Выступление на педагогическом совете на тему:«Воспитание креативной личности, способной к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, к решению интеллектуальных и нравственных задач».
материал

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пригорьевская средняя школа»

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Воспитание креативной личности, способной к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, к решению интеллектуальных и нравственных задач».

Полякова Ольга Вячеславовна

учитель географии

высшая категория

2022г.

д.Пригоры

Содержание

I. Введение

II.Основная часть

2.1  Понятия социализации и самореализации.

2.2  Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности

 2.3  Работа с детьми: путь проб, ошибок, счастливых открытий

 2.4  Новая школа – новая образовательная среда и ее актуальные задачи.

 2.5  Мониторинг социальных педагогических условий.  

 2.6  Модель личности, готовой к самореализации

 2.7  Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС

2.8 Реализация ФГОС и Концепции духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси.

III.Заключение

IV.Список  используемой литературы

Список  используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личгости гражданина России/ Авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:Просвещение, 2011.
  3. Концепция воспитания детей Иркутской области. – Иркутск, 2013
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №2 г. Свирска, 2012.
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №2 г. Свирска, 2012.
  6. Программам развития процесса воспитания общего образования МОУ СОШ №2 г. Свирска, 2012.
  7. Стефановская Т.А. Классное руководство: Функции и основные направления деятельности: уч. пособ. для студ. выс.уч. зав. М.: Изд-во Центр «Академия», 2006.  
  8. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников
  9. Моделирование воспитательной системы образования учащихся; метод. рекомендации по проведению курсов повышения.: Изд-во Иркутск, 2007
  10. Ресурсы Интернет

«Воспитание достигло своей цели,

когда человек обладает силой и волей

 самого себя образовывать

 и знает способ и средства,

как это осуществить»

(Адольф Дистерверг

немецкий педагог-демократ)

I. Введение

«Модернизация российского общества требует развития человеческого потенциала, генерации нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений. Успешное становление такого человека, его личности происходит в конкретной социокультурной среде, в рамках исторического и социального контекста мирового, регионального и локально-территориального развития, которое сопровождается глобализационными процессами:  возрастающей взаимосвязью, сближением  разных стран и народов, массовой миграцией населения,  нарастающими масштабами созидательной материально-предметной и духовной деятельности современного общества, его информатизацией и всевозрастающими коммуникационными процессами…

Проблемы воспитания подрастающего поколения находятся под пристальным вниманием руководителей нашего государства и правительства. В.В. Путин утверждает: «Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результата». (3)

В течение десятилетий российская политизированная педагогика утверждала, что воспитание, воздействие на человека извне едва ли не всемогуще и может даже переделать его природу. Не принимались в расчет ни внутренняя активность ребенка, ни его потребности и способности к творческому саморазвитию, самосовершенствованию. А ведь именно эти факторы современная гуманистическая педагогика активно использует в образовании. Кроме того, выпускники школы должны быть подготовлены к новым общественным, рыночным отношениям: обладать самостоятельностью, предприимчивостью; быть социально защищены, нравственно стойки, закалены, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам в окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; здоровы физически и психически. Для выполнения этих задач школа очень нуждается в надежных образовательных технологиях, готовящих личность новой формации. И такая технология есть –это технология саморазвития личности школьника Селевко Г.К.

«Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к самоизменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами: постоянному обновлению знаний, производственных навыков, ориентаций и установок.»(8)

Вот почему формирование у детей способности к творческому саморазвитию становится в современных условиях важнейшей воспитательной задачей.

Именно школа должна стать сосредоточением не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Новые образовательные стандарты при  этом играют определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. (3)

Для решения проблемы творческого саморазвития личности школьников можно применять различные способы, методы, приёмы, подходы. В моём реферате я не затрагиваю все возможные подходы к решению проблемы саморазвития личности, а только рассмотрю способы и методы, которые применяются и используются в нашей школе. Исходя из вышеизложенного, тема моего реферата следующая: "Модель воспитания личности, готовой к самореализации".

Цель  работы: доказать, что самореализация личности школьника возможна через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Объектом исследования является творчески саморазвивающаяся личность, а предметом –организация внеурочной деятельностии вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования

Для того чтобы добиться цели исследования, поставлены следующие задачи:

- изучить состояние проблемы в литературе и практике;

- обобщить и систематизировать найденный материал;

- описать опыт работы по решению данной проблемы.

Методы исследования:

  • диагностика;
  • мониторинг

II. Основная часть

2.1 Понятия социализации и самореализации

Познание – основа развития личности.

Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?

Свободное удовлетворение всемогущей жажды познания – основа развития личности.  

ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества.

 В свете новой философии образования рассматривается: не “лепить”, а развитие творческого потенциала, оберегая в ребенке индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития.  Или другими словами, преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – это не просто усвоить сумму знаний, сведений, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек успешно овладел ролью мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.

Социализация, как процесс становления личности несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления – изменения оценок, взглядов, суждений.

Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Самореализация  предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась уважаемыми людьми.

Самореализация может иметь разнообразные формы. Быть ценной, социально полезной, социально приемлемой , а также асоциальной или антисоциальной.

Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.

Школа должна видеть свою цель не только в формировании системы знаний, умений и навыков,  но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско - правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стараться создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей.

2.2  Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности

Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и гуманизация. Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.

Нельзя отрицать того факта, что “старая” школа в нашей стране давала прочные знания и умения, и имела стабильную и результативную систему обучения. Кроме того, школа успешно решала задачу равного образования для всех. Однако не стоит забывать, что становлению личности в системе традиционного образования препятствовали жесткая идеология и абсолютный регламент основного ядра знаний, подлежащего усвоению. Мешал авторитарный дух системы.

Сегодня нужна переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной системы воспитания личностного развития и самосовершенствования.

Для того, чтобы достичь самореализации каждого члена общества необходимо расширить сеть взаимодействий внутри семьи, между семьями, районами, городами, то есть насытить потребности в общении. Для этого необходимо расширить доступ населения к информационным ресурсам, поскольку сравнение себя с другими, проникновение в широкий мир заставляет человека познавать самого себя, повышает интерес человека к своим истокам.

Цели и задачи переориентации

Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Главные задачи:

научить мыслить (развитие интеллекта);

воспитание чувств (формирование нравственных отношений);

здоровье (физическая закалка).

Научить мыслить:

-  развитие мыслительных способностей обучающихся;

-  формирование познавательных интересов;

- раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и  

  способностей детей;

-  выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Воспитание чувств:

-  научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и

  общественным ценностям;

-  формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Роди

   не;

-  индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосооб-

   разности и с помощью программы духовного и нравственного самосо-

   вершенствования;

-  развивать коммуникативные качества личности.

Здоровье:

-  физическая закалка детского организма;

-  систематическое занятие физкультурой и спортом;

-  квалифицированная диспансеризация детей;

-  постоянный медико-психологический контроль.

Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные.

Термин “развитие” применим к нравственности человека. Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.

Нравственное развитие – это не выработка отдельных качеств личности (честности, ответственности, совестливости), а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально-волевой сфере личности. Нравственное развитие, как процесс внутренний, находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. Характер отношений проявляется в эмоциональных переживаниях, адекватном поведении, в соответствии сознания и поведения.

Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуума и поэтому глубоко индивидуален.

Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность. Субъективность среды есть потенциал для дальнейшего нравственного развития личности.

Я рассматриваю давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаюсь той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.

Целевые ориентации.

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей:

цели государственной образовательной политики;

региональные социально-воспитательные цели;

цели развития данного учреждения образования;

цели, как планируемые результаты развития личности обучающегося.

Цели высшего уровня – это цели государственной образовательной политики.

Они определены во многих документах (Закон РФ “Об образовании”, “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепции воспитания детей Иркутской области»):

формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;

формирование доминанты саморазвития и самосовершенствование личности;

развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культурно-творческого процесса;

приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;

включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);

организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности воспитанника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО “В новое тысячелетие” они сформулированы так:

научить учиться;

научить жить;

научить жить вместе;

научить работать и зарабатывать.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».(2)  

2.3. Работа с детьми: путь проб, ошибок, счастливых открытий

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого» Э. Кант

Цели:

Создать и поддерживать у учащегося доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личности самой себя.

Помощь в самоопределении, саморазвитии, т.е. должны быть созданы условия для развития учащегося как личности.

Развивать познавательные интересы через соответствующую организацию внеклассной работы.

Задачи:

Помочь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание школьного обучения.

Ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического роста.

Воспитание успешно, если оно системно. С одной стороны, это – система психолого-педагогическая, и влияет она на обучающихся не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы). Но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках школы).

Главный критерий эффективности системного воспитания личности – развитие личности учащегося.

Родители доверяют нам самое ценное - детей, свою надежду, своё будущее.

Мы воспитываем из детей - завтрашних людей, и в силу этого обязаны проектировать качества наших воспитанников, прививать им лучшие черты личности, взгляды и привычки, нормы и навыки поведения.

Воспитание направляется не только на творческое развитие и обогащение интеллекта, но и на формирование благородных моральных и эстетических качеств – готовности отдавать свои знания людям, трудолюбия, чувства красоты в природе и в общественной жизни.

Для всестороннего развития человека особенно важно единство труда и интеллектуальной жизни. Атмосфера творчества, исследования – важная черта коллектива. Формирование воспитания влияния коллектива на личность зависит от того, чем и как живет коллектив.

