Программа "Дефектологические занятия"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 173 от 17.08.2023 года
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ)
для обучающихся 3в класса
срок реализации: 1 год
Учитель-дефектолог:
Тимербаева З.А.
г. Нефтеюганск – 2023
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционного курса | |
2.2 | Календарно – тематическое планирование |
- Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно – практические действия" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Нормативное обеспечение программы включает:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).
1.1 Психолого- педагогическая характеристика обучающихся
Программа разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего 5 человек
Из них:
Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 4 человек
Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, дети РАС 2 человека
На каждого обучающегося 3в класса выделено 20 минут (1 занятие в неделю),
Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.
Для данной категории детей характерны:
-четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;
-речь не развита, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;
- Нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);
- эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);
- разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);
- замедленным темпом психического развития;
- отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся
на 2023-2024 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Учебно-коррекционная | Коррекционно-воспитательная | Коррекционно-развивающая |
3в класс | ||||
1 | И.Г. | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
2 | П.Г. | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
3 | Р.Р. | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
4 | Ш.В. | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
5 | А.И. | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
6 | Ш.Д. | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
Планируемые результаты реализации программы
(коррекционной работы)
Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.
Название курса | Предполагаемые предметные результаты | Предполагаемые личностные результаты | |
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | ||
Предметно-практические действия | -освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами. - уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. - уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с кубиками, карандашами, палочками; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу | - освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами -уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки | - овладеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. |
Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
№ п./п. | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР | Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения). Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами). Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка. |
Содержательный раздел
Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.
2.1 Содержание учебного курса
№ | Раздел | Формы организации коррекционных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Диагностика | |||
2 | Действия с материалами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: расширение знаний о материалах и их свойствах. | Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала |
3 | Действия с предметами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности | Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве |
Календарно-тематическое планирование 1 группа
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во час | Дата |
1 | Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. | Фиксация взгляда на предметно – манипулятивной деятельности педагога. | 1 | |
2 | Наблюдение за движущейся игрушкой. | Фиксация взгляда на движущейся игрушке. | 1 | |
3 | Дидактическая игра «Помоги зайчишке». | Узнавание знакомых предметов. | 1 | |
4 | Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши». | Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. | 1 | |
5 | Игра «Моя любимая игрушка». | Выбор своей игрушки среди других. | 1 | |
6 | Игра «Что привез нам мишка». | Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. | 1 | |
7 | «Найди пару». | Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. | 1 | |
8 | «Узнай меня». | Соотнесение предмета с его изображением на картинке. | 1 | |
9 | Игра «Разноцветные шарики». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости. | 1 | |
10 | Игра «Волшебная коробка». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание предметов в коробку. | 1 | |
11 | Игра «Пирамидка». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень. | 1 | |
12 | Игра«Волшебные крышки». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: закручивание крышек. | 1 | |
13 | Игра «Веселые матрешки». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание двухместной матрешки. | 1 | |
14 | Игра «Забавные цветочки». | Узнавание предметов и различение: по цвету (красный, синий, желтый). | 1 | |
15 | Игра «Большой – маленький». | Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький). | 1 | |
16 | Игра «Выбери правильно». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного размера из 5—6 предметов двух контрастных размеров. | 1 | |
17 | Дидактическая игра «Большой- маленький». | Сравнение предметов по размеру путем прикладывания их друг к другу. | 1 | |
18 | Дидактическая игра «Веселые бусы». | Группировка однородных предметов по цвету. | 1 | |
19 | Дидактическая игра «Волшебные фигурки». | Группировка однородных предметов по форме. | 1 | |
20 | Дидактическая игра «Машинки». | Группировка однородных предметов по размеру. | 1 | |
21 | Игры с кубиками. | Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета. | 1 | |
22 | «Заборчик». | Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков и кирпичиков. | 1 | |
23 | Игра «Цветные палочки». | Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. | 1 | |
24 | Работа со счетными палочками. | Накладывание счетных палочек на контурное изображение. | 1 | |
25 | Игры: «Ворота», «Дорожки», «Окно», «Домики». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно с учителем). | 1 | |
26 | Игры: «Грибок», «Качели» «Стульчик». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (по подражанию и образцу). | 1 | |
27 | Развивающая игра «В мире мозаики». | Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. | 1 | |
28 | Игра с мозаикой «Домики и флажки». | Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики). | 1 | |
29 | Работа с пластилином. | Работа с пластическими материалами (пластилин). Правила работы с пластилином. | 1 | |
30 | Лепка «Грибок». | Цвет и свойства пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. | 1 | |
31 | «Цепочка». | Изготовление совместно с педагогом цепочки из колец. | 1 | |
32 | Изготовление шариков из фольги. | Практическое знакомство с фольгой. Изготовление шариков из фольги, выполнение с ними игровых действий. | 1 | |
33 | «Конфеты в обертке». | Обертывание фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: «Конфеты в обертке». | 1 | |
34 | Аппликация «Солнышко лучистое». | Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое». | 1 |
Календарно-тематическое планирование 2 группа
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во час | Дата |
1 | Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. | Фиксация взгляда на предметно – манипулятивной деятельности педагога. | 1 | |
2 | Наблюдение за движущейся игрушкой. | Фиксация взгляда на движущейся игрушке. | 1 | |
3 | Дидактическая игра «Помоги зайчишке». | Узнавание знакомых предметов. | 1 | |
4 | Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши». | Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. | 1 | |
5 | Игра «Моя любимая игрушка». | Выбор своей игрушки среди других. | 1 | |
6 | Игра «Что привез нам мишка». | Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. | 1 | |
7 | «Найди пару». | Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. | 1 | |
8 | «Узнай меня». | Соотнесение предмета с его изображением на картинке. | 1 | |
9 | Игра «Разноцветные шарики». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости. | 1 | |
10 | Игра «Волшебная коробка». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание предметов в коробку. | 1 | |
11 | Игра «Пирамидка». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень. | 1 | |
12 | Игра«Волшебные крышки». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: закручивание крышек. | 1 | |
13 | Игра «Веселые матрешки». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание двухместной матрешки. | 1 | |
14 | Игра «Забавные цветочки». | Узнавание предметов и различение: по цвету (красный, синий, желтый). | 1 | |
15 | Игра «Большой – маленький». | Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький). | 1 | |
16 | Игра «Выбери правильно». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного размера из 5—6 предметов двух контрастных размеров. | 1 | |
17 | Дидактическая игра «Большой- маленький». | Сравнение предметов по размеру путем прикладывания их друг к другу. | 1 | |
18 | Дидактическая игра «Веселые бусы». | Группировка однородных предметов по цвету. | 1 | |
19 | Дидактическая игра «Волшебные фигурки». | Группировка однородных предметов по форме. | 1 | |
20 | Дидактическая игра «Машинки». | Группировка однородных предметов по размеру. | 1 | |
21 | Игры с кубиками. | Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета. | 1 | |
22 | «Заборчик». | Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков и кирпичиков. | 1 | |
23 | Игра «Цветные палочки». | Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. | 1 | |
24 | Работа со счетными палочками. | Накладывание счетных палочек на контурное изображение. | 1 | |
25 | Игры: «Ворота», «Дорожки», «Окно», «Домики». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно с учителем). | 1 | |
26 | Игры: «Грибок», «Качели» «Стульчик». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (по подражанию и образцу). | 1 | |
27 | Развивающая игра «В мире мозаики». | Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. | 1 | |
28 | Игра с мозаикой «Домики и флажки». | Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики). | 1 | |
29 | Работа с пластилином. | Работа с пластическими материалами (пластилин). Правила работы с пластилином. | 1 | |
30 | Лепка «Грибок». | Цвет и свойства пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. | 1 | |
32 | «Цепочка». | Изготовление совместно с педагогом цепочки из колец. | 1 | |
33 | Изготовление шариков из фольги. | Практическое знакомство с фольгой. Изготовление шариков из фольги, выполнение с ними игровых действий. | 1 | |
34 | «Конфеты в обертке». | Обертывание фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: «Конфеты в обертке». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....