Педагогическое мастерство
презентация по теме
Мастерство - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».
В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества. Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_masterstvo1.pptx | 680.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастерство - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания». Я.А . Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность .
Педагогическая этика - наука о педагогической нравственности. Правило первое - если не сделать учащегося своим союзником, то никакого нравственного внимания нам на него не оказать . Второе правило – обеспечение качеств знаний . Третье правило – рассмотрение процесса обучения с точки зрения того, насколько он насыщен элементами творчества и подготовки студентов к самообразованию.
Четвертое правило – рассматривать свой предмет с позиции его значимости в целях подготовки специалиста, его роль и место в учебно – воспитательном процессе . И последнее : занятия должны носить обучающий, а не контролирующий характер.
В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы». Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим.
Педагогический такт : Педагогический такт трактуется, как принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми . Определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога . Выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе конфликтных), не унижая достоинство ребенка и не вызывая у него сопротивление воспитанию . Специфика педагогического такта является мерой профессионального поведения учителя.
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты , если они возникают между учителем и классом например. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования: Системные конфликты ( конфликты , в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, этнический, духовный характер); Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие в образовательном процессе); Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта).
Профессиональная хитрость состоит в том, чтобы сначала поднять ученика до уровня «равного», потом скрытым образом указать ему возможный путь выхода из столкновения, далее инициировать его активность и признать его достойный выход из противоречия, а самому остаться незамеченным. Сближению позиций учителя и ученика, взаимопониманию помогут некоторые приемы , которые не всегда используются учителями. называть ученика по имени не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи слушать ученика и слышать его Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром . Суть её в следующем : определить проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объёма выполняемых работ составить диаграмму распределения нагрузки; выяснить, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации); определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях (слабый состав учащихся, плохая оснащенность школы) добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Педагог - это не профессия, это призвание. И только те, кому дано это призвание могут научиться настоящему педагогическому мастерству. Именно научиться, потому что такое мастерство может появиться лишь при огромной работе над собой, оно не приходит из неоткуда. И не зря этому понятию дается множество определений. Каждое из них открывает новое, что должен для себя открыть и усвоить учитель. В каждом из определений - своя изюминка неповторимая, всегда новая. И потому, выбирая на своем жизненном пути стезю педагога, нужно еще раз задуматься, а под силу ли будет одолеть преграды и стать действительно мастером своего нелегкого, а подчас невыносимо трудного дела?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа педагогического мастерства "Устный опрос как один из методов педагогического контроля"
Школа педагогического мастерства по теме "Устный опрос как один из методов педагогического контроля" предполагает работу педагогического коллектива в группах....
Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)
Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...
Педагогический совет на тему "Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы"
Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности классных руководителей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....
Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...
Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...
педагогический совет"Профессионализм и педагогическое мастерство"
данный материал поможет понять вопросы профессионализма и педагогического мастерства, найти пути повышения мотивации к совершенствованию профессионального мастерства учителя....
Сценарий конкурса педагогического мастерства "Педагогический дебют"
Сценарий состоит из двух частей :торжественная и основная .Проводится среди педагогов дополнительного образования...