Инновационные технологии в преподавании химии
статья на тему

Потемкина Алина Ивановна

Статья  "Инновационные технологии в преподавании химии" и презентация к ней подготовлена к городским педчтениям, посвященным 85 - летию Профессионального лицея кулинарного мастерства Санкт-Петербурга, которые проводились 12 декабря 2011 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacii_v_himii.pptx457.21 КБ
Microsoft Office document icon statya_ped.chteniya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ Педагогические чтения 12 декабря 2011 года Преподаватель Потёмкина Е.И.

Слайд 3

ТЕХНОЛОГИЯ – искусство, умение, мастерство учить ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ, ПРОЦЕССОВ, СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕНИЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЗАДАННЫХ ЦЕЛЕЙ

Слайд 4

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ МЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НЕТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСЦИПЛИНАХ ЕСТЕСТВЕННО–НАУЧНОГО ЦИКЛА

Слайд 5

ДРУГОЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ОТЛИЧИИ ОТ ТРАДИЦИОННОГО НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГАРАНТИЯ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Слайд 6

ИЗУЧАЮТ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ; СОВЕРШЕНСТВУЮТ ЗУН; ОБОБЩАЮТ ЗНАНИЯ; ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ На уроках химии

Слайд 8

ПОИСК НОВОГО, ОПИРАЯСЬ НА ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЖЕЛАНИЕ ПОЗНАВАТЬ НЕИЗВЕСТНОЕ

Слайд 9

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА СТИМУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСА К ЧЁТКО ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ УРОКА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛЖНОЙ НАУЧНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ, ЗАПИСЬ ХИМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ И УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ФИКСАЦИЯ В КОНСПЕКТАХ ОПОРНЫХ ПУНКТОВ ПЛАНА УРОКОВ, ЗАКОНОВ ХИМИИ, ФОРМУЛИРОВКА ПОНЯТИЙ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Слайд 11

Особую роль в изучении химии отводят урокам-семинарам, урокам-конференциям, где количество затраченного труда на самостоятельную работу и результат сильно зависят от индивидуальных особенной личности. Особенности инновационного обучения – это внесение нового, усовершенствованного в уже существующее. Результативность новых методов заключается в инновационной деятельности учителя и творческой деятельности обучающегося.



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

педагогические чтения

«85 лет – опыт, проблемы, взгляд в будущее»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ В ПЛКМ

Выступление  

Потемкиной Алины Ивановны

Зам.директора по УПР, Заслуженный учитель РФ,

преподаватель химии

Санкт-Петербург

12 декабря 2011 года


НЕКОТОРЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА

В соответствии с ФГОСом, в Профессиональном лицее кулинарного мастерства при освоении профессий НПО, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования как «повар, кондитер» (2,5 г.), «Мастер производства молочной продукции» (3,5 г.), «Официант, бармен» (2.5 г) химия изучается как дисциплина естественнонаучного профиля в объеме 158 часов. Изучение дисциплины ведется на 1 и 2 курсах, поэтому необходимо выбрать такую методику и технологии, которые способствовали наилучшему решению поставленных задач.

В профессиональном лицее кулинарного мастерства преподаватели и мастера производственного обучения творчески подходят к становлению и реализации личности учащегося как будущего высококвалифицированного профессионала, начиная работу с 1-го курса. Для решения этой непростой задачи образовательный процесс связываем с личностно-развивающим и компетентностным подходом

Слово «Технология» можно перевести с греческого на русский язык как  искусство, умение, мастерство учить.

Инновационная педагогическая технология – это сложный процесс реализации методов, процедур, средств, направленный на достижение заданных целей.

В изучении любых предметов естественно-научного  цикла  преподавателями лицея используются многие инновационные педагогические технологии в том числе:

1. Развивающего обучения (дискуссионное обучение, проблемное)

2. Информационные (алгоритмы, медиа-технологии, компьютерные)

3. Основанные на индивидуально-дифференцированном подходе к обучению (личностно-ориентированное обучение)

4. Технологии сотрудничества (коллективные способы обучения, игровые)

5. Технологии обучения в нетрадиционных системах организации учебного процесса (на основе междисциплинарных связей, пилотные формы обучения, комбинированные технологии обучения)

6. Технологии модульного обучения (по блокам, интегративного обучения) и другие.

