Формирование здорового образа жизни
методическая разработка по теме
Сохранение здоровья школьников – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Подготовка школьника к самостоятельной жизни, мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья (с учётом новых стандартов образования) - одна из главных задач общеобразовательного учреждения.
Материал состоит из:
презентации;
текста выступления;
раздаточного материала (для групповых заданий);
физкульт-минутки;
памятка "как бросить курить".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh.zip | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31
имени Героя Советского Союза С.Д. Василисина»
МО классных руководителей по теме:
«Формирование у учащихся ЗОЖ»
Классный руководитель:
Астафьева Н.Н.
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «Культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников.
Задачей школы является (с учётом новых стандартов образования) подготовка школьника к самостоятельной жизни, мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья.
Сохранение здоровья школьников – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно-нормативного до проведения отдельного урока - позволит решить задачу по формированию культуры здорового образа школьников.
Формирование ЗОЖ через всесторонне взаимодействие:
- Администрации школы (нормативно – правовые акты, распоряжения, планы и программы);
- Педагогический коллектив (проведение физкультминуток – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности, во время урока, цель: активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала, введение в курс изучения некоторых предметов задач и упражнений, нацеленных на формирование ЗОЖ, например русский язык – тексты, содержащие определённую информацию, решение задач по биологии и химии, география, история и др.)
- Социум (работа с общественными и специализированными организациями, СМИ, Интернет и др.)
- Родители
- Классный руководитель
Сам учитель должен уметь:
- Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления
- Владеть основами здорового образа жизни
- Прогнозировать развитие своих учеников
- Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение учеников
- Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления
- Личным примером учить учеников заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приёмов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе.
Работа классного руководителя по формированию ЗОЖ
С использованием следующих форм и методов:
1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:
классные часы, ЦЕЛЬЮ классных часов по этой теме является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
ЗАДАЧИ:
- Представить детям объективную информацию о вредных привычках; способствовать увеличению знаний учащихся путём обсуждения данной проблемы.
- Учить детей лучше понимать себя и критически относиться к собственному поведению, уметь анализировать свои желания и их последствия.
- Научить детей делать правильный выбор и принимать ответственные решения.
- беседы и диспуты проводятся с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
- читательские конференции помогают расширить кругозор обучающихся, и усвоить нормы и принципы нравственности;
- мини-лекции используется как самостоятельная форма работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций целесообразно приглашать специалистов: врачей, сотрудников ГИБДД и милиции, пожарной службы.
МЕТОДЫ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:
- педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
- приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
- воспитывающие ситуации применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
- тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;
- круглый стол, данные формы применяются для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.
Эффективна комбинация традиционных и групповых методов. Методы обучения в группе – это как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения – энергизаторы и т.д.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- Обмениваться информацией друг с другом, выражать личное мнение;
- Говорит и слушать;
- принимать решение, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для формирования установки ЗОЖ. Объединённые для выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать, работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учёбы как таковой.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Элементы кооперативного обучения – а) положительная взаимосвязь, б) личная ответственность за происходящее в группе, в) взаимодействие лицом к лицу, г) развитие навыков работы в группе.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи, или мнения без какой – либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или закончится время, отведённое на штурм.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения.
Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение класса;
- повысит интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, телешоу и т.д. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так как они хотели бы действовать в реальности.
Упражнения – энергизаторы.
Класс на уроке или группа детей в середине совместной деятельности периодически испытывает снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется. Энергизаторы или подвижные игры хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализирует разные способности детей. В результате восстанавливается энергия класса, дети получают удовольствие и снова вовлекаются в работу.
Метод проектов:
Исследовательские проекты - организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек.
Творческие проекты санитарные бюллетени о здоровом образе жизни, стенгазеты, выпуск интернет странички и др.
Методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.
Поощрение применяются в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.
Внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Для проведения мероприятий по формированию ЗОЖ используется комплексный подход, систематичность и поэтапность, при использовании разнообразных форм и методов, учитывается возрастные особенности учащихся,
которые активно влияют на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.
1возрастная группа 1-6 классы
Задание: Ответьте на вопрос: «Какие угрозы здоровью вы знаете?» (уровень 1-4 кл)
Задание: Разыграйте театральную сценку (4-6 кл):
- Как противостоять приглашению попробовать закурить?
Сейчас ребята разыграют ситуацию, она может пригодиться не только в конкретном случае, но и в любой жизненной ситуации, если человеку предлагают сделать то, чего он не хочет (закурить, выпить, прогулять урок).
Внимательно следите за диалогом и потом выскажите, кто был убедительнее (участники А и Б).
А. Давай закурим!
Б. Мне нельзя.
А. Почему?
Б. Меня родители увидят.
А. А мы отойдем за угол.
Б. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.
А. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты?!
Б. А я “наши” сигареты не курю.
А. У меня иностранные.
Б. А я от спичек не прикуриваю.
А. А у меня зажигалка.
Б. Нет, меня родители увидят.
А. Мы пойдем в подвал.
Б. В замешательстве и не знает, что ответить.
- Кто победил, кто был убедительнее? (А)
Что можете сказать про участника (Б)?
(По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: “Я НЕ ХОЧУ”, – аргументы Б сумбурны и не существенны.)
Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.
Давайте посмотрим другой пример. (Участники Е. и Ж.)
Е. На, кури!
Ж. Я не буду.
Е. А что тогда сюда пришел?
Ж. Просто так.
Е. Ну, тогда иди отсюда!
Умение отказаться от какого-либо предложения – необходимо в повседневной жизни.
- А что бы вы сказали, если бы вам предложили закурить?
(Нет, спасибо, я не курю! Нет, спасибо, мне не нравится курить! Нет, спасибо, это не для меня! Нет, спасибо, мне и так хорошо! Нет, курить не модно !)
2 возрастная группа 7-9 классы
Упражнения энергизаторы (игровые формы обучения)
Игра «Брось сигарету!»
- 5 баллов. При попадании в больших количествах в организм человека этого содержащегося в табаке яда начинаются судороги? (НИКОТИН)
- 10 баллов. Почему курильщику труднее, чем некурящему, выучить стихотворение? (У курильщиков ухудшается память)
- 15 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
- 20 баллов. Сектор “ Кот в мешке”. При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом. Назовите его? (Угарный газ)
- 25 баллов. Что такое “пассивное курение”? (Пребывание в накуренном помещении не менее вредно, чем само курение).
Береги сердце!
- 5 баллов. Эти вредные привычки негативно сказываются на работе сердца? (Курение и употребление алкоголя).
- 10 баллов. Какую пользу для сердца приносят физические упражнения? (Укрепляется сердечнососудистая мышца).
- 15 баллов. Сектор “ Кот в мешке”. После какого действия наблюдается сужение кровеносных сосудов на 30 минут? (После каждой выкуренной сигареты).
- 20 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
- 25 баллов. Как курение влияет на работу сердца? (1 – замедляет его работу; 2 – заставляет учащенно биться; 3 – не влияет на его работу).
Вред курения!
- 5 баллов. Сколько веществ содержится в табачном дыме? (1 – 20-30; 2 – 200-300; 3 – свыше 300).
- 10 баллов. Сектор “Кот в мешке”. Что происходит с зубами человека под воздействием клейких смол, образующихся при курении? (Зубы желтеют)
- 15 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
- 20 баллов. Составь пословицу о вреде курения.
Если хочешь долго жить, |
| тот сам себе враг. |
Здоровье сгубишь, |
| брось курить. |
Кто курит табак, |
| новое не купишь. |
- 25 баллов. Если человек начал курить в 15 лет, насколько в среднем уменьшится продолжительность его жизни? (1 – на 1-2 года; 2 – на 5-6 лет; 3 – на 8 лет и более).
Здоровье человека!
- 5 баллов. Продолжите древнее изречение: “В здоровом теле… (здоровый дух”)
- 10 баллов. Сектор “Кот в мешке”.
Так называется состояние полного физического и психического благополучия? (здоровье)
- 15 баллов. Составь пословицы:
Здоров будешь - |
| делай зарядку до старости лет. |
Лучше средства от "хвори" нет, |
| проживешь дольше. |
Двигайся больше - |
| все добудешь. |
- 20 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
- 25 баллов. Способность организма противостоять действию поврежденных факторов, защитная реакция организма (иммунитет).
Метод Обучение в группе
- Рефлексия. Закончите предложение.
- Остаться в среде некурящих и сохранить здоровье.
- Каждый человек должен осознать, что его здоровье…
- Жизнь – это…
- У человека есть право на …
- Забота о собственном здоровье….
- Хорошее здоровье ….
Не буду курить (употреблять наркотические вещества), чтобы:
- Сохранить свое здоровье и здоровье своей семьи;
- Иметь привлекательную внешность;
- Получить престижную работу;
- Не тратить попусту время;
- Сохранить работоспособность;
- Не тратить деньги на то, за что потом нужно дорого платить;
- Не лишать себя удовольствия от жизни;
- Завоевать уважение среди некурящих авторитетов;
- Не изменить своим жизненным принципам, не вредить себе и своим близким;
3 возрастная группа 9-11 классы
Творческий проект Работа с Интернет, составление презентаций
1 группа: «Звёзды и наркотики» (Фредди меркурии, Бритни Спирс, Владимир Высоцкий, и др.)
Вывод: «Какие последствия употребления наркотиков?»
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
|
|
|
|
«За и против» (см. таблица)
2 группа «Великие спортсмены России»
(Роман Павлюченко, Алексей Немов и др.)
Вывод: Ответить на вопрос – «Возможно ли была бы их победа, если бы они впустили в свою жизнь наркотики?»
