Возможности социальных сетей в формировании лингвострановедческой компетенции обучающихся школы
статья
Сегодня в организации формирования лингвострановедческой компетенции учителя иностранного языка используют различные ресурсы. Особыми возможностями в данном случае обладает глобальная сеть Интернет. В связи с развитием Интернет-технологий в жизни современного человека появилась совершенно иная форма дискурса – Интернет опосредованная коммуникация, без которой невозможно представить его жизнедеятельность. В данном случае необходимо рассмотреть возможности социальных сетей, которые могут быть задействованы в формировании лингвострановедческой компетенции обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 354.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности социальных сетей в формировании лингвострановедческой компетенции обучающихся школы
Обучение иностранному языку теряет эффективность, если при его организации не уделяется достаточного внимания раскрытию реалий страны (стран) изучаемого языка. По данной причине целенаправленное формирование лингвострановедческой компетенции является одной из целей языкового образования. Формирование лингвострановедческой компетенции ориентировано на воспитание толерантного отношения к национально-поведенческим стереотипам, понимание ценностных ориентаций и форм мышления, характерных для конкретного языкового пространства. Без достаточного уровня сформированности лингвострановедческой компетенции нельзя в полной мере осознать характеристики изучаемого языка, особенности его функционирования в некоторых социальных ситуациях. Отправной точкой в формировании лингвострановедческой компетенции должна стать школа. В условиях языкового школьного образования формируются первоначальные лингвострановедческие представления и общекультурный кругозор. Работа по формированию лингвострановедческой компетенции направлена на совершенствование общего уровня владения иностранным языком.
Опираясь на исследования Н.Д. Гальсковой, И.А. Ореховой, Э.И. Соловцовой, А.Н. Щукина и др. [1],[2],[4] мы пришли к выводу, что лингвострановедческие знания способствуют повышению мотивации обучающихся, развитию лингвопознавательного интереса, влияют на более осознанное и глубокое изучение иностранного языка. Вместе с тем, уровень лингвострановедческой компетенции выпускника общеобразовательной школы не всегда является сформированным в полной мере и остается на низком уровне. По обозначенным причинам учитель иностранного языка должен осуществлять формирование лингвострановедческой компетенции, комплексно используя различные дидактические средства.
Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин позиционируют лингвострановедческую компетенцию в качестве знаний о национальных традициях, обычаях и реалиях страны (стран) изучаемого языка, способностей извлекать из языковых единиц страноведческую информацию и применять её для достижения иноязычной коммуникации. Авторы также отмечают, что по своим смысловым характеристикам лингвострановедческая компетенция во многом совпадает с социокультурной [1]. Обладая лингвострановедческой компетенцией, обучающиеся знают не только о географических особенностях страны изучаемого языка, но также обладают осведомленностью о различных составляющих жизни народа данной страны, его культурных паттернов, особенностях менталитета. Данные познания необходимы для успешного коммуникативного взаимодействия с носителями страны изучаемого языка.
Сегодня в организации формирования лингвострановедческой компетенции учителя иностранного языка используют различные ресурсы. Особыми возможностями в данном случае обладает глобальная сеть Интернет. В связи с развитием Интернет-технологий в жизни современного человека появилась совершенно иная форма дискурса – Интернет опосредованная коммуникация, без которой невозможно представить его жизнедеятельность. В данном случае необходимо рассмотреть возможности социальных сетей, которые могут быть задействованы в формировании лингвострановедческой компетенции обучающихся.
Под социальными сетями понимаются многопользовательские сайты во всемирном виртуальном Интернет-пространстве, созданные для организации социальной интеракции, наполнение содержательным контентом которых осуществляется посредством самих пользователей данных соцсетей. Социальные сети позволяют реализовать некоторые инновационные подходы в трансляции и закреплении учебного языкового материала. В процессе обучения посредством использования социальных сетей трансформируется статус учителя иностранного языка. Если в традиционной системе учитель, прежде всего, является наставником, то в Интернете ему присуща роль координатора учебно-познавательного процесса. В соцсетях увеличивается автономия обучающихся и их самоконтроль. Социальные сети позволяют взаимодействовать «в режиме реального времени», как с обучающимися, так и с их родителями [3].
Результаты исследований позволяют сделать вывод, что школьники проводят в социальных сетях по нескольку часов в день. Как правило, данное время посвящено межличностному общению, просмотру различного контента, информационному поиску [5]. Социальные сети используются не только для общения, но и всё больше для организации обучения. Здесь следует отметить образовательные сообщества, специальные курсы, обучающие интерактивы, популярность которых постоянно возрастает. Что касается образовательной области «Иностранный язык», то количество обучающих сообществ по дисциплине в соцсетях занимает одну из лидирующих позиций. Преобладают группы для подготовки к экзаменам, по обучению иностранному языку в дошкольном и младшем школьном возрасте. Лингводидактические сообщества в социальных сетях дают возможность воплотить креативные педагогические идеи. Социальные сети позволяют реализовать неформальное обучение иностранному языку, незаменимы при дистанционном формате, привлекательны для современного поколения обучающихся.
Обучение в условиях социальных сетей осуществляется в той среде, где школьники будут чувствовать себя комфортно и уверенно. Это оказывает влияние на мотивационный аспект: у обучающихся появляется лингвопознавательный интерес. Посредством социальных сетей возможно проектирование комфортной дидактической информационно-коммуникационной среды, где используются инновационные методы и средства обучения. Обучение с использованием социальных сетей – это один из современных образовательных императивов.
В арсенале учителя иностранного языка имеется ряд социальных сетей, которые он может использовать для процесса обучения. В исследовании мы остановились на аналитическом обзоре имеющихся соцсетей на предмет образовательных возможностей.
1. Одноклассники. Полифункциональность социальной сети позволяет использовать «Одноклассники» в обучении иностранным языкам. В рамках соцсети возможно создание открытых и закрытых сообществ по иностранному языку. В сообществе имеются все возможности для размещения самих публикаций и комментариев к ним. В качестве примера можно отметить следующий формат работы: в рамках изучения темы “The most popular British books” учитель размещает монолог о нескольких наиболее популярных Британских книгах и задает вопрос о том, читали ли обучающиеся что-нибудь из обозначенного. Школьники, в свою очередь, размещают свои монологические высказывания и отвечают на вопросы. При достаточном уровне владения иностранным языком возможна организация виртуальной социокультурной или лингвострановедческой дискуссии.
2. ВКонтакте. Наиболее популярная отечественная социальная сеть, где представлены всевозможные сообщества по изучению иностранного языка. Сеть является Интернет-пространством, объединяющим специалистов в области языкового дистанционного образования. «ВКонтакте» обладает как маркетинговыми, так и обучающими возможностями. Наличие видеосвязи позволяет проводить занятия, не прибегая к помощи сторонних мессенджеров. Создавая образовательную группу в данной соцсети, учитель создает образовательное виртуальное пространство с характерными функциями. Социальная сеть может стать платформой для реализации международных лингвострановедческих проектов.
3. ЯRUS. Является новой социальной сетью для создания и ведения блогов. В соцсети имеется персонализированная лента, предлагающая пользователям публикации, основанные на их предпочтениях. Аналогично ранее указанным сетям, одноклассники могут размещать публикации на изучаемом языке, записывать собственные видеосюжеты. Учителя могут создавать собственные обучающие видеоролики, размещая их для выполнения определенных заданий.
4. Pinterest. Данная социальная сеть не обладает прямыми лингводидактическими возможностями, однако содержит множество красочных иллюстраций, которые можно применять в процессе обучения иностранному языку. Социальная сеть выполняет мотивационную функцию и может быть задействована в создании наглядного материала. В рамках соцсети можно найти множество фотографий стран изучаемого языка и использовать их в проектах лингвострановедческой направленности.
5. Now. Новая социальная сеть, прежде всего предназначенная для публикации фото и видео. В условиях социальной сети возможно целенаправленное формирование различных структурных компонентов коммуникативной компетенции обучающихся. Так, учитель может разместить фотографию в своем аккаунте и попросить учащихся высказать свое мнение в комментариях. Учитель также может дать задание разместить в Now наиболее запоминающееся фото своего любимого фильма и написать, почему данный фильм является любимым. Так осуществляется формирование навыков чтения и письма.
Просмотр фото одноклассников и обратная связь в комментариях сближают обучающихся, развивают их творческое мышление и индивидуальность. Отбор учителем интересных и креативных заданий также являются мотивацией к обучению. По причине того, что социальная сеть Now является новой, мы акцентировали на ней более детальный интерес и разработали серию специальных заданий и уроков общей и лингвострановедческой направленности, которые были апробированы. Остановимся на потенциале соцсети и описании проделанной работы более подробно.
В обучении чтению как самостоятельному виду речевой деятельности учитель может публиковать небольшие иноязычные тексты, чтобы научить школьников извлекать информацию, необходимую для решения конкретной речевой задачи. При этом необходимо учитывать виды чтения – ознакомительное чтение, изучающее чтение или поисково-просмотровое. Учитель выбирает цель чтения, после чего разрабатывает задания непосредственно для социальной сети Now, направленные на реализацию именно данной цели. Учителю необходимо помнить о реализации дотекстового, текстового и послетекстового этапов. Формат этапов обучения чтению может быть выбран на усмотрение учителя. Можно комбинировать формат публикаций учителя, ответы в комментариях, создание учениками собственных публикаций. Также тексты в Now не должны быть слишком длинными, соответствовать возрасту.
Социальная сеть Now обладает действенными возможностями в создании и проведении учебных марафонов. Марафоны могут быть посвящены любому аспекту, входящему в состав календарно-тематического планирования. Марафоны проводятся в течение 1-2 недель. Во время марафона обучающиеся публикуют свои собственные записи на иностранном языке с рассказами на определенную тематику. Например, во время новогодних каникул обучающиеся в течение 10 дней могут выкладывать описание событий, которые с ними произошли – описание процесса подготовки к Новому Году, празднование Нового Года, процесс вручения / получения подарков, поездки, встречи с друзьями, занятия зимними видами спорта, хобби, празднование Рождества и т.д. До марафона учитель разрабатывает правила мероприятия, критерии оценивания, частоту публикаций и их содержание.
Например, если ученик выложил 80% качественных постов, то он получает определенное вознаграждение. Во время проведения марафона учитель проверяет рассказы обучающихся и комментирует их. Перед проведением марафона рекомендуется вспомнить лексические единицы на определенную тему. Учитель также может создавать лингвострановедческие марафоны.
Для обучения чтению и письму на иностранном языке учитель может использовать лишь некоторые их вышеперечисленных функций, соответствующие развитию письменных видов речевой деятельности. Такой формат позволяет учащимся практиковать изучаемый язык вне школы. Важно заметить, что социальная сеть Now обычно используется для развлечений, поэтому и тематика заданий и публикаций должна быть увлекательной, однако отбор тем осуществляется согласно календарно-тематическому планированию общеобразовательной организации. При выборе темы учитель может принимать во внимание актуальные события и праздники, которые проходят в определенный период времени.
Что касается непосредственно проделанной работы, то одним из заданий было создание фото-публикаций. Описание фото было полностью на изучаемом языке. Например, преподаватель размещал фото с рассказом о домашнем животном, после чего с опорой на образец обучающиеся размещали похожую запись о своем животном. Учитель также публиковал фотографию на определенную тему, а обучающиеся описывали ее в комментариях. Здесь учитель обращал внимание на необходимые грамматические конструкции и лексические единицы для того, чтобы вспомнить изученный материал и минимизировать количество ошибок.
При обучении письму на иностранном языке в социальной сети Now обучающиеся писали короткие поздравления с Днем рождения, другими праздниками, выражали различные пожелания, отмечая своих друзей или учителя. Кроме того, были подготовлены письменные работы, которые подкреплялись тематическими иллюстрациями или фотографиями, написаны личные письма другу, которого можно отметить в данной социальной сети и др.
Таким образом, обучающиеся учились использовать текст-образец в качестве информационной и языковой опоры, пользоваться справочной литературой и словарями, использовать синонимию. Обучение письменному выражению мыслей на среднем этапе основной школы осуществляется посредством подготовительных и речевых упражнений, которые также могут размещаться в данной социальной сети в публикациях.
Кроме представленных заданий, учитель обозначал определенную тему, писал небольшой текст, после чего задавал вопросы подписчикам, а они кратко выражали свои мысли на иностранном языке в комментариях.
