Методика работы с одаренными детьми
методическая разработка по теме
Презентация для выступления на секции преподавателей русского языка и литературы ЮТМО 2010-2011 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_odaryonnymi_uchashchimisya.ppt | 871 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества
Общие принципы обучения
– Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся
– Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме
– Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям
Приоритетные цели обучения – развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь); – создание условий для развития творческой личности; – развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей); – обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
I . Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.
Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа: 1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей; 2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения; 3)доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание; 4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.
2. Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наибоее эффективное.
3.Технология проективного обучения В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.
4.Спецкурсы. Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.
Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками.
. Формы работы с одаренными учащимися: - творческие мастерские; - факультативы; - кружки по интересам; - конкурсы; - интеллектуальный марафон; - участие в олимпиадах; - спецкурсы; - работа по индивидуальным планам; - занятия в профильных классах.
1.Повышение качества образования основного и дополнительного блока. 2.Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «звание». 3.Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию. 4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся. 5. Издание исследовательских работ учащихся. 6. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с одаренными детьми
приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка...
Особенности и методики работы с одаренными детьми в сельской школе
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей в условиях малокомплектной сельской школы.Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологи...
«Методики работы с одаренными детьми»
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования ...
"Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
Работа с одарёнными детьми по биологии...
Методика работы с одаренными детьми
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ ...
Методика работы с одаренными детьми
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ ...