Программа "Дефектологические занятия"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 173от 17.08.2023года
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ)
для обучающихся 2 класса
срок реализации: 1 год
Учитель-дефектолог:
Тимербаева З.А.
г. Нефтеюганск – 2023
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционного курса | |
2.2 | Календарно – тематическое планирование | |
3 | Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса "…Предметно-практическая деятельность" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа (Вариант 2) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Нормативное обеспечение программы включает:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Программа является компонентом программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
- Психолог о- педагогическая характеристика обучающихся
Программа разработана для обучающихся 2 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего 9 обучающихся.
Из них:
- Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью 5 человек.
- Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, дети РАС 3 человека.
- Обучающиеся с легкой умственной отсталостью 1 человек.
На каждого обучающегося 2 класса выделено 1 занятие в неделю.
Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с легкой, умеренной умственной отсталостью и РАС.
Для данной категории детей характерны:
- четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;
-речь не развита, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;
- нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);
- эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);
- разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);
- замедленным темпом психического развития;
- отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.
По результатам психолого-педагогической диагностики и анализа работы за 2022-2023 учебный год ППКа определены индивидуальные образовательные траектории на текущий учебный год.
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся
на 2023-2024 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Предметная задача | Личностная задача |
2 класс | |||
1 | А.Н. | сформировать умение выполнять инструкции учителя (слушать, слышать, отвечать). | научить пользоваться столовыми приборами (ложка). |
2 | А.М. | сформировать умение выполнять задание не отвлекаясь. | научить одеваться и раздеваться самостоятельно |
3 | Д.А. | сформировать умение выполнять задание не отвлекаясь. | научить расстегивать (развязывать) липучки (молнии, пуговицы, кнопки). . |
4 | К.Я. | сформировать умение выполнять последовательность заданий на уроке | сформировать умение организовать рабочее место под руководством учителя |
5 | М.П. | сформировать умение выполнять задание не отвлекаясь. | сформировать умение выполнять задание не отвлекаясь. |
6 | П.А. | сформировать умение слушать, слышать и выполнять задание до конца. | научить убирать одежду, обувь на место (спортивную форму, верхнюю одежду). |
7 | Ф.К. | сформировать умение выполняет движение в заданном направлении (вперед, назад). | научить соблюдать последовательность действий при мытье и вытирание рук |
8 | Х.А. | сформировать умение выполнять последовательность заданий на уроке. | научить различать виды одежды и обуви (штаны, рубашка, футболка, куртка, шапка, ботинки). |
- Планируемые результаты реализации программы
(коррекционной работы)
Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися предметных (коррекционных) личностных результатов, формирует базовые учебные действий .Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование мотивации к учению,способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью, навыки сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение результата, проявление самостоятельности
Результативность обучения каждого обучающегося умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.
Название курса | Предполагаемые предметные результаты | Предполагаемые личностные результаты | |
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | ||
Предметно-практические действия | -освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами. - уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. - уметь рассматривать различные по качеству материалы:пластилин, бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с карандашами, палочками; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу | - освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами -уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки | - овладеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. |
1.3.Создание образовательной среды
Программа учитывает индивидуальные образовательные потребности обучающихся, предполагает создание условий проведения коррекционной работы с учетом нозологии ребенка (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
№ п./п. | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с легкой, умеренной умственной отсталостью. |
|
2. Содержательный раздел
Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.
2.1 Содержание учебного курса
№ | Раздел | Формы организации коррекционных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Диагностика | |||
2 | Действия с материалами | Групповая | Личностные:принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные:расширение знаний о материалах и их свойствах. | Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала |
3 | Действия с предметами | Групповая | Личностные:принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные:формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности | Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве |
2.2. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во час | Дата |
1 четверть (8занятий) | ||||
1. | Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. | Фиксация взгляда на предметно – манипулятивной деятельности педагога. | 1 | |
2 | Наблюдение за движущейся игрушкой. | Фиксация взгляда надвижущейся игрушке. | 1 | |
3 | Наблюдение за появлением игрушки в определенном месте. | Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте. | 1 | |
4 | Дидактическая игра «Помоги зайчишке». | Узнавание знакомых предметов. | 1 | |
5 | Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши». | Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. | 1 | |
6 | Игра «Что привез нам мишка». | Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. | 1 | |
7 | «Магазин игрушек». | Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе. | 1 | |
8 | «Найди пару». | Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. | 1 | |
2 четверть (8занятий) | ||||
1. | Выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте. | Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия. | 1 | |
2. | Игра «Забавные цветочки». | Узнавание предметов и различение:по цвету (красный, синий, желтый). | 1 | |
3. | Игра «Большой – маленький». | Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький). | 1 | |
4. | Игра «Цветная радуга». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета из 5—6 предметов двух контрастных цветов. | 1 | |
5. | Игра «Выбери правильно». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного размера из 5—6 предметов двух контрастных размеров. | 1 | |
8. | Игра «Забавные игрушки». | Сравнение предметов по цвету путем прикладывания их друг к другу. | 1 | |
3 четверть(11занятий) | ||||
1. | Знакомство со счетными палочками. | Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. | 1 | |
2. | Игра «Цветные палочки». | Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. | 1 | |
3. | Игры: «Ворота», «Дорожки», «Окно», «Домики». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно с учителем). | 1 | |
4. | Игры: «Грибок»,«Качели» «Стульчик». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (по подражанию и образцу). | 1 | |
5. | Дидактическая игра «Мишка в гостях у Маши». | Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения. | 1 | |
6. | Развивающая игра «Мозаика». | Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней. Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. | 1 | |
7. | Игра с мозаикой «Домики и флажки». | Выкладывание узоров с соблюдением цвета:домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики). | 1 | |
8. | Работа с пластилином. | Работа с пластическими материалами (пластилин).Правила работы с пластилином. | 1 | |
9. | Лепка «Бублик». | Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из пластилина (хлебобулочные, кондитерские изделия). | 1 | |
10. | «Веселые формочки»: формование пластических материалов специальными формами. | Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. д | 1 | |
11. | Обучение приему действия с пластилином – резание стекой. | Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями). | 1 | |
4 четверть (7 занятий) | ||||
1. | Лепка «Лесенка». | Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: лесенки. | 1 | |
2. | «Большие и маленькие бублики». | Изготовление совместно с педагогом из колец на основе образца:больших и маленьких бубликов. | 1 | |
3. | Выполнение практических упражнений с бумагой: сминание, разглаживание, разрывание, отрывание . | Практическое знакомство с бумагой. Упражнения с бумагой: сминание, разглаживание ладонью, отрывание небольших кусочков . | 1 | |
4. | Выполнение практических упражнений с бумагой: сгибание по прямым линиям произвольно. | Практическое знакомство с бумагой. Сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении). | 1 | |
5. | Выполнение практических упражнений с бумагой: разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. | Практическое знакомство с бумагой. Разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. | 1 | |
6. | Изготовление шариков из фольги. | Практическое знакомство с фольгой.Изготовление шариков из фольги, выполнение с ними игровых действий. | 1 | |
7. | «Конфеты в обертке». | Обертывание фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: «Конфеты в обертке». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....