отчет по педагогической практике 4 курс
методическая разработка по теме
отчет с полными ответами на вопросы по педагогической практике в воронежском государственном педагогическом университете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронежский Государственный Педагогический Университет
кафедра педагогики
Отчет-самоанализ
результатов педагогической практики
студентки 4 курса
естественно-географического факультета заочного отделения
Никитиной Я. Ю.
Проверил: доцент Лаврикова Т. В.
Воронеж, 2011 г.
Педагогическую практику с целью формирования педагогического опыта взаимодействия с учащими начальных средних классов, я проходила по месту жительства в Республике Башкортостан в городе Белебей в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Чувашская гимназия с 21 февраля 2011 г. по 26 апреля 2011 г.
Для достижения целей поставила перед собой следующие задачи:
- Выбрать стратегию и тактику коммуникативного поведения.
- Формировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установить личные контакты, умения самопрезентации, сотрудничества, диалогового общения, партнерства).
- Проанализировать свои личностные и профессиональные способности и возможности.
За этот небольшой период практики я попробовала себя в роли учителя географии и в роли классного руководителя 8 класса. Меня закрепили за учителем географии Никифоровой Полиной Геннадьевной, которая преподает географию во всей гимназии, начиная с 6 и заканчивая 11 классами и в качестве классного руководителя за Григорьевой Гульшат Рамильевной. Они обе - замечательные специалисты. Наша совместная работа прошла плодотворно, поскольку были объединены профессиональный, жизненный, большой практический опыты, теоретические знания, а также мое желание перенять этот опыт.
Я провела 6 уроков географии, внеклассные мероприятия, а также вела работу непосредственно с классом.
Но, несмотря на такой небольшой период практики полностью почувствовала на себе тяжелую, но одновременно необычайно уникальную и интересную работу учителя.
Во время прохождения практики я регулярно консультировалась с методистом по возникающим вопросам. На все мои возникающие просьбы и вопросы о помощи учителя давали профессиональные рекомендации, делились своими наработками.
- Знакомство с классом.
Началом моей педагогической практики стало знакомство с образовательным учреждением и с 8 классом, где мне предстояло апробировать опыт взаимодействия и сотрудничества известных педагогов – новаторов. Для получения более полной информации активно использовала: 1) наглядные методы: наблюдение (поведение ребят на перемене и уроках, своевременный приход в школу и уход из школы, межличностное взаимодействие обучающихся в классном коллективе); опрос обучающихся, педагогов и родителей; беседы (индивидуальные, групповые в классном коллективе) 2) диагностические методы (анкетирование, тестирование). С помощью диагностической методики «Человек будущего» выявила индивидуальные представления обучающихся о своей роли в обществе; совместно с ребятами составляли план работы, наблюдала за взаимодействием групп в коллективе, корректировала предложения ребят. Анкетирование «Кто я?» помогло познакомиться с ребятами, выявить объективные данные о семье, интересах, занятости обучающихся в свободное время, отношение к учебе и общественной деятельности, пожелания по проведению классных часов.
В классе 27 учеников: 14 девочек и 13 мальчиков. Все дети примерно одного возраста: 1995-1996 г. г. рождения. Состав класса многонациональный: русские, татары, башкиры, чуваши, армяне. Есть также 1 многодетная семья - Семеновы, 1 непольная семья - Саприны. Физическое развитие хорошее, состояние здоровья удовлетворительное, так как часто болеют.
Класс сплоченный, дружный, членам коллектива присуще чувство взаимовыручки и взаимопомощи. Большинство ребят учатся хорошо, старательно; они активно работают на уроке, добросовестно относятся к подготовке домашнего задания. В классе есть сильное ядро, на которое учитель может всегда опереться.
Уровень развития коллектива на 3 этапе. В любом новом деле сразу берут инициативу в свои руки и всегда справляются с поставленной задачей. Очень требовательны не только к себе, но и к окружающим.
Ребята участвуют во всех общешкольных мероприятиях, есть творческие, талантливые дети. Даже в силу своей занятости во внеурочное время готовы выступать за честь класса и школы.
Большинство ребят в классе имеют свои поручения, ответственно относятся к их выполнению. В классе сформировано самоуправление (есть староста, помощник старосты, в помощь классу и классному руководителю работает «комитет грамотности», «спортивно-оздоровительный комитет», «комитет труда, печати и информации»). Многие ребята во внеурочное время посещают спортивные секции, кружки, музыкальные школы.
Дети 8 класса - это поющие, танцующие, артистичные ребята. Неоднократные призеры и победители городских мероприятий - «Веселая капель», и конкурсов агитбригада ЮИД: «Светофор».
