Программа "Дефектологические занятия"
рабочая программа
Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_defektologicheskie_zanyatiya1-dop_b_1_b_2_3b_klass_23-24_uch._god.doc | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 173 от 17.08.2023 года
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся 1б доп., 1б, 2б, 3б классов
срок реализации: 1 год
Учитель-дефектолог:
Тимербаева З.А..
г. Нефтеюганск - 2023
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 1 |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | 1 |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 3 |
1.3 | Создание образовательной среды | 13 |
2 | Содержательный раздел | 13 |
2.1 | Содержание коррекционного курса | 13 |
2.2 | Календарно – тематическое планирование | 21 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа является компонентом адаптированной основной образовательной программы образования обучаю
щихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа направлена на психокоррекционную помощь по развитию сенсорных процессов, является необходимой основой для обучения обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная психолого - педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Нормативное обеспечение программы включает:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Всего обучающихся с умеренной умственной отсталостью – 24 человека.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Обучающиеся одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
У обучающихся с умеренной умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Внимание обучающихся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.
Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
- Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
В соответствии с ППк от 12.04.2023 года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов (см. таблица 1).
Задачи индивидуальных образовательных маршрутов
Таблица 1
Ф.И обучающегося | Задачи |
1-доп «б» класс | |
А.Б. | Предметная задача: сформировать на минимальном уровне предметные результаты усвоения программы. Личностная задача: сформировать модель поведения школьника (сидеть за партой, готовиться к уроку). |
А.А. | Предметная задача: сформировать на минимальном уровне предметные результаты усвоения программы. Личностная задача: сформировать модель поведения школьника (сидеть за партой, готовиться к уроку). |
Х.Р. | Предметная задача: сформировать на минимальном уровне предметные результаты усвоения программы. Личностная задача: сформировать модель поведения школьника (сидеть за партой, готовиться к уроку). |
1 «б» класс | |
Б.Л. | Предметная задача: сформировать на минимальном уровне графомоторные навыки (правильно держать в руке карандаш, ручку). Личностная задача: сформировать умение самостоятельно принимать пищу, держать правильно ложку |
Б.А. | Предметная задача: сформировать умение точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы Личностная задача: сформировать умение самостоятельно надевать, снимать одежду. |
Е.С. | Предметная задача: сформировать умение выполнять штриховку, обводить контуры фигур. Личностная задача: сформировать навыки по совершению утреннего и обеденного туалета. |
М.А. | Предметная задача: сформировать на минимальном уровне пространственные представления (вверх-вниз, право-лево). Личностная задача: сформировать умение выполнять правила поведения школьника (сидеть за партой). |
О.М. | Предметная задача: сформировать умение выполнять правила поведения школьника (правила поведения в классе) Личностная задача: сформировать умение самостоятельно застегивать , расстегивать пуговицы, снимать , надевать варежки, шапку., обувь. |
Ч.Р. | Предметная задача: сформировать на минимальном уровне восприятие речевых звуков, произношения слов. Личностная задача: сформировать умение приводить в порядок свое рабочее место, следить за сохранностью личных и учебных принадлежностей. |
2 класс | |
А.Н. | Предметная задач: сформировать умение выполнять инструкции учителя (слушать, слышать, отвечать). Личностная задача: научить пользоваться столовыми приборами (ложка). |
А.М. | Предметная задача: сформировать умение выполнять задание не отвлекаясь. Личностная задача: научить одеваться и раздеваться самостоятельно |
Д.А. | Предметная задача: сформировать умение выполнять задание не отвлекаясь. Личностная задача: научить расстегивать (развязывать) липучки (молнии, пуговицы, кнопки). |
К.Я. | Предметная задача: сформировать сформировать умение выполнять последовательность заданий на уроке Личностная задача: сформировать умение организовать рабочее место под руководством учителя |
М.П. | Предметная задача: научить убирать одежду, обувь на место (спортивную форму, верхнюю одежду). Личностная задача: научить различать виды одежды и обуви (штаны, рубашка, футболка, куртка, шапка, ботинки). |
П.А. | Предметная задача: сформировать умение слушать, слышать и выполнять задание до конца. Личностная задача: научить убирать одежду, обувь на место (спортивную форму, верхнюю одежду). |
Ф.К. | Предметная задача: сформировать умение выполняет движение в заданном направлении (вперед, назад). Личностная задача: научить соблюдать последовательность действий при мытье и вытирание рук |
Х.А. | Предметная задача: сформировать умение выполнять последовательность заданий на уроке. Личностная задача: научить различать виды одежды и обуви (штаны, рубашка, футболка, куртка, шапка, ботинки). |
3б класс | |
Б.А. | Предметная задача: сформировать умение выполнять инструкцию учителя с помощью карточек и жестов на протяжении урока. Личностная задача: сформировать умение выполнять правила поведения школьника ( выполнять задания по словесной инструкции). |
