МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ. (разработана профессором М.И. Рожковым)
методическая разработка

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ     

            СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

                              (разработана профессором М.И. Рожковым)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_dlya_izucheniya_sotsializirovannosti_lichnosti.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Пояснительная записка.

           Современная школа находится на этапе модергизации. Любая даже эффективно работающая организация требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих её конкуренстноспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим среди прочих проблем образования, воспитания в частности, на одно из приоритетных мест выдвигаются проблемы формирования личности школьника, готовности жить и выживать в новых условиях. Соответственно, к воспитанию, как процессу целенаправленного руководитсва духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе предъявляются особые требования.  В нашей школе большенство специальных (коррекционных) классов VII вида, в которых обучаются дети с задержкой психического развития, обусловленного различного рода причинами: наследственные и приобретенные психические заболевания, родовые травмы, педагогическая запущенность.

         В развитии данных детей возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно - образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения. Эти отклонения проявляются в школьной неуспеваемости детей; отсутствии интереса к учению, труду, организационному досугу; недисциплинированности; нарушении прав окружающих людей; конфликтности; высокий уровень тревожности; наличии нежелательных качеств личности (лени, лживости, эгоистичности, грубости), употреблении алкоголя; наконец, в правонарушениях.

    Все данные проблемы мы учитывали при создании воспитательной системы школы. А для её эффективного функционирования необходимо своевременно получать данные об изменениях, происходящих с личностью обучающегося. Следовательно, мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и педагогического исследования с целью получения целостного представления о личности учащегося, что крайне необходимо для плодотворного развития воспитательной системы. Нам было необходимым определить, что же понимать под словом эффективность. Ученые предлагают определить эффективность как отношение достигнутого результата целевым ориентирам воспитательной деятельности.   Ученые советуют соотнести результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденциями происходивших изменений.

  Таким образом, эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. (Е.Н. Степанов)

       Перед любой школой, взявшейся за организацию качественного управления процессом воспитания, встают как минимум два вопроса:

       Первый - это вопсрос выбора показателей, контролируя которые можно управлять качеством воспитания; второй- выбор инструментария, позволяющего многократно измерять эти показатели.

Следует при этом подчеркнуть, что до сих пор не создано универсальной методики для оценки воспитательной работы, которая безоговорочно была бы востребована практикой. Так, например, результаты коллективной творческой деятельности и общения обучающихся являются достаточно хорошими косвенными показателями качества воспитанности. Но, однако, не учитывается динамика и тенденция развития личности детей, их запросы.

Поэтому мы используем следующие методики диагностики воспитанности:

Аспект изучения

Показатели

Методики, способы изучения.

Уровень воспитанности

-овладнение конгнетивными навыками;

-развитие позитивного отношения к природе, культуре;

- уровень усвоения морально-нравственных понятий.

Анкетирование;

Диагностика личного роста (П.В. Степанов, И.В. Кулешов, Д.В. Григорьев)

Социальная адаптация

-усвоение социальных ролей;

-психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач;

-мотивация деятельности и поведения.

Опросник Н. Е. Щурковой «Мои социальные роли».

Методика «Изучения уровня социализированности личности обучающегося (М.И. Рожков)

Уровень развития классных коллективов

-уровень развития коммуникативных качеств;

-способность к работе в коллективе.

Методика развития коллектива «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

Наблюдение.

     Помимо вышеперечисленных методик психологом школы проводятся многочисленные исследования классов, параллелей классов: "Исследование школьной мотивации", "Изучение школьной тревожности", "Изучение структуры межличностных отношений в учебной группе", "Методика акцентуации характера", "Изучение ценностных ориентаций", "Школьный тест умственного развития»,  «Моторная проба Шварцландера (Изучение уровня притязаний)», «Изучение уровня развития коллектива (по Лутошкину)». Батарея методик для индивидуальной диагностики: «Машинки» (изучения уровня коммуникативных навыков)», «Сюжетные картинки» (изучение уровня эмоциональной сферы и монологической речи), изучение уровня основных психических процессов у обучающихся и др.

   Цель мониторинга воспитательной системы школы - Создание целостной системы оценочных характеристик образовательных процессов в школе;

 

  Объект — нравственная ориентированность и направленность личности, коммуникативная сфера субъектов изучения и оценивания

 

 Субъект - обучающиеся среднего и старшею звена, педагогический коллектив.

   

 Задачи:

Установление степени проявления измеряемых качеств у субъектов изучения и оценивания.

Выявление положительных тенденций у субъектов изучения и оценивания, в образовательной системе школы в целом, резервов их развития;

Установление причин возникновения и путей решения выявленных в ходе изучения и оценивания проблем;

Составление прогнозов изменений, связанных с объектами оценивания или действиями, относящимися к ним;

Определение степени удовлетворенности обучающихся и родителей жизнедеятельностью ОУ;

Выявление уровня сформированности физического потенциала обучающихся;

Определение уровня сформированности классного коллектива.

Формы работы:        

Диагностика субъектов образовательного процесса;

Обработка и анализ диагностических данных;

Выбор траектории развития воспитательной системы в образовательном учреждении.

                        МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ    

            СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

                              (разработана профессором М.И. Рожковым)

       Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

     Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать  (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием  по следующей шкале:

 4 - всегда;

 3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

О - никогда.

1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

                                         

        Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

   

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

   Обработка полученных данных: Среднюю оценку социальной адаптнрованности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный  обучающийся (или группа учеников) - имеет низкий уровень социальной адаптированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)

Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...

Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожкова)

Выявление уровня социализации личности учащегося...

Диагностика изучения социализированности личности (разработана М.И. Рожковым)

Методика изучения социализированности личности (разработана М.И. Рожковым) позволяет определить степень социальной зрелости выпускников, их готовности к самостоятельной «взрослой» жизни и ...

Методика изучения социализированности личности учащегося (по М.И. Рожкову).

Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся....