Выступление на заседании методического объединения «Педагогические находки по подготовке к сдаче ОГЭ по географии»
методическая разработка

Попова Татьяна Викторовна

Качество образования в XXI веке определяются не суммой знаний, а знаниями  о том как и где правильно их применять, поэтому  результаты обучения—это решение различных задач—это способы деятельности. Обучение для учащихся  процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.

     Задача обучаемого—обучение умению осуществлять деятельность или владеть способами деятельности. Значит, задача учителя на уроке—не передача суммы знаний, а управление учебной деятельностью. Ученик, который научится владеть разными способами действий, в реальной жизни будет принимать правильные решения, действовать эффективно, т.е. сможет стать успешным, компетентностным и конкурентно способным работником, научится заниматься самообразованием всю жизнь.

         Содержание курса географии позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, географии, истории и культуре своего Отечества.

           География—один из любимых учениками предметов. Каждый урок географии готовит учащихся к ориентации в мировом пространстве, способствует формированию экологического мышления, воспитывает любовь к своей Родине.

       Географические умения, так же как метапредметные, формируются только в процессе учебной деятельности на уроке и не только.

География – один из предметов по выбору для учащихся 9-х классов на ОГЭ 2018-2019 учебного года, сдавать который будут выпускники, желающие продолжить обучение в профильных классах или колледжах соответствующего направления.

ОГЭ относят к обязательным испытаниям, которые проходят девятиклассники, результаты могут повлиять на многое, в частности на перевод в 10 класс учебного заведения, более того, поступление в техникум, с целью получить соответствующее образование, и так далее. Среди выборочных предметов можно выделить ОГЭ по географии в 2019 году, на ней останавливаются те ребята, которые планируют перевестись в профильный класс, имеющий связь с соответствующим направлением, либо же школьники, что отлично разбираются в подобном предмете, и полагают, будто сдать его окажется сравнительно просто.

В 2019 году в ФИПИ разработали единые КИМы, которые будут использованы на ОГЭ по географии во всех регионах РФ. Они, естественно, будут отличаться от прошлогодних, но сохранят ту же структуру и объем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме: «Педагогические находки по подготовке к сдаче ОГЭ по географии»

Из опыта подготовки к сдаче экзаменов ОГЭ по географии: как эффективно организовать деятельность учащихся на разных этапах урока, чтобы заинтересовать их и сделать соратниками в освоении знаний и способов действий.

Качество образования в XXI веке определяются не суммой знаний, а знаниями  о том как и где правильно их применять, поэтому  результаты обучения—это решение различных задач—это способы деятельности. Обучение для учащихся  процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.

     Задача обучаемого—обучение умению осуществлять деятельность или владеть способами деятельности. Значит, задача учителя на уроке—не передача суммы знаний, а управление учебной деятельностью. Ученик, который научится владеть разными способами действий, в реальной жизни будет принимать правильные решения, действовать эффективно, т.е. сможет стать успешным, компетентностным и конкурентно способным работником, научится заниматься самообразованием всю жизнь.

         Содержание курса географии позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, географии, истории и культуре своего Отечества.

           География—один из любимых учениками предметов. Каждый урок географии готовит учащихся к ориентации в мировом пространстве, способствует формированию экологического мышления, воспитывает любовь к своей Родине.

       Географические умения, так же как метапредметные, формируются только в процессе учебной деятельности на уроке и не только.

География – один из предметов по выбору для учащихся 9-х классов на ОГЭ 2018-2019 учебного года, сдавать который будут выпускники, желающие продолжить обучение в профильных классах или колледжах соответствующего направления.

ОГЭ относят к обязательным испытаниям, которые проходят девятиклассники, результаты могут повлиять на многое, в частности на перевод в 10 класс учебного заведения, более того, поступление в техникум, с целью получить соответствующее образование, и так далее. Среди выборочных предметов можно выделить ОГЭ по географии в 2019 году, на ней останавливаются те ребята, которые планируют перевестись в профильный класс, имеющий связь с соответствующим направлением, либо же школьники, что отлично разбираются в подобном предмете, и полагают, будто сдать его окажется сравнительно просто.

В 2019 году в ФИПИ разработали единые КИМы, которые будут использованы на ОГЭ по географии во всех регионах РФ. Они, естественно, будут отличаться от прошлогодних, но сохранят ту же структуру и объем.