Непосредственно для формирования лингвострановедческой компетенции нами была разработана серия специальных уроков, посвященных Объединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии. Проведенные уроки проводились в рамках дистанционного факультативного курса. Формат работы в рамках социальной сети является удобным для изучения именно лингвострановедческих тем. Он может быть совмещен очным форматом, когда непосредственная часть работы выполняется дистанционно, а закрепляющие и контрольные мероприятия на очном занятии. Что касается обычных уроков, то социальные сети могут привлекаться для выполнения домашнего задания, а также в ходе дистанционного обучения, которое может быть организовано по различным причинам.
При организации работы была поставлена цель начать с самых простых, общих тем и закончить аспектами, которые не представлены в учебнике. Были подобраны лингвострановедческие темы, которые соответствовали интересам обучающихся и их возрастным особенностям. Каждый урок проводился в определенном формате, разрабатывались разнообразные упражнения. В финале каждого урока был сделан общий вывод по теме.
Итак, первым уроком (рис.1) является рассказ о стране изучаемого языка: о географическом положении, климате, экономике и политическом устройстве. Учебный текст учитель выкладывает публикацией и просит обучающихся ответить в комментариях. Тексты были взяты из открытых источников, но перед этим тщательно изучались, были обозначены ссылки на источники.
Рис.1. Фрагмент урока лингвострановедческой направленности
Прежде всего, обучающиеся знакомились с текстом. Для проверки понимания прочитанного использовались специальные упражнения. Далее, были даны ссылки на интерактивные лексические упражнения, созданные на сайте wordwall.net. Учитель имеет возможность отследить степень выполнения упражнений, количество попыток, допущенные ошибки. Финальную часть разработки составляет вопрос дискуссионного характера, на который обучающиеся должны ответить.
Представленный формат работы позволяет обучающимся сконцентрировать внимание на отдельных лингвострановедческих аспектах, усвоить лингвострановедческие реалии в большей мере.
В качестве общего вывода отметим, что социальные сети обладают рядом возможностей в формировании лингвострановедческой компетенции обучающихся школы. Учитель может задействовать соцсети для создания дистанционных факультативных курсов лингвострановедческой направленности, проведения отдельных лингвострановедческих уроков и организации самостоятельной работы.
Список использованных источников
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин – Текст : непосредственный. – М.: Издательство ИКАР, 2009 – 448 с.
2. Гальскова, Н.Д. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы / Н.Д. Гальскова, Э.И. Соловцова –Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. - 1991. - №3. - С. 31-35.
3. Земляков, Д. В. Особенности организации взаимодействия субъектов образования в компьютерной среде / Д. В. Земляков, А.М. Коротков – Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. - №8 (62). – С.68 – 72.
4. Орехова, И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам / И.А. Орехова – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. –2004 - №5. –С.28 – 30
5. Солдатова, Г. В. Цифровые аборигены: интернет изменил жизнь детей / Г. В. Солдатова – Текст : электронный // Psychologies. – URL: https://www.psychologies.ru/roditeli/children/tsifrovyie-aborigenyi-kak-internet-izmenil-jizn-detey/ (дата обращения: 15.01.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование социальных сетей интернета в работе с обучающимися средней школы
В последнее время меньше становится бумажных документов, чаще в нашу жизнь входят документы на электронных носителях. Электронные носители и документы стали использовать в общеобразовательных учрежден...
Презентация для выступления на областном семинаре СарИПКиПРО «Использование возможностей социальной сети работников образования nsportal.ru в контексте образовательной инициативы «Наша новая школа»
Презентация для выступления на областном семинаре «Использование возможностей социальной сети работников образования nsportal.ru в контексте образовательной инициативы «Наша новая школа»...
Формирование лингвострановедческой компетенции посредством краеведческого материала.
Формирование лингвострановедческой компетенции посредством краеведческого материала.Катаева Т.А.МБОУ «Прохоровская гимназия»п. ПрохоровкаНа современном этапе развития нашего общества обостряется...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/14/picture-198987-1521034026.jpg)
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...
Формирование лингвострановедческой компетенции на уроках домашнего чтения
Статья рассмтривает домашнее чтение как форму организации учебного процесса по иностранному языку и его роль при формировании лингвострановедческой компетенции....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1014277-1541665651.jpg)
Формирование жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выдвигает на первый план формирование жизненных компетенций, представляющих совокупность личностных и предме...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479109-1410332471.jpg)
Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...