Этический классный час "Мое здоровье - сила государства"
методическая разработка по теме
В методической разработке этического классного часа представлен материал для 5-6 классов о здоровье человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель физической культуры
Заморовский Сергей Геннадьевич,
МКОУ «Сорочинская СОШ»,
Калачинского района
Омской области
Открытый классный час на этическую тему:
Разработал и провел
учитель физической культуры
МКОУ «Сорочинская СОШ»
Калачинского района
Омской области
Заморовский Сергей Геннадьевич
г. Калачинск, 2012 год
Открытый классный час на этическую тему
«Мое здоровье – сила государства!»
Приготовил и провел: Заморовский С.Г.
Личностные универсальные учебные действия:
Формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, здоровье нации, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этической принадлежности.
Формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «здорового ученика».
Коммуникативные универсальные учебные действия :
Обучающиеся научатся
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Использовать речь для регуляции своего действия;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Цель: формировать у обучающихся представления о здоровье и здоровом образе жизни, как самой главной ценности для человека, государства.
Задачи:
1.формировать коммуникативные навыки и умения (умение слушать и слышать друг друга, работать в парах, высказывать и аргументировать собственную точку зрения).
2. создать условия для формирования развития здорового образа жизни школьников, образа успешного, здорового человека,
3.развивать детскую инициативность, ценностное отношение к своему здоровью, развивать стремление «творить» свое здоровье.
4. воспитывать культуру речи.
Оборудование: мультимедийная презентация, 2 маркера, 12 цветиков-семицветиков, полоски со словами, клей, бумага, подарок – книга.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ
Первый этап. Организационный момент.
(Обучающиеся входят в кабинет. Разделение на группы. На столах разложены цветы, на которых прописано следующее: счастье, здоровье, успехи в учебе, деньги, сила, ум, красота.)
- Добрый день, ребята!
- Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную и очень важную тему. Какую тему, вы определите сами. А для этого каждому я даю вот этот цветок, но он непростой, а волшебный. Цветок может выполнить 1 ваше желание, которое написано на лепестках. Слайд 1
- Какие желания записаны на нем, прочитайте?
(Счастье, здоровье, успехи в учебе, деньги, сила, ум, красота.)
- Подумайте, что бы вы хотели больше всего на свете. Оторвите один лепесток с этим желанием.
(Выслушиваются мнения детей. Почему они выбрали именно этот лепесток.)
- Ваши желания и мнения разные. Давайте подумаем, что же для человека самое главное в жизни?
(Ответы детей)
7слайд - Итак, все же самое главное для человека – это его здоровье. Слайд 2
- Так какая тема занятия?
(Здоровье)
- Почти правильно, но если быть точным, тема нашей беседы, а это будет наше маленькое исследование, будет называться «Мое здоровье – сила государства!» Над этим вопросом мы сегодня и поработаем. Слайд 3
Второй этап. Целеполагание
- Как вы думаете, какие главные слова нашей темы? С них мы начнем свое исследование?
(Здоровье и сила государства)
- Поразмышляйте, на какие главные вопросы мы должны будем ответить?
(Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым? Почему говорят «мое здоровье – это сила государства»?)
-Правильно. Но главный вопрос беседы, который будем исследовать - это: почему говорят «мое здоровье – сила государства». Слайд 4
- Здравствуйте – говорим мы при встрече. Что означает слово «здравствуйте»?
(Здравствовать – значит, быть здоровым, желать здоровья.)
- Правильно, люди издревле желали друг другу здоровья:
«Здравствуйте, доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?!»
И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили
«Здоровый человек - богатый человек»
Третий этап: Здоровый человек. Какой он?
- Что такое здоровье?
(Ответы детей)
- В словаре В.И. Даля слово «здоровье » или «здравие» трактуется, как отсутствие недуга, болезни. ( 5 слайд)
9 слайд - Специалисты считают, что здоровье – это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия расцвета его личности, его талантов и способностей. (6слайд)
10 слайд Другими словами: это состояние полного физического, психического, духовного благополучия. (7 слайд)
Генрих Гейне сказал: «Единственная красота, которую я знаю - это здоровье» 8 слайд
- Вслушайтесь в эти слова. Почему красота – это здоровье?
(У здорового спортивного человека красивая фигура, крепкое телосложение. Он красивый. Слово «красота» от слова – красный. У здорового человека на лице – румянец красноватого цвета, поэтому он красив своим здоровьем…и др.)
- Здоровье, несомненно, основа красоты. Счастье – это продукт здоровья.
- Посмотрите на экран. Кто знает, кто изображен на портрете? 9 слайд
(А. Тищенко – олимпийский чемпион по боксу, омич).
- Вы видите здорового, красивого, знаменитого, счастливого.
Давайте ответим на второй вопрос: какого человека мы называем здоровым? А для этого разработаем модель здорового человека.
На этот вопрос помогут ответить вот эти волшебные полоски. 10 слайд
- Задание. На листочках даны слова, характеризующие здорового и нездорового человека. Распределите их в две группы: ЗДОРОВЫЙ и НЕЗДОРОВЫЙ человек.
- Прикрепите слова, характеризующие здорового человека на доску.
Помогать нам в этом будет музыка и вот это стихотворение
(видео «Друзья – туристы»)
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать!
Слова, характеризующие здорового человека:
личная гигиена, отказ от вредных привычек, правильное питание, выполнение режима дня, занятие спортом, закаливание, взаимопомощь, умеренное времяпрепровождение за компьютером, прогулки на свежем воздухе; делать добро, психическое состояние человека, успешный человек.
Слова, характеризующие нездорового человека:
.курение, сквернословие, алкоголь, рукоприкладство, равнодушие, грубость,
Бродяжничество, наркомания, безмерное провождение за компьютером.
-Какого человека мы можем назвать здоровым? Прочитайте слова, какие вы прикрепили на доску.
(Ребята читают)
- Действительно, здоровый человек – это хорошее, крепкое физическое и нравственное здоровье. Слайды 11,12
- Модель здорового человека включает себя ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Я немного конкретизировал ваши высказывания. Получилось так. Посмотрите на экран. (Прокомментировать) Слайды 13
Четвертый этап. Почему мы говорим: «Мое здоровье – это сила государства»?
- Давайте теперь ответим на третий главный вопрос: почему говорят «Мое здоровье – это сила государства»?
А для этого продолжите фразу: если человек здоровый, то он сможет получить: (получить хорошее образование, устроиться на престижную работу, зарабатывать деньги, растить здоровых детей , быть красивым и счастливым, как А. Тищенко, сможет стать успешным, приносить стране олимпийские награды). Слайд14
- Какой же вывод? («Мое здоровье – это сила государства»)
- Правильно. Здоровый человек – это сила государства. Слайд 15.
УЧИТЕЛЬ: Если каждый из вас для себя возьмет за основу модель здорового человека, разработанную на уроке, то в жизни вы станете успешными, и каждый из вас составит частицу богатства нашей нации, преумножит силу государства.
- Примером здорового человека может служить олимпийский чемпион по боксу, наш земляк, омич А.Тищенко. Слайд 16
Тищенко Алексей Викторович родился в Омске 29 мая 1984 года. Учились с ним на разных факультетах. Олимпийский чемпион по боксу в весовой категории до 57 кг в Афинах (Греция, 2004 г.). Чемпион мира (Китай, 2005 г.). Обладатель командного Кубка мира (Москва, 2005 г.) Чемпион Европы (Болгария, 2006 г.). Чемпион мира среди молодежи (Куба). Серебряный призер первенства Европы среди юношей (Греция). Призер Чемпионата Мира в Чикаго. (2007 г.). Двукратный чемпион России. Заслуженный мастер спорта России по боксу. Олимпийский чемпион по боксу.
- Хочется прочитать выдержку из сочинения ученика Сорочинской школы «Алексей Тищенко – мой кумир»:
«Из многочисленных интервью с олимпийцем мне понравились такие его высказывания:
-Что вы считаете своими сильными качествами в боксе?
-Работу ног и серийные комбинации ударов.
-В вашем небольшом весе можно выигрывать нокаутом?
-Нокаутом я не выигрывал, но нокдауном приходилось. Соперники поднимались, но отказывались дальше вести бой.
-А вообще, какие человеческие качества вам импонируют, а какие не приемлете?
-Импонируют дружелюбие, скромность, искренность. Раздражают лживые, лицемерные люди…
Я считаю, что Алексей Тищенко – настоящий патриот. И это действительно так. Он как депутат Законодательного Собрания Омской области многое делает для развития спорта в Омской области, принимал участие в разработке законопроекта «О физической культуре и спорте Омской области». Омский тренер, Леонид Киселев, о нем сказал: «Я горжусь Алексеем и уверен, что он не раз еще прославит нашу страну и наш город. Алексей Тищенко по характеру – лидер, настоящий патриот, болеющий за Родину и российский спорт. Настоящий в боксе чемпион».
- Каких знаменитых – спортсменов города Калачинска вы знаете? 17 слайд
(Ответы учеников)
(Александр Заварзин – чемпион мира и заслуженный мастер спорта- гиревик среди ветеранов; Владимир Захаров – бегун, Евгений Копейкин – спортсмен – гиревик, ветеран, Владимир Игоревич Кузьмин, тренер, спортсмен, педагог, награжден знаком “Отличник физической культуры и спорта”, судья республиканской категории(2 место баскетболисты заняли в областных соревнованиях «Королева спорта», Дмитрий Ченчиков, выпускник школы №4 занял 3 место на всероссийских соревнованиях по лыжным гонкам в 2009 году).
- Кем являются эти люди для нашего государства?
(Ответы детей)
- Мы сегодня увидели, что многие успешные люди живут среди нас, в нашем городе . Эти люди и многие другие составляют богатство и силу нашего государства. А чем мы хуже? Я уверен, что и вы хотите быть такими же. Все в наших руках! Как вы думаете, что вы должны предпринять уже сейчас, чтобы стать успешным человеком в будущем?
(Обучающиеся отвечают на этот вопрос)
-Именно сейчас для вас главное - это учеба, это первая ступенька продвижения к успеху.
(Ответы школьников)
- На память о нашей встрече я оставляю вам книгу . В ней разработки системы физических упражнений: для коррекции осанки, для развития гибкости, для снятия напряжения глаз. Спасибо всем за встречу, за сотрудничество.
-Ребята, я выбираю здоровый образ жизни, занимаюсь спортом. А вы?
Мне интересно с вами было работать. А вам? Слайд 18
Все остальные слайды показать и прочитать строки:
Надо жить!...
Чего бы ни случилось!
Солнце светит или грянет гром,
Всем вести здоровый образ жизни,
И тогда мы всё переживём!
Эту фразу в мыслях повторяйте,
и живите счастливо сто лет.
Постоянно спортом занимайтесь -
это – мой вам дружеский совет!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Предварительный просмотр:
Учитель Заморовский Сергей Геннадьевич
МКОУ «Сорочинская СОШ»
Калачинского района Омской области
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
(6 класс)
Приготовил и провел
учитель физической культуры
МКОУ «Сорочинская СОШ»
Калачинского района
Омской области
Заморовский С.Г.
Калачинск, 2012 год
Тема: «Гимнастика (акробатика). Строевые упражнения»
Дата урока: 04.12.2012 г.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Технология урока: игровая технология, технология коллективного способа обучения
Цель урока: укрепление здоровья, развитие физических качеств путем круговой тренировки.
ОБОРУДОВАНИЕ (ИНВЕНТАРЬ): маты; скакалки; поворотные стойки; баскетбольные мячи
Место проведения: спортзал.
Задачи: закрепить навыки учащихся в выполнении гимнастических упражнений с использованием круговой тренировки
- развитие физических качеств, силовых, скоростно – силовых способностей, способствовать формированию правильной
осанки.
- Прививать интерес к занятиям физической культурой и спортом.
- Воспитывать волевые качества, самостоятельности, взаимопомощи, взаимовыручки, трудолюбия, коллективизма.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
№ п/п | ЭТАП УРОКА | Задачи (формулируемые УУД) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Оценка | Дозировка времени |
Вводная часть 7 |
1 | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Формирование умения осуществлять целеполагание и планирование своей деятельности Подготовка учащихся к работе на занятии. | Приветствие. Настрой на деятельность. | Волевая саморегуляция Дежурный сдаёт учителю рапорт о готовности класса к уроку | Полная внутренняя и внешняя готовность класса. | Словесное поощрение | 1 |
2 | Построение. Строевые упражнения: - | Ориентирование в системе моральных норм и ценностей | 2. Строевые упражнения: - повороты «На-лево! На-право! Кру-гом!» «Разойдись! Становись! » | Дежурный отдаёт команды. | Готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний | Самооценка | 2 |
3 | Актуализация знаний Разминка: | Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания | 3. Разминка: Ходьба: на носках, руки на поясе; - на пятках, руки за спину - на внешних сводах стопы, руки к плечам; - на внутренних сводах стопы, руки за голову - Разминочный бег | Подготовка организма к основной работе. Следить за правильной осанкой учеников: голову держать прямо, плечи развернуть назад в стороны, спина прямая, дыхание не задерживать, соблюдать дистанцию. | Формулирование темы урока, цели урока, плана действий по ее достижению. | Словесная оценка учителя | 3 |
Подведение итогов 1 |
Основная часть 20 |
4 | Круговая тренировка. Работа по станциям. | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности СЛОВО УЧИТЕЛЯ: И так, ребята, переходим к основной части. Наш урок будет проходить в виде круговой тренировки. Перед вами представлены 4 станции , на каждой станции дано свое задание с упражнением. Начиная с первой станции , ученик показывает упражнение, которые они должны выполнять на каждой станции по очереди т.е. по кругу. После рассказа и показа общее построение класса ,затем делю их на 4 группы и каждая группа отправляется к своей станции. Знакомятся с маршрутной картой и оценочным листом. По моей команде ребята начинают выполнять упражнения на своей станции, по свистку они заканчивают выполнять и переходят к следующей станции. И так они должны пройти все станции по очереди | . Круговая тренировка. Станция №1:Упражнения с набивным мячом; -передача от груди; - передача правой, левой руками от плеча; - передача из-за головы; Станция №2: Акробатика; Кувырок вперёд назад в группировке. Станция №3: Прыжки через скакалку. Станция №4: Упражнения на пресс; - поднимание туловища из положения лёжа на спине с согнутыми коленями. | Класс разделить на 4 группы, в каждой группе назначить командира. Ученики, освобождённые от занятия распределяются по станциям где оказывают помощь. На каждую станцию выделяется по 30 сек., отдых между заданиями 15-20 сек. Всего 3 круга. Обратить внимание на технику ловли мяча, передача мяча на уровне груди, принимать мяч лицом к партнёру. Дистанция друг от друга 3 метра. Обратить внимание на положение головы, круглую спину; колени слегка разведены, выполнять группировку, на голову не вставать Не подгибать под себя ноги, прыжки выполнять на двух ногах. Локтями касаться колен, руки за головой. На подъём - выдох, на опускании - вдох. Класс делится на 4 команды. Не выбегать раньше времени, передавать мяч из рук в руки. Пробегать под обручами, обручи класть на место. | Осознание значимости физических упражнений для своего здоровья. | Словесная оценка учителя работы групп, учащихся. Оценка командиром деятельности детей в своей группе на каждой станции согласно маршрутной карте и оценочному листу . | 10 |