Социометрический опрос показал, что в классе есть лидер: Косурина А. – активистка, хорошистка. Приближённые к лидерам – Семенова М., Иванов Д. хорошисты неоднократные победители и призеры городских, школьных олимпиад. Отверженный – Грищук А.
В первый день я представилась, рассказала немного о себе, вспомнила свои школьные годы.
Самопрезентация, прежде всего кропотливая работа над речью, мимикой, позой, я постаралась вспомнить свои годы обучения в школе и поставить себя на место учеников своего класса. В искреннем стремлении стать такой, какой ты сама хочешь и можешь быть в глазах ребят. Именно быть, а не казаться.
Положительных результатов добивалась проведением совместных психологических часов, посещением культурных заведений, проведением индивидуальных занятий на актуальные и интересные для данных возрастов темы.
Мои наблюдения показали, что ребята, стремились к контакту со мной. Моя инициатива в налаживании контакта состоит, прежде всего, в установлении психологически хорошего микроклимата.
В ходе работы с коллективом я возбуждала интерес в детях с помощью познавательной и любопытной информации (презентация, демонстрационный материал), привлекала внимания неожиданными фактами и подробностями.
В работе с современными детьми конечно необходимо либеральное или демократическое общение. Потому что демократический стиль общения с классом предполагает учет мнения учеников, их потребностей и интересов, совместные поиски решения возникающих задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе. Становится возможным отказ от тех ролей, принятых школьниками (отличница, старательный ученик, шут, хулиган и т. п.), которые создают у детей привычные "маски", а у учителя – такие же "ярлыки". Демократичный учитель стремится понять ученика и не ограничивается его "маской", не ожидает и не подкрепляет соответствующего поведения, способен изменить стереотипные представления о школьнике.
При либеральном стиле общения со школьниками учитель полностью ориентирован на их потребности и проблемы, его требования и контроль недостаточны, в результате чего страдает дисциплина.
Мне ближе демократический стиль общения, где учитывается и мнение учащихся, но и сохраняется главная роль учителя с сопутствующими ему требованиями на уроке.
По итогам подготовительной педагогической деятельности с целью более продуктивного взаимодействия можно сделать вывод, что необходимо проводить совместные занятия с учащимися на интересующие их темы, где ученик будет занимать роль не пассивного слушателя, а активного творца.
2. Организация продуктивного взаимодействия с классом.
Для реализации своих творческих планов и достижения определённых результатов использовала в своей педпрактике разнообразные методы и приемы, формы проведения занятий.
Так в первый день интересными были для всех детей игры на знакомство, психологические тренинги «Кто я?». В этот день совместно с ребятами запланировали предстоящее мероприятие через анкетирование. Работала по группам, давала задание каждой группе и оказывала поддержку и помощь (ребята оформляли, писали, выдвигали идеи, итогом всех творческих задумок стало совместное классное чаепитие).
Интересными стали свободные разговоры с мальчишками и девчонками, где можно было побеседовать на интересные темы («Как понравиться девушкам и юношам?»). Мне кажется, что я смогла завоевать доверие детей.
Занимала позицию «Взрослого» при контакте с ребятами, что подтверждалось подготовкой к внеклассным мероприятиям, где я лишь оказывала помощь, давала идеи, но главная инициатива шла от самих обучающихся. Активности ребят добивалась через воспитывающие ситуации, перспективу, соревнование, этическую беседу, диспут.
Хочется отметить, что на протяжении всей педагогической практики преобладало дружественное общение учителя с учениками на основе увлеченности в совместной деятельности, единое деловое и личностное общение и достижение единой цели и решения единых задач.
Большую роль играла интонация - речь в большинстве случаев была спокойная, выразительная, четкая, так как в своем общении с учениками я старалась максимально устранить коммуникативные речевые барьеры в своем поведении. Избегая слов-паразитов (вот, ну, э-э, так сказать), лексической бедности, грубого жаргона, неуважительного обращения (типа эй). Старалась акцентировать более важные слова, фразы, подчиняя им менее важные. Менять тон голоса, то повышая, то понижая его, а также делаю паузу до и после важных мыслей.
К сожалению, в классе есть отверженные и трудные ребята с ними тоже велась отдельная работа, но я не акцентировала внимание на том, что они хуже всех, а старалась дать им такое посильное задание, которое помогало им поверить в свои силы и считать себя на равных с другими сверстниками. Примеров плохого отношения не было, еще с начальных классов ребята воспитаны таким образом, что уважение к старшим является долгом каждого из них.
Во взаимодействии преобладали побуждающие стимулы – постоянно внушала веру в силы и способности ребят, независимо от их успеваемости и, ставя конкретную цель перед ребятами - предугадывали долгожданный результат и полезность выполнения данного задания.
В ходе практики я применяла такие приемы и методы, как – активизация познавательной деятельности учащихся с помощью дополнительных материалов: презентации, наглядно – иллюстративного материала, дополнительных творческих заданий на дом (составление таблицы, рассказа). Применяла игровые приемы на уроках и при проведении воспитательного мероприятия.
Опыт взаимодействия удался, так как в своей работе я не настаивала только на своих идеях, а лишь направляла в нужную сторону и давала возможность проявить себя в деле каждому из ребят, общалась с ними «на равных», предлагала материал, ребята дополняли и мы приходили к определенному положительному результату. Такая ориентация позволяла ученикам понять и оценить все, что происходит на уроке, осознать свое место в коллективной деятельности. При организации деятельности совместно распределялись задания.
3.Анализ внеклассного мероприятия
Так как моя педагогическая практика заканчивалась 26 апреля 2011 г., в день памятной даты «25 лет на Чернобыльской АЭС», то именно эта дата и сыграла немаловажную роль в выборе внеклассного мероприятия.
Тема: Катастрофа века Авария на Чернобыльской АЭС
Форма: встреча с интересными людьми
Классы 6-8
Мероприятию предшествовала тщательная предварительная подготовка. За 2 недели после ознакомления с планом проведения встречи была создана ВИГ из числа учащихся 8 класса и учителей школы.
Я разрабатывала сценарий предстоящего мероприятия, поиск материала в Интернете, посещала библиотеку, где изучала статьи прошлых лет, помощниками при составлении сценария стали настольные книги, «Сценарии школьных праздников», «Энциклопедия коллективных творческих дел». Путем обсуждения назначили дату проведения.
После оформления сценария – ознакомила со сценарием всех участников предстоящего мероприятия, которые внесли некоторые коррективы – обязательным моментом посчитали внести минуту молчания, за 2-3 дня до встречи – раскрыть причины катастрофы, последствия стихии, так как вечер будет носить более «сжатый» характер, отражая лишь самые значимые моменты катастрофы.
Заблаговременно были распределены обязанности:
Ответственная за составление сценария, за приглашение гостя была я.
Ответственные за изготовления сувенира учителя профессионально-трудового обучения - Смольникова Е. В., Курлюк В. И. и ученики 8 класса.
Ответственные за составление слайдов учитель информатики - Степанова Н. Ю., 2 ученика 8 класса – Айвазян К, Волков А.
Ответственные за оформление зала учитель рисования и черчения - Григорьев В. В., 2 ученицы 8 класса – Семенова М., Гимазова Л.
Ответственные за репетицию классный руководитель 8 класса Григорьева Г. Р. и я.
Ответственный за музыкальное сопровождение учитель музыки - Митряшкина О. А.
Ежедневно репетировали. Совместно с учителем информатики корректировались слайды.
Проведение
Согласно объявлению мероприятие началось в 15.00 ч. в актовом зале школы. Все классные руководители организовали своевременный приход всех ребят. Мероприятие началось своевременно. Все этапы были продуманы, взаимосвязаны между собой. Ребята как – будто увидели своими глазами все те печальные события, которые пришлось пережить жителям Чернобыля. Эмоциональный рассказ ведущего сопровождался показом слайдов и музыкой.
Были названы фамилии участников АЭС, дана краткая биографическая сводка.
На хорошем уровне были исполнены стихотворения учащимися 8 класса. Изюминкой мероприятия стала минута молчания.
Рассказ гостя не только дополнил содержание, но и помог донести до большинства ребят то, как нужно ценить жизнь и помогать друг другу в трудную минутку. Эта встреча носила патриотический характер. Валерий Александрович, участник ликвидации Чернобыльской АЭС рассказал, как это происходило в тот далекий 1986 год.
Интересным стал итог – по мотивам известной телепередачи « Пусть говорят» - интонацией недосказанности, которая заставила каждого участника задумываться, порассуждать, сделать определённые выводы для себя.
Данное мероприятие, по - моему мнению, прошло на достаточно хорошем уровне, о чем свидетельствует внимание зрителей, их заинтересованность, общение ребят с гостем. Встреча носила познавательный, воспитывающий характер. Мероприятие было тщательно продумано и подготовлено. Богатый фото и видео материал был подготовлен учитель информатики Степанова Н. Ю. и 2 учениками 8 класса. Громко и красиво исполнили песню девочки 8 класса под руководством Митряшкиной О. А., учителем музыки.
Хочется отметить разнообразие методов, используемых при составлении сценария, наглядный показ, рассказ, беседа, воспитывающие ситуации, пример. Мероприятие носило познавательный, развивающий, творческий характер. Цели достигнуты.
