Семинар. Педагогическая диагностика в работе воспитателя.
методическая разработка по теме

Воликова Елена Григоревна

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы:

- что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников,

-по каким показателям это делать, какими методами пользоваться,

 -где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар:  « Педагогическая диагностика в работе воспитателя».

Цели :

- сформировать и развить прочные знания, навыки и умения использования методик подготовки и проведения психолого-педагогических диагностических процедур;

- приобретение теоретических и практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессионально-педагогических ситуаций;

- овладение содержанием и методикой развития профессиональной компетентности воспитателя, проектированием, прогнозированием, конструированием и осуществлением различных форм психолого-педагогической деятельности.

Участники: воспитатели

Регламент: 1 час

Форма проведения: семинар-практикум.

Обеспечение: информационные материалы по теме семинара; листы бумаги для индивидуальной работы; экран для демонстрации презентации.

 

Вопросы для обсуждения.

1.Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики.

2.Школьник как субъект педагогической диагностики.

3.Виды и принципы диагностики.

4.Методы педагогической диагностики.

5.Определение целей, задач и  содержания работы воспитателей на основе результатов диагностики.

6.Методики для изучения процессов и результатов развития личности учащихся и коллективов( из опыта работы воспитателей).

Ход семинара

1.Информационный блок.

Ведущий.

   Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто- слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы:

цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания.

 Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание - дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания

2. Планирование работы

3. Реализация плана (выполнение работы)

4. Анализ и оценка результатов работы

Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше.

 При этом чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что воспитатель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не всегда соответствует действительности.

Нередко  воспитателю  кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики  не удовлетворены отношениями с  воспитателями  и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений. Много ошибок  и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что  воспитатель  не знает своих учеников.

Что значит - изучать школьников? Зачем это изучение, что оно дает  воспитателю ? Как его проводить и использовать полученные сведения в работе? Об этом далее и пойдет речь.

????     Что такое диагностика? Значение диагностики?

 Дайте определение этому понятию,(воспитатели на подготовленных заранее листах бумаги пишут ответ ; время выполнения 3 мин.)

Воспитатели  комментируют свои варианты.

Закономерен вопрос, насколько наше профессиональное представление  совпадает  с научно-обоснованном определением данного понятия.

2.Блок изучения лекции ( в форме установочной лекции).

                                                         

1. Теоретическая часть.

1.1Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики.

Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования.(С.И.Ожегов)

1.Диагностика.  Диагностировать - поставить диагноз

2. Учение о способах диагноза

3. Установление диагноза (С.И. Ожегов)

Диагноз - распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика - область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения.

Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного.

Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития - чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Задачи диагностики:

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.

2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.

3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.

4. Определение перспектив развития свойства (качества).

5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для диагностики.

Сущность педагогической диагностики – изучение результативности

учебно - воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы:

- что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников,

-по каким показателям это делать, какими методами пользоваться,

 -где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности.

-при каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно - воспитательный процесс,

- каким образом научить  воспитателей самоконтролю, а учащихся - самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет:

-кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности),

 -при каких условиях (воспитательная ситуация),

-кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка),

-какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой.

Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением.

Но существует и  сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.

Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возникали.

 Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

1.2. Школьник как субъект и объект педагогической диагностики.

Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе.

 Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатываются, тем самым обеспечивается развитие природных сил и возможностей людей, дальнейшее развитие того, что ими приобретено в результате индивидуальной жизни и воспитания.

Типичное в людях (пол, возраст, тип нервной системы, темперамент и т.д.) связывается с типичными явлениями социальной действительности (эпоха, социальная система, уровень развития идеологии и морали, науки и техники, культуры и производства, воспитания и семейных отношений).

Поэтому объектом педагогической диагностики является не только воспитанник, но и воспитательные возможности, зоны его ближайшего социального окружения.

Объект диагностики - школьник - имеет общие и индивидуальные параметры развития. Надо учитывать всю сложность и противоречивость духовного мира школьника, его движение от простого к сложному, от детского к взрослому, от биологического к социальному и т.д.

