Информационная компетентность – одна из ключевых способностей педагога (выступление на педагогическом совете)
материал по информатике и икт на тему

Житенёва Татьяна Владимировна

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. Информационная компетентность педагога  – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionnaya_kompetentnost_pedagoga.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГОУ "Детский дом им.А.В.Луначарского"

Информационная компетентность –

одна из ключевых способностей педагога

(выступление на педсовете)

Педагог дополнительного образования

Т.В.Житенева

2010 г.

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. Информационная компетентность педагога  – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.

В педагогической литературе имеется множество подходов к определению понятия «информационная компетентность». Анализ публикаций позволяет сделать вывод о многоплановости данного понятия. Доктор педагогических наук Ольга Георгиевна Смолянинова рассматривает информационную компетентность как «универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание». Кандидат педагогических наук Тришина Светлана Владимировна, полагает, что информационная компетентность это «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности». Некоторые исследователи трактуют информационную компетентность слишком узко, подразумевая знания, умения и навыки в области информатики, с целью эффективного использования компьютерных технологий. Таким образом, информационная компетентность педагога – это умение ориентироваться в информационном поле, находить необходимую информацию и встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач. Информационная компетентность в качестве составных частей включает в себя так же компьютерную грамотность и библиотечно-библиографическую грамотность.

В 2010 году среди педагогов детского дома проводилось анкетирование, которое показало, что 100 % респондентов владеют определенными навыками работы на компьютере. На вопрос используете ли вы ИКТ при подготовке к мероприятиям, большинство опрошенных ответили положительно. Однако показательным является тот факт, что 18,1% опрошенных используют в своей деятельности  компьютер реже 1 раза в неделю. Вместе с тем, информационные технологии позволяют создавать, хранить, передавать, преобразовывать и представлять информацию, что является эффективным способом совершенствования педагогического процесса в интернатном учреждении. Информационные технологии меняют стиль действий и образ мысли педагога. Они обеспечивают точность, оперативность, адекватность принимаемых решений, экономят время и формируют информационную компетентность.

Информационная компетентность – одна из ключевых компетентностей. По мнению А.В.Хуторского, она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективной стороной информационной компетентности является отражение объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Формирование информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, а именно способов и методов деятельности по ее использованию. Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества – объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга.

Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.

Изложенные данные позволяют выделить ряд противоречий:

  • • Между современными требованиями к профессиональной подготовке педагога, включающих информационную компетентность как одну из важнейших составляющих профессиональной компетентности и отсутствием подходов к целенаправленному процессу становления информационной компетентности педагога интернатного учреждения;
  • • между ростом информатизации общества и неспособностью педагогов грамотно использовать информацию в педагогическом процессе.

Информационная компетентность включает следующие компоненты:

  • • мотивационный – развитие интереса к информационной деятельности, развитие потребности в создании информационных продуктов, стремление к приобретению общих и специальных информационных знаний, умений и навыков;
  • • когнитивный – информационные знания для понимания закономерностей процесса обработки и преобразования информации и методов ее поиска, обработки и представления;
  • • операционный – умения работы с информацией;
  • • рефлексивный – осмысление, самооценка собственной информационной деятельности.

Показателями информационной компетентности являются:  понимание важности информационной компетентности для педагогической деятельности; проявление педагогом самостоятельности и активности в информационно-образовательной среде; продуктивность решения задач и проблем, возникающих в информационно-образовательной среде; стремление к саморазвитию информационной компетентности и самореализации в профессиональной деятельности.

  • Выявленные проблемы возможно решить с помощью курсовой подготовки.

Формирование ИК педагога  является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности позволяет целенаправленно и эффективно организовать воспитательный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в воспитательном процессе. 

Литература 


1. Данильчук, Е. В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики / Е. В. Данильчук // Педагогика. – 2003. – № 1. – С. 65–73. 

2. Иванова, Л. Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя / Л. Ф. Иванова // Инновации в образовании. – 2003. – № 4. – С. 69–80. 

3. Кузьминов, Я. И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) / Я. И. Кузьминов // Вестник образования. – 2007. – № 7. – С. 12 – 17. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....

Выступление к педагогическому совету на тему:"Развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога как основного ресурса, обеспечивающего развитие обучающегося в условиях ФГОС"

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в...

Выступление на педагогическом совете по теме "Профессиональная компетентность педагога"

Материал статьи содержит основные составляющие профессиональной компетентности современного педагога...

Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"

Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"...