Викторина по русскому языку и литературе
методическая разработка по теме
Цели:
- Показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о предметах.
- Совершенствовать навыки речевого высказывания.
- Развивать память, внимание, логику и интеллект в целом.
- Развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру.
- Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
- Развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи.
- Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку. развивать речь и творческие способности учащихся.
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_dlya_mezhshkolnoy__viktoriny.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Межшкольная викторина в рамках недели русского языка и литературы
Цели и задачи:
Цели:
- Показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о предметах.
- Совершенствовать навыки речевого высказывания.
- Развивать память, внимание, логику и интеллект в целом.
- Развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру.
- Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
- Развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи.
- Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку. развивать речь и творческие способности учащихся.
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Ход мероприятия
В игре участвуют 2 команды, состоящие из учащихся 5-11 классов школ 983 и ЦО 2000.
Оборудование: магнитная доска для подсчета результатов, смарт-доска, компьютер, бумага, ручки для ответов на вопросы, метроном, микрофоны, звуковой сигнал.
Ведущие: Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Мы рады приветствовать вас на межшкольной викторине, проводимой в рамках недели русского языка и литературы.
Сегодня здесь собрались, чтобы встретиться на дружеском поединке, соседи, учащиеся школ - 983 и 2000. Команды объединяют учащихся разного возраста – от пятиклашек до выпускников.
Мы приглашаем команды на сцену: школа 983, школа 2000. Приветствуем соперников.
Поддержать участников команд пришли болельщики. Команды, подарите им свои аплодисменты.
« А судьи кто?» - спросите вы. С удовольствием представляем членов нашего строгого, но справедливого жюри:
Ведущие: Начнем с разминки, в которой участвуют команды в полном составе. Готовый к ответу поднимает руку. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Команда, ответившая неверно, дет возможность соперникам предложить свой ответ. За выкрики из зала штрафоваться будут команды.
1 конкурс «Разминка»
1.Назовите родоначальников славянской азбуки. ( Кирилл и Мефодий)
2.Первопечатником на Руси был…(Иван Федоров)
3.Назовите самый плодотворный период в творчестве А.С.Пушкина. (Болдинская осень)
4.Какие баснописцы вам известны? (Лафонтен, Эзоп, Крылов, Михалков, Сумароков)
5.Как называется памятник древнерусской литературы, автором которого является Афанасий Никитин? («Хождение за три моря»)
6.Какие виды сказок вам известны? (Бытовые, волшебные и сказки о животных)
7.Кому посвящены строки А.С.Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (Жуковскому)
8.Назовите фамилию Максима Горького. (Пешков)
9. «Печальная судьба отца и сына: жить розно и в разлуке умереть» Кому принадлежат эти строки? (Лермонтов)
10.Кем по происхождению был автор первого русского толкового словаря?
( датчанином)
2конкурс «Угадайте, какие слова зашифрованы»
Команды, у которых есть правильный ответ, поднимают руку. Если ответ неверный, соперники предлагают свой вариант ответа. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
1. Три буквы облаками реют, две – видим на лице мужском,
А целое порой белеет в « тумане моря голубом» (парус-пар\ус).
2. Без М я вся дугообразная, я украшаю зданья разные.
А с М , хоть верьте, хоть не верьте –
Я лишь картинка на конверте. ( Арка-марка)
3. С Я наушничать я не устану, а без Я несчастьем сразу стану. (Я-беда)
4. Без Б я у мужчины на лице, и нет тогда мужчины хорошее.
А Б прибавь – вначале , не в конце. И я уже у женщины на шее. (усы-бусы)
3 конкурс «Соберите строку из басни»
Командам предлагаются конверты, в них фраза, разрезанная на слова. Ваша задача – восстановить ее быстро и правильно. Представители команд, подойдите, пожалуйста, за заданиями. Максимальная оценка 3 балла.
1.У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем…
2.Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
4 конкурс
Команда делится на две группы: 5-7 классы и 8-11. Представители команд получают разные задания. Задание для младшей группы:
«Прочитайте стихотворение артистично» Командам предлагаются одинаковые стихотворения. Через 3 минуты вы демонстрируете свое прочтение. Максимальная оценка 3 балла
Одновременно получает задание старшая группа. Вы готовите ораторское выступление на тему «Спешите делать добро!»
-Эх ,-вздыхали рыбаки,-
-Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало в полруки.
-Эх , -вздыхали судаки,-
Раньше были червяки…
Червяком одним, бывало,
Наедалось полреки.
Раньше врали рыбаки!..
Мы, послушав их, бывало,
Сами лезли на крючки.
Пока младшая группа готовит и демонстрирует свой вариант прочтения стихотворения, старшая группа готовит речь. Речь произносится по окончании выступлений младшей группы.
5 конкурс
«Ответьте на шуточные вопросы»
Проявите смекалку и сообразительность. Времени на раздумье совсем нет. Тот, ку кого готов ответ, поднимает руку. За каждый правильный ответ по 1 баллу.
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Команды, готовые к ответу, поднимают руку.
1.Когда руки бывают местоимениями?(Когда они вы-мы-ты)
2.Какое слово в русском языке имеет 5 О? (Опять)
3.Чем кончается День и Ночь? (ь)
4.Какие местоимения портят дорогу? (Я-мы)
5. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получились сразу утро, день, вечер, ночь? ( С утки)
6.Какие вы знаете слова в русском языке, состоящие из половины буквы? (поле, пола, полы, Поля)
7.Кто говорит на всех языках? (Эхо)
6 конкурс «Собери скороговорку»
Максимальная оценка 2 балла
Представители команд выбирают конверт с заданием: из отдельных слов надо собрать известную скороговорку и произнести ее ПАРОЙ.
1.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
2.Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.
7 конкурс «Продолжите фразу»
Вам предлагается половина фразы известного человека. Ваша задача продолжить ее, максимально приблизившись к оригиналу. За этот конкурс вы сможете заработать 3 балла.
1.Многие жалуются на свою внешность…(и никто на мозги. Флавий)
2.Талантам надо помогать…( бездарности пробьются сами. Н.Озеров)
3.Дурак, осознавший, что он дурак…( уже наполовину гений. Г.Гейне)
4.Дурно говорить о людях вредит сразу трем…( тому, о ком говорят дурно, тому, кому говорят дурно, но более всего тому, кто говорит дурно о людях. Василий Великий .)
8 конкурс
Придумайте небольшой рассказ, в котором все слова начинались бы с одной и той же буквы. На выполнение задания дается 5-6 минут.
А чтобы зрители не скучали, вам предлагается пополнить копилку своей команды баллами , полученными в игре со зрителями.
« Игра со зрителями
Болельщики приносят по 1 баллу в копилку своей команды
1.Что любят деньги? (Счет)
2.Что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов)
3.На какой роток не накинешь платок? ( На чужой)
4.В какие сани не следует садиться? (Не в свои)
5.Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом)
6.Что не вырубишь топором? (Что написано пером)
7.Чем долг красен? (Платежом)
8.Когда приходит аппетит? (Во время еды)
1.В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? (Маршак «Кошкин дом»)
2.Ограниченном приеме пайщиков в кооператив? («Теремок»)
3.Разоблачении приемной комиссией строителей-бракоделов? («Три поросенка»)
4.Некоторых трудностях, связанных с внедрением трудового метода доставки товаров на дом? («Красная шапочка»)
5.Характере волков? ( «Волк и семеро козлят»)
6.Трудной работе снабженца и необоснованных претензиях заказчика?( «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин)
7.Деятельности экспериментального хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук? («Репка»).
8. Принципиально новой форме оплаты наемного труда? («Сказка о попе и работнике его Балде»)
Выступление команд с речью
9 конкурс «Дайте быстрый ответ»
Команды получают по 1 баллу за каждый правильный ответ.