В бесконечном разнообразии мира человек не составляет исключения. Одинаковых людей не существует. Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет ярко выраженную индивидуальность. Не будь ее - сама педагогическая диагностика была бы механической, однозначной.

Однако было бы неправильным полагать, что в педагогической диагностике, прежде всего, изучается именно то индивидуальное своеобразие человека, которое отличает его от всех остальных. В психологии существует точное правило: всякое нормальное своеобразие есть неповторимая комбинация типичных проявлений психики (А.Г.Ковалев).

И хотя типичных проявлений немало - от темперамента до типа памяти - комбинация типичных проявлений у каждого своеобразна, и это в значительной мере определяет общую и конкретную характеристику личности воспитанника. Все это дает педагогу возможность едиными педагогическими методиками изучать разных по воспитанности детей.

Чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном ученике, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей.

Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

 Но воспитание не равнозначно развитию, здесь возможна подмена понятий. Различные компоненты воспитания - это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. А дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность - это еще не доказано, хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие.

Способности у каждого человека различны, естественно, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении.

1.3. Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики.

Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса.

 Причем критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам.

1. Целеполагание - процесс постановки педагогических задач и целей в соответствии с программной  установкой общества на всестороннее развитие личности и с учетом конкретных социальных требований.

2. Организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе.

3. Единство педагогических позиций и требований в учебно-воспитательной работе школы.

4. Внедрение в практику достижений педагогической науки.

В существующих многочисленных методиках диагностики качества обучения и воспитания школьников зачастую берутся критерии самой педагогической деятельности: ее содержание, направленность, качество исполнения, действенность влияния безотносительно к ребенку.

 Это непродуктивно: изучать ребенка и сам процесс его воспитания по разным показателям и разным методикам. Воспитанность школьника и есть основной показатель эффективности педагогической деятельности. Эта установка является отправной, в теории современной педагогической диагностики.  

Определив объекты и главное направление диагностики учебно-воспитательного процесса, целесообразно установить критерии, по которым можно судить о качестве педагогической деятельности.

В качестве критериев всегда выступает реальное осуществление той или иной работы, качество самой педагогической деятельности.

Такими качественными показателями являются:

- правильная постановка задач работы с детьми в данных условиях,    

- выбор содержания и методов воздействия на них.

-затраченное время и силы педагогов, время и активность учащихся в процессе воспитательного акта,

- изменения воспитанности детей и педагогического мастерства их воспитателей,

-связь воспитательных мер с общей системой обучения и воспитания в школе.

Основное назначение критериев эффективности работы школы - определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности.

Наконец, диагностику должны осуществлять люди, которые к этому подготовлены. Иначе неизбежно в сам процесс изучения работы школы, учителя вносится ненужная нервозность, стремление утаить неполадки, недостатки или преувеличивать их значение.

1.4. Виды и принципы диагностики.

 Виды диагностики :

 - полная;

 - промежуточная;

 - частичная.

 

 - предварительная  (вводная);

 - итоговая  (конечная).

 

 Цель вводной: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Цель промежуточной: оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

Цель: выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция , комплексная оценка педагогической деятельности.

Формы промежуточной диагностики:

  1. Срезовый контроль
  2. Тестовые задания
  3. Ведение дневника наблюдений за ребенком
  4. Конкурсы
  5. Выставки рисунков и т.д.

Принципы диагностики:

1. Краткость - например, диагностирование познавательных способностей детей 3-4 лет считается целесообразным анализировать всего 5-6 умений.

2. Комплексность методик - при диагностировании каждой конкретной способности необходимо видеть систему, например, диагностируя наблюдательность можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия и, конечно же, об особенностях речи, овладении обще учебными умениями, конкретных знаниях детей.

3. Прочность - диагностирующих достижений не много, методики просты в работе. Соблюдается принцип преемственности между возрастами, получаемая в итоге информация может быть использована при планировании и организации работы с детьми.

1.5. Изучение.

В педагогической диагностике требуется, прежде всего, изучение, осуществляемое в несколько этапов:

-сбор данных, на основе которых делаются выводы,

-сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним поведением того же лица,

-с поведением других лиц, с описанием стандартного поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения,

 -интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению

-и анализ с целью определить причины отклонения в поведении.

        Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем.

       Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.

Согласно такой программе диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты педагогической диагностики:

1. Изучение

a) Сбор данных

b) Сравнение

c) Интерпретация

d) Анализ

2. Прогнозирование

3. Доведение  до сведения учащихся результатов диагностической деятельности.

Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения.

Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведен в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен.

2. Методы  диагностики.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на:

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности)

2. Диагностические (для количественного измерения)

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений)

4. Формирующие (для выявления возможностей развития)

2.1 Неэкспериментальные методы

Неэкспериментальные методы часто используют как средство первоначальной «разведки», ориентировки, знакомства с учениками. Они позволяют собрать большой материал для установления предварительных данных. Также их можно использовать для долговременного наблюдения за динамикой изменений.

2.1.1.  Анкетирование

Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования учитель получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.

Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

Анкета должна удовлетворять ряду требований:

1. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным?). Лучше этот вопрос сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли вы, думать о том, что вы что-то сделали не так?)

2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.

3. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.

4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) - снова простые.

Достоинствами анкет являются:

  1. Массовость обследования

  1. Большая скорость сбора информации

  1. Легкость обработки результатов

  1. Возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует отнести следующие:

  1. Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов школьниками

  1. Объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись к ответу.

  1. Жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

2.1.2. Анализ продуктов деятельности

Этот метод позволяет получить психологическую информацию об учащихся.

Очень часто при знакомстве с учениками используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к учебным предметам, видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни.

 Например, путем анализа сочинений можно установить не только наличие познавательных интересов, но и до некоторой степени уровень их осознанности, степень эмоциональной увлеченности, характер познавательных интересов, а также составить представление о литературных способностях, словарном запасе, образном мышлении.

2.1.3. Наблюдение.

Наблюдение - один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Целенаправленность - наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

2. Планирование - до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3. Самостоятельность - наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.

4. Естественность - наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.

5. Систематичность - наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

6. Объективность - учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

7. Фиксация - данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение - метод трудоемкий.

Минусы:

  1. Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.

  1. Фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.

  1. Наблюдению не поддаются интимные ситуации.

  1. Метод пассивный: учитель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.

  1. Наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

2.1.4.  Беседа.

Беседа - метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу можно проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями различных предметов можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить особенности класса в целом.

Беседу также можно проводить с группой, когда преподаватель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной.

В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель  должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

  1. Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.

  1. На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

  1. Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).

  1. Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится еще более серьезной помехой, если интервьюера интересуют не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция по тому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

2.2. Диагностические методы

Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измерить их.

2.2.1. шкалирование.

Шкалирование- представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок.

Выделяют три вида шкал.

Оценочные шкалы.

Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов исследования. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные психические явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.

Например, для оценки характера взаимоотношений учителя с учащимся можно применить такую шкалу оценок:

1. Резко отрицательный, враждебный (-2)

2. Слабо отрицательный (-1)

3. Безразличный (0)

4. Слабо положительный (+1)

5. Ярко положительный (+2)

При этом необходима подробная расшифровка каждого из пунктов этой шкалы.

Одним из видов оценочного шкалирования, которое получило широкое распространение, является рейтинг. Он представляет собой диагностический метод измерения психических явлений путем сбор суждений и разносторонних оценок компетентными судьями, экспертами. Рейтинг требует тщательного подбора экспертов, точной, удобной системы оценок. Его используют, например, для оценки перспективности методов обучения и эффективности диагностических средств.

2.2.2.  шкалы ранжирования

Шкалы ранжирования образуются путем сравнения отдельных показателей друг с другом. Показатели располагают в ряд по степени проявления (важности).

.

Еще одной разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом, по какому- либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому и из них проставляют по одному баллу. Если же исследуемое качество у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два балла, а второму - ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества.

Несмотря на длительность процедуры сравнения и сложность обсчета большего количества учащихся, метод парного сравнения имеет ряд достоинств.

2.2.3. социометрические шкалы

Этот вид шкал наиболее важен для классного руководителя, так как с их помощью изучается структура социальных взаимоотношений в группе.

