Формирование здорового образа жизни
методическая разработка по теме

Астафьева Наталья Николаевна

Сохранение здоровья школьников – это  закладка фундамента благополучия следующих поколений. Подготовка школьника к самостоятельной жизни, мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья (с учётом новых стандартов образования) - одна из главных задач общеобразовательного учреждения.

Материал состоит из:
презентации;
текста выступления;
раздаточного материала (для групповых заданий);
физкульт-минутки;
памятка "как бросить курить".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon formirovanie_zozh.zip2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31

имени Героя Советского Союза С.Д. Василисина»

МО классных руководителей по теме:

«Формирование у учащихся ЗОЖ»

Классный руководитель:  

Астафьева Н.Н.


В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «Культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников.

Задачей школы является (с учётом новых стандартов образования) подготовка школьника к самостоятельной жизни, мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья.

Сохранение здоровья школьников – это  закладка фундамента благополучия следующих поколений. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно-нормативного до проведения отдельного урока - позволит решить задачу по формированию культуры здорового  образа школьников.

Формирование ЗОЖ через всесторонне взаимодействие:

  1. Администрации школы (нормативно – правовые акты, распоряжения, планы и программы);
  2. Педагогический коллектив (проведение  физкультминуток – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности, во время урока, цель: активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала, введение в курс изучения некоторых предметов задач и упражнений, нацеленных на формирование ЗОЖ, например русский язык – тексты, содержащие определённую информацию, решение задач по биологии и химии, география, история и др.)
  3. Социум (работа с общественными  и специализированными организациями, СМИ, Интернет и др.)
  4. Родители
  5. Классный руководитель

Сам учитель должен уметь:

  1. Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления
  2. Владеть основами здорового образа жизни
  3. Прогнозировать развитие своих учеников
  4. Наблюдать и интерпретировать  вербальное и невербальное поведение учеников
  5. Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления
  6. Личным примером учить учеников заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приёмов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе.

Работа классного руководителя по формированию ЗОЖ

С использованием следующих форм и методов:

1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:

классные часы, ЦЕЛЬЮ классных часов по этой теме является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность  приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

ЗАДАЧИ:

  1. Представить детям объективную информацию о вредных привычках; способствовать увеличению знаний учащихся путём обсуждения данной проблемы.
  2. Учить детей лучше понимать себя и критически относиться к собственному поведению, уметь анализировать свои желания и их последствия.
  3. Научить детей делать правильный выбор и принимать ответственные решения.
  1. беседы и диспуты проводятся с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
  2. читательские конференции помогают расширить кругозор обучающихся, и усвоить нормы и принципы нравственности;
  3. мини-лекции используется как самостоятельная  форма работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций целесообразно приглашать специалистов:  врачей, сотрудников ГИБДД и милиции, пожарной службы.

МЕТОДЫ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

  1. педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
  2. приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
  3. воспитывающие ситуации  применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
  4. тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;
  5. круглый столданные формы применяются  для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Эффективна комбинация традиционных и групповых методов. Методы обучения в группе – это как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения – энергизаторы и т.д.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

  1. Обмениваться информацией друг с другом, выражать личное мнение;
  2. Говорит и слушать;
  3. принимать решение, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для формирования установки ЗОЖ. Объединённые для выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать, работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учёбы как таковой.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Элементы кооперативного обучения – а) положительная взаимосвязь, б) личная ответственность за происходящее в группе, в) взаимодействие лицом к лицу, г) развитие навыков работы в группе.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи, или мнения без какой – либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или закончится время, отведённое на штурм.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения.

Использование метода позволяет:

  1. дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  2. уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  3. ослабить скрытые конфликты;
  4. выработать общее решение класса;
  5. повысит интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  6. удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, телешоу и т.д. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так как они хотели бы действовать в реальности.

Упражнения – энергизаторы.

Класс на уроке или группа детей в середине совместной деятельности периодически испытывает снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется. Энергизаторы или подвижные игры хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализирует разные способности детей. В результате восстанавливается энергия класса, дети получают удовольствие и снова вовлекаются в работу.

Метод проектов:

 Исследовательские проекты - организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек. 

Творческие проекты санитарные бюллетени о здоровом образе жизни, стенгазеты, выпуск интернет странички и др.

 Методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.

Поощрение применяются в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. 

Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.

Внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

Для проведения мероприятий по формированию ЗОЖ используется комплексный подход, систематичность и поэтапность, при использовании разнообразных форм и методов, учитывается возрастные особенности учащихся,

которые активно влияют на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.

 

1возрастная группа 1-6 классы

Задание: Ответьте на вопрос: «Какие угрозы здоровью вы знаете?» (уровень 1-4 кл)

Задание: Разыграйте театральную сценку (4-6 кл):

- Как противостоять приглашению попробовать закурить?

Сейчас ребята разыграют ситуацию, она может пригодиться не только в конкретном случае, но и в любой жизненной ситуации, если человеку предлагают сделать то, чего он не хочет (закурить, выпить, прогулять урок).

Внимательно следите за диалогом и потом выскажите, кто был убедительнее (участники А и Б).

А. Давай закурим!

Б. Мне нельзя.

А. Почему?

Б. Меня родители увидят.

А. А мы отойдем за угол.

Б. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

А. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты?!

Б. А я “наши” сигареты не курю.

А. У меня иностранные.

Б. А я от спичек не прикуриваю.

А. А у меня зажигалка.

Б. Нет, меня родители увидят.

А. Мы пойдем в подвал.

Б. В замешательстве и не знает, что ответить.

- Кто победил, кто был убедительнее? (А) 

Что можете сказать про участника (Б)?

(По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: “Я НЕ ХОЧУ”, – аргументы Б сумбурны и не существенны.)

Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.

Давайте посмотрим другой пример. (Участники Е. и Ж.)

Е. На, кури!

Ж. Я не буду.

Е. А что тогда сюда пришел?

Ж. Просто так.

Е. Ну, тогда иди отсюда!

Умение отказаться от какого-либо предложения – необходимо в повседневной жизни.

А что бы вы сказали, если бы вам предложили закурить?

(Нет, спасибо, я не курю! Нет, спасибо, мне не нравится курить! Нет, спасибо, это не для меня! Нет, спасибо, мне и так хорошо! Нет, курить не модно !)

2 возрастная группа 7-9 классы

Упражнения энергизаторы (игровые формы обучения)

Игра «Брось сигарету!»

  1. 5 баллов. При попадании в больших количествах в организм человека этого содержащегося в табаке яда начинаются судороги? (НИКОТИН)
  2. 10 баллов. Почему курильщику труднее, чем некурящему, выучить стихотворение? (У курильщиков ухудшается память)
  3. 15 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
  4. 20 баллов. Сектор “ Кот в мешке”. При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом. Назовите его? (Угарный газ)
  5. 25 баллов. Что такое “пассивное курение”? (Пребывание в накуренном помещении не менее вредно, чем само курение).

Береги сердце!

  1. 5 баллов. Эти вредные привычки негативно сказываются на работе сердца? (Курение и употребление алкоголя).
  2. 10 баллов. Какую пользу для сердца приносят физические упражнения? (Укрепляется сердечнососудистая мышца).
  3. 15 баллов. Сектор “ Кот в мешке”. После какого действия наблюдается сужение кровеносных сосудов на 30 минут? (После каждой выкуренной сигареты).
  4. 20 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
  5. 25 баллов. Как курение влияет на работу сердца? (1 – замедляет его работу; 2 – заставляет учащенно биться; 3 – не влияет на его работу).

Вред курения!

  1. 5 баллов. Сколько веществ содержится в табачном дыме? (1 – 20-30; 2 – 200-300; 3 – свыше 300).
  2. 10 баллов. Сектор “Кот в мешке”. Что происходит с зубами человека под воздействием клейких смол, образующихся при курении? (Зубы желтеют)
  3. 15 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
  4. 20 баллов. Составь пословицу о вреде курения.

Если хочешь долго жить,

 

тот сам себе враг.

Здоровье сгубишь,

 

брось курить.

Кто курит табак,

 

новое не купишь.

  1. 25 баллов. Если человек начал курить в 15 лет, насколько в среднем уменьшится продолжительность его жизни? (1 – на 1-2 года; 2 – на 5-6 лет; 3 – на 8 лет и более).

Здоровье человека!

  1. 5 баллов. Продолжите древнее изречение: “В здоровом теле… (здоровый дух”)
  2. 10 баллов. Сектор “Кот в мешке”.

Так называется состояние полного физического и психического благополучия? (здоровье)

  1. 15 баллов. Составь пословицы:

Здоров будешь -

 

делай зарядку до старости лет.

Лучше средства от "хвори" нет,

 

проживешь дольше.

Двигайся больше -

 

все добудешь.

  1. 20 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
  2. 25 баллов. Способность организма противостоять действию поврежденных факторов, защитная реакция организма (иммунитет).

Метод Обучение в группе

  1.  Рефлексия. Закончите предложение.
  2. Остаться в среде некурящих и сохранить здоровье.
  3. Каждый человек должен осознать, что его здоровье…
  4. Жизнь – это…
  5. У человека есть право на …
  6. Забота о собственном здоровье….
  7. Хорошее здоровье ….

Не буду курить (употреблять наркотические вещества), чтобы:

  1. Сохранить свое здоровье и здоровье своей семьи;
  2. Иметь привлекательную внешность;
  3. Получить престижную работу;
  4. Не тратить попусту время;
  5. Сохранить работоспособность;
  6. Не тратить деньги на то, за что потом нужно дорого платить;
  7. Не лишать себя удовольствия от жизни;
  8. Завоевать уважение среди некурящих авторитетов;
  9. Не изменить своим жизненным принципам, не вредить себе и своим близким;

3 возрастная  группа  9-11 классы

Творческий проект Работа с Интернет, составление презентаций

 1 группа: «Звёзды и наркотики» (Фредди меркурии, Бритни Спирс, Владимир Высоцкий, и др.)

http://www.netnarkotik.ru

Вывод: «Какие последствия употребления наркотиков?»

Аргументы “за”

Аргументы “против”

 

 

 

 

 «За и против» (см. таблица)

2 группа «Великие спортсмены России»

(Роман Павлюченко, Алексей Немов и др.)

Вывод: Ответить на вопрос – «Возможно ли была бы их победа, если бы они впустили в свою жизнь наркотики?»

«За и против» (см. таблица)

МОЙ ВЫБОР – НЕ употреблять наркотические вещества! (рефлексия для всех участников)


Раздаточный материал:


1возрастная группа 1-6 классы

Задание: Ответьте на вопрос: «Какие угрозы здоровью вы знаете?» (уровень 1-4 кл)

Задание: Разыграйте театральную сценку (4-6 кл):

Аргументы “за”

Аргументы “против”

 

 

 

 

Заполнить таблицу

- Как противостоять приглашению попробовать закурить?

Сейчас ребята разыграют ситуацию, она может пригодиться не только в конкретном случае, но и в любой жизненной ситуации, если человеку предлагают сделать то, чего он не хочет (закурить, выпить, прогулять урок).

Внимательно следите за диалогом и потом выскажите, кто был убедительнее (участники А и Б).

А. Давай закурим!

Б. Мне нельзя.

А. Почему?

Б. Меня родители увидят.

А. А мы отойдем за угол.

Б. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

А. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты?!

Б. А я “наши” сигареты не курю.

А. У меня иностранные.

Б. А я от спичек не прикуриваю.

А. А у меня зажигалка.

Б. Нет, меня родители увидят.

А. Мы пойдем в подвал.

Б. В замешательстве и не знает, что ответить.

- Кто победил, кто был убедительнее? (А) 

Что можете сказать про участника (Б)?

 (Участники Е. и Ж.)

Е. На, кури!

