Методическое пособие
методическая разработка по теме
Методическое пособие методы и технологии преподавания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_tehnologii_prepodavaniya.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и технологии обучения.
№ | Метод | Технология |
М-это способ совместной деятельности учителя и ученика, направленный на решение задач обучения. Прием обучения – часть метода (беседа в рамках лекции) | Т – это разделение процесса на шаги, последовательные действия. Это алгоритм обучающих, воспитывающих действий, которые приводят к определенному результату Критерии технологии; ---- -концептуальность, опирается на научные знания, -системность, логично структурирована,
| |
Классификация: 1 Традиционная (Ян Каменский)
Критерием является источник информации, классификация от практики к теории. 2. По этапам процесса познания и усвоения материала:
4. Скаткин М.Н. и Лернер М.Я. авторы теории идущей от науки к практике, стабильна, компактна, основана на сочетании деятельности преподавателя и учащихся, отвечает задачам личностно ориентированного образования. | Классификация (авт. Кларин М.В.):
-круглый стол- отсутствие альтернативности, жесткости, очередность, регламент времени. (гражданский форум)
Не ставится задача придти к единому мнению, возможны альтернативы.
| |
1. | Информационно рецептивный (объяснительно-иллюстративный) Объяснение и восприятие объяснения органами чувств учеников. Главное действующее лицо – учитель. Задачи учащихся слушать, понимать, записывать, т. е. репродуктивная деятельность. Опора на память. |
|
2 | Репродуктивный, т.е. воспроизведение. Опора на память и не сложные мыслительные операции |
|
3 | Метод проблемного изложения. Главное действующее лицо учитель, но он не дает готовые знания, а моделирует процесс поиска, т. е показывает какими путями шла наука, с какими проблемами столкнулись. Используются элементы беседы. Учащиеся привлекаются к решению проблемы. | 1.Рассказ с элементами беседы 2.Беседа
|
4. | Частично – поисковый или эвристический. Ставится проблема, моделируется ситуация, когда имеющихся знаний не хватает, но решить проблему в принципе возможно. Учащиеся работают с помощью учителя | 1.Дискуссии, дебаты и т.д. 2. Деловые игры
|
5. | То же. Что и 4, но при полной самостоятельности учащихся. | Те же что и №4 |
Факторы выбора методов обучения
На выбор метода обучения влияет:
- Господствующая педагогическая система (ср. века – догматическая, 19 в., традиционная – развитие умений, но не воспитывает.)
- Особенности предмета.
- Характер предметного содержания.
- Фактор времени 4 и 5 метод требуют больше времени.
- Материальная оснащенность.
- Особенность объекта обучения
- Особенности субъекта, т. е учителя.
Факторы выбора метода и технологии:
ФАКТОР ВЫБОРА | МЕТОД | ТЕХНОЛОГИЯ |
Новая тема, сложный, теоретизированный материал | Объяснительно-иллюстративный | Рассказ, лекция, ТСО, работа с текстом. |
Повторение и закрепление материала, проверка знаний | Репродуктивный | Опрос, к\р, тестирование, зачет. |
Частично знакомый, проблемный материал, есть возможность разных подходов. | Проблемного обучения | Беседа, рассказ и лекция с элементами проблемного изложения |
Частично знакомый, вызывающийинтерес материал, доступный для понимания. | Частично-поисковый | Деловая игра, семинар, дискуссии. |
То же, что и предыдущий, но высокий уровень подготовки класса | Исследовательский | То же что и предыдущий |
Структура урока:
Элементы структуры:
- Оргмомент
- Подготовка (актуализация, мотивация)
- Изучение нового материала.
- Первичное повторение и закрепление.
- Систематизация, закрепление и обобщение.
- Организация домашнего задания
- Проверка ЗУНов.
Тип урока | Элемент урока |
Изучение нового материала | 1,2,3,4,6. |
Совершенствование ЗУНов | 1,2,5,6. |
Комбинированный | 1,7,2,3,4,6. |
Повторительно-обобщающий | 1,2,5,6. |
Урок контроля и коррекции. | 1,2,7,6 |
Оформление конспекта урока:
- Шапка
- Тема: «Название..», в классе.
- Тип урока (комбинированный)
- Время урока – 45 мин., 90 мин.
- Цель – научить
- Задачи – образовательные, развивающие, воспитывающие.
- Дидактические средства: метод, технология, оборудование урока (схемы, таблицы и т.д.
- План-конспект.
- Рекомендуемый вариант:
Основные этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Оргмомент | ||
6.Д\З |
Технологическая карта урока(пример)
Основные этапы | Технологии обучения |
Мотивация. | Беседа, постановка проблемного задания. |
Изучение нового материала:
2.Политическая социализация человека 3.Политические лидеры и политическая структура человека
| Лекция с элементами проблемного изложения Моделирование этапов политической деятельности (построение таблицы) Беседа, моделирование политической структуры. Самостоятельная работа в группах, запись выводов. |
Заключение | Обобщающая беседа по поставленному в начале проблемному заданию. Формулирование и запись выводов. |
Проектирование учебной деятельности.
