Мастер – класс на тему: «Особенности организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС»
учебно-методический материал
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему: «Особенности организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС»
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Сегодня мы с вами говорим об уроке в свете ФГОС. На что нужно делать акцент, работая по новым стандартам? Вот какие выражения можно подобрать к буквам ФГОС.
Ф | Фактические знания |
Г | Групповая или индивидуальная работа |
О | Опора на проблемное обучение |
С | Системно-деятельностный подход (или самостоятельное добывание знаний) |
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Известный педагог Юрий Анатольевич Конаржевский говорил: «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке».
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока — дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
- У ученика надо сформировать мотивацию учения, т.е. ребёнок должен заинтересоваться тем, что ему предстоит изучить или чему научиться на уроке. Ученика должно подвести к тому, чтобы он сам чётко сформулировал тему и цель урока.
- Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.
- На каждом уроке, перед каждой контрольной работой давать детям критерии оценки их работы. Ученик должен чётко знать, за что ставится «5», за что «4» и т.д.
- Обязательный тип заданий на каждом уроке — исследовательская деятельность ребёнка (маркировка, группировка, подведение под понятие и т.д.).
- Уровневая дифференциация. У ребёнка должен быть выбор: что делать, сколько делать, как делать. То же самое относится и к домашнему заданию. У ученика должен быть выбор! Не задавать много, не перегружать.
- На каждом уроке должны применяться информационно — коммуникационные технологии: как инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.
- Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы учитель обязан дать подробную инструкцию, задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. «Мало дать задание, надо дать ориентировку его выполнения» (П.Я. Гальперин). А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, уходит на второй план, что называется, «за кулисы» и освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.
- Но простому воспроизведению не должно быть место на уроке. Ученик должен применять знания в изменённой ситуации. Надо ставить мышление, а не давать знания в готовом виде. На сегодня учёные констатируют, что только у 40 % выпускников 4 класса сформировано логическое мышление. Это серьёзная проблема!
- На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа уч-ся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная — заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству. Наши дети не владеют речью и не могут общаться. Кроме того, если академический урок приучил нас к фронтальной работе, которая не даёт результата, то при организации работы в группах и парах ученик будет работать индивидуально.
- На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора. Ученик по окончании урока делает вывод не только о том, какие знания он получил, но и как он работал.
Название этапа | Этап актуализации и пробного учебного действия |
Цель этапа | Основной целью этапа является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий |
Условия достижения положительных результатов | Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). |
Требования к реализации цели этапа | Постановка требования перед учащимися не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия - приложения) |
Способы активизации на уроке | Игра в случайность Лови ошибку. Идеальный опрос. Своя опора – шпаргалка Корзина идей, понятий, величин |
Отрывки из моих уроков
Урок окружающий мир. 2 класс система. Л.В.Занкова
Тема: Ориентирование. Стороны горизонта.
Сегодня на урок я вам приготовила видеозагадки, попробуем их разгадать.(Слайд № 1) «Красная площадь»– В какой стране находится этот объект? Как вы определили?– Какой ориентир вам в этом помог?
(Слайд № 2) Фото скульптуры «Мать Бурятия»– Определите, в каком городе находится этот объект?– Как определили? Какой ориентир помог?
(Слайд № 3) Фотография улицы Ленина «Арбат» г.Улан-Удэ – Какую улицу я задумала? (ул. Ленина.)
– Как определили? Ориентир?– Что может являться ориентиром?– Как могут помочь нам эти ориентиры?
Вывод: Ориентир выступает помощником при определении направления движения.
– Какие еще могут быть ориентиры? (Улицы, магазини т. д.)
– Мы выяснили, какие объекты могут быть ориентирами, а что такое ориентирование? (Ответы детей.)
– Давайте наши мнения сравним с научным понятием. У вас на партах карточки. Установите взаимосвязь между словами и правильно расположите их, чтобы получилось понятие «Ориентирование».
Ориентирование – это возможность определить свое положение на местности или направление своего движения. (Слайд № 4)– У кого совпало?– Молодцы! Вы настоящие ученые! Скажите, люди каких профессий должны уметь очень хорошо ориентироваться на местности в которой они находятся? (моряки, летчики, искатели, военые)
- Используя ориентиры опишите свою дорогу от школы до дома.
III. Постановка проблемной ситуации
– Хорошо, что мы живем с вами в городе. Потому что эти ориентиры помогают в городе. А теперь закройте глазки и представьте, что мы в пустыне. Ничего нет. Куда идти.
- Как вы думаете, что может быть ориентиром в пустыне? Посмотрите на картинки. Может уже кто-нибудь догадался? (солнце)– А может ли Солнце служить ориентиром?
Вывод: Действительно, в пустыне основным ориентиром в дневное время суток является Солнце.
– А вы хотели бы научиться ориентироваться по Солнцу?