Г.Т. | Предметная задача: сформировать навыки письма Личностная задача: сформировать умение ориентироваться на плоскости тетрадного. |
М.В. | Предметная задача: сформировать графический образ цифры. Личностная задача: сформировать умение ориентироваться на плоскости тетрадного листа. |
Ф.А. | Предметная задача: сформировать умение слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя самостоятельно. Личностная задача: сформировать навыки приема пищи (пользоваться ложкой). |
О.С. | Предметная задача: сформировать навыки работать по заданному образцу аккуратно. Личностная задача: сформировать гигиенические навыки (вытирать нос платком, сморкаться приемлемым образом). |
С.А. | Предметная задача: сформировать умение слушать и выполнять инструкцию учителя. Личностная задача: сформировать умение выполнять правила поведения школьника (сидеть за партой на протяжении урока). |
Ожидаемые результаты на конец учебного года
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требованиями к результатам освоения коррекционного курса представляют собой описание возможных ожидаемых результатов данной категории обучающихся (см. таблица 2)
Таблица 2
Название раздела | Личностные | БУД |
Развитие зрительного восприятия | -узнавание и различение цвета, формы и величины объекта; -сравнение и группировка предметов по одному или более признакам; -фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка) ; - прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом; - узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). | -фиксация взгляда ; -узнавание/различение цвета, форы; -слушать и понимать инструкцию к заданию; -следовать предложенному плану и активно участвовать в деятельности; -вступать и поддерживать коммуникацию; -обращаться за помощью и принимать помощь; -адекватно реагируют на внешний контроль и оценку. |
Развитие слухового восприятия | -соотнесение звука с его источником; -нахождение объектов, одинаковых по звучанию; -различение речевых и неречевых звуков; -прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | |
Развитие кинестетического и кинетического восприятия | -выполнять упражнения по заданию и показу педагога, обозначать словами положения различных частей своего тела; -выразительность движений (имитация походки и повадок животных). | |
Тактильно-двигательное восприятие | -определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые); -работа с пластилином и соленым тестом (твёрдое и мягкое состояние); -игры со средней мозаикой. | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | -фиксация внимания на форме предмета; -фиксация внимания на цвете предмета; - фиксация внимания на величине предмета; -различение объектов по форме (круглый, квадратный); -различение объектов по величине (большой, маленький); -различение объектов по цвету (основные цвета радуги). | |
Развитие восприятия пространства и времени | -фиксация внимания на разных частях тела (левая, правая); -фиксация внимания на расположении предмета (вверху, внизу, под, над, справа, слева и т.д.); - знакомство с понятиями «части суток», «дни недели» ; -работа по формированию сенсорно-перцептивных действий: -различение частей тела (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.); -выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.) ; - использование моделей частей суток, дней недели. | |
Развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений | -температурные ощущения от горячих до холодных предметов; - обозначение словом вкусовых ощущений (сладкое – горькое, сырое – вареное); - сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий). | |
Развитие моторики и графомоторных навыков. | -выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.); -выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.); -использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.; -фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики; -фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела; -фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами; -обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Разрывание бумаги; -рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д; - рисование по трафаретам. |
Минимальный уровень
- узнавание и различение цвета, формы и величины объекта с помощью педагога;
- сравнение и группировка предметов по одному или более признакам с помощью педагога;
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка) с помощью педагога;
- узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.) с помощью педагога;
- соотнесение звука с его источником с помощью педагога;
- нахождение объектов, одинаковых по звучанию с помощью педагога;
- различение речевых и неречевых звуков с помощью педагога;
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
- обводить по трафарету (внутреннему и внешнему) с помощью педагога;
- выполнять упражнения по заданию и показу педагога с помощью педагога;
- выразительность движений (имитация походки и повадок животных) с помощью педагога;
- определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые) с помощью педагога;
- работа с пластилином и соленым тестом (твёрдое и мягкое состояние) с помощью педагога;
- различение объектов по форме (круглый, квадратный) с помощью педагога;
- различение объектов по величине (большой, маленький) с помощью педагога;
- различение объектов по цвету (основные цвета радуги) с помощью педагога;
- фиксация внимания на разных частях тела (левая, правая) с помощью педагога;
- фиксация внимания на расположении предмета (вверху, внизу, под, над, справа, слева и т.д.)
- знакомство с понятиями «части суток», «дни недели» с помощью педагога;
- различение частей тела (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.) с помощью педагога;
- выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.) с помощью педагога;
- использование моделей частей суток, дней недели с помощью педагога;
- температурные ощущения от горячих до холодных предметов;
- обозначение словом вкусовых ощущений (сладкое – горькое, сырое – вареное) с помощью педагога;
- сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий) с помощью педагога;
- выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.) с помощью педагога;
- использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д. с помощью педагога;
- фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики с помощью педагога;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела с помощью педагога;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами с помощью педагога;
- Обводка, штриховка по трафарету, аппликация ,сгибание бумаги, разрывание бумаги с помощью педагога.
Достаточный уровень
• узнавание и различение цвета, формы и величины объекта самостоятельно;
• сравнение и группировка предметов по одному или более признакам по инструкции;
• фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка) самостоятельно;
• узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.) самостоятельно;
• соотнесение звука с его источником самостоятельно;
• нахождение объектов, одинаковых по звучанию по инструкции;
• различение речевых и неречевых звуков самостоятельно;
• обводить по трафарету (внутреннему и внешнему) самостоятельно;
• выполнять упражнения по заданию и показу по инструкции;
• выразительность движений (имитация походки и повадок животных) самостоятельно;
• определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые) самостоятельно;
• работа с пластилином и соленым тестом (твёрдое и мягкое состояние) по инструкции;
• различение объектов по форме (круглый, квадратный) по примеру;
• различение объектов по величине (большой, маленький) по примеру;
• различение объектов по цвету (основные цвета радуги) по примеру;
• фиксация внимания на разных частях тела (левая, правая) по примеру;
• фиксация внимания на расположении предмета (вверху, внизу, под, над, справа, слева и т.д.) по схеме;
• различение частей тела (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.) по схеме;
• выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.).
• использование моделей частей суток, дней недели по инструкции;
• обозначение словом вкусовых ощущений (сладкое – горькое, сырое – вареное) самостоятельно;
• сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий) .
• выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.) по примеру;
• использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д. самостоятельно;
• фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики по примеру;
• фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела по примеру;
• фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами по примеру;
• Обводка, штриховка по трафарету, аппликация ,сгибание бумаги, разрывание бумаги по примеру.
- Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Основной задачей в области реализации права на образование детей с интеллектуальными нарушениями является создание образовательной среды с учетом их психофизических возможностей (см. таблица 3)
Таблица 3
№ п.п | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
-обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); - наблюдения за предметами и явлениями окружающего; - рассматривание предметных и сюжетных картин. |
- Содержательный раздел
- Содержание коррекционного курса (см. таблица 4)
Таблица 4
№ п/п | Раздел | Формы организации коррекционного курса | Коррекционно – развивающая работа |
1 | Диагностика на начало года | Индивидуальная | |
2 | Развитие зрительного восприятия. | Групповая
| - нахождение признаков отличия и сходства в предметах; - дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов. Определение изменений в предъявленном ряду; - нахождение лишнего предмета, затем картинки; - упражнения для профилактики и коррекции зрения; - игры с воздушными шарами «Не дай шарику упасть!» . Игры с воздушными шариками; - «Что изменилось?» перед детьми раскладываются 5-7 различных предметов, один ребенок отворачивается, предметы меняются местами ребенок определяет разницу; - «Найди отличия» обучающемся предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различия (3-5 различий), они должны найти эти различия; - «Найди половинку» перед детьми выкладываются изображения предметов, разрезанные пополам. Обучающемся должны найти и соединить половинки; - «Сложи узор» обучающемся выкладывают по образцу узор, предложенный педагогом (используя различные геометрические фигуры, счетные палочки, кубики, мозайку, конструктор и т.д.) ; - «Незаконченные изображения» обучающемся предлагается внимательно посмотреть на картинки и найти то, что художник забыл нарисовать; - «Наложенные изображения» обучающемся показывают 3-5 контурных изображений, наложенных друг на друга. Необходимо найти и назвать все изображения; - «Точечные изображения» обучающемся предъявляют изображения предметов, выполненные в виде точек. Он должен их узнать и назвать; -«Найди тень» ребенку предлагается рисунок предмета и карточки теней. Необходимо найти подходящую тень предмета. |
3 | Развитие слухового восприятия | групповая | - различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жужжание), звуков музыкальных инструментов, звучащих игрушек. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам; - «Откуда звук?» обучающиеся закрывают глаза, педагог звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук; - «Угадай инструмент» детям предлагаются прослушать разные музыкальные инструменты для прослушивания (бубен, дудочка, маракас, труба, трещетки, барабан и т.п.), предлагается послушать звук инструмента, ребенок отгадывает; - «Повтори» педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить; - «Танцуй - замри» педагог включает различную танцевальную музыку, дети должны двигаться под музыку или танцевать, как только музыка замолкает, дети должны сесть на стульчики и не двигаться. |
4 | Развитие кинестетического и кинетического восприятия. | групповая | - формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию и показу педагога, обозначение словами положения различных частей своего тела; - выразительность движений (имитация походки и повадок животных, игра на различных музыкальных инструментах); - имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.; - игры на восприятие предметов в движении; - игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); - передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.; - Игры на восприятие команды в движении: - «Стоп-сигнал» - остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения ; - «Сделай как я и замри» ребенку показывают позы другим ребенком или взрослым, он должен принять такую же позу; - «Выразительные движения» - поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз; -Показать движениями, что на улице жарко или холодно; - «Зоопарк» каждый ребенок изображает какого-либо животного; - «Море волнуется» учитель произносит фразу; -«Что в мешочке?» ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. |
Тактильно-двигательное восприятие | групповая | - определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые, гладкие, шершавые); - определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние); - игры со средней мозаикой. | |