Итог круговой тренировки | Обобщить и оценить работу учащихся в группах и в классе в целом | Словесная оценка учителя | Командир группы переводит баллы в отметку. Оценивает работу группы. | 4 |
5 | Эстафета: Виды эстафет: 1. Эстафета с мячами. 2.Эстафета с обручами | Развитие скоростно – силовых способностей | Требования к проведению эстафет | Класс делится на 4 команды, играют. Не выбегать раньше времени, передавать мяч из рук в руки. Пробегать под обручами, обручи класть на место. | Словесная оценка учителя работы учеников | 6 |
Заключительная 3 |
6 | Упражнения на равновесие | Развитие координации | Требование к проведению упражнения | 1. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами (с); 20 сек. 2. Стойка на одной ноге с открытыми глазами; 20 сек. | Словесная оценка учителя работы учеников | 1 |
7 | 8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) Оценка и самооценка деятельности Построение, подведение итогов. | Обобщения ценностного отношения к деятельности, К совместной деятельности, ее оценка | Предлагаю ответить на вопросы: - какова тема урока? - какую цель ставили? -Достигли ли цели? --Что было интересно на уроке? - Что было трудно? - Где ваши знания пригодятся? - Оцените свою работу -Оцените работу группы. ДАЮ СВОЮ ОЦЕНКУ | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. | Ценностное отношение к деятельности и ее оценка. | Самооценка. Оценка командира группы Оценка работы класса и отдельных учащихся. | 1 |
8 | Информация о домашнем задании (комментирование), инструктаж по его выполнению. Выставление отметок за урок. | Закрепить полученные знания. Развивать физические качества, силовые, скоростно – силовые способности, способствовать формированию правильной осанки. | Комплекс упражнений. | Дать рекомендации по выполнению утренней гимнастики . | Закрепление полученных знаний, развитие физических качеств | Самооценка. Оценка учителя. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Маршрутная карта. Оценочный лист. 1 группа
№ | Вид деятельности | Качество выполнения Самооценка за выполнение упражнения на каждой станции
| Дисциплина |
«5» - все понял, упражнения выполнил правильно, могу упражнение объяснить или показать другому ученику группы ФИ учеников | «4» - я сам все понял, но объяснить и показать другому ученику группы, не берусь ФИ учеников | «3» - для полного понимания и выполнения упражнения, мне нужно повторить тему, еще раз повторить это упражнение ФИ учеников | «5» - четкое выполнение команд командира и своих упражнений, (слушание). «4» - частичные (1-2) ошибки при выполнении упражнений, (невнимательность, отвлеченность). «3» - ошибки (3-4) при выполнении упражнений, (невнимательность, отвлеченность). ФИ учеников |
1. | Станция № 1: Упражнения с набивным мячом. |
2. | Станция № 2: Упражнения на пресс. |
3. | Станция № 3: Прыжки через скакалку. |
4. | Станция №4: Кувырок вперёд назад в группировке. |
Перевод баллов в отметку | 18-20 баллов – «5» | 15-17 баллов – «4» | 12-14 баллов – «3» |
6. | Подведение итогов. |
Маршрутная карта. Оценочный лист. 2 группа
№ | Вид деятельности | Качество выполнения Самооценка за выполнение упражнения на каждой станции
| Дисциплина |
«5» - все понял, упражнения выполнил правильно, могу упражнение объяснить или показать другому ученику группы ФИ учеников | «4» - я сам все понял, но объяснить и показать другому ученику группы, не берусь ФИ учеников | «3» - для полного понимания и выполнения упражнения, мне нужно повторить тему, еще раз повторить это упражнение ФИ учеников | «5» - четкое выполнение команд командира и своих упражнений, (слушание). «4» - частичные (1-2) ошибки при выполнении упражнений, (невнимательность, отвлеченность). «3» - ошибки (3-4) при выполнении упражнений, (невнимательность, отвлеченность). ФИ учеников |
1. | Станция № 1: Упражнения с набивным мячом. |
2. | Станция № 2: Упражнения на пресс. |
3. | Станция № 3: Прыжки через скакалку. |
4. | Станция №4: Кувырок вперёд назад в группировке. |
Перевод баллов в отметку | 18-20 баллов – «5» | 15-17 баллов – «4» | 12-14 баллов – «3» |
6. | Подведение итогов. |
Маршрутная карта. Оценочный лист. 3 группа
№ | Вид деятельности | Качество выполнения Самооценка за выполнение упражнения на каждой станции
| Дисциплина |
«5» - все понял, упражнения выполнил правильно, могу упражнение объяснить или показать другому ученику группы ФИ учеников | «4» - я сам все понял, но объяснить и показать другому ученику группы, не берусь ФИ учеников | «3» - для полного понимания и выполнения упражнения, мне нужно повторить тему, еще раз повторить это упражнение ФИ учеников | «5» - четкое выполнение команд командира и своих упражнений, (слушание). «4» - частичные (1-2) ошибки при выполнении упражнений, (невнимательность, отвлеченность). «3» - ошибки (3-4) при выполнении упражнений, (невнимательность, отвлеченность). ФИ учеников |
1. | Станция № 1: Упражнения с набивным мячом. |
2. | Станция № 2: Упражнения на пресс. |
3. | Станция № 3: Прыжки через скакалку. |
4. | Станция №4: Кувырок вперёд назад в группировке. |
Перевод баллов в отметку | 18-20 баллов – «5» | 15-17 баллов – «4» | 12-14 баллов – «3» |
