Информационная компетентность – одна из ключевых способностей педагога (выступление на педагогическом совете)
материал по информатике и икт на тему
Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. Информационная компетентность педагога – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГОУ "Детский дом им.А.В.Луначарского"
Информационная компетентность –
одна из ключевых способностей педагога
(выступление на педсовете)
Педагог дополнительного образования
Т.В.Житенева
2010 г.
Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. Информационная компетентность педагога – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.
В педагогической литературе имеется множество подходов к определению понятия «информационная компетентность». Анализ публикаций позволяет сделать вывод о многоплановости данного понятия. Доктор педагогических наук Ольга Георгиевна Смолянинова рассматривает информационную компетентность как «универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание». Кандидат педагогических наук Тришина Светлана Владимировна, полагает, что информационная компетентность это «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности». Некоторые исследователи трактуют информационную компетентность слишком узко, подразумевая знания, умения и навыки в области информатики, с целью эффективного использования компьютерных технологий. Таким образом, информационная компетентность педагога – это умение ориентироваться в информационном поле, находить необходимую информацию и встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач. Информационная компетентность в качестве составных частей включает в себя так же компьютерную грамотность и библиотечно-библиографическую грамотность.
В 2010 году среди педагогов детского дома проводилось анкетирование, которое показало, что 100 % респондентов владеют определенными навыками работы на компьютере. На вопрос используете ли вы ИКТ при подготовке к мероприятиям, большинство опрошенных ответили положительно. Однако показательным является тот факт, что 18,1% опрошенных используют в своей деятельности компьютер реже 1 раза в неделю. Вместе с тем, информационные технологии позволяют создавать, хранить, передавать, преобразовывать и представлять информацию, что является эффективным способом совершенствования педагогического процесса в интернатном учреждении. Информационные технологии меняют стиль действий и образ мысли педагога. Они обеспечивают точность, оперативность, адекватность принимаемых решений, экономят время и формируют информационную компетентность.
Информационная компетентность – одна из ключевых компетентностей. По мнению А.В.Хуторского, она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективной стороной информационной компетентности является отражение объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.
Формирование информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, а именно способов и методов деятельности по ее использованию. Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества – объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга.
Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.
Изложенные данные позволяют выделить ряд противоречий:
- • Между современными требованиями к профессиональной подготовке педагога, включающих информационную компетентность как одну из важнейших составляющих профессиональной компетентности и отсутствием подходов к целенаправленному процессу становления информационной компетентности педагога интернатного учреждения;
- • между ростом информатизации общества и неспособностью педагогов грамотно использовать информацию в педагогическом процессе.
Информационная компетентность включает следующие компоненты:
- • мотивационный – развитие интереса к информационной деятельности, развитие потребности в создании информационных продуктов, стремление к приобретению общих и специальных информационных знаний, умений и навыков;
- • когнитивный – информационные знания для понимания закономерностей процесса обработки и преобразования информации и методов ее поиска, обработки и представления;
- • операционный – умения работы с информацией;
- • рефлексивный – осмысление, самооценка собственной информационной деятельности.
Показателями информационной компетентности являются: понимание важности информационной компетентности для педагогической деятельности; проявление педагогом самостоятельности и активности в информационно-образовательной среде; продуктивность решения задач и проблем, возникающих в информационно-образовательной среде; стремление к саморазвитию информационной компетентности и самореализации в профессиональной деятельности.
- Выявленные проблемы возможно решить с помощью курсовой подготовки.
Формирование ИК педагога является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности позволяет целенаправленно и эффективно организовать воспитательный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в воспитательном процессе.
Литература
1. Данильчук, Е. В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики / Е. В. Данильчук // Педагогика. – 2003. – № 1. – С. 65–73.
2. Иванова, Л. Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя / Л. Ф. Иванова // Инновации в образовании. – 2003. – № 4. – С. 69–80.
3. Кузьминов, Я. И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) / Я. И. Кузьминов // Вестник образования. – 2007. – № 7. – С. 12 – 17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-114884-1349628223.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/06/picture-870679-1483685670.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".
Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-890162-1613543498.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".
Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/16/picture-1163746-1568629195.jpg)
Выступление к педагогическому совету на тему:"Развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога как основного ресурса, обеспечивающего развитие обучающегося в условиях ФГОС"
Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-840884-1478520920.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме "Профессиональная компетентность педагога"
Материал статьи содержит основные составляющие профессиональной компетентности современного педагога...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-386217-1702565118.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"
Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"...