Например, методика социометрии позволяет выявить межличностные отношения в классе. В зависимости от характера выявляемых отношений могут быть заданы различные вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «Кого бы ты рекомендовал для участия в дискуссии по теме….?» Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, соблюдая последовательность предпочтений (в первую, во вторую очередь).

На основании этого опроса составляется подобная матрица (в кружок обводится взаимный выбор).

Затем на отдельном листе вычеркивается социограмма. Она представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) попадают «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов, во второй круг - «предпочитаемые» (имеющие среднее количество выборов), в третий - «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего), в четвертый - «изолированные» (не получившие ни одного выбора). Выбор обозначают вектором, направленным от того, то выбирает, к тому, кого он выбрал.

2.2.4.  тестирование

Тестирование - это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто оно является наименее трудоемким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях.

Тест как научный инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача педагога сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

Нежелательно, чтобы тесты содержали расплывчатые и неопределенные понятия, такие как «посредственный», «в среднем», «выше», «часто». У каждого человека свое понимание этих слов. В крайнем случае, должно присутствовать пояснение, что считать средним показателем.

1.тесты достижений.

Тесты развития.

Тесты интеллекта

Тесты общей результативности

Тесты школьной успеваемости

Специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.

2. психометрические личностные тесты.

Структурные личностные тесты.

Тесты на интересы и установки.

 

В педагогике применяются главным образом тесты школьной успеваемости; тесты, определяющие готовность к школе; тесты интеллекта; тесты, проверяющие пригодность к профессиональному обучению; тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.

В настоящее время из психометрических тестов значительное распространение получили

3.проективные тесты.

 Они основаны на предположении, что человек всегда преобразует (в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался. Эти тесты могут иметь форму, например, чернильных пятен неопределенной формы (тест Роршаха), которым надо дать свое описание и толкование; заданий нарисовать несуществующее животное, продолжить незаконченное предложение; иногда предлагают дать свое объяснение сюжету на картинках.

Более сложным проективным тестом является тематический апперцепционный тест. Тестирование заключается в интерпретации фотографий, ситуации на которых преднамеренно неопределенны.

 

Испытуемому дается задание на основе фото составить рассказ, в котором было бы отражено то, что было в прошлом, что происходит сейчас, что произойдет в будущем, что думают и чувствуют герои его рассказа.

 

Интерпретация рассказов, ведущаяся по определенным правилам, позволяет исследователю получить богатую информацию о психологических особенностях человека.

3.Экспериментальные методы

Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности, вычленить комплекс наиболее благоприятных условий.

Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.

2.3.1. лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных для ученика, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Часто он проводится в специально оборудованном помещении (например, свето- и звукозащитных кабинах), при активном использовании различных физических приборов и регистрирующей аппаратуры.

Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряженности, скованности испытуемого, его стесненности из-за непривычных условий.

К тому же лабораторный эксперимент хотя и отражает в определенной степени реальные жизненные ситуации, но часто все же далек от них. Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса. Тем не менее, как ни один другой метод, он дает возможность точно учитывать условия, вести строгий контроль хода и всех этапов эксперимента. Количественная оценка результатов, высокая степень их надежности и достоверности позволяет не только описывать, измерять, но и объяснять психические явления.

2.3.2.  естественный эксперимент

Естественный эксперимент отличается тем, что ученики, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом исследовании.

Естественный эксперимент сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее подвергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

2.3.3. моделирующий эксперимент

Моделирующий эксперимент представляет собой объяснение психических явлений посредством их моделирования. В экспериментальной ситуации ученик воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во время этого моделирования исследователи пытаются также выявить наиболее благоприятные для данного процесса условия.

4.Формирующие методы

  1. Обучающий эксперимент.
  2. Преобразующий эксперимент.
  3. Созидательный эксперимент.
  4. Воспитательный эксперимент.

Ранее описанные методы изучения учащихся носили, прежде всего, фиксирующий характер, выявляли лишь текущий уровень развития.

 Однако многие психологи придерживаются мнения, что личность следует изучать в развитии. Только тогда можно в полной мере выявить ее способности и возможности.

Формирующие методы как раз и отвечают данным требованиям.