6. | Подведение итогов. |
Маршрутная карта. Оценочный лист. 4 группа
№ | Вид деятельности | Качество выполнения Самооценка за выполнение упражнения на каждой станции
| Дисциплина |
«5» - все понял, упражнения выполнил правильно, могу упражнение объяснить или показать другому ученику группы ФИ учеников | «4» - я сам все понял, но объяснить и показать другому ученику группы, не берусь ФИ учеников | «3» - для полного понимания и выполнения упражнения, мне нужно повторить тему, еще раз повторить это упражнение ФИ учеников | «5» - четкое выполнение команд командира и своих упражнений, (слушание). «4» - частичные (1-2) ошибки при выполнении упражнений, (невнимательность, отвлеченность). «3» - ошибки (3-4) при выполнении упражнений, (невнимательность, отвлеченность). ФИ учеников |
1. | Станция № 1: Упражнения с набивным мячом. |
2. | Станция № 2: Упражнения на пресс. |
3. | Станция № 3: Прыжки через скакалку. |
4. | Станция №4: Кувырок вперёд назад в группировке. |
Перевод баллов в отметку | 18-20 баллов – «5» | 15-17 баллов – «4» | 12-14 баллов – «3» |
6. | Подведение итогов. |
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки боксеров клуба «Легион» Сорочинской школы»
при выполнении приемов тайского бокса
Статья Заморовского С.Г., учителя физической культуры
МКОУ «Сорочинская СОШ»
Калачинского района
Омской области
В нашей стране наблюдается феномен спонтанного проникновения азиатской физической культуры, в частности восточных единоборств, тайского бокса, в практику отечественного физического воспитания и спорта. Это обуславливает необходимость их адаптации к психолого-педагогическим, социальным и культурным условиям подготовки российских спортсменов. В настоящее время подготовка отечественных тай боксеров, осуществляется на основе общих положений теории спорта и спортивных единоборств. Боксеры часто допускают типичные ошибки, которые ведут к травматизму, так как недостаточно изучены особенности приемов тайского бокса, соревновательной деятельности, обучение базовой технике.
В Сорочинской школе я веду различные секции «Борьба», «Гири», но я больше всего люблю проводить секцию тайского бокса. Почему? Это жесткий вид спорта, который воспитывает мужество, силу и благородство бойца – тайца. Это один из зрелищных видов единоборств. Его называют боксом восьмируких.
Что такое тайский бокс, история развития этого вида спорта, приемы тайского бокса – об этом я рассказываю ребятам – спортсменам, а узнал многое из прочитанных книг: Артеменко О.Л., Дроздова Т.С., Касьянова В.В., Ковтика А.Н. «Муай Тай - свободный бой», Панья Чарат, «Муай Тай» (Таиландский бокс), Шехова В.Г. «Тайский бокс - в свое удовольствие». Тайскому боксу посвящено небольшое количество трудов. (Например, О.Л. Артеменко описала историю возникновения и развития тайского бокса, его стили, приемы и очень кратко методика тренировки. Р.Л. Брук (1998) подробно раскрыл историю этого вида спорта. О.Тереховым описаны техника тайского бокса, аспекты технической и психологической подготовки, даны основы профилактики травматизма, приведены правила и терминология)
Муай Тай («свободный бой») называют уделом избранных и настоящей жемчужиной боевых искусств народов Юго-Восточной Азии. Тайский бокс стал и для меня и моих спортсменам моим любимым видом спорта. В чем его особенность? Как мы занимаемся тайским боксом в клубе «Легион»? Какие приемы изучаем, какие ошибки допускаем? Как совершенствуем этот вид спорта? Вот об этом мне хочется рассказать в данной работе. Работаю два года по этой теме. Провел эксперимент.
Цель работы - проследить, какие ошибки допускают боксеры клуба «Легион» при выполнении приемов тайского бокса.
Сначала мы с ребятами выяснили истоки зарождения тайского бокса; затем определили особенности этого вида спорта; после этого исследовали методику приемов тайского бокса на примере занятий юных спортсменов нашего луба «Легион» и выявили типичные ошибки при их выполнении.
Мы предпоожили, что если мы исследуем приемы тайского бокса, выявим типичные ошибки, то будет меньше травматизма, боксеры будут более точно выполнять приемы, повысится техника их выполнения и результаты. В результате исследования наша гипотеза подтвердилась.
Из истории тайского бокса мы узнали следующее: 2000 лет назад появился этот вид боевого искусства в Таиланде. V век - первые соревнования Муай Тай. Конец XVI – XVII вв – тайский бокс окончательно оформился как самостоятельный вид единоборств. 1767г - появилось название Муай Тай. 1774г – Най Кхан Том, будучи в плену, принял участие в поединке. Он по очереди сразился с 10 бирманскими мастерами. После чего его отпустили на свободу. С тех пор, ежегодно 17 марта в Таиланде, устраивается «боксерская ночь» - бои в честь героя Най Кхан Тома. 50-60-е годы XX века – тайский бокс стал очень популярным в Европе и США
Мои спортсмены знают и выполняют кодекс бойца – тайца: «Я буду сильным и чистым, буду всегда поступать честно, всегда следить за своим поведением. Я никогда не стану кичиться своей силой и задирать слабых. Я буду повиноваться своим наставникам, и верен своей нации. Мы будем едины в своих целях, и всегда будем помогать друг другу».
Рам Муай, бой с помощью духов. Каждая схватка начинается с ритуальных танцев бойцов Рам Муай.
Что же означает этот танец для каждого тайца? Прежде всего, танец – это демонстрация почитания, благодарности за заботу родителей и учителя, который вложил частицу себя в бойца. Это и разминка ног, рук и туловища. Это и ритуальные приветственные жесты, и чисто танцевальные движения, плюс связки боевых приёмов.
Монгкон, повязка на голову. Тайский народ традиционно считает, что наиболее сильное влияние магические силы оказывают на верхнюю часть тела голову, поэтому врачи, практикующие Муай Тай, придумали одевать на голову монгкон. Он состоит из узкой полоски ткани, на которой - магические символы и знаки, которые должны оберегать адепта.
Праджет, повязка на руку - это традиционный тайский амулет, который предназначен оберегать бойца. Ее носят на одной или обеих руках на протяжении всего времени, пока идёт поединок. Традицией считается повязка из тонкой белой материи. Повязку сплетают из полосок материи, на которой повторяются магические формулы, молитвы и заклинания.
Наш клуб «Легион» тайского бокса возник в 2010 году, когда в школу пришел работать Заморовский С.Г., выпускник СИБГУФКа, то есть я. Название «Легион» предложил тренер - так назывался омский клуб при институте ветеринарной медицины, в котором он работал. В состав клуба входят 20 учеников. Есть ребята из соседних деревень. Занятия проходят 3 раза в неделю в тренажерном и в спортивном залах школы.
Спортивный инвентарь клуба: лапы, скакалки, перчатки, груши, капы у каждого спортсмена; бандажи, накладки, бинты у каждого. В тренажерном зале есть 10 зеркал для просмотра правильности постановки ударов. Есть музыкальный центр. Спонсорскую помощь оказывает семья Пулич, они подарили в тренажерный зал палас, сварили стойки – приспособления для инвентаря. Ребята тоже вносят посильный вклад в оборудование тренажерного зала: на премиальные за 1 место в районных соревнованиях допризывной молодежи, ребята купили хорошие колонки к музыкальному центру.
Музыка нас вдохновляет в тренировках. Конечно, материальная недостаточная, но юные спортсмены с охотой ходят на тренировки. Занятия проходят так: разминка, бег, техническая, тактическая подготовки. После отработки ударов те, кто постарше, идут на спарринг и оттачивают навыки. Остальные изучают новый удар и закрепляют его в процессе спарринга. Во время спарринга мы пытаемся создавать новые комбинации ударов, в состав которых входят новые изученные удары. Техника боя предельно проста. Например, стандартная атака – двойной удар локтем в голову. В ответ – блок, удар коленом в живот и добивающий локтем по спине. В ход идут только самые результативные действия. Поразительный факт: кто и когда не пытался бы разработать самую простую и эффективную технику, всегда получал нечто вроде Муай Тай. Даже Брюс Ли и Чак Норрис пошли этим путем, создавая кикбоксинг. Не случайно тайские боксеры до сих пор побеждают на соревнованиях по кикбоксингу.
После всех упражнений ребята садятся на колени и восстанавливают дыхание. Повторяю всегда слова: «Надо поймать свою тишину!» И, действительно, ведь это здорово, когда все сидят на коленях, молчат и слушают «музыку тишины». Мы занимаемся тайским боксом три раза в неделю. Провожу индивидуальные занятия каждый день, так как готовлю к возможным соревнованиям. На школьном празднике проходили показательные выступления, на которых мы демонстрировали элементы боя. Раз в неделю устраиваем спарринги с ребятами из районного центра, так как спортсмен должен расти.
Мои ребята знают кодекс бойца, и всегда его выполняют. Во время боя боец должен уважительно относиться к своему противнику. Запрещаются оскорбления на ринге. Бойцы - тайцы перед началом боя обмениваются рукопожатиями. Боец для окружающих – это пример благородства, честности и скромности. Ведь ребята давали клятву бойца, когда вступали в спортивный клуб тайского бокса. В спарринге у нас постоянно проходят соревнования, я также устраиваю соревнования между командами других школ. Я надеюсь, эти мечты воплотятся в реальность.
С ребятами - спортсменами мы изучили приемы тайского бокса. Они знают, что все технические действия в муэй-тай делятся на два основных раздела: техника нападения и техника обороны. Каждый из этих разделов делится на классы: технические действия в захвате, состоящие из приемов борьбы, и технические действия вне захвата, включающие ударную технику. Класс технических действий в захвате делится на броски и ложные действия, а вне захвата - на удары, ложные действия и стойки. Способы обороны, как в захвате, так и вне захвата, включают в себя стойки, защиты и контратаки. Какие это приемы?
Захват. Скручивание . При бросках необходимо оторвать противника от пола. Броски в муай-тай выполняются скручиванием и наклоном. Оба вида приемов выполняются тремя способами: обычным, с зашагиванием или подножкой, с ударом.
Зашагивание. Визитная карточка таиландского бокса - удары локтями и коленями.
Существует также множество вариантов комбинированных защит. Защита, Уклон, Нырок, Отклон, Подставка, Отбив, Захват, Сбив, Отжимание, Отход.
Подготовительные упражнения. В учебниках по таиландскому боксу часто встречается типовой план тренировок в муай-тай, по которому мы занимаемся. Он включает в себя следующие упражнения:
1.Разминка. 2.Упражнения со скакалкой. 3.Бой с тенью. 4.Работа на снарядах. 5.Работа на лапах.
6.Отработка техники с партнером или с тренером. 7.Атлетическая подготовка.
Основные правила, на которых построен наш тренировочный процесс в муай-тай:
1. Подготовительная работа, способствующая физической и психической активизации.
2. Последовательность перехода от простых элементов техники к более сложным.
3. Учет индивидуальных возможностей и качеств, позволяющий раскрыть сильные стороны бойца и устранить недостатки.
4. Рациональное построение тренировки, предполагающее интенсивную работу, и в то же время, оберегающее от перетренированности.
5. Регулярность тренировок при обязательных упражнениях на расслабление и восстановление.
Упражнения - разминка шеи, плечевого пояса, мышц туловища, тазобедренных суставов, наклоны, выпады, махи ногами, шпагаты, прыжки, прыжки со скакалкой.
Мы организовали исследования. Эксперимент проходил в клубе «Легион». В эксперименте участвовали 10 человек. Время эксперимента сентябрь 2010 по сентябрь 2011 учебный год. За этот период проводились тренировочные занятия, спарринги, встречные бои, показательные выступления. Тренировочное занятие длится 180 минут. Средства и методы тренировки не имеют большого разнообразия. Основной упор делается на большие тренировочные объемы с изменяющейся интенсивностью. В результате подобной организации тренировочного процесса организм спортсмена получает не только самое разностороннее физическое развитие, но и огромную нагрузку.
А). Организация тренировки в Муай Тайв клубе «Легион»
На тренировках основной упор делается на развитие скорости ударов и выносливости. Для набивки применяем различные снаряды, преимущественно типа боксерских мешков и груш, как подвесные, так и укрепляемые на подставках. Для защиты от ударов в голову надеваем шлем-маску, в рот берем «капу» (резиновую прокладку для зубов), на пах надеваем бандаж («ракушка»). Ракушка обязательна и на соревнованиях, а вот шлем там не полагается.
Б). Схема тренировки в тайском боксе в клубе «Легион» следующая:
- Разминка (чаще всего это 15 минут упражнений со скакалкой);
- Пять трехминутных раундов (с минутными перерывами) боя с тенью, с использованием всех типов ударов;
- Пять трехминутных раундов (с минутными перерывами) спарринга с партнером, но без ударов локтями и коленями;
- Пять трехминутных раундов (с минутными перерывами) работы по снарядам, с использованием всех типов ударов;
- Пять трехминутных раундов (с минутными перерывами) отработки техники с тренером;
- Силовые упражнения (особенно популярны отжимания в упоре, укрепление мышц брюшного пресса, вращения корпуса). По утрам наш тренер рекомендует тридцатиминутный бег и гимнастические упражнения.
В). Наши задания
В зависимости от поставленных задач выполняем следующие задания:
1. Отработка приемов в паре. Совершенствуются приемы, разучиваемые с тренером на лапах: ответные и встречные контратаки.
2. Условный ближний бой с использованием ударов коленями и локтями, приемов борьбы - 40 минут.
3.Совершенствование приемов разучиваемых с тренером на снарядах.
4. Упражнения на развитие силы.
5. Прыжки на автомобильной шине.
В конце основной части тренировки 20 - 30 минут уделяется следующему:
1. Работа на мешке. Совершенствование на фоне усталости конкретных технических действий: какого-либо одиночного удара или серии.
2. Прыжки на автомобильной шине.
3. Упражнения с отягощениями. Используются штанги, гири, гантели, набивные мячи. Не менее одного раза в день выполняются упражнения на развитие мышц предплечий и шеи. Для тренировки мышц шеи используется снаряд, представляющий собой груз с приспособлением для крепления на голове, либо с веревкой, которая заканчивается узлом для крепления в зубах.
Потом следует обязательная тренировка мышц туловища: в первую очередь мышц брюшного пресса. Эти упражнения длятся 30 минут и могут включать:
- самые различные упражнения на полу с весом собственного тела
- упражнения на наклонной скамейке или специальном станке
- упражнения на сгибание туловища с отягощениями
В упражнения на развитие мышц брюшного пресса включены в любую часть тренировочного занятия, например, сразу после пробежки, или после работы в парах.
На заключительную часть тренировки отводится 10 минут. В нее входят гимнастические упражнения на развитие гибкости - самостоятельно или в паре.
Кроме трехчасовых тренировок мы играем в волейбол ногами. Игра проводится два на два или три на три жестким плетеным мячом. Во время игры боксеры демонстрируют виртуозную ловкость. Игра своей высокой эмоциональностью снимает нервное напряжение и является уникальным средством в развитии быстроты, ловкости. Существуют подготовительные упражнения для защит от ударов ногами, которые могут включаться в разминку. Защиты от ударов руками усваиваются в ходе разучивания и совершенствования атакующих технических действий.
Результаты исследования. В результате занятий боксеров клуба «Легион», были выявлены ошибки, часто встречающиеся на тренировках
Ошибки ориентирования:
1. Атака без подготовки.
