Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный зоолог»
рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению «Юный зоолог» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.
Развитие науки произошло из-за решения глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков все человечество. Проблемы экологические можнорешить с помощью открытий в области естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 7-8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, географии, химии, физики с окружающим миром.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире зоологии, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.
Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по зоологии, экологии, географии, биологии..
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_yunyi_zoolog.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новогромово
Черемховского района Иркутской области
РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета протокол от 31 августа 2021 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО: Директор МКОУ СОШ с. Новогромово ____________________/Троненко Е.А./ Приказ от 1 сентября 2021 г. № 13 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный зоолог»
Направление: общеинтеллектуальное
Уровень основного общего образования (7-8 классы)
Количество часов: 34
Разработана:
учителем географии и биологии,
МКОУ СОШ с.Новогромово
Поповой Татьяной Викторовной
2021 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению «Юный зоолог» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.
Развитие науки произошло из-за решения глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков все человечество. Проблемы экологические можно решить с помощью открытий в области естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 7-8-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, географии, химии, физики с окружающим миром.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире зоологии, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.
Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по зоологии, экологии, географии, биологии..
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
- приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации,
- учатся проводить опыты, наблюдения,
- разрабатывают буклеты и создают презентации
- развивают свои творческие способности при оформлении.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов – 1 учебный час в неделю. За год 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе.
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с дополнительной литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного цикла;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки;
ведение здорового образа жизни.
Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
— умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— умение самостоятельно работать с новым произведением;
— умение работать в парах и группах, участвовать в играх;
— умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
— умение участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— умение оценивать поведение с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— умение высказывать своё суждение
—умение участвовать в конкурсах ;
—умение соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
— осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Метапредметные результаты. У обучающегося будут сформированы:
— осознание значимостипредмета биологии для личного развития;
— потребность в систематическом чтении;
— умение использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Предметные результаты. Обучающийся научится:
- Представлять структуру биологии, основные направления.
-Уметь воспринять и воспроизвести биологические понятия
- Иллюстрировать услышанное или прочитанное.
- Передавать эмоции и свое отношение к биологии
- Придерживаться «золотого правила» в общении с другими, быть доброжелательными, толерантными.
-Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
- Оформлять творческие работы и достижения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значимость биологии для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:
- папка достижений ("Портфолио").
Содержание программы
№ п./п | Темы | Количество занятий | ||
Общее | В том числе теоретических | В том числе практических | ||
Введение | 1 | 0 | 1 | |
Простейшие вокруг нас | 5 | 4 | 1 | |
И это все черви | 12 | 8 | 4 | |
Членистоногие | 7 | 4 | 3 | |
Рыба плавает по дну | 4 | 1 | 3 | |
Земноводные | 4 | 3 | 1 | |
Повторение и обобщение | 3 | 1 | 2 | |
| Всего | 34 | 19 | 15 |
Календарно – тематическое планирование
«Юный зоолог»
№ п./п. | Тема занятия | Содержание занятия | Наглядные пособия | часы | дата | |
Введение (1 час) | ||||||
Игра «Удивительные загадки природы» | Презентация | 1 ч. | ||||
Простейшие вокруг нас (5 часов) | ||||||
Класс Корненожки | Обыкновенная амеба | 1 ч. | ||||
Класс Жгутиковые | Зеленая эвглена Вольвакс | Схема и модель учебная презентация | 1 ч. | |||
Незваные гости (Класс инфузории) | 1 ч. | |||||
Суеверия о простейших | Суеверия ее влияние на жизнь и здоровье людей | Рисунки, презентация | 1 ч. | |||
Что нам паразиты говорят? | Лямблия | Справочники презентация | 1 ч. | |||
И это все черви (12 часов) | ||||||
Игра «Загадки из учебника биологии» | 1 ч. | |||||
Природа под микроскопом. Практическая работа | 1 ч. | |||||
Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас. «Рассматривание клеток под микроскопом» | 1 ч. | |||||
Удивительные черви вокруг нас. | 1 ч. | |||||
О чем шепчутся паразиты? | 1 ч. |
| ||||
Кто живет на окне в горшке цветочном | Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями. | 1 ч. | ||||
В непознанном мире червей. | 1 ч. | |||||
Прогулки с монстрами (животные прошлого) | CД – диск «Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров» | 1 ч. | ||||
Загадки животного мира. | 1 ч. | |||||
Человек. А что внутри? | 1 ч. | |||||
Человек в цифрах. Практическая работа «Изучение некоторых характеристик» | 1 ч. | |||||
Как человек изменил себя и свою жизнь | Экологические проблемы человечества, пути их решения | 1 ч. | ||||
Членистоногие (7 часов) | ||||||
Букашки (мухи и комары) | Отличие мух и комаров; Виды, применение | коллекция насекомых. | 1 ч. | |||
Практическая работа «Описание насекомых» | 1 ч. | |||||
Жуки. Истории микрокосмоса | Кинофильм, | 1 ч. | ||||
Интересная медоносная пчела | Откуда появляется мед ? | 1 ч. | ||||
Ориентирование на местности или как не потеряться… | Компас, ориентирование по звездам, азимут, план местности, условные знаки. | |||||
Путешествие капельки воды. | Круговорот воды. Океан. Океанское дно. Течения и приливы. Что такое волны? Исследования океана. | 1 ч. | ||||
Рыба плавает по дну (4 часа) | ||||||
Вода. Практическая работа «Определение качества воды» | Вода - уникальное вещество. Вода и жизнь людей. | видеофильм | 1 ч. | |||
Яды и рыбы Практическая работа «Смешивание разных веществ» | Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами. | Вода, соль | 1 ч. | |||
Чистота и красота. | Водоемы. Меры безопасности в них | 1 ч. | ||||
Осторожно, еда! Практическая работа «Определение качества пищи» | 1 ч. | |||||
Земноводные (4 часа) | ||||||
Звук вокруг | Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе, медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте. | |||||
В мире электрических зарядов. | Электризация тел – причины, использование в природе | 1 ч. | ||||
Свет, мой лягушки! | Свойства лягушек | 1 ч. | ||||
Повторение и обобщение (3 часа) | ||||||
Игра – обобщение «Хочу все знать» | 1 ч. | |||||
Создание и защита буклета «Удивительное в …» | 2 ч. | |||||
Список используемой литературы
- Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. М., 2005.
- Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
- Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
- Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002
- Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 199
- Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
- Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
- Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
- Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
- Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
- Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный ботаник"
Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный модельер"
Предсталяю вашему вниманию рабочую программу для ведения в общеобразовательных учреждениях кружка "Юный модельер". Данная программа расчитана на 35 часов в год, для учащихся 5-8 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный шахматист" для 1-4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» предназначена для спортивно - оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 клас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный журналист»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Юный журналист»(общеинтеллектуальное направление)для 6-8 классов(основное общее образование)Количество часов: 35...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный инженер - нейротехнолог»
Рабочая программа рассчитана на изучение курса с использованием Цифровой лаборатории в области нейротехнологий в рамках деятельности центра «Точка роста», и является неотъемлемой частью ме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения" для 5 классов
Цель рабочей программы:·обучить учащихся оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения, объяснять своё отношение к поступкам с п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный натуралист»
Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательско...