Методические основы спортивной подготовки детей школьного возраста
материал по теме
Выступление на районном семинаре учителей по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rayonnom_seminare_uchiteley_po_fizkulture.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном семинаре
«Методические основы спортивной подготовки
детей школьного возраста»
(для учителей физической культуры)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Все вы знаете, что актуальной проблемой в области физического воспитания школьников был и остаётся поиск новых педагогических технологий, позволяющих повысить интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями и усилить положительные эффекты, связанные с качественным улучшением их физических кондиций и приобретением жизненно важных двигательных умений и навыков. Анализ показывает, что одним из необходимых средств, обеспечивающих разностороннее и гармоническое развитие и воспитание школьников, являются гимнастические упражнения, занятия которыми носят образовательно-развивающую и прикладную направленность, способствуя совершенствованию двигательной функции учащихся.
C этой целью были организованы курсы для учителей физической культуры на базе МГПИ им.Евсевьева по программе «Спортивная гимнастика. Теория и методика спортивной тренировки». Курсы были очень интересные, насыщенные, плодотворные. Лекции читали как преподаватели пединститута, так и представители из г. Москвы Лагутин Андрей Борисович и Миханина Галина Михайловна. Практическую часть проводил Аркаев Леонид Яковлевич, заслуженный тренер СССР и России по спортивной гимнастике, который сейчас работает у нас в г.Саранске в спортивной школе гимнастике. Именно благодаря ему у нас в Мордовии стали активно пропагандировать данный вида спорта. Сейчас я хочу предложить вам посмотреть видеофильм о спортивной школе олимпийского резерва по спортивной гимнастике (просмотр фильма).
Очень важно привить детям любовь к гимнастике, так как гимнастика – это самый массовый, самый доступный вид спорта. Занятия можно начинать с самого раннего возраста. Но цель не ставится, что бы все в дальнейшем стали гимнастами и выбрали для занятий именно этот вид спорта. Главное - необходимо с самого раннего возраста помочь детям найти себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что поможет ему на протяжении всей его жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психологическое равновесие. Заметьте, что из гимнастики можно перейти в любой другой вид спорта и достигнуть там высоких результатов, а вот в гимнастику (если время упущено) уже возврата нет.
Гимнастика — одно из самых красивых направлений в спорте. Вместе с тем — самое травмоопасное. Поэтому на уроках физкультуры в школе учителям и детям надо быть особенно внимательными. Для этого необходимо знать и владеть терминологией, уметь выполнять страховку, учить детей самим страховать себя (раздать материал по общеразвивающим упражнениям).
Какие же средства гимнастики используются в школе:
- строевые упражнения
- разновидности ходьбы и бега
-О.Р.У.
- прыжки (опорные прыжки)
- висы и упоры
- прикладные упражнения
- музыкально-ритмические средства
- художественная гимнастика
Чтобы все это не было скучным и не надоедало нужно:
- Использовать музыку на уроке;
- Выполнять разновидности передвижений с ускорением по сигналу или на определенном отрезке дистанции;
- Передвигаться боком или спиной вперед;
- Изменять темп подсчета при выполнении композиций, разновидностей передвижений или комплексов О.Р.У. ;
- Выполнять О.Р.У. с поворотом на 90 или 180 градусов;
- Выполнять О.Р.У. со сменой мест в колонне;
- Выполнять бег из разных И.п. – стоя спиной к направлению движения, уз упора присев, положения лежа и т.д.
- Выполнение простейших акробатических упражнений (кувырков вперед и назад, перекатов, переворотов) из различных И.п. – толчком обеих ног или одной ноги и т.д.;
- Выполнение освоенных двигательных действий стоя на носках, на гимнастической скамейке, бревне.
- Выполнение различных вариантов прыжков в короткую и длинную скакалку.
Очень важно на уроках физкультуры давать учащимся комплексы упражнений на 16, 32, 40, 48 и 64 счета, что является прекрасным средством развития памяти.
Регулярные занятия гимнастикой укрепляют здоровье. Придает стройность девичьим фигуркам, мальчишкам дает возможность для всестороннего физического развития. Гимнастику необходимо преподавать, начиная с детского сада и до выпускных экзаменов в школе, тогда не возникнет трудности подготовить учащихся к школьной олимпиаде по физической культуре. Уже в детском саду и начальных классах дети довольно быстро разучивают и выполняют упражнения на снарядах (бревне, брусьях, выполняют вольные упражнения, куда включены акробатические элементы). (Просмотр видеофильмов с олимпиадой в детском саду и школе).
