Модель работы с одаренными детьми
методическая разработка по теме
Работа с одаренными детьми проводится в несколько этапов. Все этапы кратко описаны и предложены примерные мероприятия по развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст | 71 КБ |
презентация | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Модель работы с одаренными детьми
Актуальность.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Главная роль отводится образовательным учреждениям. Они предоставляют детям возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие ребенка (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К любому образовательному учреждению предъявляются сегодня высокие требования.
В этом образовательном учреждении в первую очередь должны работать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, которые следуют принципам:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
принцип свободы выбора детьми дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Воспитатели, включеные в работу с одаренными детьми, должны обладать определенными качествами:
воспитатель для ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
воспитатель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
воспитатель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
воспитатель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Воспитатель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Во-вторых, в образовательном учреждении должны быть свои традиции, в нем уважают личность ребенка, с ним занимаются не только по необходимости, но и дополнительно, оно должно дать возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.
Жизнь требует такой подготовки для выпускника, которая поможет адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Выпускник любого образовательного учреждения должен быть:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа.
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Основываясь на пункты из президентской инициативы по работе с одаренными детьми, создание и реализация модели работы будет возможна при выполнении следующих условий:
создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми;
проведена диагностика одарённости;
разработана Программа работы с одарёнными детьми;
разработано методическое обеспечение;
созданы условия для психолого – педагогической подготовки педагогических работников.
Создание модели сопрождения одаренных детей происходит в несколько этапов:
Первый этап – диагностико-организационный ( 1 год )
Включает :
Создание нормативно-правовой базы.
Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ.
Изучение контингента воспитанников с целью выявления типов одарённости детей.
Организация методического обеспечения.
Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей.
Второй этап – организационно – практический (3 года).
апробация программы работы с одарёнными детьми;
мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).
анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
анализ деятельности воспитателей по работе с одарёнными детьми;
определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
На протяжении всего времени создания модели сопровождения одаренных детей программа, которая разрабатывается в течении первого года, реализутся по следующим направлениям:
Координационное .
Диагностическое.
Кадровое.
Развивающее.
Информационное.
Координационное направление:
Организация работы коллектива.
Обеспечение нормативно – правовой базы.
Организация предметных кружков.
Ресурсное обеспечение.
Контроль и анализ деятельности.
Формирование банка данных об одарённых детях.
Диагностическое направление:
Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
Проведение диагностики одарённых детей.
Создание банка данных одарённых детей.
Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Кадровое направление:
Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам).
Развивающее направление:
Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
Организация занятий по углубленному изучению предметов.
Создание условий для участия в интеллектуально-творческих мероприятиях.
Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
Информационное направление:
Привлечение внимания общественности, спонсоров к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
Организация работы библиотеки.
Формы работы воспитателей с одаренными детьми:
индивидуальный подход, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
дополнительные занятия с одарёнными детьми;
участие в районных, городских, российских конкурсах;
проектная деятельность учащихся;
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
создание детских портфолио.
Основные мероприятия, которые могут проводиться входе реализации программы:
№ | Мероприятия по направлениям. | Ответственные |
Диагностика | Психолог, воспитатель |
Разработка Положения о работе с одарёнными детьми | Директор |
Разработка Программы «Одарённые дети» | Зам. директора по УВР, психолог, старший воспитатель |
Создание: банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей. | Зам. директора по УВР, психолог, старший воспитатель, воспитатель. |
Повышение профессиональной квалификации пед.работников, работающих с одарёнными детьми. | Зам.директора по УВР. старший воспитатель |
Деятельность методического совета. | Зам. директора по УВР старший воспитатель |
Индивидуальная работа с педагогами. | Зам. директора по УВР. старший воспитатель |
Создание среды общения, самореализации. | Зам. директора по УВР. старший воспитатель |
Привлечение внимания общественности. | Директор |
Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости. | Зам. директора по УВР. |
Создание базы данных по методическому обеспечению. | Зам. директора по УВР, рук. МО |
Но в связи с тем, что в данной области воспитания еще отсутствует наработанная система, возникают проблемы, которые возможно решить в течении всего времени реализации программы:
Отсутствие материальной базы. | Оснащение материально – технической базы учреждения ( спонсорская помощь) |
Отсутствие подготовленных педагогов. | Повышение квалификации педагогов ( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары) |
Отсутствие методической базы. | Создание банка данных методической литературы. |
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний. | Стимуляция учащихся ( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы) |
Основываясь на веше изложенное создается модель сопровождения одаренных детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Актуальность.
К любому образовательному учреждению предъявляются сегодня высокие требования. В этом образовательном учреждении в первую очередь должны работать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. Из материалов ФГОС
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя; принцип свободы выбора детьми дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Принципы работы:
воспитатель для ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным ; воспитатель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности ; воспитатель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать ; воспитатель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Качества воспитателей:
Воспитатель должен быть : увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным , нравственным и эрудированным ; проводником передовых педагогических технологий; психологом и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир . Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа . Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение . Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Портрет выпускника.
Пункты из президентской инициативы Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения
создан а нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми; проведена диагностика одарённости ; разработана программа работы с одарёнными детьми разработано методическое обеспечение ; созданы условия для психолого – педагогической подготовки педагогических работников. Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми возможно при выполнении следующих условий :
Первый этап – диагностико-организационный(1год ) Создание нормативно-правовой базы. Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ. Изучение контингента воспитанников с целью выявления типов одарённости детей. Организация методического обеспечения Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей.
апробация программы работы с одарёнными детьми; мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка; отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми; методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей; отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция; психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
анализ и обобщение результатов развития одарённых детей; анализ мониторинга достижений каждого учащегося; анализ деятельности воспитателей по работе с одарёнными детьми; определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ. Третий этап – рефлексивно – обобщающий (1 год)
1 . Координационное . 2. Диагностическое. 3. Кадровое. 4. Развивающее. 5. Информационное. Направления реализации программы:
Организация работы коллектива . Обеспечение нормативно – правовой базы. Организация предметных кружков. Ресурсное обеспечение. Контроль и анализ деятельности. Координационное направление:
Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей. Проведение диагностики одарённых детей Создание банка данных одарённых детей. Создание системы психологического сопровождения одарённых детей. Диагностическое направление
Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп). Мотивация педагогов(оказание методической и финансовой помощи педагогам .) Кадровое направление.
Создание образовательной среды для развития одарённых детей. Организация занятий по углубленному изучению предметов. Создание условий для участия в интеллектуально-творческих мероприятиях. Использование системы информационно – коммуникационных технологий. Развивающее направление
Привлечение внимания общественности, спонсоров к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет). Организация работы библиотеки. Информационное направление
индивидуальный подход, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; дополнительные занятия с одарёнными детьми; участие в районных, областных и российских конкурсах; проектная деятельность учащихся; посещение предметных и творческих кружков ; конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; создание детских портфолио . Формы работы .
Программа основных мероприятий. № Мероприятия по направлениям Ответственные 1 Диагностика Психолог, воспитатели 2 Разработка Положения о работе с одарёнными детьми, Директор 3 Разработка Программы «Одарённые дети в начальных классах» Зам. директора по УВР, психолог ., старший воспитатель 4 Создание: банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей. Зам. директора по УВР, психолог, старший воспитатель 5 Повышение профессиональной квалификации пед.работников, работающих с одарёнными детьми. Зам. директора по УВР, старший воспитатель 6 Деятельность методического совета. Зам. директора по УВР, старший воспитатель 7 Индивидуальная работа со педагогами. Зам. директора по УВР, старший воспитатель 8 Создание среды общения, самореализации . Зам. директора по УВР, старший воспитатель 10 Привлечение внимания общественности. Директор , воспитатели 11 Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости. Зам. директора по УВР. 12 Создание базы данных по методическому обеспечению. Зам . директора по УВР, рук. МО
Риски и методы их коррекции Отсутствие материальной базы. Оснащение материально – технической базы школы ( спонсорская помощь) Отсутствие подготовленных педагогов. Повышение квалификации педагогов( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары) Отсутствие методической базы. Создание банка данных методической литературы. Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний. Стимуляция учащихся ( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы)
« Если ребенок с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.» Р.Дж. Стернберг , Е. Григоренко .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"
Если школьник с первого класса подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её инте...
Модель работы с одаренными детьми в дополнительном образовании
Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образовани...
Модель работа с одаренными детьми "Шаги к успеху"
Работа с одаренными детьми...
Модель работы с одаренными детьми
В презентации рассмотрены формы работы с одаренными детьми на уроках английского языка....
Модель работы с одаренными детьми
Детская одаренность представляет целостную, сложную, многомерную и развивающуюся психологическую систему, являющуюся итогом индивидуального пути развития и одновременно составляющую потенциал (внутрен...
«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Одаренность – конечно дар,Богом данный, данный свыше.Одаренность – это огонь,Не гаси, поддержи его, слышишь?Одаренность – пытливый ум,Почемучка еще с пеленок.Одаренный – филосо...
Презентация " Модель работы с одаренными детьми"
Мое выступление на районном методобъединении...