Таким образом, билет ОГЭ по географии в 2019 году будет включать в себя 30 заданий, на выполнение которых экзаменуемым будет выделено  2 часа (120 минут).

Девятиклассники могут взять с собой на экзамен:

  • непрограммируемый калькулятор;
  • линейку;
  • атласы для 7, 8 и 9 класса (любого издателя).

Вне сомнений, наличие карт – существенная помощь на ОГЭ, поэтому заблаговременно подготовьте хороший атлас, с которым вам будет удобно работать. Но помните, что если у вас найдут шпаргалку, существует риск вообще не сдать экзамен в текущем году!

Речь идет о специальном материале, дающем возможность определить уровень подготовки подростков по темам, которые были пройдены во время изучения предмета с 5 по 9 классы.
Билеты охватывают задания, предполагающие не просто знание теории, на практике нужно будет продемонстрировать, как ребенок ориентируется по карте, диаграммам, прочей статистической информации.

Во время проверки выполненной работы, представители комиссии обычно обращают внимание на некоторые критерии, в частности:

  • осмысление географического положения материков, земных океанов, количества людей на планете, процессов освоения конкретных территорий;
  • школьники должны помнить об открытиях, более того их результатах, повлиявших на географию;
  • немаловажно понимание положения РФ, характеристик ее природного мира, народного хозяйства, наличия ископаемых. Учитывается, как страна поделена по районам, и что за народы живут в округе;
  • рационально указать показатели антропогенного, также природного типа, что могут провоцировать некоторые экологические проблемы;
  • важно знать толк в разновидностях ресурсов природы, ее особенностях, охране окружения, использовании всех благ человечеством;
  • следует помнить о мероприятиях, которые рациональны, чтобы сохранить природу, защищая людей от влияния техногенных, прочих явлений, в виду имеется от стихий;
  • просматривается наличие вычислений, когда применены карты расстояний и направлений, определено положение конкретных географических объектов;
  • прекрасно, если представлена информация из разных источников, с целью исследования некоторых объектов, явлений, проблем экологии, особенностей некоторых планетных участков, их обеспеченности ресурсами в целом.

В любом из билетов всего 30 вопросов, которые помогают проверить соответствующую грамотность ребят, их способности к применению знаний на практике. Все задания распределены по уровню сложности, группируются по теме либо параллельно с конкретными географическими данными:

  • 17 заданий (1-8, 10-13, 21, 22, 27-29) предусматривают выбор ответа из предложенных вариантов;
  • 10 заданий (9, 14, 16-19, 24-26, 30) предполагают ответы в виде одного слова (словосочетания) либо цифр;
  • 3 задания (15, 20, 23) требуют написания аргументированного ответа из пары предложений.
  • Задания с кратким ответом, занесенные учеником в специальный бланк, проверяют с помощью автоматизированной системы. К проверке заданий с развернутым ответом привлекаются эксперты по предмету (учителя географии).
  • Проверяющие оценивают работу и начисляют тестовые баллы, исходя из разработанных сотрудниками ФИПИ норм. Учитель не знает, чья работа находится перед ним, так как все листы с ответами предварительно кодируются
  • Всего за 30 выполненных заданий девятиклассник может набрать 32 тестовых балла:
  • Результат ОГЭ заносится в аттестат и влияет на средний балл выпускника. Для перевода тестового балла в привычную пятибалльную оценку ФИПИ рекомендует использовать такую таблицу соответствия:

Оценка

Баллы

5

27-32

4

20-26

3

12-19

2

0-11

Таким образом, что бы сдать экзамен и просто получить аттестат за 9-1 класс выпускнику достаточно набрать 12 тестовых баллов, правильно ответив хотя бы на 12 тестовых вопросов базового уровня. Если же экзамен по географии выбран с целью успешного поступления, то потребуется набрать минимум 24 балла, ведь именно таким в 2019 году будет минимальный порог для приема в колледжи и профильные классы.

Не глядя на то, что географию никто и никогда не считал чрезмерно сложной наукой, она предполагает огромные объемы информации, на ее обработку во время подготовки доведется тратить множество времени. Соответственно, начинать рационально уже в начале 9 класса, с целью, чтобы постепенно повторить и изучить необходимые данные.

Существует несколько полезных советов, на которые должны обратить внимание все потенциальные выпускники:

  • ориентироваться можно по школьной программе, также информации из географических учебников, утвержденных министрами;
  • во время подготовки особое внимание следует акцентировать на атласах, более того контурных картах;
  • задействовать атласы и прочую литературу, лучше всего, лишь последних изданий, немаловажно учитывать год выпуска, так как информация должна быть правдивой. Также не забывайте, что частично издательства просто выпускают былые книги в новой обложке, не меняя данные, а вот КИМы рассчитаны только на оптимальные показатели современности;
  • ни в коем случае не игнорируйте практические задания, имеющие прямую связь с определением географических единиц;
  • изучайте материал предварительно приемлемыми объемами, так как информации по предмету действительно много, на ее обработку уходит определенное количество времени;
  • всегда учитывайте проверенные детали, известные фамилии, в итоге информацию удастся интересно подать. Допустим, просмотрите несколько фильмов либо коротких видео, где демонстрируются лучшие географические открытия;
  • в Сети предлагается множество разнообразных тестов, за определенное время можно дать ответы и практически сразу узнать результат, проводя работу над ошибками. Вы сумеете стать собранным, активным, работая на результат;
  • обязательно просмотрите демонстрационные билеты прошлых лет, в итоге проверите личные знания, сумеете получить представление касательно тем, которым следует уделить максимум внимания. Это, как прекрасный шанс – лучше узнать структуру бланков, билетных вопросов, не тратя лишнее время на их рассмотрение во время экзамена.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разбор заданий по ОГЭ география Учитель МКОУСОШ с Новогромово Попова Татьяна Викторовна 2022-2023 ученый год

Слайд 2

Рекомендации при работе с атласом. Фундаментом географической подготовки является именно работа с географической картой (70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа). Знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это главное требование к учащимся, поэтому большое внимание необходимо уделять работе с картами 7,8,9 классов. Атласы действительно помогут справиться со значительным количеством заданий, но при одном условии: ученик умеет им пользоваться". Для подготовки к экзамену необходимо приобрести полный комплект атласов с 7-го по 9-й класс, рекомендованных Министерством образования.

Слайд 3

Практические советы при подготовке к ОГЭ Для эффективной подготовки к ОГЭ нужна тренировка. Необходимо довести решение заданий до автоматизма Максимально развить умение находить необходимую информацию в атласе, сравнивать и анализировать различные карты. Развивать умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Формировать умения работы с транспортирами, линейками, умения решать задачи на проценты, строить графики, округлять числа. Важно выдерживать временной регламент. На выполнение работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут).

Слайд 4

Пример задания Вставьте название государства на место пропуска. Одним из приграничных субъектов РФ является Смоленская область, которая имеет выход к Государственной границе РФ с _______________. Здесь нам поможет карта «Административного устройства Российской Федерации» На ней найдём Смоленскую область, и определим, с какой страной она граничит. Ответ: Белоруссия, или Беларусь.

Слайд 5

Задание № 2 Задание № 2 на умение определять крайние точки, пограничные государства России или географические объекты или субъекты РФ. Ответить на вопрос поможет атлас 8 класса. карты «Географическое положение России», «Физическая карта России», «Административное устройство РФ».

Слайд 6

Задание № 2 Необходимо знать: Россия имеет сухопутную границу с 16 странами. На западе: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Беларусь, Украина. Здесь же находится Калининградская область, граничащая с Польшей и Литвой. На юге от Черного к Каспийскому морю: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан; От Каспийского до Охотского моря: Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея, по морю - Япония и США. Крайние точки: западная - Балтийская коса в Гданьском заливе Калининградской области; южная— г. Базардюзю расположена в Дагестане на границе с республикой Азербайджан; северная островная – мыс Флигели (о. Рудольфа), мыс Челюскин – материковая; восточная островная – о. Ратманова (Берингов пролив), мыс Дежнёва – материковая.

Слайд 7

Пример задания: Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1. Архангельская область 2. Смоленская область 3. Воронежская область Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1. Архангельская область 2. Смоленская область 3. Воронежская область

Слайд 8

Необходимо знать: Температуры воздуха: Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Минимальные температуры воздуха в нашей стране в зимний период наблюдаются в Восточной Сибири, максимальные на Восточно-европейской равнине из-за согревающего влияния Атлантического океана. Чем дальше на восток (от Атлантического океана), тем холоднее. Летом - закономерность широтная, чем дальше на север, тем холоднее, на юг — теплее. Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск. Осадки: Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана. Минимальное количество осадков в нашей стране наблюдается в Астраханской области и Республике Калмыкия, максимальное — регистрируется в районе города Сочи. Общая закономерность в распределении осадков в нашей стране сводится к тому, что чем дальше населённый пункт находится от побережья Атлантического или Тихого океана, тем меньше там осадков. Почвы: Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное — в чернозёмах степной зоны.

Слайд 9

Задание № 3 Раскрывает особенности природы России. Здесь представлены вопросы на определение континентальности климата, абсолютной высоты, средних летних или зимних температур воздуха, коэффициента увлажнения, распределения среднегодового количества выпадающих осадков, плодородия почвы, продолжительности светового дня или освещения в зимний или летний период. При ответе на вопрос поможет атлас 8 класса «Почвы», «Климат».

Слайд 10

Пример задания Определите, какой город, являющийся столицей республики в составе Российской Федерации, имеет географические координаты 62° с. ш. 34° в. д. В вопросе дана подсказка, что это столица региона РФ, что значительно сужает область определения. Работаем только с одной картой — административнотерриториального деления РФ. Если вы забыли как определять географические координаты, то посмотрите тут: https://tvoiklas.ru/gradusnsetca/#Определяем_географические_координаты Ответ: Петрозаводск

Слайд 11

Необходимо знать Географические координаты включают географическую широту и географическую долготу. Географическая широта — это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная южная в границах от 0 градусов (экватор) до 90 градусов (широта полюсов). Подписываются градусы на параллелях сбоку карты. Географическая долгота — величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0 до 180 градусов. Подписываются градусы на экваторе или в верхней, или в нижней части карта на меридианах.

Слайд 12

Задание № 7 На определение географических координат. Если нужно определить город – атлас 7 класс «Политическая карта мира», если города России атлас 8 класс – «Административное устройство РФ». Если гора, вулкан, остров, полуостров – атлас 7 класс – «Физическая карта мира». Необходимо знать, что географические координаты включают географическую широту и географическую долготу.

Слайд 13

Задание № 8 Задание на расположение на рисунке слоёв горных пород в порядке увеличения или уменьшения их возраста. Необходимо знать, что чем выше слои горных пород – тем моложе. Самый верхний слой самый молодой.

Слайд 14

Алгоритм действий Находим верхний горизонт (если надо в порядке возрастания), или нижний (если надо в порядке убывания возраста) Определяем название породы Находим название породы в вариантах ответа Повторяем алгоритм действий

Слайд 15

Пример задания Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1. известняк 2. суглинок с валунами 3. кварцит

Слайд 16

Необходимо указать слои от САМОГО МОЛОДОГО ДО САМОГО ДРЕВНЕГО. Наиболее древние слои находятся внизу, молодые — вверху. Задание лёгкое, главное не запутаться в цифрах. Самый молодой из данных в списке — суглинок, его цифру пишем первой, далее по возрасту идёт известняк и после кварцит. Ответ: 213


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК .

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК на тему:  «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возраст...

Информация о выступлениях на заседаниях методического объединения, педагогического совета и на родительском собрании

В этой таблице отражены мои выступления на методических объединениях, педагогических советах и на родительском собрании...

Материалы для выступления на заседании методического объединения "Искусство"

"Человек по натуре своей - художник.Он всюду, так или иначе, стремитсяВносить  в  свою   жизнь   красоту"...

Справка о выступлении на заседании методического объединения

справка о выступлении сдокладом на заседании МО школы...

Выступление на заседании Методического Объединения учителей иностранного языка (круглый стол) 2015 по теме Электронная форма учебника (ЭФУ)

Данный материал представляет собой краткий обзор о понятии ЭФУ и такого вида активной деятельности на уроке и дома, как "интеллект-карта" , который возможно применять, используя электронную форму учеб...

Выступление на заседании методического объединения учителей естественных наук

Науки о Земле имеют безусловную практическую значимость. Значение природного ресурсного потенциала для развития экономики трудно переоценить.  Роль  геологии  в  жизни  соврем...

Выступление на заседании методического объединения школы по теме Проектирование урока в современной иформационной среде.Интернет ресурсы и методике преподавания столярного дела.

В докладе раскрываются основные принципы пректировани в информационной среде и значение иртернета в работе учителя.Перечислены основные дидактические принципы пректирования урока в ИОС....