 Суть этой группы методов - изучение психологических особенностей ученика в естественных условиях путем активного формирования интересующих исследователя качеств. «Попутно» решаются образовательные и воспитательные задачи. Эти методы, позволяя прослеживать развитие личности, удачно сочетают психологическое изучение школьников с поиском и разработкой оптимальных путей учебно-воспитательной работы.

2.4.1. Анализ

Для воспитателя  исключительно важно иметь информацию о неформальных нормах, действующих в классе. Взрослея, учащиеся все больше и больше отходят от формальных норм школы и общества.

 Группа имеет свои собственные законы, свои собственные критерии признания и непризнания, популярности и непопулярности. Именно от них часто зависит поведение отдельных учеников, реакция коллектива на те или иные события. В соответствии с этими критериями распределяются симпатии и социальное признание между членами группы. Поэтому на этапе анализа фактов, полученных при сборе данных, нельзя упускать такой важный фактор влияния.

Воспитатель  может узнать о неформальных нормах группы лишь в том случае, если он пользуется ее доверием.

В группах различают структуры влияния, коммуникации, ожидания и симпатий.  Коммуникационная структура описывается как сеть каналов или путей, с помощью которых в группе происходит обмен информацией и мнениями. Аналогично описываются структуры влияния, ожидания и симпатий. Эти структуры частично совпадают.

Коммуникативные структуры и структура ожидания раскрываются преимущественно при использовании методов наблюдения и естественного эксперимента. Для диагностики структур влияния и симпатий применяются социометрические шкалы.

2.4.2. Прогнозирование

В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Это также значительно помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.

2.4.3. Сообщение результатов

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине.

Разговаривая с родителями о воспитании, легко затронуть интимные сферы, как отдельной личности, так и всей семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на родительском собрании. При этом не следует указывать на конкретных учеников: родители сами должны понять, что относится к их ребенку.

3.Практический этап.

Ведущий.  Рассмотрим следующие методики : изучение личности учащегося; изучение развития классного коллектива; изучение личности  учащегося в учебно-воспитательном процессе; анализ интересов и направленности подростков. 

4.Заключительный этап: подведение итогов.

Р е ф л е к с и я. Какое значение имеет диагностика для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно -образовательного процесса?

Сегодня невозможно представить воспитательно - образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно - образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более воспитатель, обязан владеть педагогической диагностикой.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Методики для изучения процессов и результатов развития личности учащихся, классного коллектива.  Анкеты, тесты, для изучения индивидуальных особенностей личности.

Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива. В этом важном деле воспитателю можно предложить набор разных методик.

Современный педагог – это прикладной психолог. Он стремится воспитание и обучение строить на основе объективных сведений о школьнике. Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода.

Педагог-воспитатель может использовать предложенные ниже диагностические методы или самостоятельно придумать анкету-опросник.

При этом следует помнить следующее:

Как правильно составить анкету?

Содержание:

1. Определить основную задачу-проблему.

2. Расчленить ее на составляющие; предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы.

Тип вопросов.

Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной.

Структура анкеты.

Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу.

Внешнее оформление.

Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

 

 Программа  изучения  развития  классного     коллектива

Показатели

Ярко проявляются

Проявляются

Слабо проявляются

Очень

слабо проявляются

1

2

3

4

5

1. Движение к цели

Коллективная деятельность направлена на реализацию социально значимых общественных задач и перспектив

Коллективная деятельность направлена на достижение только общешкольных задач и перспектив

Коллективная деятельность направлена на выполнение конкретных задач и поручений, замыкающихся в рамках классного коллектива

Коллективная социально значимая деятельность проявляется очень слабо

2. Самоуправление

В классе есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно и правильно решающие вопросы планирования, организации, регулирования и контроля

Органы самоуправления руководят преимущественно по инструкциям педагогов

При непосредственном участии и поддержке педагогов

Существующие органы самоуправления не действуют

3. Общественное мнение

В основном все учащиеся единодушны в решениях вопросов, касающихся коллективной деятельности

Большинство учащихся приходят к правильному решению вопросов

К правильному решению вопросов приходит лишь часть учащихся, преимущественно актив

Класс безразличен к вопросам коллективной жизни

4. Дисциплина и взаимная требовательность

Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу, требования принимаются и выполняются каждым

