Методические рекомендации по уроку «По страницам Красной книги»
учебно-методический материал

Попова Татьяна Викторовна

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать понятие «Красная книга», вызвать устойчивый и познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений Иркутской области на примере прострела

Задачи направленные на формирование предметных ууд:

 научить называть цвета страниц Красной книги
 научить называть растения Красной книги Иркутской области

Задачи направленные на формирование личностных ууд:

 воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Задачи направленные на формирование метапредметных ууд:

 познавательные – учить интерпретировать текст;
 коммуникативные – учить строить монологическое высказывание;

учить диалогу со сверстниками в групповой работе;

 регулятивные – учить ставить цель;

составлять план действий и выполнять его удобным способом;

Форма познавательной деятельности учащихся: работа на уроке.

Продукт проектной деятельности: макет-открытка «8 марта».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по уроку «По страницам Красной книги»

Предлагаемая разработка урока предназначена для систематизации знаний учащихся по окружающему миру в начальной школе. Урок содержит информацию по охране окружающей среды и краснокнижным растениям. С помощью разработки, которая имеет практико-ориентированный характер, можно закрепить необходимый материал. Рекомендации предназначены учителям школ, школьникам, студентам, а также всем кто интересуется биологией. Поможет учащимся при подготовке к школьным занятиям.

Занятие «По страницам Красной книги»

3 класс

23 апреля 2019г

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать понятие «Красная книга», вызвать устойчивый и познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений Иркутской области на примере прострела. 

Задачи направленные на формирование предметных ууд:

  • научить называть цвета страниц Красной книги
  • научить называть растения Красной книги Иркутской области

Задачи направленные на формирование личностных ууд:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Задачи направленные на формирование метапредметных ууд:

  • познавательные – учить интерпретировать текст;
  • коммуникативные – учить строить монологическое высказывание;

учить диалогу со сверстниками в групповой работе;

  • регулятивные – учить ставить цель;

составлять план действий и выполнять его удобным способом;

Форма познавательной деятельности учащихся: работа на уроке.

Продукт проектной деятельности: макет-открытка «8 марта».

Материально – техническое обеспечение.

  1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», учебник 3 класс, Ч.1
  2. Ю.Г.Арзанов и др. «Красная книга Иркутской области»
  3. Демонстрационно-иллюстративный материал «Растения Иркутской области»
  4. Презентация « По страницам Красной книги Иркутской области»
  5. Мультимедийное оборудование


Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна.  Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Поприветствуйте наших гостей.

- Садитесь. Я пришла к вам с хорошим настроением. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Как хорошо. Что мы сегодня вместе».

- Уверена - у нас всё получится.

2. Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите в окно на минутку. Что вы там видите?

- деревья птицы, там дальше лес, поле, там вы отдыхали с родителями. Мир многообразен и прекрасен. Только бы любоваться и восхищаться его красотой. 

- Но бывает, ребята, по другому.

- Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели на пожарище в лесу, сгоревшие деревья, пни, свалку мусора

3. Постановка проблемы

Это бесхозяйственная деятельность человека!

Кто виноват, что животным и растениям так плохо в лесу?

Человек-мы сами!

Послушайте стихотворение (рассказывает ученик)

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут.                      

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету,

Ведь другой, похожей, нету.

4.Тема урока

- Да, ребята, именно человек должен остановиться, задуматься о своих поступках в живой природе. Среди разнообразия всех животных и растений, есть такие, которым нужна экстренная помощь за последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений.

- А откуда мы можем узнать, какие животные и растения нуждаются в нашей помощи?

- Из Красной книги.

- А кто знает, что это за книга?

- Книга, в которой записаны все редкие и нуждающиеся виды животных и растений.

 Беру в руки Красную книгу и листаю

- Кто же догадался и назовёт мне тему нашего занятия?

- Тема занятия «По страницам Красной книги

1 слайд

5.Цель урока

- Ребята, а что вы знаете о Красной книге?

- А, что бы вы хотели узнать? Почему названа красной?

- Какая же цель нашего занятия?

-Познакомиться с растением из Красной книги

 ещё создадим мини – проект открытку по теме нашего занятия.

- Почему книга названа Красной?