Признаки, характеризующие образовательные инновации:

1. Другой подход к образовательному процессу в отличие от традиционного.

2. Новые направления и способы решения образовательных программ в отличие от традиционных.

3. Гарантия достижения нового образовательного результата.

На уроках химии вышеперечисленные технологии используются во всех типах  уроков:

  1. изучения нового учебного материала,
  2. совершенствования ЗУН (знаний, умений, навыков),
  3. обобщения знаний,
  4. контроля полученных знаний, умений, навыков.

На каждом уроке возрастает роль проблемного обучения, так как уже поставлена проблема перед учащимися – новая тема урока.

Учебная проблема – неизвестное, которое является движущей силой познавательного процесса любого предмета и ее нужно решить.  Учитель так должен преподнести поставленную проблему   учащимся , чтобы захотелось ее решить и излагая ее, он незаметно подходит к этапу подготовки и сознательному усвоению нового материала. Заинтересовав  учащихся, надо направить их к познавательной деятельности, но как?   Если будет преобладать кредо преподавателя как в традиционной системе обучения «Я над вами» и стиль взаимодействия с учащимися будет монологом, то и  позиция ученика будет пассивная, а мотивация внешняя, эпизодическая. Мало пользы будет от такого урока.

Необходимо переходить к личностно-ориентированному развивающему обучению, основанному на методах содружества преподавателя и учащихся, направленное на решение поставленной учебной проблемы, что можно показать в схеме:


                                              Обратная связь

Из этой схемы видны:

  1. Творческая самостоятельная  деятельность учащихся, желание познать неизвестное.
  2. Развитие способностей учащихся;  идет  поиск нового, опираясь на имеющийся жизненный опыт и новые источники познания
  3. Умение оценить свои результаты

Для преподавателя преобладающим методом обучения является активное экспериментирование через самостоятельную деятельность учащихся.  Поэтому - кредо педагога – «Я рядом, Я с вами»; стиль взаимодействия – диалог;  позиция ученика – активно-инициативная, и мотивация  - активная,  целенаправленная.  Идет осмысление нового материала, понимание практической значимости изучаемого материала, его связи с профессией.

     Обучение в сотрудничестве – это совместное обучение, оно показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. У обучающихся формируются такие личностно-развивающие качества, как:

- достижение успехов через совместный труд

- интеллектуальное развитие

- нравственное развитие

После выполнения задания,  учащемуся  дается тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями –тестами  учащиеся работают индивидуально. Тесты даются разноуровневые -  для сильных и слабых учащихся. Слабые  учащиеся , стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется со своим ранее достигнутым результатом. Для усвоения нового материала каждым учеником это – очень эффективный метод работы.

У учителя не снижаются требования к изучаемому материалу, т.к. материал изучается методом эвристической беседы с учащимися с использованием схем, таблиц, компьютера, а показателями выполнения дидактической задачи урока является:

  1. Стимуляция интереса к четко поставленной цели (проблема) урока
  2. Обеспечение должной научности преподавания
  3. Полное и точное определение изучаемых объектов и явлений, запись химических формул и уравнений реакций,
  4. Фиксация в тетрадях опорных пунктов плана урока, законов химии, формулировок и понятий
  5. Оценка качества обучения.

Если идет процесс проблемного изложения методом содружества – учитель – ученик, и видна обратная связь, то у учащихся развиваются познавательные и интеллектуальные способности в процессе самостоятельно приобретенных химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных. Он начинает понимать, для чего изучается дисциплина химия, и какова ее роль в его будущей профессии.

Одной из инновационных технологий  в педагогической теории и практике принято считать технологию обучения на основе междисциплинарных связей.

При изучении тем органической химии велика роль междисциплинарных связей в темах: алканы, алкены, карбоновые кислоты, спирты, белки и другие, опираемся на знания, полученные по другим предметам ООД или спеццикла.

Схема  междисциплинарного взаимодействия в ходе формировании ЗУН

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Схема показывает некоторые аспекты внедрения химии в другие дисциплины:

На уроках кулинарии изучаются химические процессы, идущие при тепловой обработке продуктов

Не зная математики нельзя правильно написать и расставить коэффициенты в химических уравнениях окислительно-восстановительных реакциях при решении задач

На уроках товароведения пищевых продуктов изучается химический состав продуктов

Разделы дисциплины «Физика» перекликаются с разделами, изучаемыми в химии, такие как:

Строение атома, скорость химических реакций, тепловой эффект реакций, радиоактивность и др.

Дисциплина  техническое оснащение изучает использование металлов, пластмасс, каучуков и других материалов, используемых в предприятиях массового питания

Некоторые разделы в дисциплине биология, такие как нуклеиновые кислоты, белки, жиры, углеводы, тесно переплетаются в дисциплине химия

Калькуляция и учет способствуют более точному расчету технологических карт с учетом химических продуктов

Иностранный язык необходим при работе с иностранными и российскими клиентами при обслуживании их на предприятиях массового питания

Полученные социальные знания и умения могут стать ведущими в формировании социально ориентированной личности учащегося.

Чтобы начать работу по предмету с вновь поступившими учащимися, необходимо провести мониторинг реальных знаний учащихся по дисциплине. Диагностические контрольные работы по химии (нулевой срез) дают вполне реальную картину уровню знаний,  который очень неоднороден. Необходимо выровнять знания учащихся, поэтому формы работы с учащимися разнообразны:

- индивидуальные, используя разноуровневые задания, внеурочные дополнительные занятия и консультации,

- малые группы – парами, взаимодиктанты и взаимоконтроль, вызывающий большой интерес,

- группы из 4-5 человек – составляют опорные конспекты

- коллективные – при отработке навыков решения задач с применением Решебника для взаимоконтроля

- взаимообучение – выполнение заданий по карточкам и обмен ими

   Особую роль в изучении химии отводится урокам-семинарам и урокам-конференциям, где количество затраченного труда на самостоятельную работу и результат сильно зависит от индивидуальных особенностей личности.

Особенности инновационного обучения – это внесение нового, усовершенствованного в уже существующее.

Результативность инновационного метода заключается в инновационной деятельности учителя и творческой деятельности учащихся.

Определяет проблему

Воспринимают проблему

Создает проблемную ситуацию

Хотят познать (творчество)

проблему

Мотивирует

Самостоятельная  деятельность

Управляет работой учащихся

(ненавязчиво)

Оценка результата

Саморефлексия

Пытаются решить ее, опираясь на полученные знания

Действия преподавателя

Действия учеников

ПРОБЛЕМА

ХИМИЯ

  1. Математика
  2. Физика
  3. Литература  
  4. Русский язык
  5. История
  6. География
  7. Иностранный язык

  1. Кулинария
  2. МКИ
  3. Товароведение пищевых продуктов
  4. Техническое оснащение
  5. Калькуляция и учет

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПЕЦДИСЦИПЛИНЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование инновационных технологий в преподавании русского языка"

В докладе подробно рассказывается об инновационных педагогических технологиях, о том ,какую  роль они играют в современном образовательном процессе. Приведены фрагменты конспекта урока с ис...

Инновационные технологии в преподавании истории. Использование опорных конспектов.

Использование инновационных технологий способствует выведению изучения истории  на личностно-смысловой уровень. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую ак...

Статья "Инновационные технологии в преподавании химии"

Статья "Инновационные технологии в преподавании химии" подготовлена для выступления на методическом совете....

Статья на тему "Инновационные технологии в преподавании предмета технология"

Задача системы образования: делать все возможное для достижения образовательных результатов...

Инновационные технологии в преподавании химии в общеобразовательной школе.

Инновационные технологии в преподавании химии в  общеобразовательной школе....

Инновационные технологии в преподавании образовательной линии «Технология»

Информационные технологии повышают эффективность и качество процесса обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают интеллектуальное развитие школьников....

Статья "Инновационные технологии в преподавании химии"

Применяя инновационные технологии, мы повышаем компетентность учащихся, развиваем творческую мыслительную деятельность, активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету.Предлагаю ваш...