«За и против» (см. таблица)
МОЙ ВЫБОР – НЕ употреблять наркотические вещества! (рефлексия для всех участников)
Раздаточный материал:
1возрастная группа 1-6 классы
Задание: Ответьте на вопрос: «Какие угрозы здоровью вы знаете?» (уровень 1-4 кл)
Задание: Разыграйте театральную сценку (4-6 кл):
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
|
|
|
|
Заполнить таблицу
- Как противостоять приглашению попробовать закурить?
Сейчас ребята разыграют ситуацию, она может пригодиться не только в конкретном случае, но и в любой жизненной ситуации, если человеку предлагают сделать то, чего он не хочет (закурить, выпить, прогулять урок).
Внимательно следите за диалогом и потом выскажите, кто был убедительнее (участники А и Б).
А. Давай закурим!
Б. Мне нельзя.
А. Почему?
Б. Меня родители увидят.
А. А мы отойдем за угол.
Б. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.
А. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты?!
Б. А я “наши” сигареты не курю.
А. У меня иностранные.
Б. А я от спичек не прикуриваю.
А. А у меня зажигалка.
Б. Нет, меня родители увидят.
А. Мы пойдем в подвал.
Б. В замешательстве и не знает, что ответить.
- Кто победил, кто был убедительнее? (А)
Что можете сказать про участника (Б)?
(Участники Е. и Ж.)
Е. На, кури!
Ж. Я не буду.
Е. А что тогда сюда пришел?
Ж. Просто так.
Е. Ну, тогда иди отсюда!
- А что бы вы сказали, если бы вам предложили закурить?
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
|
|
|
|
Заполнить таблицу
2 возрастная группа 7-9 классы
Упражнения энергизаторы (игровые формы обучения)
1 команда:
Игра «Брось сигарету!»
- 5 баллов. При попадании в больших количествах в организм человека этого содержащегося в табаке яда начинаются судороги?
- 10 баллов. Почему курильщику труднее, чем некурящему, выучить стихотворение?
- 20 баллов. При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом. Назовите его?
- 25 баллов. Что такое “пассивное курение”?
Вред курения!
- 5 баллов. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
- 10 баллов. Что происходит с зубами человека под воздействием
Здоровье человека!
- 15 баллов. Составь пословицы:
Здоров будешь - |
| делай зарядку до старости лет. |
Лучше средства от хвори нет, |
| проживешь дольше. |
Двигайся больше - |
| все добудешь. |
- 25 баллов. Способность организма противостоять действию поврежденных факторов, защитная реакция организма.
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
|
|
|
|
Заполнить таблицу
2 командаБереги сердце!
- 5 баллов. Эти вредные привычки негативно сказываются на работе сердца?
- 10 баллов. Какую пользу для сердца приносят физические упражнения?
- 15 баллов. После какого действия наблюдается сужение кровеносных сосудов на 30 минут?
- 25 баллов. Как курение влияет на работу сердца?
Вред курения!
- 20 баллов. Составь пословицу о вреде курения.
Если хочешь долго жить, |
| тот сам себе враг. |
Здоровье сгубишь, |
| брось курить. |
Кто курит табак, |
| новое не купишь. |
- 25 баллов. Если человек начал курить в 15 лет, насколько в среднем уменьшится продолжительность его жизни?
Здоровье человека!
- 5 баллов. Продолжите древнее изречение: “В здоровом теле…
- 10 баллов. Так называется состояние полного физического и психического благополучия?
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
|
|
|
|
Заполнить таблицу
Метод Обучение в группе
Рефлексия. Закончите предложение.
- Остаться в среде некурящих и сохранить здоровье.
- Каждый человек должен осознать, что его здоровье…
- Жизнь – это…
- У человека есть право на …
- Забота о собственном здоровье….
- Хорошее здоровье ….
Не буду курить (употреблять наркотические вещества), чтобы:
- Сохранить свое здоровье и здоровье своей семьи;
- Иметь привлекательную внешность;
- Получить престижную работу;
- Не тратить попусту время;
- Сохранить работоспособность;
- Не тратить деньги на то, за что потом нужно дорого платить;
- Не лишать себя удовольствия от жизни;
- Завоевать уважение среди некурящих авторитетов;
- Не изменить своим жизненным принципам, не вредить себе и своим близким;
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
|
|
|
|
Заполнить таблицу:
3 возрастная группа 9-11 классы
Творческий проект. Работа с Интернет, составление презентаций
1 группа: «Звёзды и наркотики» (Фредди меркурии, Бритни Спирс, Владимир Высоцкий, и др.)
Вывод: «Какие последствия употребления наркотиков?»
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
|
|
|
|
«За и против» (см таблица)
2 группа «Великие спортсмены России»
(Роман Павлюченко, Алексей Немов и др.)
Вывод: Ответить на вопрос – «Возможно ли была бы их победа, если бы они впустили в свою жизнь наркотики?»
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
|
|
|
|
«За и против» (см таблица)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...
"Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. Олимпийское движение как одно из условий формирования здорового образа жизни"
Урок по ОБЖ в 10 классе...
Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.
Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....