Проект- образ ожидаемого результата.
Проектирование- создание совокупности представлений о стадиях, фазах, этапах, целенаправленного изменения объекта (ученика) от актуального (сейчас) состояния к желаемому. Один из видов деятельности, основанный на сознательном предвидении результата.
Планирование носит разовый характер. А проектирование подразумевает цикличный характер, возвращение к результату, коррекция.
Алгоритм проектировочной деятельности:
- Ориентировка (ориентировочно – мотивационный)
- Проведение содержательного анализа урока (выделение основных понятий, Законов, теорий, базового понятия) связь с курсом, разделом, темой, связь с другими курсами и предметами.
- Психологический анализ, что должны приобрести учащиеся в смысле интеллектуального развития личностных новообразований (Развитие памяти, логического мышления, обобщения, сравнения, классификации, умению общаться. Отстаивать свое мнение, уважать мнение других. Развитие других умений и навыков)
- Мировоззренческий анализ, – какие обобщенные знания должны получить учащиеся, изучая данный предметный материал. Что должны понять и усвоить как ценность.
- Методический анализ. Содержание- Метод –Технология.
- Исполнительный этап проектирования.
- Выделить предмет изучения, основные понятия, законы, научные факты, теории.
- Определить структуру нового знания (план изучения нового материала)
- Определение способов деятельности по освоению нового материала (метод и технология).
- Формулирование целей (общий характер) урока, задач урока (образовательная, развивающая, воспитательная). Формулировки задач: Образовательная – учащиеся узнают …, (понятия, факты, теории, т.е. получение нового знания). Развивающая - учащиеся умеют…. (какие умения получают – анализ, синтез, сравнения. Предметные навыки – работа с хронологией). Воспитательная – учащиеся осознают, понимают, что. … Не рекомендуется использовать формулировки. Научить, сформировать и т.д.
- Формулирование учебной проблемы, если есть необходимость. Определение условий ее решения (последовательность шагов и операций).
- Соединение воедино всех полученных на предыдущих этапах результатов и написание сценария урока.
- Контрольный этап. Проект оценивается по определенным критериям:
- Правильность и грамотность
- Полнота и логичность (наличие всех 3-х блоков)
- Целостность и завершенность.
Экспертиза урока:
Экспертиза- это особое исследование объекта(текст процесс, видеозапись) на предмет установления его соответствия определенным критериям (параметрам) , с представлением мотивированного заключения. В педагогической деятельности объектом экспертизы является деятельность учителя и ученика на уроке, а предметом соответствие экспертируемого объекта совокупности требований к нему, определяемых критериями и параметрами развития ученика.
Выделяют 2 вида экспертизы:
- Результат (экзамен)
- процесс (урок)
Анализ – это разновидность экспертизы. Отличие в том, что экспертиза отвечает на вопрос что есть? А анализ – что надо?
Анализ – это разложение на части целого. Задачей является оценка выполнения учителем основных функций (оценка воспитательной деятельности), поиск резервов, повышение эффективности.
Виды анализа:
- По предмету отнесенности:
- «живой» урок – по факту посещения
- анализ текста
- анализ видеозаписи.
- Субъективная отнесенность:
- внешний – анализ чужого урока.
- Внутренний – самоанализ урока
- По характеру:
- структурный
- функциональный, соответствие структуре
- По глубине:
- комплексный – состоит в единстве целей, деятельности, содержания, методов и форм.
- Полный – анализируются все аспекты урока, содержание, дидактика, психология, развивающий характер.
- Краткий – отражает основные дидактические задачи, выполнен ли план урока.
Схема краткого анализа
- Формулировка целей (цели должны быть реальными и диагностируемыми)
- Какими средствами достигались (должны быть адекватны субъекту и объекту обучения, методы и технологии выбираются исходя из возможностей учителя и ученика.)
- Каков результат (должен соответствовать целям).
Особенности проектирования программы:
- Ориентировка сосредоточена в пояснительной записке (для чего нужна программа, чем не устраивает существующая федеральная и региональная программа, особенности учебного заведения)
- Рассматриваются цели и задачи (все 3 компонента)
- Какие методы и технологии будут использоваться в данном курсе.
- Логика основных предметных блоков.
- Исполнительный – блоки предметного и деятельностного содержания.
- Литература – список литературы:
- Для учащихся
- для учителя (научного содержания)
- методическая
7. Приложения (поурочное планирование, рекомендуемые технологии или формы проведения занятий, разработки уроков, схемы, таблицы и т.д.)
Технологии обучения
«Аквариум»
цель - научить учащихся навыкам ведения цивилизованной дискуссии, умению слушать других и анализировать чужие высказывания и действия, уважать мнение оппонента и умению применять знания.
Описание технологии: Участники дискуссии разделяются на 2 круга внешний и внутренний. Те, кто находятся во внешнем круге, обсуждают проблему, участники второго круга наблюдают и оценивают ход дискуссии в соответствии со следующими критериями:
+ | - |
1.Правильные определения | 1. Повторы |
2. Четкие высказывания | 2. Высказывания не по теме |
3. Весомые аргументы и аналогии | 3. Не ясные утверждения |
4. Умение подвести итог | 4. Отсутствие аргументов |
5. Умение слушать других | |
6. Не переходить на личности во время спора | |
7. Хорошие примеры |
Дискуссия продолжается 10-15 мин. Дискуссия останавливается, группы сообщают свое мнение и меняются местами.