Ж. Я не буду.

Е. А что тогда сюда пришел?

Ж. Просто так.

Е. Ну, тогда иди отсюда!

А что бы вы сказали, если бы вам предложили закурить?

Аргументы “за”

Аргументы “против”

 

 

 

 

Заполнить таблицу


2 возрастная группа 7-9 классы

Упражнения энергизаторы (игровые формы обучения)

1 команда:

Игра «Брось сигарету!»

  1. 5 баллов. При попадании в больших количествах в организм человека этого содержащегося в табаке яда начинаются судороги?
  2. 10 баллов. Почему курильщику труднее, чем некурящему, выучить стихотворение?
  3. 20 баллов. При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом. Назовите его?
  4. 25 баллов. Что такое “пассивное курение”?

Вред курения!

  1. 5 баллов. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
  2. 10 баллов. Что происходит с зубами человека под воздействием

Здоровье человека!

  1. 15 баллов. Составь пословицы:

Здоров будешь -

 

делай зарядку до старости лет.

Лучше средства от хвори нет,

 

проживешь дольше.

Двигайся больше -

 

все добудешь.

  1. 25 баллов. Способность организма противостоять действию поврежденных факторов, защитная реакция организма.

Аргументы “за”

Аргументы “против”

 

 

 

 

Заполнить таблицу


2 команда

Береги сердце!

  1. 5 баллов. Эти вредные привычки негативно сказываются на работе сердца?
  2. 10 баллов. Какую пользу для сердца приносят физические упражнения?
  3. 15 баллов.  После какого действия наблюдается сужение кровеносных сосудов на 30 минут?
  4. 25 баллов. Как курение влияет на работу сердца?

Вред курения!

  1. 20 баллов. Составь пословицу о вреде курения.

Если хочешь долго жить,

 

тот сам себе враг.

Здоровье сгубишь,

 

брось курить.

Кто курит табак,

 

новое не купишь.

  1. 25 баллов. Если человек начал курить в 15 лет, насколько в среднем уменьшится продолжительность его жизни?

Здоровье человека!

  1. 5 баллов. Продолжите древнее изречение: “В здоровом теле…
  2. 10 баллов.  Так называется состояние полного физического и психического благополучия?

Аргументы “за”

Аргументы “против”

 

 

 

 

Заполнить таблицу

Метод Обучение в группе

 Рефлексия. Закончите предложение.

  1. Остаться в среде некурящих и сохранить здоровье.
  2. Каждый человек должен осознать, что его здоровье…
  3. Жизнь – это…
  4. У человека есть право на …
  5. Забота о собственном здоровье….
  6. Хорошее здоровье ….

Не буду курить (употреблять наркотические вещества), чтобы:

  1. Сохранить свое здоровье и здоровье своей семьи;
  2. Иметь привлекательную внешность;
  3. Получить престижную работу;
  4. Не тратить попусту время;
  5. Сохранить работоспособность;
  6. Не тратить деньги на то, за что потом нужно дорого платить;
  7. Не лишать себя удовольствия от жизни;
  8. Завоевать уважение среди некурящих авторитетов;
  9. Не изменить своим жизненным принципам, не вредить себе и своим близким;

Аргументы “за”

Аргументы “против”

 

 

 

 

Заполнить таблицу:

3 возрастная  группа  9-11 классы

Творческий проект. Работа с Интернет, составление презентаций

 1 группа: «Звёзды и наркотики» (Фредди меркурии, Бритни Спирс, Владимир Высоцкий, и др.)

http://www.netnarkotik.ru

Вывод: «Какие последствия употребления наркотиков?»

Аргументы “за”

Аргументы “против”

 

 

 

 

 «За и против» (см таблица)


2 группа «Великие спортсмены России»

(Роман Павлюченко, Алексей Немов и др.)

Вывод: Ответить на вопрос – «Возможно ли была бы их победа, если бы они впустили в свою жизнь наркотики?»

Аргументы “за”

Аргументы “против”

 

 

 

 

 «За и против» (см таблица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.

     Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....