Методические рекомендации по уроку «По страницам Красной книги»
учебно-методический материал
Тип урока: комбинированный
Цель: сформировать понятие «Красная книга», вызвать устойчивый и познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений Иркутской области на примере прострела.
Задачи направленные на формирование предметных ууд:
Задачи направленные на формирование личностных ууд:
Задачи направленные на формирование метапредметных ууд:
учить диалогу со сверстниками в групповой работе;
составлять план действий и выполнять его удобным способом;
Форма познавательной деятельности учащихся: работа на уроке.
Продукт проектной деятельности: макет-открытка «8 марта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_uroku_po_stranitsam_krasnoi_knigi.docx | 25.03 КБ |
po_stranitsam_krasnoi_knigi.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по уроку «По страницам Красной книги»
Предлагаемая разработка урока предназначена для систематизации знаний учащихся по окружающему миру в начальной школе. Урок содержит информацию по охране окружающей среды и краснокнижным растениям. С помощью разработки, которая имеет практико-ориентированный характер, можно закрепить необходимый материал. Рекомендации предназначены учителям школ, школьникам, студентам, а также всем кто интересуется биологией. Поможет учащимся при подготовке к школьным занятиям.
Занятие «По страницам Красной книги»
3 класс
23 апреля 2019г
Тип урока: комбинированный
Цель: сформировать понятие «Красная книга», вызвать устойчивый и познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений Иркутской области на примере прострела.
Задачи направленные на формирование предметных ууд:
- научить называть цвета страниц Красной книги
- научить называть растения Красной книги Иркутской области
Задачи направленные на формирование личностных ууд:
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе
Задачи направленные на формирование метапредметных ууд:
- познавательные – учить интерпретировать текст;
- коммуникативные – учить строить монологическое высказывание;
учить диалогу со сверстниками в групповой работе;
- регулятивные – учить ставить цель;
составлять план действий и выполнять его удобным способом;
Форма познавательной деятельности учащихся: работа на уроке.
Продукт проектной деятельности: макет-открытка «8 марта».
Материально – техническое обеспечение.
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», учебник 3 класс, Ч.1
- Ю.Г.Арзанов и др. «Красная книга Иркутской области»
- Демонстрационно-иллюстративный материал «Растения Иркутской области»
- Презентация « По страницам Красной книги Иркутской области»
- Мультимедийное оборудование
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Поприветствуйте наших гостей.
- Садитесь. Я пришла к вам с хорошим настроением. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Как хорошо. Что мы сегодня вместе».
- Уверена - у нас всё получится.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите в окно на минутку. Что вы там видите?
- деревья птицы, там дальше лес, поле, там вы отдыхали с родителями. Мир многообразен и прекрасен. Только бы любоваться и восхищаться его красотой.
- Но бывает, ребята, по другому.
- Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели на пожарище в лесу, сгоревшие деревья, пни, свалку мусора
3. Постановка проблемы
Это бесхозяйственная деятельность человека!
Кто виноват, что животным и растениям так плохо в лесу?
Человек-мы сами!
Послушайте стихотворение (рассказывает ученик)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут.
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету,
Ведь другой, похожей, нету.
4.Тема урока
- Да, ребята, именно человек должен остановиться, задуматься о своих поступках в живой природе. Среди разнообразия всех животных и растений, есть такие, которым нужна экстренная помощь за последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений.
- А откуда мы можем узнать, какие животные и растения нуждаются в нашей помощи?
- Из Красной книги.
- А кто знает, что это за книга?
- Книга, в которой записаны все редкие и нуждающиеся виды животных и растений.
Беру в руки Красную книгу и листаю
- Кто же догадался и назовёт мне тему нашего занятия?
- Тема занятия «По страницам Красной книги
1 слайд
5.Цель урока
- Ребята, а что вы знаете о Красной книге?
- А, что бы вы хотели узнать? Почему названа красной?
- Какая же цель нашего занятия?
-Познакомиться с растением из Красной книги
ещё создадим мини – проект открытку по теме нашего занятия.
- Почему книга названа Красной?
2 слайд
Красная книга - список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают- международные, национальные и региональные. Основной своей целью Комиссия поставила создание мирового списка животных и растений, которым по тем или иным причинам грозит исчезновение. Красный цвет символизирует сигнал опасности.
Какие страницы в книге?
3слайд
На красных страницах помещены виды находящиеся под угрозой исчезновения- это амурский тигр башмачок.
На желтых страницах виды численность которых сокращается- это белый медведь кувшинка
На белых страницах очень редкие виды мало на земле-пятнистый олень
На серых страницах редкие виды и мало изученные это жук геркулес
На зеленых страницах виды которые человек спас и восстановил это лось речной бобр
На черных страницах виды которые исчезли на земле это морская корова странствующий голубь.
Когда напечатали эту книгу в мире?
4слайд
Первое издание Красной книги вышло в свет в 1963 году.
Последнее, четвёртое издание, вышло в 1980 году.
Когда появилась книга в нашей стране?
В 1978 г. Она называлась “Красная книга СССР”. (Показываю книгу).
Позднее она стала называться “Красная книга России”.
5 слайд
Но создания Красной книги нашего государства оказалось недостаточным. Так как численность некоторых видов животных катастрофически сокращалась. И тогда такие книги были созданы в отдельных регионах. Так Красная книга появилась и в Иркутской области. Закон «О Красной книге Иркутской области» принят 24 июня 2008. В соответствии с этим документом создана и работает комиссия по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Наша Иркутская область занимает большую территорию, на которой расположено знаменитое озеро Байкал, много рек и непроходимая тайга. Всё это создаёт условия для обитания самых разнообразных животных и растений на территории нашего края.
