Нестандартные формы и методы проведения уроков музыки, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нестандартные формы и методы проведения уроков музыки, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся
Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников - составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Главная задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы пробудить у детей пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, воспитывать убеждение в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в том обыденном, мимо чего мы проходили каждый день, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны.
Как же этого добиться в рамках школы? Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время является урок. урок представляет собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та форма, которая помогает учителям решать педагогические проблемы. И. М. Верзилин говорил «Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий».
Так каким же должен быть современней урок? Как сделать урок лучше? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога. Для многих учителей рамки нашего традиционного урока оказываются тесными, и они ищут пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс. Когда учитель стремится сделать занятие ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активизировать на творческий процесс, тогда, как правило, и возникают нетрадиционные формы. В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный - это необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариативность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только построения урока. То есть нетрадиционные формы организации учебного процесса могут со ответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычный урок, а необычность такого занятия проявляется в форме построения и ведения урока, которая основана на творческом воображении ребят и фантазии учителя.
Уроку нужно придать нестандартные и оригинальные приемы, которые помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысят интерес, будут способствовать совершенствованию учебного процесса: учащиеся будут увлечены, и их работоспособность повышается, а значит возрастает результативность урока.
Нестандартные уроки – это важное средство обучения, потому что они помогают сформировать навыки учебной деятельности, и оказывают эмоциональное на детей воздействие, благодаря чему у них сформируются более глубокие и прочные знания. Такие формы применимы ко всем типам урока.
Использование нестандартных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности, повышения интереса школьников к учению.
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих ограничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
Признаки нетрадиционного занятия:
присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
кроме программного, используется и внепрограммный материал;
организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
требует серьезной предварительной подготовки.
Творческие принципы нетрадиционных уроков:
в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета ( музыкально – ритмическая), дуэль, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, , интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, бенефис, дискуссия, телепередача, телемост, , диалог.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок – путешествие.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, « Музыкальные посиделки»
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, урок-зачет (защита оценки)
Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый урок отличает своеобразие и неповторимость. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания уч-ся. На мой взгляд урок музыки сам по себе уже является нестандартным и сильно отличающимся от уроков по другим дисциплинам.
При проведении нестандартных уроков музыки стараюсь следовать выработанных рекомендаций:
-нестандартные уроки следует проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся;
-слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
-нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
-при выборе форм нетрадиционных уроков педагогу нужно учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных обучающихся;
-при проведении нестандартных уроков необходимо руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитания учащихся в атмосфере добра, творчества и радости.
В моей практике сложилась своеобразная система нетрадиционных уроков по музыке, форм и методов проведения таких уроков:
1.Урок – концерт
Разновидность обобщающего урока в конце года. Цель его - наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. Урок- концерт необходимо проводить в торжественной обстановке. На уроке- концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные школьниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная),включающая музыкально- ритмические движения.
Завершается урок- концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для урока- концерта в целом.
2. Урок – игра
Девиз нестандартного урока – «Где детвора, там и игра!». А основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя. Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.
Ролевая игра-основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.
3. Урок – зачёт
Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков.
4. Урок – путешествие
( «Морское путешествие» «Путешествие на машине времени»)
1. Бинарный урок (Интегрированный )
(урок, сочитающий музыку с любым другим предметом: музыку и литературу, ИЗО, историю, иностранный язык) – «Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов» ( музыка и Изо) , «Хоровод. Построения хороводов» «Танец Полька» ( музыка и ритмика)
1. Урок – сказка ( сказка «Теремок»)
7. Урок-семинар.
Семинар – это один из видов урока.
Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, презентаций выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. ( «Балалайка. История инструмента» «Музыкальная азбука») Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата ; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением.
Урок-выставка: демонстрация творческих работ, демонстрация рисунков, «Я и мой мир музыки». « Баба яга» Коллаж из портретов композиторов одной эпохи, Музыкальная афиша.
8.Урок-исследование:Урок-исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением учащимися (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым ученикам результатом), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (знания добываются самостоятельно и поэтому являются личност-но значимыми, а значит, прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, итогом урока-исследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.
«Мой любимый композитор». Уроки-исследования - прогрессивная форма нетрадиционного занятия, которая открывает в молодых людях способность генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные связи и в дальнейшем вносить свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры нашей страны.
9. Во внеурочной деятельности: Урок – экскурсия Экскурсия - форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на природе, в музее, на улицах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира. Проводить экскурсию может сам преподаватель или экскурсовод, но именно педагог останется организатором и руководителем познавательной деятельности учащихся на протяжении всего мероприятия. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ. Также урок-экскурсия должен включать самостоятельную работу обучающихся по плану: наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала (фотографирование) и т. д.
Урок–спектакль «Колядки»
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе, 4 четверть.
Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…» в разделе «Музыка и ИЗО»
Цель урока: развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.
Тип урока: формирование новых знаний.
Задачи урока:
- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;
- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
- воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.
- развить интонационный слух и творческие способности; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальна, групповая, фронтальная.
Предметные умения:
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
Д. Кабалевский «Реквием» «Наши дети» (Часть II №8), «Помните!» (Часть III №11), «Алеша» музыка Э. Колмановского, стихи Константина Ваншенкина
Художественный материал:
«Реквием» Р. Рождественский, репродукции гравюр из цикла «Вечно живые» С. Красаускаса.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте, Ребята!
- Добрый, добрый день!
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с литературного и музыкального эпиграфов.
2.Целепологание.
На школьной доске написаны эпиграфы:
«О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»
«Памяти павших будьте достойны»
(Р. Рождественский)
Звучит « Реквием» Моцарта (Лакримоза)
Учитель: Ребята, вы узнали эту музыку?
Дети: Да, мы ее слушали несколько уроков назад (во 2-й четверти). Это музыка Моцарта.
