«Единство семьи и школы в воспитании детей»
статья по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
«единство семьи и школы в воспитании детей»
Единство семьи и школы – эта тема всегда сложная, всегда актуальная, на эту тему нет готовых рецептов. Вопросов всегда возникает много, а ответов мало. Поэтому давайте поразмышляем на эту тему.
Если разграничить четко функции семьи и школы, то школа всегда должна была заниматься обучением, а семья – воспитанием ребенка. Но цель и школы, и семьи – развитие личности. Поэтому объединяет две разграниченные функции именно развитие личности, т.е. цель.
Школа не может заниматься чистым обучением. Это обучение безусловно должно быть воспитывающим. А семья, кроме воспитания, должна обеспечивать контроль обучения.
Надо сказать, что несмотря на то, что функции воспитания лежат больше на семье, родители, какими бы они не были добросовестными и как бы они не хотели блага своему ребенку, они могут многого не знать и не уметь в процессе воспитания.
А школа, педагоги-профессионалы, наверное, не имеют такого права – не знать и не уметь. Ибо педагогика – это наука о воспитании. Это наш профессионализм.
Все известные теоретики –педагоги, если они ставили цель помочь ребенку, обучали процессу воспитания родителей этих детей и считали, что без обоюдной помощи, без такой своеобразной двухсторонней атаки результаты хорошими не будут.
Поэтому в идеале школа не только должна помогать родителям в воспитании детей, особенно трудных, школа должна учить родителей.
Но это все в идеале, к которому несомненно надо стремиться.
Но жизнь всегда все корректирует. И мы можем делать только то, что можем.
Поэтому, наверное, сейчас школа и родители должны объединяться в том. Чтобы уберечь ребенка от негатива сегодняшнего времени.
Если дети не нужны ни школе, ни семье, то они просто попадают на улицу. А улица сегодняшнего дня – это насилие, разврат, наркотики, алкоголь, это деградация в лучшем случае, гибель – в худшем.
Поэтому сегодня совершенно необходимо говорить с родителями о досуге детей. (многие из вас с этим согласятся, судя по результатам анкеты).И наверное, инициативу на себя должна брать школа.
Если досуга контролируемого нет, то значит, ребенок целиком предоставлен улице со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Родители должны знать о положении в городе с малолетней проституцией, о статистике венерических заболеваний, о том, что наркомания практически не поддается лечению, что легче уберечь, чем вылечить.
Родители должны знать элементарные положения уголовного закона для подростков.
Не все наши родители образованны и грамотны. Да и образованные родители могут не интересоваться конкретными вещами.
Но школа, сталкиваясь с проблемами детей, для всех без исключения родителей должна давать своевременную исчерпывающую информацию, связанную с проблемами детства. Эту информацию должны получать и дети.
Сейчас знаменитые общественные деятели, артисты, люди, сами пережившие личные драмы или бывшие их свидетелями, выступают за то, чтобы уберечь наших детей от пагубных последствий современного времени с лекциями, беседами,, концертами…
Они с общественных трибун говорят с ребятами.
Конечно же, педагоги, которые каждый день находятся рядом, не должны быть равнодушными, не должны молчать.
Надо приглашать опытных специалистов (юристов, наркологов, психологов…). С одной стороны родителей надо озадачить (напугать), с другой стороны – помочь им быть грамотными в этих вопросах.
Надо сказать что, чем меньше свободного времени у ребенка, тем он более защищен. У ребенка должен быть досуг, который необходимо контролировать родителям.
Ребенок тянется к хорошему, если его направлять. Надо стремиться, чтобы тяга к хорошему вошла в привычку.
Хорошо, если родители это понимают и обеспечивают культурный отдых детям.. (посещение театров, кино, выставок, экскурсий; походы, совместные прогулки; встречи, вечера; обучение в учреждениях дополнительного образования: школа искусств, музыкальная, СЮТУР, ДДЮТ и тд).
В организации детского досуга большую роль играют спортивные секции и кружки, так как спорт нравится всем детям: и мальчикам, и девочкам.
По возможности в школе должны быть кружки. Ибо творчество также нравится всем, и оно способствует развитию ребенка.
В чем еще родители и школа должны совместно объединить усилия: с раннего возраста прививать уважение и желательно любовь к книге. Ибо книга не только развивает ребенка и обогащает его душу, но и заполняет его досуг.
В школе должен быть культ чтения, культ книги.
Этому способствуют литературные вечера, праздники книги, диспуты, литературные чтения…
Если вспомнить великого педагога Сухомлинского, то у него было четыре культа: культ книги, Родины, человека и красоты.
На эту тему можно долго и много говорить. И сейчас хотелось бы услышать мнения людей.
Но чтобы подвести своеобразный итог этому разговору, необходимо еще раз выделить самые важные моменты:
- Общество, в котором мы живем, состоит из людей. И от того, какие это люди, будет зависеть вся наша жизнь. Эта жизнь будет или цивилизованной, или мы будем жить в зверинце. А значит, на эту тему говорить надо. И школа здесь должна оставаться островами культуры, как бы жизнь не менялась.
- Школа никогда ничего не может сделать одна, потому что дети большую часть своего времени проводят в семьях, а, значит, надо донести до родителей важность правильного воспитания ребенка, ибо это прежде всего надо самим детям.
- Как это сделать? Может быть, не все и получится, но что-то делать надо. И прежде всего обеспечивать интерес к обучению, чтобы дети в школу шли с желанием. И обеспечивать досуг ребят и школе, и родителям. А для этого должна быть грамотная информация и педагогическая, и конкретная помощь и родителям, и детям.
Вопросы к обсуждению:
- Каким образом происходит педагогическое просвещение?
- Какую помощь родители оказывают вам?
- Совместная деятельность классных руководителей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
Презентация к родительскому собранию...
Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».
Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...
Школа и семья как партнеры в воспитании детей
Одной из проблем современных школ является отсутствие партнёрства в воспитании детей между семьёй и школой. Здесь мне хотелось бы ещё раз показать значимость "знаменитого треугольника": семья, ученик,...
Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей с ОВЗ
Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическ...
Роль семьи и школы в воспитании детей
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпо...
Роль семьи и школы в воспитании детей
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей...
Выступление «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»
Выступление на родительском собрании «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»...