Феномен традиции в поликультурном образовании
материал по теме
Миссия школы, сформировавшаяся в предшествующие годы , ориентирует всех участников образовательного процесса на стремление к идеалу гуманистического образования на основе интеграции личности в систему различных культур - общечеловеческой, национальной, семейной, субрегиональной и др. с использованием различных путей и условий.
В условиях роста процесса государственно-общественного управления образованием особую важность приобретает образование, основанное на учете социального заказа, на ценностных установках тех субкультур (семейной, региональной) , в которые включен ученик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chernyshev_k_voprosu_o_kulturno-istoricheskih_tradiciyah_v_vospitanii.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Феномен традиции в поликультурном образовании
Миссия школы, сформировавшаяся в предшествующие годы , ориентирует всех участников образовательного процесса на стремление к идеалу гуманистического образования на основе интеграции личности в систему различных культур - общечеловеческой, национальной, семейной, субрегиональной и др. с использованием различных путей и условий.
В условиях роста процесса государственно-общественного управления образованием особую важность приобретает образование, основанное на учете социального заказа, на ценностных установках тех субкультур (семейной, региональной) , в которые включен ученик.
Теоретическую основу представляемого эксперимента составляет идея поликультурной школы. Поликультурное школьное образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ее компетенций, ценностных ориентаций, этических, эстетических потребностей и идеалов. Он включает в себя культуросозидающий компонент, отражающий особенности саморазвития ребенка в различных культурах и обеспечивающий сохранение, передачу, воспроизводство и обогащение культуры со стороны ребенка. Поликультурное школьное образование рассматривает интеграцию человека в культуру, возможность его самореализации в неразрывном единстве с историей и традициями родного края. Поликультурное школьное образование способствует бесконфликтной идентификации личности с субкультурами.
Поликультурная школа реализуется в определенном пространстве.
Образовательное пространство – это разнообразные среды школьного бытия, в которых совместное преобразование сфер культуры всеми участниками образовательного процесса становится фактором комплексного воздействия на процесс развития и самореализации личности.
Образовательное пространство с разнообразными средами предоставляет возможность ученику выбирать формы самосовершенствования на основе предлагаемых альтернатив.
Важнейшую роль в обеспечении условий развития личности школьника играют такие среды, как «семья», «школа» и «объединение по интересам», построенные на принципах личностно ориентированной жизнедеятельности.
Поликультурная школа ориентируется на воспитание личности с определенными ценностными ориентациями, моралью, поведением, отношением к другим людям. Сущность воспитания такой личности состоит в том, что
а) образование является предметом пристального внимания не только в школе, но и в других средах (в семье, в группах по интересам);
б) в системе общего и дополнительного образования, особенно при изучении языков, литературы, истории и культуры (экологической, музыкальной, нравственной, художественно-эстетической, трудовой и др.) наряду с приобретением вербальных компетенций, учащиеся овладевают способами социально значимого поведения в другой культуре.
Признаками воспитанной личности в поликультурной школе является уважение к представителям других культур (семейной, национальной, социальной и др.), культурная непредвзятость, социокультурный такт, социокультурная наблюдательность, то есть именно то, что характеризует культурно-исторические традиции Донского края.
В массовой трактовке понятия «культурно-исторической традиции» преобладают этнографические (в Ростовской области – казачьи) мотивы. В массовости создания казачьих/кадетских школ, краеведческих музеев казачьего быта, в формировании представления о традициях Дона как о традициях казачества и во многом подобном нивелируется сама идея поликультурного образования, дискурс традиции в образовании. Мириться с этим пололожением мы не можем. Несомненно, фундаментальным качеством человеческого бытия является способность создавать и наследовать культурные произведения. Традиция в широком смысле, как наследование культуры, выступает, таким образом, как универсальная характеристика человеческого способа быть. "Любовь к предкам" – вовсе не риторическая фигура, это реальное и очень сильное переживание, которое так проникновенно выразил Пушкин:
Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.
На них основано от века, по воле Бога самого,
Самостоянье человека, залог величия его.
Эти смыслы пробуждают в человеке сознание нравственных обязательств в отношении к роду, народу, Родине, побуждают его искать истину в прошлом и "продолжать дело отцов", наделяя ценностным содержанием непрерывность общего дела сменяющих друг друга поколений..
Традиция никогда не "дана" – традиция всегда "создается". Есть своеобразный иллюзионизм в том, чтобы воспринимать традицию как то, что всегда было. На самом деле идет постоянный процесс переоценки и переопределения элементов наследия, в котором одни элементы отодвигаются в тень, другие выходят на первый план. Традиция творится, моделируется, видоизменяется в соответствии с нынешними потребностями и стремлениями данной исторической ситуации.
Предлагаем понимать культурно-историческую традицию как позитивно оцениваемый ее субъектом способ жизнеустройства, воспроизводимый на протяжении ряда поколений в меру активности субъекта традиции. Культурно-исторические традиции разнообразны в меру разнообразия культурно-исторических субъектов, отстаивающих способ своего существования и предъявляющих права на условия реализации способа жизнестроительства, представляющегося им ценным.
Традиция в широком смысле - это форма самоорганизации, устойчиво воспроизводящаяся из поколения в поколения за счет специфических организованностей (таких как уклад, ритуал, обряд, воспитательный обычай, учительные установления, корпус основных текстов и другое), и запечатлевающая в человеке определенный тип работы над самим собой. Элементы традиции задают условия для воспроизведения специфического человеческого опыта, будь то опыт переживания аффекта, опыт сознания, опыт мышления, опыт действия. Традиции – своего рода творческие лаборатории в историческом образовании человеческого духа, в них "человеческое" являет себя, воспитывает себя и узнает себя, что оно есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. А. Акимов, В. В. Клименко «Феномен края»
Статья из журнала «Юный техник» 1988 г. №1-3Статья поможет лучше понять одарённых детей, избежать главных ошибок их воспитания. Хотя, по большому счету, эта статья - лишь постановка вопроса. Исчерпыва...
Феномен Гагарина
Презентация показана на литературном празднике, посвящённом 50-летию Космоса....
Анализ книги В.И.Россошанского "Феномен Гагарина"
работа по книге...
Урбанизация - феномен ХХ века
Одной из задач современной школы является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту за...
«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...
Урок как педагогический феномен
Прецентация "Урок как педагогический феномен" поможет учителю спланировать свой урок правильно и интересно....
Традиции обыденности как феномен Русской Православной церкви
Сегодня в научной и публицистической литературе очень много говорится о необходимости духовного возрождения национальных традиций. Особую значимость в данном направлении приобретает проблема сохранени...