2 слайд

Красная книга - список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают- международные, национальные и региональные. Основной своей целью Комиссия поставила создание мирового списка животных и растений, которым по тем или иным причинам грозит исчезновение. Красный цвет символизирует сигнал опасности.

Какие страницы в книге?

3слайд

На красных страницах помещены виды находящиеся под угрозой исчезновения- это амурский тигр башмачок.

На желтых страницах виды численность которых сокращается- это белый медведь кувшинка

На белых страницах очень редкие виды мало на земле-пятнистый олень

На серых страницах редкие виды и мало изученные это жук геркулес

На зеленых страницах виды которые человек спас и восстановил это лось речной бобр                                                              

На черных страницах виды которые исчезли на земле это морская корова странствующий голубь.

Когда напечатали эту книгу в мире?            

4слайд

Первое издание Красной книги вышло в свет в 1963 году.

Последнее, четвёртое издание, вышло в 1980 году. 

Когда появилась книга в нашей стране?

В 1978 г.  Она называлась “Красная книга СССР”. (Показываю книгу).

Позднее она стала называться “Красная книга России”. 

5 слайд

Но создания Красной книги нашего государства оказалось недостаточным. Так как численность некоторых видов животных катастрофически сокращалась. И тогда такие книги были созданы в отдельных регионах. Так Красная книга появилась и в Иркутской области. Закон «О Красной книге Иркутской области» принят 24 июня 2008. В соответствии с этим документом создана и работает комиссия по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Наша Иркутская область занимает большую территорию, на которой расположено знаменитое озеро Байкал, много рек и непроходимая тайга. Всё это создаёт условия для обитания самых разнообразных животных и растений на территории нашего края.

6 слайд

- А как вы думаете, ребята, охранять надо только те растения, которые занесены в Красную книгу? Нет

7 слайд

Ребята на 75 странице этой книги есть это растение-прострел мы знаем его как подснежник или сон трава (показываю его на фото, обложку книги).

Я иду в лесу весною,             (рассказывает ученик)

Надо мною – синева…

Подо мною плотным слоем

Прошлогодняя листва.

Хоть пригорок и оттаял,

Но в тени лежит снежок,

 И на шаг не отступая,

Рядом с ним растет цветок.

Он под снегом пробирался,

 Он искал себе пути,

Он нисколько не боялся

Слишком рано расцвести!

У него прохладный стебель,

Пять прозрачных лепестков…

8 слайд

Это удивительное растение:

Лекарственное растение

Ранней весной зацветает подснежник.           (рассказывает ученик)

 Цвет голубой, бархатистый и нежный.

                                                                   

 Он из-под снега проделал свой путь,

Чтобы на солнце впервые взглянуть.

Солнце к нему повернулось неловко,

Нежно погладило гостю головку,

Стало подснежнику ярко светить,

Ну а подснежник стал солнце любить.

                                                                             

Декоративное

На опушке леса –                           (рассказывает ученик)

у березы старой

Смотрит из-под снега маленький цветок,

Долго пробивался, потому усталый,

 Потому подснежником человек нарек.

9 слайд

Способы размножения

Сокращение вида , основной причиной является массовый сбор на букеты. Писатель Сладков, рассуждая о нашем отношение к живой природе, рассказал о судьбе простого лесного букета. Вот его рассказ: «На помойку выбросили охапку вырванных с корнями одуванчиков. Каждое утро они раскрывались на встречу солнцу. Каждый вечер сжимали свои лепестки – засыпали. Они даже предсказывали погоду: сжимаясь в кулачок перед дождём и раскрываясь перед погодим днём. Даже и там все до последнего и из последних сил они выполняли свой долг перед природой». Всё живое требует к себе бережного отношения, внимания и нашей зашиты. Ведь М. Пришвин сказал, «Всё прекрасное на Земле – от солнца, а всё хорошее – от человека». Подумайте ребята, над этими словами, они помогут вам стать истинными друзьями и защитниками природы. 

10 слайд

Только снег сойдёт с опушки,                  (рассказывает ученик)

- Воздух звонче и теплей.

У подснежников макушки

Снега белого белей.

Как нежны в наряде белом

Эти скромные цветы!

Не срывай их между делом,

 Будь же умницею ты!