Справедливые, разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся

Разумные требования предъявляются и принимаются незначительным меньшинством, преимущественно активом

Требовательность друг к другу отсутствует, дисциплину поддерживают лишь педагоги

5. Сотрудничество и согласованность в работе

Все учащиеся

легко

распределяют

между собой

работу

Большинство

распределяют

между собой

работу, при

согласовании

действий

встречаются затруднения

Работает лишь

актив, при

согласовании

действий

наблюдаются

пререкания,

обиды, ссоры

В коллективе

не налажено

сотрудничество,

каждый действует

в одиночку

6. Стремление к общению в свободное время

К общению

стремиться

каждый,

преимущественно

с товарищами

по классу

Большинство

стремиться к

общению и

преимущественно

общаются с това

рищами по классу

Общается друг

с другом

незначительная

часть

учащихся

Общение

очень

ограничено

7. Дружба и взаимопомощь

Учащиеся защищают честь и достоинство каждого, в нужную минуту приходят на помощь друг к другу

Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, которые выражаются в действенной помощи друг другу

Наблюдаются иногда конфликты между группами

Наблюдаются недоброжелательные отношения

8. Творческое самовыражение личности

Каждый школьник занимается любимым делом: посещает кружки, секции и т. д.

Большинство учащихся посещают кружки, секции

Лишь часть уч-ся реализует интерес к любимому делу: посещает кружки, секции, клубы
и т. д.

В коллективе не созданы условии для творческого выражения личности

9. Нравственные качества и такт

Обладают тактом и основными нравственными качествами

Тактичны, воспитаны, но равнодушны к безнравственным поступкам

Наблюдаются в поведении факты невоспитанности и
бестактности

Ведут себя безнравственно

                         

5,6 класс
                     КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ?

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, определить, насколько они считают его спаянным, крепким, единым при выполнении общественно значимых задач.

Х о д   в ы п о л н е н и я

Учитель объясняет учащимся, что в своем развитии любой коллектив проходит ряд ступеней, и предлагает школьникам образные описания различных стадий развития коллективов. Далее учитель просит ребят определить, на какой стадии развития находится их класс, обратить внимание на то, к каким ступеням развития всем надо еще стремиться.

Образное описание стадий развития коллектива

1-я ступень: «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общие интересы, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2-я ступень: «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и вожатый, и просто авторитетный ученик, и классный руководитель) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.

На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3-я ступень: «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и к каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Проявление активности происходит всплесками, да и то не у всех.

4-я ступень: «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, не успокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5-я ступень: «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего знаменем сердца дорогу другим.

Обработка полученных данных

На основании ответов учащихся учитель может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей.

Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных ими.

АНКЕТА

«анализ интересов и направленности подростков»

Цель анкетирования: выявить интересы и направленности подростков.

1.        Любимые занятия (интереснее всего):

а) что делать ________________________________________

б) что читать ________________________________________

в) о чем говорить ____________________________________

2. Что у Вас получается лучше всего? ____________________

3. Интересы научные и технические:

а) любимые учебные предметы __________________________

б) интересные для Вас области науки _____________________

в) интересные для Вас области техники ___________________

г) самые интересные ученые, изобретатели ________________

д) область науки и техники, в какой Вы хотели бы заниматься сами

____________________________________________________

е) выдающиеся научные произведения ____________________

ж) выдающиеся изобретения _____________________________

4. Эстетические интересы:

а) любимый художник, его произведения __________________

б) любимый композитор, его произведения ________________

в) любимый скульптор, его произведения __________________

г) любимый архитектор, его произведения _________________

д) любимый писатель, его произведения ___________________

е) какой областью искусства интересуетесь ________________

5. Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных.

а) В каких олимпиадах, конференциях принимали участие? ___

-----------------------------------------------------------------------------------

б) В каких конкурсах участвовали? _______________________

------------------------------------------------------------------------------------

в) Какие призы и награды имеете и за что? _________________

-------------------------------------------------------------------------------------

6. Интерес к профессии.

а) Какие профессии Вам кажутся привлекательными? ________

------------------------------------------------------------------------------------

б) Представителем какой профессии Вы видите себя в будущем?

