекательное.
  3. Развивать самосовершенствование, самовыражение, самоутверждение.
  4. Воспитывать желание самим из природного материала создавать красоту, художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;

- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;

- формирование ценностного отношения к здоровью.

Задачи в области формирования социальной культуры:

- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;

-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;

- формирование первичных навыков успешной социализации;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;

- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения;

- формирование экологической культуры.

Оценка достижения результатов деятельности:

Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки , принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формирование и развитие экологического мышления.

Планируемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение  первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня: Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.

У обучающихся  будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.

Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты второго уровня: Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У обучающихся будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;

Выпускник получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии как понимания чувств  других людей.

Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

У обучающихся будут сформированы навыки:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выпускник получит возможность для формирования:

- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

Программа занятий студии «Флоренталь» составлена с учетом:

- всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

- систематичности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;

- доступности в обучении;

- наглядности;

- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Документы и материалы с учетом которых составлена программа занятий кружка:

  1. Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
  2. Перспективный план работы ЦДТ.
  3. Должностная инструкция руководителя студии.
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Инструкция по технике безопасности при работе ножницами, колющими предметами.
  6. Документы и материалы по профилю студийной работы.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

  1. принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;
  2. принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;
  3. принцип демократизации – право выбора;
  4. принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;
  5. принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;
  6. принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни.  

                   

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения.

Учащиеся могут:

- знать особенности, свойства засушиваемых растений;

- владеть приемами засушивания растений различными способами;

- самостоятельно контролировать некоторые этапы работы над изделием;

- увидеть результат своего труда;

- участвовать в выставках ЦДТ, областных конкурсах.

                                                                                                                                             

Тематический план студии «Флоренталь»

1-й год обучения

Тема

в т.ч.

теория

в т.ч.

практика

всего

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Заготовка и сбор природного материала и растений

3

24

27

3.

Поделки из природного материала

3

14

17

4.

Миниатюры, цветы из бросового материала

3

16

19

5.

Использование пакетов-тетропаков

3

23

26

6.

Пасхальный сувенир

3

20

23

7.

Композиции и орнамент

3

23

26

8.

Изготовление мозаики

3

24

27

9.

Техника квиллинга.

3

18

21

10.

Изготовление лилий из кукурузных листьев.

       3

      12

    15

11.

Оправа для картин

3

9

12

Итого:    

33

183

216

2-й год обучения

Тема

в т.ч.

теория

в т.ч.

практика

всего

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Заготовка и сбор природного материала и растений

3

24

27

3.

Изготовление мозаики в технике декупаж

3

24

27

4.

Бумагопластика

6

19

25

5.

Работа с берестой

6

20

26

6.

Аппликация из мешковины

3

18

21

7.

Плетение из камыша

3

18

21

8.

Тесто из опилок

3

12

15

9.

Изготовление роз из кукурузных листьев.

3

12

15

10.

Техника квиллинга.

3

18

21

11.

Картины – кракле.

3

12

15

                                               Итого:

39

177

216

3-й год обучения

Тема

в т.ч.

теория

в т.ч.

практика

всего

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Заготовка и сбор природного материала и растений

3

18

21

3.

Работа с соломой

3

22

25

4.

Пейзаж из разных материалов

3

16

19

5.

Натюрморт из разных материалов

3

20

23

6.

Плетение корзиночки из бересты. Составление в ней композиции.

3

19

22

7.

Портреты и сюжетные картинки из различного материала

3

17

20

8.

Декоративная скульптура

3

12

15

9.

Изготовление мозаики

3

15

18

10.

Изготовление хризантем из кукурузных листьев.

3

12

15

11.

Техника квиллинга.

3

20

23

12.

Песочные картины.

3

9

12

                                               Итого:

36

180

216

Содержательная характеристика курса.

1-й год обучения

        1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими предметами. 3 часа.

        2. Заготовка и сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений: веток, шишек, листьев, грибов, цветов. Знакомство с различными способами засушивания растений, цветов: в подвешенном состоянии, в лежачем положении, под прессом и т.д. 27 часов.

3. Поделки из природного материала. Показ инструментов, нужных для изготовления поделок, как ими пользоваться, применять в работе. Изготовление из корешков и веток: маленьких лесных человечков, зверюшек, объяснение последовательности работы, составление композиции из поделок. Изготовление рамок из папье-маше, штапика. 17 часов.

4. Миниатюры, цветы из бросового материала. Показ бросового материала, объяснение, как его использовать. Изготовление миниатюр из круп, семян, рыбной чешуи, перьев, чешуи шишек, цветов из семян различных растений и овощей.19 часов.

5. Использование пакетов-тетропаков. Объяснить, каким образом использовать тетропаки, показать последовательность работы. Изготовление закладок, открыток, вееров, салфеток, используя за основу тетропак. 26 часов.

6. Пасхальный сувенир. Беседа о православных праздниках, в т.ч. Пасхи. Выбор фона. Составление цветков в разных ракурсах. 23 часа.

7. Композиции и орнамент. Составление орнамента и композиции: «Бор в круге», «Узор в квадрате», «Насекомые и животные», «Мини-картинки» - из цветов и листьев, изготовление новогодних композиций, праздничных свечей, новогодних игрушек из природного материала. 26 часов.

8. Изготовление мозаики. Показ различных видов мозаики, способ и последовательность ее изготовления. Изготовление мозаики из кусочков стекла, мелких камешков, бумаги, скорлупы. Вазы, украшенные семенами, барельефами, т.д. Знакомство с материалами и инструментами. Техника безопасности. 27 часов.

9. Изготовление лилий из кукурузных листьев. Легенда о лилии. Показ образца. Объяснение работы с листьями кукурузы, последовательности изготовления цветка. Работа по шаблонам. ТБ при работе ножницами. 15 часов.

10. Техника квилинга. Рассказ о технике квилинга, или бумажной филиграни. Инструменты, материалы. Что такое суккуленты? Как они выглядят? Показ иллюстраций, образцов. Объяснение работы по схемам. Последовательность изготовления суккулентов. ТБ при работе ножницами, иглой, клеем. 21 час.

11. Оправа для картин. Беседа - что такое оправа? Объяснение понятия «оправа для картин». Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность работы. ТБ при работе ножницами, клеем. 12 часов.

2-й год обучения

1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими и колющими предметами. 3 часа.

2. Заготовка и сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений, веток, шишек, листьев, грибов, цветов. Некоторые растения дети засушивают самостоятельно. Закрепление способ засушивания.27 часов.

3. Изготовление мозаики в технике декупаж. Что такое декупаж? Как его использовать в мозаике? Техника изготовления мозаики - декупаж. Техника безопасности.27 часов.

4. Бумагопластика. Окраска бумаги набрызгом. Цветы из бумаги, композиции из бумаги, картины. Новогодние украшения, подарки. 25 часов.

5. Работа с берестой. Обработка и заготовка бересты. Инструменты, используемые при работе с берестой. Берестяные куклы. Изготовление рамок из бересты. Украшения из бересты. Цветы  и сувениры из бересты: игрушка «Муравей»,  «Бабочка»,  хризантема,  роза бенгальская,  купавка,  лилия, тюльпан. Аппликация из бересты: плоская и объемная. 26 часов.

6. Аппликация из мешковины. Способ обработки мешковины, инструменты, назначение и состав мешковины. Приемы изготовления аппликаций из мешковины. Выполнение  аппликаций.21 час.

7. Плетение из камыша. Рассказ о видах болотных растений, их отличиях. Подготовка растений к плетению. Показ приемов плетения «в клеточку», «веревочкой», плетение подставок. 21 час.

8. Тесто из опилок. Приготовление теста, его качества. Вылепливание из теста фигурок зверей.15 часов.

9. Изготовление роз из кукурузных листьев. Легенда о розах. Показ образца. Объяснение  детьми, как подготовить для работы листья кукурузы, последовательности изготовления цветка. Работа по шаблонам самостоятельно. ТБ при работе ножницами. 15 часов.

10. Техника квилинга. Беседа о садовых цветах – Какие бывают? Название? Как цветут? Показ иллюстраций, образцов. Определение последовательности изготовления садовых цветов вместе с детьми. ТБ при работе ножницами, иглой, клеем. 21 час.

11. Картины – кракле. Рассказ, что такое картины – кракле. Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность работы. ТБ при работе ножницами, клеем. Изготовление картин – кракле. 15 часов.

3-й год обучения

1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими и колющими предметами. 3 часа.

2. Заготовка и сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений, веток, шишек, листьев, грибов, цветов. Засушивание растений различными способами. Сортировка растений, которые дети заготовили самостоятельно в течение летних каникул. 21час.

3. Работа с соломой. Заготовка, обработка и покраска соломы. Инструменты, используемые при работе с соломой. Аппликация из соломы: птичка, ромашки, портрет, орнаменты. Куклы из соломы и мочала. 25 часов.

4. Пейзаж из разных материалов. Что такое пейзаж? Показ иллюстраций. Показ приемов работы при составлении пейзажа из листьев, цветов, крупы, семян, бересты, соломы. Обратить внимание на светотени, цветовой контраст и т.д. 19 часов.

5. Натюрморт из разных материалов. Что такое натюрморт?  Демонстрация иллюстраций. Показ приемов работы при составлении натюрморта из листьев, цветов, крупы, семян, бересты, соломы. Обратить внимание на цветовое решение, светотени.23 часа.

6. Плетение корзиночки из бересты. Составление в ней композиции. Вспомнить плетение из бересты, работу с берестой. Показ приемов плетения корзинки. В составлении композиции обратить внимание на цветовое решение. 20 часов.

7. Портреты и сюжетные картинки из различного материала. Что такое портрет? Что такое сюжетная картинка? Демонстрация иллюстраций. Показ приемов работы при составлении портрета и сюжетной картинки из листьев, цветов, крупы, семян, бересты, соломы. Обратить внимание на светотени. 20 часов.

8. Декоративная скульптура. Рассказ про бурьян, его назначение в домашнем хозяйстве  и рукоделии. Рассказ про дудник. Инструменты для изготовления декоративной скульптуры. Изготовление декоративной скульптуры. 15 часов.

9. Изготовление мозаики. Создание цветочных орнаментов и надписей. Техника изготовления цветочных орнаментов и надписей. Изготовление подарков для родных и знакомых из различных мозаичных материалов. 18 часов.

10. Изготовление хризантем из кукурузных листьев. Легенда о хризантеме. Показ образца. Самостоятельная работа детьми в изготовлении цветков. ТБ при работе ножницами. 15 часов.

11. Техника квилинга. Беседа о технике квилинга, о цветах. Что такое панно? Что такое композиция? Что представляет  из себя открытка? Объяснение детям, чем отличаются панно от открытки или композиции. Показ иллюстраций, образцов. Последовательность изготовления панно, открыток, композиций. ТБ при работе ножницами, иглой, клеем. 23 часа.

12.Песочные картины. Рассказ, что такое песочные картины. Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность работы. ТБ при работе ножницами, клеем. Изготовление песочных  картин. 12 часов.

Обеспечение  программы.

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

Методическая база:

  1. Методическая литература для теоретических и практических занятий.
  2. Разработки открытых уроков.
  3. Литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы.

Дидактическая база:

  1. Образцы композиций, картин, плетений.
  2. Образцы приемов засушивания

Материально-техническая база:

  1. Помещение.
  2. Рабочие места.
  3. Необходимый материал и инструменты.

Каждому учащемуся необходимо иметь:

  1. Засушенные под прессом цветы, растения, листья.
  2. Ветки, корешки, желуди, шишки.
  3. Пинцет с тонкими и гладкими браншами для удерживания тонких лепестков растений.
  4. Миниатюрные прямые ножницы.
  5. Прямые большие ножницы.
  6. Клей «ПВА», «Феникс».
  7. Картон.
  8. Цветная бархатная бумага,  черная бумага, однотонная ткань (лен, мешковина, шелк, сатин),  кожа,  кожзаменители,  доски для инкрустации, деревянный шпон.
  9. Кисти или тонкие палочки для клея.

Финансовая база:

  1. Родительская поддержка.
  2. Помощь спонсоров.
  3. Выставки-продажи.

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:

  1. практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;
  2. наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;
  3. вербальные – инструктаж, объяснение;
  4. проектные - создание  творческих проектов;
  5. психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.

Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:

  1. демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;
  2. индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;
  3. создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;
  4. позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.

Оценка эффективности программы

        Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

Вид контроля

Методы

Формы

Предварительный (выявление уровня знаний, умений, навыков)

Собеседование

Индивидуальная

Текущая проверка в процессе  изучения темы

Опрос по теме

Викторины

Интеллектуальные игры

Практические занятия

Наблюдения и экскурсии

Общественно полезные практики

Индивидуальная


Периодическая проверка в конце каждого раздела

Выставка

Индивидуальная

Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний, умений, навыков

Отчетная выставка

Индивидуальная

Система поощрения

Виды поощрения

Методы

Формы

Моральное

Словесные

Наглядные

Практические

Оценка педагога

Личная выставка

Участие в мероприятиях ЦДТ

Материальное

Награждение

Индивидуальная

        

Образовательно-воспитательная работа

Задачи

Дела студии по решению

 поставленных задач

Сроки

I. Воспитательная работа

1. Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района.


2. Участие в мероприятиях и выставках.



Экскурсия в музей

Экскурсия в картинную галерею

Экскурсия в Старину сибирскую

Посещение выставки цветов в День поселка

Декада открытых дверей в ЦДТ

Семейная гостиная

Новогодние утренники

Выставки

Творческий отчет ЦДТ



Ноябрь

Февраль

Апрель

Август


Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Март

Май

II. Общественно-полезная работа

Изготовление сувениров в призовой фонд

В течение

года

III. Работа по созданию и развитию коллектива кружка

Коллективное обсуждение плана работы кружка

Подведение итогов работы кружка

Сентябрь


Май

IV. Работа с родителями

Приглашать родителей на мероприятия в ЦДТ

Работа с родителями

В течение

года

Список литературы для педагога.

  1. А. С. Соловьева. Искусство флористики. Цветочная живопись. – М.: Беларусь, 2002 г.
  2. В. Н. Полунина. Гербарий: Составление композиций и орнамента. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 г.
  3. В. Стецюк. Картины из сухих цветов. Составление композиций из засушенных растений. – М.: «Аст-Пресс», 2002 г.
  4. В.В. Финягин. Изделия из бересты. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 г.
  5. Г.И. Перевертень.  Поделки  из веток. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  6. Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
  7. Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005.
  8. И.В. Черныш. Поделки из природного материала. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 г.
  9. Красивая мозаика. Идеи для дома / Пер. с нем. Степановой А.Н. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
  10. Л.Б. Белецкая. Флористика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  11. Н. Голубева. Аппликация из природных материалов. -  М.: Культура и традиции, 2002 г.
  12. Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.
  13. Природный материал и фантазия. 5 – 9 Классы: программа, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. Л.И. Трепетунова. – Волгоград : Учитель, 2009.
  14. Рей Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. -  М.,  Издательский дом «Росмен», 1996 г.
  15. Федотов Г.Я. Плетение из сухих трав. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
  16. Фиоре Е. Мозаика для декорирования: Практическое руководство / Пер. с итал. – М.: Издательство «Ниола - Пресс», 2008.
  17. Ханников А.А. Художественное плетение из лозы, соломы, рогоза, камыша, бересты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  18. Щеглова А.В. Бумажные картины: папье – маше, декупаж, трехмерные панно. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Список литературы для детей

  1. Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
  2. Колесникова Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Л.Б. Белецкая. Флористика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  4. Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.
  5. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент / Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола - Пресс», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...