От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось к каждому слову. Учитель – благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.

2.4  Новая школа – новая образовательная среда и ее актуальные задачи.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Что же такое Новая школа:

- это школа где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности.

- это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, с новым мышлением, мобильными, непрерывно работающими над повышением своего мастерства.  Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

- это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Это означает, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе.

- от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

- от отрицательных мотивов избегания неприятностей  к комплексной положительной мотивации успеха.

- от знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.

- от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям.

- от организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.

- от традиционных отношений «преподаватель-ученик», «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.

- от качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.

Какой же быть школе, учитывая специфику учебного заведения, в современных условиях? Как соотнести традиционное и новое?

Перед школой в настоящее время стоят следующие актуальные задачи.

1.Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме;

2.Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов,

3.Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

4.Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

5.Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Чтобы осуществить цели и задачи, поставленные пред новой школой, нужно создать социально-педагогические условия.

Современные требования к условиям предоставления образования.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается  как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации личности.

Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое  условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического  образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.

Если упустить из вида этот момент, то это влечет за собой отрицательные социальные последствия:

Выпускники школ показывают низкие результаты при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, несоответствие итоговых оценок по предметам результатам ЕГЭ.

Снижается результативность участия школьников в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.

Наблюдается рост правонарушений среди подростков.

Недостаточный уровень востребованности выпускников.

Выходит социально неадаптированная личность.  Часть выпускников не может творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

Качество образования в полной мере не удовлетворяет запросы родителей

2.5  Мониторинг социальных педагогических условий.

Для выявления и создания условий, необходимых для организации планомерного процесса в учебном заведении, среди обучающихся можно провести мониторинг социально-педагогических условий по следующим вопросам:

1)      В школе созданы условия для качественного обучения?

2)      Учителя относятся с уважением к личности ученика?

3)      Школьники чувствуют поддержку учителя, заинтересованность в их успехах?

4)      Создана атмосфера комфорта в классных коллективах и школе в целом?

5)      Школа заинтересована в совместном сотрудничестве с родителями?

6)      Школьники не задумываются над возможностью обучаться в другой школе?

7)      Учителя заинтересованы в результатах своего труда?

8)      Учителя уважительно относятся друг к другу?

9)      Наиболее типичные состояния на уроках (безразличие, заинтересованность, усталость, сосредоточенность, волнение)?

10)  Помогает ли учебное заведение заботиться о вашем здоровье?

Результатом  нашей работы должен стать достойный уровень качества образования наших выпускников.

Желаемый образ – модель выпускника, выполняющего следующие социальные роли:

·   семьянина, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи;

·   ученика, умеющего учиться, хорошо и много читающего, понимающего, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования;

·   труженика – осознающего в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России;

·   гражданина – патриота, интернационалиста, борца за процветающую демократическую Россию;

·   ценителя и творца прекрасного;

·   приверженца здорового образа жизни.

Таким образом, модель выпускника рассматривается как стандарт, соединивший представления государства, педагогов, учащихся и родителей о наиболее значимых качествах личности.

2.6 Модель личности, готовой к самореализации

Необходимые качества личности: 

активность,

самостоятельность,

умение делать осознанный выбор,

ответственность.

Основное содержание воспитывающей деятельности:

развитие у воспитанника способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых проблемных ситуаций, конструировать представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.

Системно-деятельностный подход:

Главное - не информированность воспитанника, а приобретение опыта в разрешении проблем в следующих ситуациях:

*в познании и объяснении явлений действительности;

*При освоении современной техники и технологии;

*Во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

*В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя и т.д.;

*В правовых нормах;

*При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению;

*При необходимости разрешать собственные проблемы.

Потребность в самовыражении

В личностном росте Классификация потребностей по Абрахаму Маслоу

Пирамида потребностей А. Маслоу

Типы технологий субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения

(Е.И. Тихомирова, доктор педагогических наук, зав. лабораторией субъектной самореализации и инновационных технологий, Самарский государственный педагогический университет doktorEVG@rambler.ru)

технологии интеллектуальной успешности;

технологии деятельностной компетентности;

технологии эмоционально-коммуникативного взаимодействия;

технологии креативного разнообразия.

1. Знание себя и своего личностного потенциала.

2. Приобретение навыков успешной реализации этого личностного потенциала.

«Научиться реализовывать свою уникальность, получая и моральное удовлетворение, и финансовое обеспечение – одна из важных жизненных задач».

Образовательные технологии, формы

Портфолио;

Групповое и индивидуальное проектирование, исследование;

Арт-технологии (коллажирование, работа с малыми стихотворными фор  

мами, изготовление различных кукол, маски и др.);

Технологии развития критического мышления и рефлексии;

Технология командного взаимодействия;

Дискуссионные технологии;

Деловые игры;

Проведение публичных экзаменов;

Образовательные путешествия;

Технологии саморазвития;

Тренинги, практикумы.