____________________________________________________

в) Знаете ли Вы, кто является профессионалом в этой сфере



7. Чем привлекает Вас эта специальность? (Нужное подчеркнуть.)

а) возможностью приносить пользу обществу;

б) умею работать по этой специальности и имею способности к ней;

в) перспективная специальность;

г) хорошо оплачивается;

д) интересная и увлекательная.

8. В какой мере Вы уверены, что осуществите мечту? (Нужное подчеркнуть.)

а) Абсолютно уверен;

б) надеюсь, что удастся;

в) не уверен, что удастся;

г) уверен, что не удастся.

Результаты анкеты используются для определения программы работы с подростками (как в плане воспитания интересов, так и возможности приобщить к уже существующим в классе, группе интересам новых ребят).

                           

Анкета.  Мое учение.

Ребята! Подчеркните в тексте или дополните.

1. Учиться в школе мне:

а) интересно;

б) не интересно;

в) не знаю.

2. Мои любимые предметы …………………………………………….

3. Выполняя самостоятельную работу, я

а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро;

б) сначала стараюсь понять задание, тщательно его обдумываю, но потом действую без колебаний, быстро;

в) очень долго думаю, не решаюсь к нему приступить, чувствую себя неуверенно;

г) всегда волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что ………….

д) чувствую себя всегда спокойно, потому что ………………………

4. Чаще всего я:

а) не понимаю цель работы;

б) не понимаю задание;

в) не знаю, как его выполнить;

г) не умею контролировать ход своей работы;

д) не знаю, как проверить результаты;

е) не умею правильно распределить время.

5. Я очень дорожу помощью учителя, товарищей (да, нет)…………………….

6. Если бы я был учителем, то таким ученикам, как я, помог бы в следующем: …………………………………………………………………

НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС

Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Воспитаннику предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты).

        Хорошая жизнь – это…

        Быть человеком – значит…

        Самое главное в жизни…

        Нельзя прожить жизнь без…

        Чтобы иметь друзей, надо…

        Когда никого нет вокруг, я…

        Когда есть свободное время…

        Чтобы стать настоящей личностью, надо…

        Если видишь недостатки человека, надо…

        Я лучше чувствую себя, когда…

        Когда  вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я…

        Бессовестному человеку на свете живется…

        Встретив вежливого человека, я всегда…

        Мне кажется, что взрослые…

        Пожилые люди обычно…

        Лучшее хобби – это…

        Я думаю, что мои родители…

        Я не всегда добросовестно…

        Через пять лет я…

        Через двадцать лет я…

        Я благодарен …

Посмотрев результаты, педагог группирует мнения подростков: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т. д.

игра «Фантастический выбор»

Цель: выявить соотношение духовных и материальных, потребительских и созидательных, эгоистических и коллективистских интересов подростков.

Данный метод требует создания игровой ситуации. Подростки должны быть увлечены предлагаемой для них фантастической ситуацией:

        Оставшуюся жизнь ты проведешь на необитаемом острове. Взять с собой из этой жизни ты можешь все, что угодно, но назвать ты можешь не более пяти предметов. Назови их.

        Три ответа на один вопрос: «Приплыла к тебе рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?».

        Дед Мороз принимает пожелания и от подростков. Твое самое заветное желание?

Анализ полученных результатов проводится через группировку высказанных желаний детей: чего хотят и для кого хотят?

Интересно соотношение духовных и материальных интересов, потребительских и созидательных, эгоистических и коллективистских и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй

Классные  руководители знакомятся с  нравственными аспектами, которыми должны руководствоваться, когда используют в своей работе диагнотику. Рассматриваются: три основные функции педагогичес...

Психолого- педагогическая диагностика в работе учителя

В данной работе рассмотрен один из важнейших аспектов в работе учителя- психолого- педагогическая диагностика обучающихся. Сюда относятся умения  диагностировать личность школьника и осуществлять...

Психолого-педагогическая диагностика в работе с семьей

методические рекомендации по проведению диагностики семьи, диагностический инструментарий...

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра.

Современные педжагогогические технологии являются одним из условий эффективности иновационной деятельности "СРЦдН"....