Учитель: Кто может сказать, как называется это произведение?
Дети: Реквием.
Учитель: Скажите, что это за музыкальный жанр?
Дети: Реквием - произведение траурного характера, исполняемое в честь умершего человека.
Реквием – это пьеса, посвященная памяти усопших.
Учитель: Как вы думаете, почему и зачем композиторы писали подобную музыку?
Дети: Чтобы выразить свои чувства – боль утраты близких людей; осознать потери, найти силы жить дальше; чтобы сохранить память об ушедших.
Учитель: Об этом же говорят и эти литературные эпиграфы.
Учитель: Как выдумаете, ребята, чему будет посвящен наш с вами урок?
Дети: Погибшим на войне, о солдатах, о героях.
Учитель: Совершенно верно.
Тема сегодняшнего урока: “О подвигах, о доблести, о славе…».
Запишите ее в тетрадь.
(Сегодня я познакомлюсь с произведениями искусства, которые рассказывают о подвигах людей).
Учитель: Давайте сегодня попробуем узнать «Как произведения разных видов искусств раскрывают тему защиты Родины?».
3. Основная часть урока. Этап освоения нового материала
Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано немало произведений.
До наших дней дошли древнейшие былины, воспевающие мужество богатырей, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях, произведения великих композиторов.
Учитель: Мы познакомимся с тремя реквиями в разных видах искусств: поэта Р. Рождественского, композитора Д. Кабалевского, художника-графика Стасиса Красаускаса в памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны.
Учитель: - Прочитайте два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)
Как стоит прочитать первый отрывок, чтобы подчеркнуть его драматизм? (Чеканный, упругий ритм, ярко, динамично, отрывисто, громко, маршево.)
Как стоит прочитать второй отрывок, чтобы подчеркнуть его лиризм? (Плавно, мягко, светло, тепло, приподнято.)
Учитель: «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.
Советский композитор ХХ века Д. Б. Кабалевский на слова Рождественского написал реквием. Давайте послушаем и продирижируем фрагмент из «Реквиема» Кабалевского «Наши дети»
Слушание хора «Наши дети».
Учитель: Ребята, давайте определим исполнителя, кто исполняет эту музыку?
Дети: Музыку исполняют детский хор под сопровождение оркестра.
Учитель: Правильно, детский хор.
Задание: (работа в группах по 4 человека).
1)2) - найти контрасты в музыке, 3)4) – составить синквейн, 5)6) – сформулировать идею реквиемов Рождественского и Кабалевского. (3 мин)
1. Детский хор. Происходит чередование разных интонаций – прием контрастов. Светлая песенная звучность вступления словно перебивается грозными интонациями, ритмами ударных.
В звучании детского хора также чередуются эпизоды лирические мажорные («Это песня о солнечном свете») с драматическими минорными («Именем солнца, именем Родины клятву даем»)
2. Синквейн «Наши дети»
1. Реквием
2. солнечная, мрачная.
3. светит, звучит, гремит.
4. Музыка реквиема звучит солнечно и мрачно.
3.Идея реквиемов- идея мирной жизни.
Учитель: Правильно. Как и Р. Рождественский, Д.Б. Кабалевский проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.
А сейчас, ребята, мы еще раз прослушаем Реквием Кабалевского на стихи Р. Рождественского и вы попробуйте показать красками контрастность и смену настроения в музыке.
Слушание. Выполнение задания!
Учитель: Молодцы! Ребята, у вас у всех получилось показать контрастность музыки через средства живописи, показать смену мажорного и минорного ладов!
Настало время обратиться к творчеству литовского художника Стасиса Красаускаса. Мы рассмотрим репродукции гравюр из циклов «Реквием» и «Вечно живые».
- Какую идею воплотил в гравюрах художник через эти два цвета? (Жизнь и смерть)
- Проанализируйте композиции гравюр.
Ответы уч-ся: Выделяются два горизонтальных плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем – эпизоды из жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете как воплощение идеи жизни и смерти.
Идея- Безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат, будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты...
Учитель: Не обедняет ли отсутствие цвета восприятие гравюр?
Дети: Нет, наоборот художник обращает внимание не на красоту картин, а на глубокий смысл, который он хотел передать.
4. Закрепление материала.
Учитель: Литература, музыка, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат. Реквиемы написаны таким ярким языком, который можно сравнить с языком плаката, идею, которого можно выразить словами Рождественского «Памяти павших будьте достойны!»
Физкультминутка.
5. Вокально-хоровая работа.
Исполнение песни «Алеша» (8 минут)
6. Рефлексия.
Учитель: Вам понравился урок? Все ли вам удавалось легко? Что нового для себя вы узнали? Какое произведение искусства на вас произвело наиболее яркое впечатление? Какой вывод вы сделали для себя сегодня на уроке? (Ответы обучающихся – чтить память героев, ценить мир)
При подготовке к уроку я вас попросила нарисовать рисунок на тему ВОВ, давайте мы покажем друг другу и сделаем галерею.
Оценивание своей деятельности с помощью цветных кружков:
зеленый цвет – доволен своей работой;
желтый цвет – мог бы поработать получше;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.
7. Домашнее задание.
Сделать рисунок к музыке Д.Б. Кабалевского или найти стихи о смелости и храбрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...
Отчёт по теме самообразования "Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся"
Методические рекомендации по организации и проведении нестандартных уроков...
Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся
Статья, посвященная словарной работе на уроках русского языка...
«Нестандартные уроки русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является осно...
Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обученияТрадиционные уроки: уроки изучения нового мате...
Формы и методы проведения уроков музыки (нестандартные уроки)
Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки...
Пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности
Практическая направленность физического образования заключается в умении:•выявлять•классифицировать•наблюдать• описывать• оценивать•делать выводы из анализа мышления...