Выступление на педагогическом совете "Классный руководитель - ключевая фигура воспитательного процесса" от 30.10.2024
материал

Классный руководитель -главная фигура в воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_kl_ruk.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №4 имени Е.Г.Линде»

Выступление на педагогическом совете  от 30.10.2024 г

"Классный руководитель - ключевая фигура воспитательного процесса"

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективешколы. 
     Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.     В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть  методически и психологически подкованнным, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель должен  интересоваться  вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий.Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители, сколько функций одновременно ему приходитсявыполнять.
Давайте перечислим с кем приходится взаимодействовать  классному руководителю, осуществляя свои должностные обязанности.

1.Учащиеся классного коллектива;

2.Родители

3. Учителя-предметники, администрация школы

4.Социальный педагог

5. Педагоги дополнительного образования

6.Медицинский работник

7. Библиотекарь

8.Работники пищеблока

9.Правоохранительные органы

10. Сотрудники культурно-познавательных объектов (музеев, театров, туристических агентств)

  1. ТРЕНИНГ

    Раздаются грецкие орешки. Просьба рассмотреть их внимательно. Орешки собираются и затем каждого просят найти именно свой орех.

На какие выводы наталкивает этот тренинг? (Несмотря на внешнюю похожесть, однообразие орешки, как и дети имеют свою индивидуальность. И задача классного руководителя увидеть ее. Как непросто порой бывает расколоть орех, так же нелегко иногда увидеть внутренний мир ребенка). Классный руководитель должен максимально изучит каждую детскую личность, чтобы в дальнейшем максимально эффективно использовать это при работе с классом, воспитании. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив.     

  1.    Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
  2.     Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.  Знание особенностей  отношений между членами семьи учащихся позволяет увидеть причины многих проблем учащихъся.
  3.      Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
  4.    Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования. 
  5.      В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения. 
  6.   Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения. Особенно широко это сотрудничество осуществляется в начальной школе. В среднем звене к сожалению оно сводится к контролю за обеспечением учебниками. 
  7.    Даже с работниками школьной столовой необходимо сотрудничать. И это не только заказ и оплата питания учащихся, но и порой необходимость индивидуального подхода в питании.
  8.    Классному руководителю также приходится сотрудничать и с представителями правоохранительных органов, как в целях профилактики правонарушений, так и к сожалению при решении уже сложившихся непростых ситуаций.
  9.    Кроме того, классный руководитель хорошо должен знать инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.  Для этого ему необходимо сотрудничать с представителями культурных объектов (музеи, театры, цирк,  туристические агентства, другие учебные заведения, спортивные школы, музыкальные школы, предприятия города)

Возможно, вы могли бы продолжить этот список субъектов и объектов сотрудничества классного руководителя.

Попробуем посчитать сколько часов затрачивает классный руководитель, осуществляя свои обязанности.

Приятно, что государство наконец-то обратило внимание на важность роли классного руководителя. Дополнительное вознаграждение в тысячу рублей ежемесячно — это, конечно, финансовая поддержка. Много это или мало? Но это не только и не столько материальное стимулирование педагога (сложно в наше время считать стимулом 40 рублей за ребёнка в месяц минус 13% подоходного налога), а прежде всего моральное стимулирование, ведь каждый труд, в том числе и труд классного руководителя, должен быть оплачен. Как отразилась эта надбавка на работе классных руководителей, придало ли сил, стимулировало ли к новым поискам? Практика показывает, что любое повышение зарплаты позитивно сказывается на качестве работы лишь первое время. Поначалу люди действительно стремятся доказать, что они достойны такого поощрения, но потом, как правило, все возвращается на круги своя. А талантливый педагог, прирожденный лидер, верный детям и искренне их любящий, он как на прежнюю небольшую зарплату, так и на новую будет работать на износ. Потому что это его образ жизни, иначе он не может. Он не может не возить детей в театр, не может замкнуться в школьном пространстве и не открывать детям окно в окружающий мир. Такие есть и были в каждой школе. А классного руководителя, который воспринимал эту работу как дополнительную нагрузку, «выгоревшего» за многие годы работы в школе, его вряд ли переделаешь. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль.

Закончить своё выступление я хотела бы притчей.

У дороги стоял мудрец и смотрел на то, как три человека несли тяжёлые камни. «Что вы делаете?» - спросил у них мудрец. «Несу камень», - ответил первый. «Зарабатываю на жизнь». – ответил второй. «Строю храм», – ответил первый. И понял мудрец, что мимо него прошли Раб, Потребитель и Творец.

Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный руководитель - ключевая фигура в воспитании юного гражданина

Статья: Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Ключевой фигурой в решении задач воспита...

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательном процессе.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения. Обусловлена она задачами, которые стоят перед учебным заведением – максимальное развитие кажд...

Выступление на педагогическом совете по теме: «План воспитательной работы, соответствующий требованиям Рособрнадзора».

Нельзя говорить о качественном образовании в школе, если ученики не соблюдают социальные нормы и не могут спланировать свое развитие в течение всей жизни. В выступле...