Методика изучения социализированности личности учащегося (по М.И. Рожкову).
учебно-методический материал
Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_po_m._i._rozhkovu.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ М.И. РОЖКОВА
Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
О — никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Результаты исследования:
Исследование проводилось по четырём критериям:
- социальная адаптированность обучающихся – ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм – приспособление,
- автономность обучающихся – ориентация на свои интересы, обособление личности,
- социальная активность обучающихся – наличие внутренней потребности в социальной деятельности,
- приверженность обучающихся гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, на сотрудничество.
Обучающимся было предложено выбрать ответы на предложенные вопросы. По итогам исследования были получены следующие результаты:
- высокий уровень – 9 учащихся
- средний уровень – 7 учащихся
- низкий уровень – 1 учащийся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)
Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...
М. И. Рожков "Методика изучения социализированности личности учащегося"
Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования являет...
Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожкова)
Выявление уровня социализации личности учащегося...
Методика М.И. Рожкова для изучения социализированности личности учащегося.
Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. ...
Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)
Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...