У подснежника – цветочка

Есть один лишь цветонос.

Не родится сын иль дочка

Если ты цветок унёс.

Он не может дать отпора

В платье беленьком цветок.

 Лишь росинками с укором

Вслед заплачет лепесток.

11 слайд

Какие правила надо соблюдать в природе? перечисляют правила: 

- не рвите много цветов на лугу и в лесу;

- не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых;

- не разоряйте птичьих гнёзд;

- не мусорите на природе.

12 слайд

- Молодцы. Если мы все с вами будем соблюдать эти правила, то жизнь животных и растений станет намного лучше.     

Дерево, трава, цветок и птица                 (рассказывает ученик)
Не всегда умеют защититься.    
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом
!

                                                             

13 слайд

Не рвите подснежники когда бываете весной в лесу, помните что их остается мало. Можно нарисовать, сфотографировать, вылепить из пластилина это чудо природы.

На лесной проталинке                    (рассказывает ученик)

Рос цветочек маленький,

Нежный и пушистый,

Бело-серебристый.

Мы цветок срывать не стали,

 Мы его на фото сняли,

 И теперь он в рамочке

На столе у мамочки

 Мы сделаем его своими руками мини проект-открытку 9 мая.

Изготовление открытки

Вырезаем шаблон из цветной бумаги, делаем дыроколом фигурным отверстия, прикрепляем зеленые листочки к цветку, на открытке пишем поздравления, теперь скрепляем шаблон цветок открытку бантом завязываем. Готова открытка -9 мая

6 Итог урока.

- Для чего была создана Красная книга? (указан список исчезающих растений и животных).

С каким растением вы познакомились? Прострел-подснежник

Букеты рвать весной будете в лесу? Почему?

14 слайд

Подошло к концу наше путешествие по страницам Красной книге. Прекрасен мир природы, а люди – его часть. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова!

Прекрасной быть должна Земля –

Она у всех у нас одна.

А мы – хозяева Земли.

Мы охранять ее должны.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё, то, что же станет с природой?

Задумайтесь!

7 Рефлексия Молодцы, вы хорошо работали и сейчас, когда будете выходить из класса, возьмите зеленый листочек, если вы решили стать защитниками природы, если считаете, что природу не надо беречь жёлтый. Подарите открытки гостям. Всего вам доброго.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По страницам Красной Книги Иркутской области

Слайд 2

Красная книга — перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов

Слайд 3

Страницы в книге Красные Желтые Белые Серые Зеленые Черные

Слайд 4

Первое издание вышло в 1963 году 1978 году Красная книга СССР- Красная книга России 2008году Красная книга Иркутской области

Слайд 5

В Красную книгу Иркутской области вошли: 25 видов грибов, 50 видов лишайников, 40 видов мохообразных, 173 вида растений, 1 вид пиявок, 1 вид амёбовидных, 14 видов ракообразных, 10 видов насекомых, 12 видов рыб, 2 вида рептилий, 2 вида амфибий, 62 вида птиц, 17 видов млекопитающих – всего 408 видов.

Слайд 6

В природе все взаимосвязано

Слайд 7

Прострел Подснежник сон-трава

Слайд 12

Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом!

Слайд 14

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области

Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи:  Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку;  Воспитание и пропаганда разумного...

Интегрированный урок МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ в 8 классе "ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ""

На уроке проводится обобщение и углубление  знаний учащихся по теме «Преобразование рациональные выражений»  через  закрепление знаний, умений и навыков  сложения, вычи...

Интегрированный урок "По страницам Красной книги"

Конспект интегрированного урока по математике и биологии...

конспект урока математики в 6 классе "Путешествие по страницам Красной книги Тверской области" по теме "Деление"

Урок закрепления знаний в 6 классе по теме "Деление" разработан на основе экологического материала, содержит много иллюстраций по экологии....

Библиотечный урок "По страницам Красной книги Краснодарского края"

Библиотечный урок "По страницам Красной книги Краснодарского края" с изготовлением мини копии....

Открытый урок: "По страницам красной книги ХМАО"

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к...

методическая разработка урока По страницам Красной книги

конспект урока "По страницам Красной книги" и ссылка на презентацию (итоговую)...