1.Назовите самую знаменитую из печатных книг.(Библия)
2.Кто основал первую библиотеку на Руси? (Ярослав Мудрый).
3.Укажите второе название картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. (Джоконда».
4.Назовите русского поэта, посвятившего поэму русским женщинам
5.В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины, проявленном при устранении еще более красивой соперницы? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов»)
6.Назовите богиню, которой Парим присудил яблоко за красоту.
10 конкурс «Пословицы»
За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.
Послушайте, как звучат известные пословицы на шершавом канцелярском языке и попробуйте их узнать.
1.Истина не содержится в нижних конечностях (В ногах правды нет)
2.ТО,что отражает свет, не обязательно является драгоценным металлом (Не все то золото, что блестит)
3.Превратности любви заводят нас так далеко, что козел кажется идеалом.(Любовь зля, полюбишь и козла).
4.Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет)
5.Ощущение потребности в еде – это не сестра вашей матери или отца (Голод не тетка).
6.Кушанье из крупы нельзя ухудшить с помощью изделия молочной промышленности (Кашу маслом не испортишь)
7.Большое количество усвоенной информации приведет к быстрому одряхлению организма (Много будешь знать-скоро состаришься).
11 конкурс «Выбери правильный ответ»
Право ответа переходит поочередно к командам в зависимости оттого, кто даст первым ответ на 1 вопрос. За ответы по одному баллу.
1.Тургенев написал:
А) «Записки врача» в) «Записки на манжетах»
Б) «Записки охотника» г) «Записки из Мертвого дома»
2 «Прореха на теле человечества» - о ком так сказал Н.В.Гоголь?
А)Чичиков в)Манилов
В)Собакевич г)Плюшкин
3.Какое произведение не принадлежит перу Гоголя?
А) «Нос» в) «Шинель»
Б) «Пересолил» г) «Женитьба»
4.Назовите трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:
А)Хорей В) Анапест
Б) Амфибрахий г) Дактиль
5.Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К.Бальмонта :
Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой,
В голубой вышине
Ярко видится мне. (Анапест)
6.О ком сказал Пушкин: «Любой роман возьмите и найдете, верно, ее портрет»?
А) Жена Д.Ларина В)Татьяна
Б) Ольга г)Няня Филипьевна
7.Карагёз – это:
А)Город на водах Б)Друг Вернера
Б)Лошадь Казбича В) Одна из сестер Бэлы
8.Как звали героиню повести Тургенева «Ася»?
А)Анна В)Агриппина
Б) Агафья Г) Анастасия
9.Герой какого литературного произведения перед вами?
«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженною саблею в руке»
10.Объясните верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну довольно! Ступайте, ступайте домой; доколе успеешь, надень на Машу сарафан»
А) Доколе успеешь, надень на Машу сарафан;
Б) Доколе успеешь, надень на Машу все самое лучшее;
В) Доколе успеешь, одень Машу как крестьянку;
Г) Доколе успеешь, одень Машу в домашнее платье.
11.Кто из перечисленных исторических лиц не мог быть героем исторических песен?
А) Петр Первый ; В) Николай Первый;
Б) Степан Разин ; Г) Добрыня Никитич;
Д) Емельян Пугачев.
Подведение итогов конкурса. Благодарность командам и болельщикам за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...
Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"
Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговор...
Викторина по русскому языку и литературе
Внеклассное мероприятие в рамках "Недели русского языка и литературы"...
Викторина по русскому языку и литературе "Сильное звено"
Цели:1. обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность.2. развить навыки логического мышления....
Викторина по русскому языку и литературе 5-11 классы
викторина в рамках интеллектуального марафона по русскому языку и литературе...
Викторина по русскому языку и литературе для 5 класса
Филологическая игра "Умники и умницы2 представлена в виде иллюстрированной презентации с вопросами и ответами на отдельных слайдах....