- Сегодня на уроке мы и познакомимся с этой темой. А еще узнаем народные приметы ориентирования.
Урок математики в 3 «В» классе (система Л.В.Занкова)
Тема: Круг. Окружность. Центр окружности.
Постановка темы.
Какое слово получилось? (циркуль) Вы видели этот инструмент? Выберите из предложенных (угольник, циркуль, линейка, транспортир) инструментов циркуль. Посмотрите, какой интересный этот инструмент. Циркуль состоит из двух стержней, которые соединены между собой специальным шарниром. Один стержень имеет на конце иглу, а второй грифель.
- А как вы думаете, для чего в геометрии нужен циркуль? (чтобы чертить круги)
- Все согласны?
- Нарисуйте в воздухе круг. Вы уверены, что начертили круг? Ни у кого нет другого мнения? А я знаю, что в геометрии то, что вы показали, называется по-другому. Или нет? Давайте в течение урока выясним это. И в конце урока вы должны доказать свою правоту или исправить свою ошибку.
- Готовы доказывать? Тогда вперед к новым знаниям.
Основная часть: формирование понятия окружность.
- Итак, посмотрите на экран. (слайд № 1) Разделите все геометрические фигуры на две группы. Запишите в тетрадь.
- Проверяем. На какие группы вы разделили? (1 5 4 6 8 - овалы; 2 3 7 - круги)
- Хорошо, молодцы! Может кто-нибудь разделил по-другому? (1 3 7 8 – часть плоскости, можно найти площадь; 2 4 5 6 – просто контур)
-Верно. Молодцы! Посмотрите на следующий слайд. (слайд № 2) Какую из этих фигур можно назвать кругом? (1 или 2)
-Опять наши мнения разошлись. Чтобы узнать какая из этих фигур круг, и как называется другая фигура, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Возьмите заготовку на столе, положите в тетрадь и простым карандашом обведите её.
- Как вы думаете, как можно назвать ту кривую линию, которая у вас получилась? Подсказка: около чего мы вели эту кривую линию? (около круга) Верно. Значит, как ее можно назвать? (окружность). Молодцы!
- Давайте вернемся к нашим фигурам на слайде. Итак, как называется 1 фигура? (круг) Вторая фигура? (окружность)
- Глядя на эти фигуры, скажите что такое круг, а что такое окружность. (Круг – это часть плоскости, у него можно найти площадь, а окружность – это граница круга)
- Всем известно, что у круга есть одна подруга. (слайд № 3)
Знакома всем ее наружность.
Идёт она по краю круга
И называется (окружность)
- Вы с детства знакомы с кругом и окружностью. Где мы можем встретить их в жизни? (циферблат часов, колесо, обруч и т.д.)
- Верно. Я на урок тоже принесла такой предмет из жизни. (показываю крышку для консервирования) Крышка это какая фигура (круг) Правильно. В каждой крышке для более прочного закрытия по внутреннему краю прокладывают вот такую резинку. (вынимаю резинку из крышки) А эта какая фигура? (окружность) Молодцы!
- Итак, что такое окружность? (это граница круга)
Урок окружающего мира в 1 классе система Л.В.Занкова
Тема урока: «Глобус - модель Земли. Географическая карта»
- Сегодня мы начинаем изучать следующий раздел: «Из истории Земли».
- Какое значение имеет слово «Земля». Что такое земля? планета; то, по чему мы ходим; почва, в которую садим зерна.
-Я предлагаю вам вспомнить, что мы знаем о Земле, как о планете.
У вас на столах лежат вопросы. А также и ответы. Ваша задача соединить вопрос с правильным ответом.
1. Какую форму имеет Земля? Форму шара М
2. Что такое Земля: звезда или планета? Планета О
3. Назовите естественный спутник Земли Луна Д
4. Как называется самая большая звезда? Солнце Е
5. Назовите место Земли в солнечной системе Л
Земля – третья планета солнечной системы
6. Кто впервые облетел Землю? Ю.А.Гагарин Ь
- Проверяем. Какое слово у вас получилось? Модель
- Что такое модель?
Показываю игрушку, модели корабля и машины.
Модель – это уменьшенная или увеличенная копия какого-либо реального объекта.
- Как вы считаете, есть ли модель Земли?
- Как она называется? Глобус
- Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока.
- Какую цель поставим на урок?
- А что вы хотели бы узнать о глобусе?
- Что такое глобус?
- Какие глобусы самые древние?
- Какие бывают глобусы?
- Как устроен глобус?
- Тема нашего урока: «Глобус – модель Земли». Мы узнаем сегодня, что такое глобус, кто его изобрел; узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.
Внеклассное мероприятие по толерантности 1 класс.
Тема: "Хоровод дружбы"
Дети входят в класс под песню «Большой хоровод» слова Е. Жигалкина, музыка А. Хайт. Поздоровайтесь с гостями. - Давайте вспомним 1 строчку из куплета песни «Большой хоровод». - Что такое хоровод? -Зачем водят хоровод? -На Руси хороводы имели глубокий смысл. Они символизировали жизнь с ее течением. Внося в хоровод свои положительные эмоции, человек делится ими с окружающими, сам получает огромную силу. - А только ли русский народ водит хоровод? - Название у других народов: ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) - Кто стоит в хороводе из песни? - А сколько людей живет на Земле? - Посмотрите, вот дети из разных стран. Найдите между ними сходство. - А чем они различаются? - Значит они разных национальностей. - Основные внешние признаки, по которым отличаются люди разных национальностей: цвет кожи, глаза, нос, волосы и фигура. - Как вы думаете, сколько национальностей на Земле? - На Земле проживает более 3000 народов. Каждый из них отличается от других своей культурой, песнями. Танцами, языком, на котором люди думают и говорят. - Посмотрите, какие эмоции на лицах детей разных национальностей. - Зависит ли хорошее настроение от цвета кожи, разреза глаз? - А от чего они зависит? - Верно. Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный… Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. Ведь люди всего земного шара мечтают об одном: жить в согласии и дружбе. Потому что дружба и мир – самые простые и необходимые на земле вещи, без них человек не может жить на свете, несмотря на то, все люди такие непохожие. И сегодня на нашем занятии мы рассмотрим несколько наций. Узнаем некоторые их традиции и приоткроем культуру. Ну а самое главное мы должны раскрыть, что означает словосочетание: «Дружба народов». | Так давайте устроим большой хоровод, Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучит только радостный смех, Пусть без слов станет песня понятной для всех. -Хоровод — группа людей, которые, взявшись за руки, образуют замкнутую цепь и двигаются по кругу в определенном порядке. Это способствует уравновешиванию и упорядочиванию биополя каждого человека — участника хоровода. -Все люди Земли. - Много. - У них у всех уши, глаза, нос, руки и т.д. - Цветом кожи, разрезом глаз. - Много. - Они веселые, радостные, улыбаются. - Нет. - От самих людей. |
Конспект урока для учащихся 1 класса по теме:
«Знакомство с элементами дороги. Дорога и я»
Мы с вами каждый день ходим в школу, и каждый раз нам приходиться переходить дорогу.
- Кто из вас переходит улицу, когда идёт в школу?
- Кто вам помогает переходить улицу?
- Какие правила вы соблюдаете при переходе через улицу?
- Отгадайте загадку:
Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает,
споткнётся у порога
Что это? (дорога)
- Что такое дорога? (возможные варианты ответов детей)
Для учителя:
- Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения.
а) знакомство с элементами дороги.
- Дорога включает в себя проезжую часть и тротуар.
- Ребята, для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар?
Чтоб ходить, ничего не боясь.
Придумали люди проезжую часть.
И делать там нечего пешим…
У пеших своя, переходная часть,
Где нету дороги проезжим.
- Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
- Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов и примыкающая к проезжей части.
Тема урока: Дорожные знаки класс
Учитель - Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Во-первых, у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. (Гости представлены учителем как инспекторы ГИББД).
Сегодня мы работаем в группах. А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы?
Ученики: слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать.
Учитель - Молодцы, думаю, у нас всё получится.
II. Введение в тему урока. Постановка целей и задач урока.
Учитель - Послушайте стихотворение, и объясните, почему оно так называется «Скверная история».
Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.
Почему стихотворение называется «Скверная история»?
Какая беда могла случиться? Что не знал Петя?
Какие есть помощники на дорогах для водителей и пешеходов?
Дети - дорожные знаки.
Учитель - верно, сформулируйте тему, цели и задачи нашего урока.
- Правильно, тема нашего урока — это «Дорожные знаки».
- А что же такое «Дорожные знаки»? Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас файлы. Возьмите файл №1.Достаньте из него различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать.
(Читают, выбирают)
- Итак, какое определение вы выбрали? Верно.
Дорожные знаки - представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски.
Дорожный знак - материальный чувственно-воспринимаемый предмет.
Знаки дорожные - это элемент оборудования дороги в виде щетка определенной формы с условными обозначениями или надписями предназначенные для информации водителей и пешеходов.
Учитель - Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки?
Дети - Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
Учитель - Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)
Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не похожие один на другой, без лишних деталей и украшений. Как вы думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков?
Дети - чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и таджику, и иностранному туристу
ВЫВОД ФГОС вводят новое понятие — учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично — запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
«Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли» - писал великий педагог-практик В.А. Сухомлинский.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...
Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал окажет помощь администратору или учителю при планировании и анализе урока современного типа в соответствии с требованиями ФГОС...

Методика проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Презентация для проведения методических семинаров и педагогических советов....
Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).
В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Мастер- класс «Системно - деятельностный подход в проектировании современного урока в соответствие требованиям ФГОС»
Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развити...