ПОПС формула (автор Девид Маккойд Мейсон)
П - позиция (объясняет в чем заключается точка зрения)
1 предложение «Я считаю что …»
О – обоснование
2 предложение «Потому что …»
П – пример
3 предложение «Я могу подтвердить это тем …»
С – следствие (формулировка вывода)
4 предложение «В этой связи…»
Выступления занимают 1-2 мин и состоят из 4-х предложений.
Некоторые особенности применения словесных, наглядных и практических методов применительно к современной системе обучения.
1. Словесные методы обучения связаны с устным изложением материала или печатным способом. Работая вместе, учитель и ученик постоянно общаются друг с другом. И.П.Павлов доказал, что слова являются самым мощным средством воздействия на человека. Учителю следует уделять особое внимание культуре речевого общения. Доброе слово способно творить чудеса, а раздраженный голос учителя создает стрессовое состояние у учащихся и мешает освоению даже интересных тем. Следует помнить, что ученик чаще всего обижается не на смысл слов учителя, а на то, каким тоном они произносятся, это особенно важно учитывать , если исправляется ошибка или делается замечание (нельзя делать мимоходом и беспристрастным тоном). Словесное общение дополняет контакт глазами между учителем и учеником, целесообразно переводить взгляд то одного слушателя к другому, создавая впечатление у каждого, что именно его избрали объектом внимания. Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и как сказано. Учитель должен уметь привести яркие, производящие впечатления примеры, позволяющие облегчить процесс запоминания сложного материала. Так же следует помнить, что школьники резко отрицательно относятся к любым погрешностям в речи педагога и речевым штампам.
2.Наглядный метод обучения позволяет конкретизировать учебный материал. Данный метод может выражаться в работе с таблицами, схемами, мультимедийными программами и т.д. Применение данного метода требует тщательной подготовки учителя (разрабатывается система вопросов, заданий к наглядным материалам, дети учатся анализировать содержание проблемы и т.д.).
3. Практические методы заключаются в совершенно конкретных действий с учебными предметами. Он может заключатся в создании схематических рисунков, мультимедийных презентаций,, написании эссе и т.д. Особенностью данного метода является то что ученики работают самостоятельно, участвуют в научно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода учитель выступает в роли профессионального организатора деятельности детей. Данный метод требует значительного увеличения учебного времени. Целесообразно использовать данный метод в сильных, подготовленных классах с высокой мотивацией к учебной деятельности.
Итоговые умения при работе с учебником (М.П.Студеникин)
5 класс - выделять главное в отрывке текста, пересказывать текст, составлять план рассказа
6 класс – находить основную информацию по теме, сравнивать разные понятия по тексту.
7 класс – составлять сложный план, излагать материал нескольких параграфов, применять разные виды наглядности.
8-9 класс – доказывать свою точку зрения, сопоставлять тексты двух учебников, составлять план.
10-11 классы – излагать материал по сквозным проблемам, из нескольких тем; составлять план конспект по нескольким темам, развивать и углублять содержание учебника сведениями из дополнительной литературы.
При работе с текстами целесообразно применять алгоритмы деятельности:
Алгоритм комментирования политического высказывания
- Изложить высказывание своими словами
- Выразить отношение (пояснить свою точку зрения)
- Дополнить высказывание (если нужно)
- Сделать вывод
- Оценить с моральной точки зрения.
Алгоритм исследования
- Столкновение с проблемой
- Четкая формулировка проблемы
- Выдвижение гипотез.
- Проверка гипотез.
- Построение объяснения.
- Анализ хода исследования.
Алгоритм политического моделирования
- Какой вариант политического процесса представляет ваш исторический деятель?
- Каковы перспективы государства при осуществлении данного курса?
- Насколько отвечает этот курс потребностям государства?
- Какова вероятность революционного разрешения проблем при выборе данного курса?
Некоторые аспекты методики и технологии преподавания в средней школе
Материалы подготовлены заместителем директора по учебно-воспитательной работе негосударственной (частной) гуманитарно-художественной школы им. М.В.Ломоносова Полушиной А.Ю.
Список литературы:
- Захарова Е.Н. Методика преподавания истории в школе М., Вита-Пресс, 2001.
- Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учителя. РФПР, М., Вита-Пресс, 1999.
- Основы критического мышления (Сост. Джени Л. Стил, Кургрисс С., и др.) М., Институт «Открытое общество»
- Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву «Владос» Москва 2003
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры – М., 2001.
- .Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.2000
- Саранцев Г.И. Методы обучения, как категория методики преподавания Педагогика 1998 № 1
- Смирнов С.А. Технологии в образовании Высшее образование в России 1999 № 1
- Трифонов В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение М., 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.
Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....
Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие
Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" В настоящей работе рассмотре...
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....
Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»
Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...
Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")
Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...
Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".
Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....
Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)
На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...