Система занятий (практических упражнений), направленных на развитие готовности к самореализации

 Задачи занятий с подростками:

-  развитие навыков конструктивного общения;

-  выработка успешного поведения;

-  развитие потенциала личности;

-  освоение технологии достижения намеченных целей.

Модуль 1 - «Самопознание» - упражнения, позволяющие подросткам определить, насколько хорошо они себя знают.

Упражнения: «Мой образ», «Кто Я?», «Мои суждения» и др.

Модуль 2 - «Как достичь цели» - упражнения на осознание подростками собственных мотивов достижения целей, знакомство с основными составляющими и шагами достижения цели.

Упражнения, практикум: «Мотивы достижения цели», «Через два года», «Выйди из круга», Составление программы достижения цели.

Модуль 3 - «Самопринятие. Самоодобрение. Позитивное мышление» - посвящен аспектам внешней и внутренней привлекательности, поиску собственного жизненного сценария, своей «зоны прочности». Особое внимание уделяется анализу отношения к своим успехам и неудачам, приемам работы с мыслью. С этой целью предлагаются упражнения, позволяющие слышать и чувствовать свое внутреннее «Я».

Упражнения: «В лучах солнца», «Идеальный образ», «Два варианта», «Мои цели», «Зона прочности»

Модуль 4 – «Технологии успеха».

Упражнения: диагностика уровня притязаний, «Советы успешного человека», «Мои барьеры в достижении успеха», «Каким нужно быть?», «Организованность и достижение успеха», «Распределение времени», «Планирование достижений», «Лестница достижений».

2.7 Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС

Портрет выпускника начальной школы

Портрет выпускника основной школы

                 любящий свой народ, свой край и свою Родину;  

                 уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 

                 любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

                 владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 

                 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  

                 доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

                 выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;  

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; 

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;  

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; 

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;  

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 

 

2.8 Реализация ФГОС и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России .

   

   В школе 100% реализация учебного плана, как школьного компонента, так и компонента, формируемого учебным образовательным учреждением.  В этих классах введена внеурочная деятельность по следующим направлениям: спортивно – оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

   В пятом  классе введены такие кружки: «танцы», «грация», «шахматы», «учусь учиться», «здоровый ребенок – успешный ребенок», «экология родного края», «книгочей», «учусь социальному партнерству», «добрая дорога детства», «рукоделие». В классе обучается 22 человека, из них  посещают кружки 15 человек, многие дети посещают два и более кружка. Кроме этого дети посещают другие учреждения дополнительного образования: 3 человека учатся в музыкальной школе, 2 человека учатся в художественной школе, 3 человека посещают занятия в СЮТ, 1 человек посещает танцевальный кружок на базе ДК, 6 человек  посещают секцию по волейболу и баскетболу на базе ФОК. Обучающиеся класса принимают активное участие во всех классных  и общешкольных мероприятиях: посвящение в пятиклассники, юбилей школы, день учителя, новогодние праздники, смотр песни и строя ко дню защитника Отечества, конкурсы рисунков на различные темы. Также принимают участие в дистанционной  всероссийской олимпиаде «Олимпус». Кроме этого проводятся классные мероприятия: анкетирование по определению возрастного потенциала,  тестирование по определению отношения к разным видам деятельности, классный час – размышление «Кто я такой», «Надо ли хорошо учиться?»

III.Заключение

Основная задача школы на сегодняшнем этапе заключается в слиянии обучения и воспитания детей  в единое целое. Содержание воспитания должно соответствовать содержанию обучения и наоборот. Из школы должны выходит выпускники высокообразованные, высоконравственные,   творческие, компетентные, способные применить свой ум, потенциал в жизни, способные самореализоваться в жизни.

Реализация данной модели, модели воспитания личности, готовой к самореализации, позволит решить основные задачи в области воспитания. Эти задачи прописаны в основных документах (Конституция РФ, Закон об образовании, ФГОС, Концепции). Модель позволяет через урочную и внеурочную деятельность самореализоваться , т.е создает условия, для реализации личности и всех её природных возможностей.

«Дать каждому ученику

правильное воспитание

и тогда каждый займёт

своё правильное место

в жизни»

М. Лайтман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная компетентность – одна из ключевых способностей педагога (выступление на педагогическом совете)

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...

Выступление на педагогическом совете ТЕМА: «Формирование творческой, инициативной личности в образцовой хореографической студии «Надежда»»

Главный в педагогическом прцессе - ребёнок, в творческом - ребёнок, но его рулевой - это мудрый и знающий педагог....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....