Эссе "Учебные компетенции"
статья на тему

Материал был представлен на МО школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_kompetencii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «УЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»

                                                   (  Вербицкая С.А.)

Требованием времени является подготовка выпускников способных адаптироваться в современных условиях.

        Стратегия содержания общего образования (1996г) «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001г.)  призвана осуществлять переориентацию оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность на понятия «компетентность», «компетенция». Следовательно рассматривается компетентностный подход в образовании.

В глоссарии компетентность определяется так:

-Это способность делать что-либо хорошо или эффективно;

-Соответствовать требованиям предявляемым при устройстве на работу;

-Способность выполнять трудовые функции.

Дидакты Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков подчеркивают практическую направленность компетенций «Компетенция является сферой отношений существующих между знанием и действием и человеческой практике».

Компетентным  является человек обладающий, знающий, сведущий в определенной области. И имеющий право делать со своими знаниями что-либо. Имеющий право решать что-либо, судить о чем-либо.

В докладе Жана Делора международной комиссии по образованию XXI «Образование- сокрытое сокровище», выделены глобальные компетенции:

-научиться познавать ;

-научиться делать;

-научиться жить вместе;

-научить жить.

 Эти компетенции являются желаемым результатом образования.

В 1996 г. в г. Берне на симпозиуме по программе Совета Европы принято, что для реформ образования необходимо определение ключевых компетенций. Которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и дальнейшего высшего образования.

Составными элементами компетентности являются согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования»:

-результаты обучения (знания и умения);

-система ценностных отношений;

-привычки.

Психолог Д. Прайер определяет компетентность как меру понимания окружающего мира и адекватность взаимодействия с ним.

Психологи  М.Пермуттер, Л.Нигуист под компетентностью понимают совокупность знаний, умений, навыков позволяющих успешно выполнять деятельность.

Дидакты С.Ю. Степанов, О.А. Полищук, И.Н.Семенов считают , что понятие компетентность включает:

-общую совокупности знаний;

-знания возможных последствий;

-знания конкретного способа воздействия;

-уровень умения;

-опыт практического использования знаний.

Таким образом. Компетентность- это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядится ими при исполнении своих функций.

Компетентность складывается из совокупности взаимодействующих умений:

-умение оценить ситуацию;

- умение ориентироваться в изменяющихся условиях;

-умение прогнозировать развитие дальнейшей ситуации;

-умение понимать изучаемые знания;

- умение реализовать собственные коммуникативные намерения и варьировать их с учетом ситуации;

-умение разрабатывать план, программу своего действия;

-умение корректировать свой план и свои действия.

Можно выделить несколько предметных компетенций:

-экологическую компетентность;

-географическую компетентность.

Под экологической компетентностью понимают уровень экологических знаний и умений способствующих ответственному отношению к природе и позволяющих успешно выполнять природоохранную деятельность.

Под географической компетентностью понимают уровень знаний и умений, способствующих построению взаимоотношений с природой и с обществом на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде и позволяющих успешно выполнять природосообразную деятельность.

Компетентностный подход полагает целью школы развитие:

-комплекса качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях;

-социальную мобильность ученика;

-индивидуальный подход реализуется через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

-требования ориентируют на овладение определенными знаниями которые представлены в содержательно –деятельностной форме: называть, приводить примеры, характеризовать, обосновывать, определять, соблюдать правила поведения в природе.

Сущность деятельностного подхода, это проявление развитие способностей в деятельности.

Содержание образовательного минимума Госстандарта биологического и географического  образования есть перечень дидактических едениц. Он не позволяет определять качество знаний

учащихся,  виды учебной деятельности. Деятельность раскрывается в требованиях, изложенных в форме различных видов учебной деятельности.

 Виды умений в гостстандарте:

-требования ориентируют на овладение  определенными знаниями и умениями, которые представлены в содержательно деятельностной форме:

-называть;

-приводить примеры;

-характеризовать;

-обосновывать;

-определять;соблюдать правила поведения в природе.

Ожидаемый итогом усвоения и овладения школьниками обязательного минимума:

-определенными знаниями;

-интеллектуальными умениями;

-практическими умениями.

Которые позволят им включиться в деятельность где принимаются биолгические знания. Что же этому мешает?

Доктор пед. наук А.Хуторской считает:

-нужно не сокращать знаниевый  компонент в образовательном минимуме,

-нужно менять его роль и форму

Ибо знания не отчужденный от школьников набор понятий, терминов и различных тем.

Реальное содержание образования создается непосредственно в учебном процессе.

Содержание образования имеет две формы  существования:

-внешнюю - задаваемую в виде среды для образовательной деятельности школьников;

-внутреннюю- в виде содержания образования, которое является результатом деятельности каждого из них.

Главной целью школы является содержание внутреннего образования ученика -конструируемые им знания, формируемые им умения и навыки, осваиваемые способы деятельности.

Современными тенденциями в образовании является следующее:

ученик в центре учебного процесса, внимание концентрируется на ученике;

-развитии ученика;

- формировании его мотивационной сферы;

-формировании его независимого критического стиля  мышления.

Поэтому современные тенденции в образовании:

-личностная;

-деятельностная;

-творческая.

Направленности образования.

Отсюда в минимуме содержания образования должны быть способы организации деятельности ученика по отношениям изучаемым явлениям и категориям.

Деятельностная форма содержания образования:

Знаниевая форма географического, биологического минимума:

-признаки и закономерности в географической среде;

-внутренняя среда организма;

-кровеносная лимфатическая системы.

Деятельностная форма этих знаний:

-выявление признаков живого организма;

-анализ внутренней среды организма;

-анализ кровеносной, лимфатической систем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

Учебно-познавательная компетенция-основная компетенция на уроке.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”....

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Коммуникативная компетенция и её компоненты. Уровни коммуникативной компетенции.

Основная цель обучения иностранному языку -это развитие коммуникативной компетенции....

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...

Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя

   В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...