4. Профильная и предпрофильная подготовка учащихся.
В МБОУ Чувашская гимназия с 2006-2007 учебного года введена предпрофильная подготовка в 9-х классах за счет дополнительных часов спецкурсов. Учитывая желание учащихся и родителей с 2007-2008 учебного года введено профильное обучение по двум направлениям: физико-математическое и социально-гуманитарное. В 2009-2010учебном году - химико-биологический профиль.
Работает психологическая служба, которая проводит систематическую работу по психологическому обеспечению детей, определяя личностное развитие каждого ребенка, уровень мотивации адаптации к учебному процессу, комфортность. Разрабатывается карта индивидуального развития учащегося, начиная с 1-ого класса. Большая роль уделяется работе психологов с родителями в период самоопределения ребенка (5 – 7 класс). В 9 – 11 классах в обязательном порядке проводятся тесты на профориентацию.
В 2010-2011 учебном году открыты 3 экспериментальные площадки:
С 1 октября 2010 г. заключен договор с ИРО РБ об открытии экспериментальной площадки по теме «Внедрение электронно-сетевой инновационной технологии управления качеством предметного обучения»
С 1 октября 2010г. заключен договор с ИРО РБ по апробации УМК по химии в 8 классе издательства БИНОМ.
Учитель химии Гильманова З. Н. в 8 классе начала работать по программе УМК нового поколения по химии для 8-9 классов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, автор Жилин Д.М., издательства БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 в рамках экспериментальной деятельности - апробации учебно-методического комплекта по химии для 8-9 классов издательства БИНОМ под редакцией академика РАН Н.С. Зефировой.
С 1.10.2010г. открыта экспериментальная площадка по теме «Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в рамках реализации ФГОС в условиях МБОУ Чувашская гимназия».
В 2006 году на базе МБОУ Чувашская гимназия открыт Центр углубленного изучения английского языка, для сдачи международного экзамена ESOL.
Общий фонд библиотеки равен 13 983, фонд учебников – 5 210, методической литературы 2 765, художественной литературы 5 868, в фонде содержится 74 документа на электронных носителях (CD, аудио-видео материалы).
В МБОУ Чувашская гимназия создана целая воспитательная система. Разработаны программы: «Гражданско-патриотического воспитания», «Здоровье» и др. посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса. Также уделяется внимание информатизации учебного процесса.
5. Выводы
В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовала профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с подростками, в написании практических материалов и проведении учебных занятий.
При планировании уроков и внеклассных мероприятий учитывала особенности учащихся, уровень сплоченности коллектива, наглядным примером в работе стал сам классный руководитель и учитель географии, которые используют в своей деятельности новые современные подходы к детям, на равных приветствуется их самостоятельность и личное желание самосовершенствования и самовыражения. Речь педагога должна быть адаптирована к восприятию школьников. Нужно учитывать возраст и уровень развития обучаемых, потому что иначе между педагогом и классом просто возникнет барьер, и соответственно плодотворного взаимодействия не получится.
Старалась делать мероприятия и уроки интересными, богатыми и доступными.
Для реализации вышепоставленных целей создавала особую атмосферу общения, совместной деятельности, что и позволило достичь требуемого результата.
Своей практикой осталась довольно, все запланированное ранее реализовала.
Рекомендации:
- продолжить работу по использованию современных приемов и методов воспитательной работы с целью развития сотрудничества обучающихся внутри коллектива;
- продолжить апробацию других форм и методов воспитательной деятельности, по возможности использовать информационно-коммуникативные технологии на каждом уроке и внеклассном мероприятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по педагогической практики 56 школа
1) План конспект урока по немецкому языку в 8б классе по учебнику Deutsch MosaikIIIавторов Н.Д. Гальсковой, НА. Артемовой, ТА. Гавриловой. 2) Анализ посещенного урока...
Отчет по педагогической практике в Саратовском физико-техническом лицее №1
Условия проведения практики.Педагогическую практику я проходила в саратовском физико-техническом лицее №1. В течение 5 недель я провела 8 уроков истории в 7 классе под руководством очень опытног...
отчет по педагогической практике на 5 курсе
представлен отчет по педагогической практике в воронежском педагогическом университете 5 курс...
ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
подспорье практиканту...
Отчет о педагогической практике
Отчет...
Отчет по педагогической практике
Содержание отчета по педагогической практике1. Анализ педагогической практики.2. Краткая характеристика образовательной организации.3....
Статья "Курсы по ИКТ "Использование интерактивных цифровых ресурсов в педагогической практике"
Целью данной статьи является ознакомление администрации образовательных учреждений и потенциальных слушателей курсов повышения квалификации по ИКТ "Использование интерактивных цифровых ресурсов в...