Развитие восприятия формы, величины и цвета | групповая | -Формирование набора эталонов геометрических фигур; - Сравнение 2-3 предметов по величине (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом; -Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по форме и цвету) ; Составление рядов из 3-4 предметов по заданному признаку; -Различие основных цветов. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали): дом, машина и т.д. -Различение основных частей хорошо знакомых предметов ; -Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали) ; -Упражнения на восприятие формы предметов: -«Найди предмет указанной формы» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) ; -«Какая фигура лишняя?» ребенку предлагают наборы из 4 геометрических фигур (например 3 круга и 1 треугольник) ; -Упражнения на восприятие величины предметов: -«Выложи в ряд» детям предлагают наборы предметов, различных по размеру (палочки, кубики, мячики, машинки и т.д.) 7-10 штук; -«Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга; -«Матрешки» дети собирают матрешек из 3-4 частей ; -Упражнения на восприятие цвета предметов: -«Какого цвета предмет?» На столе выкладываются разноцветные предметы (8-10 штук) и ребенку дают карточки с образцами цветов; -«Сложи радугу» Приготовить цветные дуги, полоски радуги разрезаны пополам. Половинку радуги складывает учитель, вторую половинку ребенок самостоятельно; - «Раскраски» Дети могут раскрашивать изображения по инструкции педагога или самостоятельно. | |
Восприятие пространства и времени | групповая | -Ориентировка в помещении, понятия «ближе – дальше»; -движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения ; -Ориентировка в поле листа (выделение всех углов) ; -Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа ; -Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством простых предлогов («в», «на», «под» и др.) ; -Пространственная ориентировка на поверхности парты. -Времена года. Порядок месяцев в году. -«Времена года» ; -Измерение времени (сутки, неделя, месяц) ; -Часы части составляющие часы (циферблат, стрелки) ; -Определение времени по часам; -«Снежинки прилетели» Дети украшают комнату снежинками, следуя инструкциям педагога (приклей снежинку слева от доски, справа от двери, вверху доски, внизу окна, рядом со шкафом и т.д.) ; -«Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево; - «Части суток» дети собирают модель частей суток, разрезанную на 4 части (в форме круга). -«Дни недели» дети собирают модель дней недели, разрезанную на 7 частей. - упражнения на умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в направлениях пространства относительно собственного тела; - упражнения на ориентировку в помещении, понятия «ближе – дальше»; - упражнение на движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения; - упражнения на формирование временных представлений (времени суток; дней недели); - обучающие презентации. | |
Развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений | групповая | -Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов; - Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. -Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); -Словесное обозначение барических ощущений. -Сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий) ; - логические игры «Определи предмет по запаху», «Съедобное-несъедобное». | |
5 | Диагностика на конец года | индивидуальная |
- Календарно – тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование занятий 1-доп «б» класс
№ п/п | Тема | Количество занятий | Дата |
I четверть (16 занятий) | |||
1 | Диагностика на начало года | 4 | |
Зрительное восприятие. Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека. | 1 | ||
Лепка из кинетического песка | 2 | ||
Лепка из кинетического песка | 2 | ||
Шероховатые цифры Тепловые таблички | 1 | ||
Шероховатые таблички Вкусовые баночки | 1 | ||
Игра-пазл "Космос" | 1 | ||
Сортировка | 1 | ||
Розовая башня | 1 | ||
Болты для навинчивания | 1 | ||
Геометрические тела | 1 | ||
II четверть (16 занятие) | |||
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком. | 1 | ||
Нанизывание шариков на штырьки | 1 | ||
Выкладывание бусин | 1 | ||
Большая пуговица со шнурком | 2 | ||
Блок Сегена с вкладышами разной формы | 1 | ||
Упражнения с отвёрткой плюс и минус | 1 | ||
Плетение | 1 | ||
Весовые таблички | 1 | ||
Цветные цилиндры | 1 | ||
Вырезание | 2 | ||
Шумовые коробочки | 1 | ||
«Разведчик» | 1 | ||
«Клад» | 1 | ||
«Нелепицу» или «Что не так» | 1 | ||
III четверть (22 занятия) | |||
Зрительное восприятие. Что перепутал художник? | 1 | ||
Зрительное восприятие. Что перепутал художник? | 1 | ||
Основные цвета спектра | 1 | ||
Основные цвета спектра | 1 | ||
Различие цветов и оттенков | 2 | ||
Различие цветов и оттенков | 1 | ||
Подбор оттенков к основным цветам | 1 | ||
Подбор оттенков к основным цветам | 2 | ||
Отличия | 2 | ||
Игры с кинетическим песком | 2 | ||
Игры с кинетическим песком | 2 | ||
«Длинее», «Короче» | 2 | ||
«Большой», «Маленький» | 2 | ||
«Выше», «Ниже» | 2 | ||
IV четверть (14 занятий) | |||
Холодный – горячий | 1 | ||
Вкусовые ощущения (кислый). | 1 | ||
Вкусовые ощущения (сладкий). | 1 | ||
Вкусовые ощущения (горький). | 1 | ||
Вкусовые ощущения (соленый). | 1 | ||
Восприятие поверхности на ощупь (шершавая). | 1 | ||
Восприятие поверхности на ощупь (колючая,). | 1 | ||
Восприятие поверхности на ощупь (пушистая). | 1 | ||
Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 | ||
Обводка по трафарету | 1 | ||
Итоговая диагностика | 4 |
2.3 Календарно – тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование занятий 1 «б» класс
№ п/п | Тема | Количество занятий | Дата | |||
I четверть ( 16 занятий) | ||||||
1 | Диагностика на начало года | 4 | 1 группа | 2 группа | ||
«Назови цвет предмета» | 1 | |||||
«Разведчик» | 1 | |||||
«Клад» | 1 | |||||
«Нелепицу» или «Что не так» | 1 | |||||
«Учет» | 1 | |||||
Реакция на запахи | 1 | |||||
Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) | 1 | |||||
Игры с кинетическим песком | 1 | |||||
Игры с кинетическим песком | 1 | |||||
Основные вкусы продуктов. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||
II четверть ( 16 занятий) | ||||||
«Сказочник» | 1 | |||||
«Цветная стройка» | 2 | |||||
«Угадай что внутри» | 1 | |||||
«Изучаем цвета» | 1 | |||||
«Что изменилось» | 2 | |||||
«Экскурсия» | 1 | |||||
«Архитектор и строитель» | 1 | |||||
«Кинорежиссер» | 1 | |||||
«Мой мир» | 1 | |||||
«Город профессий» | 1 | |||||
«Буквенная улица» | 1 | |||||
«Волшебная экскурсия» | 1 | |||||
III четверть ( 22 занятия) | ||||||
Бытовые шумы | 1 | |||||
Звуки природы | 2 | |||||
Музыкальные звуки | 1 | |||||
«Волшебный поднос» | 1 | |||||
Отгадай чей голос? | 2 | |||||
Отгадай чей голос? | 1 | |||||
«Большой» «Маленький» | 2 | |||||
«Выше» «Ниже» | 1 | |||||
«Длинее» | 1 | |||||
«Короче» | 1 | |||||
Холодный – горячий | 1 | |||||
Вкусовые ощущения (кислый). | 2 | |||||
Вкусовые ощущения (сладкий). | 2 | |||||
Вкусовые ощущения (горький). | 2 | |||||
Вкусовые ощущения (соленый). | 2 | |||||
IV четверть ( 14 занятий) | ||||||
«Цвета радуги» «Назови цвет» | 2 | |||||
Восприятие чувства тяжести от разных предметов: тяжело - легко | 1 | |||||
Выделение разных свойств и качеств (крупные и мелкие предметы) | 1 | |||||
Выделение разных свойств и качеств (мягкие предметы) | 1 | |||||
Выделение разных свойств и качеств (жесткие предметы) | 1 | |||||
Сравнение предетов по высоте. | 1 | |||||
Сравнение предетов по длине. | 1 | |||||
Холодный. | 1 | |||||
Теплый. | 1 | |||||
Горячий. | 1 | |||||
Итоговая диагностика | 4 |
2.2 Календарно – тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование занятий 2 класс
№ п/п | Тема | Количество занятий | Дата | |||||
I четверть ( 16 занятий) | ||||||||
1 | Диагностика на начало года | 4 | 1 группа | 2 группа | ||||
Временные представления. Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). | 2 | |||||||
Разведчик | 1 | |||||||
Клад | 1 | |||||||
«Нелепица» или «Что не так» | 2 | |||||||
Учет | 1 | |||||||
Сказочник | 1 | |||||||
Достроим домики | 2 | |||||||
Чудесный мешочек | 2 | |||||||
II четверть ( 16 занятий) | ||||||||
Игра с мячом | 1 | |||||||
Игра с мячом | 1 | |||||||
Игры с кинетическим песком | 2 | |||||||
Игры с кинетическим песком | 2 | |||||||
Пересыпание крупы (ложкой, половником, рукой) | 1 | |||||||
Сортировка | 1 | |||||||
Игры с прищепками | 1 | |||||||
Игры с прищепками | 1 | |||||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||||
Пальчиковые игры с грецкими орехами | 1 | |||||||
Пальчиковые игры с грецкими орехами | 1 | |||||||
III четверть (22 занятия) | ||||||||
Основные вкусы продуктов. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||||
Основные вкусы продуктов. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||||
Основные вкусы продуктов. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||||
Основные вкусы продуктов. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||||
Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||||
Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||||
Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||||
Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||||
Различие продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | 1 | |||||||
Различие продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | 1 | |||||||
Различие продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | 1 | |||||||
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). | 1 | |||||||
Игры с прищепками | 1 | |||||||
Игры с прищепками | 1 | |||||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||||
Дорисуй | 2 | |||||||
Найди отличия | 2 | |||||||
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставь комнату». | 1 | |||||||
Понятия «завтра». Понятия «сегодня». | 1 | |||||||
Ориентировка на собственном теле. | 1 | |||||||
IV четверть (14 занятий) | ||||||||
Ориентировка в линейном ряду крайний предмет, первый, на последнем месте. | 1 | |||||||
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ) | 1 | |||||||
Ориентировка на листе бумаги (правая, левая сторона) | 1 | |||||||
Осязательные ощущения. Твёрдость. | 1 | |||||||
Осязательные ощущения. Сыпучесть. | 1 | |||||||
Осязательные ощущения. Вязкость. | 1 | |||||||
Осязательные ощущения. Растворимость. | 1 | |||||||
Развитие осязания (теплее - холоднее) | 1 | |||||||
Сутки. Части суток. | 1 | |||||||
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | 1 | |||||||
Итоговая диагностика | 4 |
2.2 Календарно – тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование занятий 3 «б» класс
№ п/п | Тема | Количество занятий | Дата | |||
I четверть ( 16 занятий) | ||||||
1 | Диагностика на начало года | 4 | 1 группа | 2 группа | ||
Фиксация взгляда на лице человека. | 1 | |||||
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз. | 1 | |||||
Нанизывание шариков | 1 | |||||
«Нелепица» или «Что не так» | 1 | |||||
Основные фигуры | 3 | |||||
Сказочник | 1 | |||||
Основные цвета спектра | 2 | |||||
Зрительное восприятие. Что перепутал художник? | 2 | |||||
II четверть ( 16 занятий) | ||||||
Игра с мячом | 1 | |||||
Игра с мячом | 1 | |||||
Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) | 1 | |||||
Пересыпание крупы (ложкой, половником, рукой) | 2 | |||||
Сортировка | 1 | |||||
Сортировка | 1 | |||||
Игры с прищепками | 1 | |||||
Игры с прищепками | 1 | |||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||
Сверху – снизу | 1 | |||||
Справа – слева | 1 | |||||
Различение материалов (дерево, металл, крупа, вода) | 1 | |||||
« Отгадай чей голос?» Слуховое восприятие. | 3 | |||||
III четверть (22 занятия) | ||||||
Игры с кинетическим песком | 1 | |||||
Игры с кинетическим песком | 1 | |||||
Игры с кинетическим песком | 2 | |||||
Игры с кинетическим песком | 2 | |||||
Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||
Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||
Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||
Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | 1 | |||||
Различие продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | 1 | |||||
Различие продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | 1 | |||||
Различие продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | 1 | |||||
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). | 1 | |||||
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). | 1 | |||||
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). | 1 | |||||
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). | 1 | |||||
Игры с прищепками | 1 | |||||
Игры с прищепками | 1 | |||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||
Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь | 1 | |||||
IV четверть (14 занятий) | ||||||
Ориентировка в линейном ряду крайний предмет, первый, на последнем месте. | 1 | |||||
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ) | 1 | |||||
Ориентировка на листе бумаги (правая, левая сторона) | 1 | |||||
Осязательные ощущения. Твёрдость. | 1 | |||||
Осязательные ощущения. Сыпучесть. | 1 | |||||
Осязательные ощущения. Вязкость. | 1 | |||||
Осязательные ощущения. Растворимость. | 1 | |||||
Развитие осязания (теплее - холоднее) | 1 | |||||
Сутки. Части суток. | 1 | |||||
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | 1 | |||||
Итоговая диагностика | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....