2. Неиспользование благоприятных ситуаций.
3. Неадекватное поведение в экстремальных ситуациях.
4. Отсутствие перестройки тактики, неадекватная или долгая перестройка
5. Удары, застигшие боксера врасплох
Ошибки исполнения:
1. Неумелая подготовка атаки.
2. Неумелое использование благоприятных ситуаций.
3. Нарушения правил.
4. Неточные, размашистые удары.
Провалы после ударов.
5. Медленные и несвоевременные удары, защиты, переключения.
Ошибки коррекции:
1. Многократное безрезультатное выполнение одних и тех же приемов.
2. Частое упрощение боя (обмен ударами, пассивность и т.д.).
3. Частые пропуски одних и тех же ударов.
4. Невыполнение установок тренера.
5. Нарушение одних и тех же правил
3. Определение реакции организма на нагрузки - проба с дополнительной специфической нагрузкой.
4.Быстрота реакции и скоростно-силовые качества - бег 30 м (с).
5. Общая выносливость - бег 3000 м (с).
6. Скоростно-силовые качества (взрывная сила) - толкание ядра (м, см).
7. Скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места (см);
8. Специальные скоростно-силовые - количество ударов
9. Кистевая динамометрия (кг).
Мы разработали практические советы.
Чтобы повысить уровень мастерства, предупредить травматизм, ошибки, которые мы допускаем в боксе, мы вместе с тренером разработали рекомендации по изучению техники Муай Тай:
- Больше работать первым номером.
- Не уходить от ближнего боя (на ближней дистанции наносить удары руками и ногами (зависит от стиля соревнований).... (иногда наоборот лучше самому перейти в клинч) после подсечки противник, как правило, раскрывается).
- Больше обманных движений «маятник» с последующей атакой .
- Постоянно дёргать противника руками и ногами (внимание притупляется).
- Провоцировать противника на атаку и резко, жёстко встречать его.
- Не упускать возможность атаковать, если противник засуетился или находится в неудобном положении.
- Всегда добивать противника, но не «зарываться».
- Уход с ударом и вставание (выход после ухода) с ударом.
- Как можно меньше одиночных ударов и блоков, уходов без последующей атаки - Учится быстро подходить к противнику.
- При уходах и отходах не уходить слишком далеко.
- Не пятиться назад (уходы, удары на отходе).
- Чаще и мощнее «взрываться».
- Всегда контратаковать.
- Постоянно держать руки возле головы.
- Больше различных комбинаций.
- Скоростные удары руками и ногами.
- Укреплять вестибулярный аппарат.
- Никогда не подставлять спину или затылок (не крутиться).
- «Крутить», «закручивать» противника в разные стороны.
- Тренировать длительные, до изнеможения, удары руками, ногами.
- Противник начинает атаку руками – предупредить его атаку ударом ноги (не всегда).
- Противник начинает атаку ногами – предупредить его атаку ударом руки (не всегда).
- Локоть руки и колено соединить для блока (очень помогает при боковых ударах ногами: мидл - кик, хай - кик).
- При ударе коленом опорная нога на носке.
- Никогда не идти на поводу у противника. Разрушайте его намерения.
- Не будьте слишком долго неподвижны, иначе противник в конце концов найдёт ваше слабое место.
- Не сохраняйте слишком долго одну и ту же позицию или тот же ритм боя, так как противник быстро привыкает к нему и также быстро найдёт ответ.
= Контратака – это хороший приём, но если вы выполняете её слишком медленно или применяете слишком часто, ваш замысел становится известным, варьируйте своей техникой, остерегайтесь частых повторений.
- Скрывайте свои намерения каждый раз с помощью новых приёмов.
Таким образом, используя различные методы исследования, мы доказали выдвинутую гипотезу: если исследовать приемы тайского бокса, выявить типичные ошибки, то будет меньше травматизма, боксеры будут более точно выполнять приемы, повысится техника выполнения и результаты. Мы выявили типичные ошибки, которые допускаем в боксе, проанализировали их и разработали практические советы для юных боксеров.
Таким образом, тайский бокс дисциплинирует всех нас, воспитывает в нас мужество, выносливость, силу, умение преодолевать трудности, внимание друг к другу.
Ребята, занимающиеся систематически тайским боксом, имеют хорошую спортивную форму, хорошее здоровье, а также смогут всегда защитить себя и свою семью от нападения противника.
Друзья, занимайтесь спортом, и вы не пожалеете о своем выборе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спорт-это здоровье, сила, красота
Сценарий торжественного открытия школьной спортивной площадки...
Классный час "семья- маленькое государство"
Классный час проводится в форме психологической игры, где расскрываются понятия семья и государство...
Классный час о многонациональном государстве и толерантности.
Классный час о многонациональном государстве и толерантности.(Презентация)Цели:•познакомить учащихся с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления;•...
Презентация к классному часу "Содружество независимых государств"
"Содружество независимых государств"...
Музыкальная гостиная "Сила государства в единстве народа"
Классный час подготовлен к Дню народного единства....
Этический классный час "Успешный человек. Какой он?"
Цели: формирование универсальных учебных действий, формирование мотивации у...
классный часм "Подросток и закон"
Игра по станциям...