Эссе "Учебные компетенции"
статья на тему
Предварительный просмотр:
ЭССЕ «УЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»
( Вербицкая С.А.)
Требованием времени является подготовка выпускников способных адаптироваться в современных условиях.
Стратегия содержания общего образования (1996г) «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001г.) призвана осуществлять переориентацию оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность на понятия «компетентность», «компетенция». Следовательно рассматривается компетентностный подход в образовании.
В глоссарии компетентность определяется так:
-Это способность делать что-либо хорошо или эффективно;
-Соответствовать требованиям предявляемым при устройстве на работу;
-Способность выполнять трудовые функции.
Дидакты Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков подчеркивают практическую направленность компетенций «Компетенция является сферой отношений существующих между знанием и действием и человеческой практике».
Компетентным является человек обладающий, знающий, сведущий в определенной области. И имеющий право делать со своими знаниями что-либо. Имеющий право решать что-либо, судить о чем-либо.
В докладе Жана Делора международной комиссии по образованию XXI «Образование- сокрытое сокровище», выделены глобальные компетенции:
-научиться познавать ;
-научиться делать;
-научиться жить вместе;
-научить жить.
Эти компетенции являются желаемым результатом образования.
В 1996 г. в г. Берне на симпозиуме по программе Совета Европы принято, что для реформ образования необходимо определение ключевых компетенций. Которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и дальнейшего высшего образования.
Составными элементами компетентности являются согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования»:
-результаты обучения (знания и умения);
-система ценностных отношений;
-привычки.
Психолог Д. Прайер определяет компетентность как меру понимания окружающего мира и адекватность взаимодействия с ним.
Психологи М.Пермуттер, Л.Нигуист под компетентностью понимают совокупность знаний, умений, навыков позволяющих успешно выполнять деятельность.
Дидакты С.Ю. Степанов, О.А. Полищук, И.Н.Семенов считают , что понятие компетентность включает:
-общую совокупности знаний;
-знания возможных последствий;
-знания конкретного способа воздействия;
-уровень умения;
-опыт практического использования знаний.
Таким образом. Компетентность- это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядится ими при исполнении своих функций.
Компетентность складывается из совокупности взаимодействующих умений:
-умение оценить ситуацию;
- умение ориентироваться в изменяющихся условиях;
-умение прогнозировать развитие дальнейшей ситуации;
-умение понимать изучаемые знания;
- умение реализовать собственные коммуникативные намерения и варьировать их с учетом ситуации;
-умение разрабатывать план, программу своего действия;
-умение корректировать свой план и свои действия.
Можно выделить несколько предметных компетенций:
-экологическую компетентность;
-географическую компетентность.
Под экологической компетентностью понимают уровень экологических знаний и умений способствующих ответственному отношению к природе и позволяющих успешно выполнять природоохранную деятельность.
Под географической компетентностью понимают уровень знаний и умений, способствующих построению взаимоотношений с природой и с обществом на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде и позволяющих успешно выполнять природосообразную деятельность.
Компетентностный подход полагает целью школы развитие:
-комплекса качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях;
-социальную мобильность ученика;
-индивидуальный подход реализуется через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.
-требования ориентируют на овладение определенными знаниями которые представлены в содержательно –деятельностной форме: называть, приводить примеры, характеризовать, обосновывать, определять, соблюдать правила поведения в природе.
Сущность деятельностного подхода, это проявление развитие способностей в деятельности.
Содержание образовательного минимума Госстандарта биологического и географического образования есть перечень дидактических едениц. Он не позволяет определять качество знаний
учащихся, виды учебной деятельности. Деятельность раскрывается в требованиях, изложенных в форме различных видов учебной деятельности.
Виды умений в гостстандарте:
-требования ориентируют на овладение определенными знаниями и умениями, которые представлены в содержательно деятельностной форме:
-называть;
-приводить примеры;
-характеризовать;
-обосновывать;
-определять;соблюдать правила поведения в природе.
Ожидаемый итогом усвоения и овладения школьниками обязательного минимума:
-определенными знаниями;
-интеллектуальными умениями;
-практическими умениями.
Которые позволят им включиться в деятельность где принимаются биолгические знания. Что же этому мешает?
Доктор пед. наук А.Хуторской считает:
-нужно не сокращать знаниевый компонент в образовательном минимуме,
-нужно менять его роль и форму
Ибо знания не отчужденный от школьников набор понятий, терминов и различных тем.
Реальное содержание образования создается непосредственно в учебном процессе.
Содержание образования имеет две формы существования:
-внешнюю - задаваемую в виде среды для образовательной деятельности школьников;
-внутреннюю- в виде содержания образования, которое является результатом деятельности каждого из них.
Главной целью школы является содержание внутреннего образования ученика -конструируемые им знания, формируемые им умения и навыки, осваиваемые способы деятельности.
Современными тенденциями в образовании является следующее:
ученик в центре учебного процесса, внимание концентрируется на ученике;
-развитии ученика;
- формировании его мотивационной сферы;
-формировании его независимого критического стиля мышления.
Поэтому современные тенденции в образовании:
-личностная;
-деятельностная;
-творческая.
Направленности образования.
Отсюда в минимуме содержания образования должны быть способы организации деятельности ученика по отношениям изучаемым явлениям и категориям.
Деятельностная форма содержания образования:
Знаниевая форма географического, биологического минимума:
-признаки и закономерности в географической среде;
-внутренняя среда организма;
-кровеносная лимфатическая системы.
Деятельностная форма этих знаний:
-выявление признаков живого организма;
-анализ внутренней среды организма;
-анализ кровеносной, лимфатической систем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
Учебно-познавательная компетенция-основная компетенция на уроке.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”....
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Коммуникативная компетенция и её компоненты. Уровни коммуникативной компетенции.
Основная цель обучения иностранному языку -это развитие коммуникативной компетенции....
Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...
Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя
В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...