Традиционный урок гимнастики в школе с характерными для него строгой регламентацией учебного процесса, относительно низкими показателями моторной плотности, повышенной травмоопасностью, связанной с выполнением упражнений на снарядах, сохраняющих свой неизменный вид уже многие десятилетия, ограниченными возможностями для проявления творческих способностей учащихся, в последнее время начал уступать свои позиции более динамичным и эмоциональным видам физкультурно-спортивной деятельности - игровым и спортивным единоборствам. Эти тенденции обусловливают необходимость поиска новых образовательных видов гимнастики, которые, сохраняя ее главные достоинства - многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их влияния на формирование физических кондиций занимающихся, воспитание социально приемлемых форм межличностных отношений, построенных на стратегии партнерства и сотрудничества, были бы доступны и привлекательны для мальчиков и девочек с обычным уровнем физического развития, находящих интерес в занятиях гимнастическими упражнениями в школьном возрасте. К таким видам гимнастики наряду с уже получившими распространение спортивной аэробикой и многочисленными разновидностями фитнес-гимнастики относится общая гимнастика (командная гимнастика), включающая в себя наиболее интересные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки. При этом все названные виды гимнастического троеборья выполняются с музыкальным сопровождением.
Важной отличительной особенностью общей гимнастики является то, что участники соревнуются только в составе команды, а их мастерство оценивается не голько по уровню техники исполнения упражнения каждым участником в отдельности (что традиционно для гимнастики вообще), но и по уровню согласованности и артистизма действий всех членов гимнастической команды.
Общей гимнастике присуща динамичность, музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, низкий уровень травмоопасности, обусловленный оптимальной сложностью упражнений и повышенными требованиями к обеспечению безопасности при их выполнении. Доступность общей гимнастики для широкого контингента занимающихся обусловлена возможностью для каждого занимающегося тренироваться и выступать по выбору в одном, двух или трех видах гимнастического многоборья.
Занятия общей гимнастикой позволяют на основе обогащения индивидуального двигательного опыта разнообразными гимнастическими упражнениями комплексно воздействовать на формирование основных физических качеств - силы, быстроты, гибкости при приоритете развития двигательно-координационных способностей, что особенно ценно в младшем школьном возрасте.
Групповые вольные упражнения, составленные из разнообразных движений общеразвивающего характера на 40, 48 и 64 счета, являются эффективным средством воспитания двигательно-ритмических способностей, тренировки вестибулярного анализатора, развития общей гибкости. Незаменимы вольные упражнения и как средство развития памяти на движения, помогающей в дальнейшем быстро и прочно осваивать более сложные двигательные действия.
Тренировка прыжковых упражнений формирует у занимающихся жизненно важные двигательные навыки, активно развивает скоростно-силовые и координационные способности (раздать материал).
Но самое главное, на что делали упор на данных курсах – это разминка. Подготовка к основной части урока или разминка – важная часть учебного занятия, которой нельзя пренебригать. Разминка решает ряд специальных задач, основными из которых являются:
- создание организующего начала;
- подготовка к основной части урока;
- общее разогревание и активизация опорно-двигательного аппарата;
- профилактика травматизма;
- координационная настройка;
- выработка правильной осанки;
- проработка и активизация навыков выполнения базовых управляющих движений;
Отработка базовых контрольных поз и граничных положений;
- фоновая физико-техническая или технико-физическая настройка.
К комплексу упражнений, входящих в общую разминку, предъявляются специальные требования. Помимо решения вышеперечисленных задач этот комплекс должен:
- охватывать все группы мышц, связок и сухожилий, активно работающих при выполнении тренировочной программы;
- проводиться в основном поточным методом (без остановки);
- выполняться всеми членами команды одновременно под руководством учителя;
- оставаться стабильным на протяжении длительного времени.
Ее мы с вами сегодня и разучим на практической части нашего семинара (уходим переодеваться).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...
"Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению".
Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии....
Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Победе в Великой Отечественной войне
В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста, посредством вовлечения их в подготовку и проведение мероприятий, связанных с Великой Победой в Великой Отечеств...
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...
Учебно-методическрй комплекс "Теоретические и методические основы физического развития детей раннего и дошкольного возраста!
В материале представлены программа, вопросы для повторения к экзамену, квалификационный экзамен...
Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» Фи...
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию «Знакомство с основами спортивного ориентирования детей дошкольного возраста»
Методические рекомендациидля тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию«Знакомство с основами спортивного ориентирования детей дошкольного возраста»...