6 слайд
- А как вы думаете, ребята, охранять надо только те растения, которые занесены в Красную книгу? Нет
7 слайд
Ребята на 75 странице этой книги есть это растение-прострел мы знаем его как подснежник или сон трава (показываю его на фото, обложку книги).
Я иду в лесу весною, (рассказывает ученик)
Надо мною – синева…
Подо мною плотным слоем
Прошлогодняя листва.
Хоть пригорок и оттаял,
Но в тени лежит снежок,
И на шаг не отступая,
Рядом с ним растет цветок.
Он под снегом пробирался,
Он искал себе пути,
Он нисколько не боялся
Слишком рано расцвести!
У него прохладный стебель,
Пять прозрачных лепестков…
8 слайд
Это удивительное растение:
Лекарственное растение
Ранней весной зацветает подснежник. (рассказывает ученик)
Цвет голубой, бархатистый и нежный.
Он из-под снега проделал свой путь,
Чтобы на солнце впервые взглянуть.
Солнце к нему повернулось неловко,
Нежно погладило гостю головку,
Стало подснежнику ярко светить,
Ну а подснежник стал солнце любить.
Декоративное
На опушке леса – (рассказывает ученик)
у березы старой
Смотрит из-под снега маленький цветок,
Долго пробивался, потому усталый,
Потому подснежником человек нарек.
9 слайд
Способы размножения
Сокращение вида , основной причиной является массовый сбор на букеты. Писатель Сладков, рассуждая о нашем отношение к живой природе, рассказал о судьбе простого лесного букета. Вот его рассказ: «На помойку выбросили охапку вырванных с корнями одуванчиков. Каждое утро они раскрывались на встречу солнцу. Каждый вечер сжимали свои лепестки – засыпали. Они даже предсказывали погоду: сжимаясь в кулачок перед дождём и раскрываясь перед погодим днём. Даже и там все до последнего и из последних сил они выполняли свой долг перед природой». Всё живое требует к себе бережного отношения, внимания и нашей зашиты. Ведь М. Пришвин сказал, «Всё прекрасное на Земле – от солнца, а всё хорошее – от человека». Подумайте ребята, над этими словами, они помогут вам стать истинными друзьями и защитниками природы.
10 слайд
Только снег сойдёт с опушки, (рассказывает ученик)
- Воздух звонче и теплей.
У подснежников макушки
Снега белого белей.
Как нежны в наряде белом
Эти скромные цветы!
Не срывай их между делом,
Будь же умницею ты!
У подснежника – цветочка
Есть один лишь цветонос.
Не родится сын иль дочка
Если ты цветок унёс.
Он не может дать отпора
В платье беленьком цветок.
Лишь росинками с укором
Вслед заплачет лепесток.
11 слайд
Какие правила надо соблюдать в природе? перечисляют правила:
- не рвите много цветов на лугу и в лесу;
- не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых;
- не разоряйте птичьих гнёзд;
- не мусорите на природе.
12 слайд
- Молодцы. Если мы все с вами будем соблюдать эти правила, то жизнь животных и растений станет намного лучше.
Дерево, трава, цветок и птица (рассказывает ученик)
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
13 слайд
Не рвите подснежники когда бываете весной в лесу, помните что их остается мало. Можно нарисовать, сфотографировать, вылепить из пластилина это чудо природы.
На лесной проталинке (рассказывает ученик)
Рос цветочек маленький,
Нежный и пушистый,
Бело-серебристый.
Мы цветок срывать не стали,
Мы его на фото сняли,
И теперь он в рамочке
На столе у мамочки
Мы сделаем его своими руками мини проект-открытку 9 мая.
Изготовление открытки
Вырезаем шаблон из цветной бумаги, делаем дыроколом фигурным отверстия, прикрепляем зеленые листочки к цветку, на открытке пишем поздравления, теперь скрепляем шаблон цветок открытку бантом завязываем. Готова открытка -9 мая
6 Итог урока.
- Для чего была создана Красная книга? (указан список исчезающих растений и животных).
С каким растением вы познакомились? Прострел-подснежник
Букеты рвать весной будете в лесу? Почему?
14 слайд
Подошло к концу наше путешествие по страницам Красной книге. Прекрасен мир природы, а люди – его часть. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова!
Прекрасной быть должна Земля –
Она у всех у нас одна.
А мы – хозяева Земли.
Мы охранять ее должны.
Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё, то, что же станет с природой?
Задумайтесь!
7 Рефлексия Молодцы, вы хорошо работали и сейчас, когда будете выходить из класса, возьмите зеленый листочек, если вы решили стать защитниками природы, если считаете, что природу не надо беречь жёлтый. Подарите открытки гостям. Всего вам доброго.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Красная книга — перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
Страницы в книге Красные Желтые Белые Серые Зеленые Черные
Первое издание вышло в 1963 году 1978 году Красная книга СССР- Красная книга России 2008году Красная книга Иркутской области
В Красную книгу Иркутской области вошли: 25 видов грибов, 50 видов лишайников, 40 видов мохообразных, 173 вида растений, 1 вид пиявок, 1 вид амёбовидных, 14 видов ракообразных, 10 видов насекомых, 12 видов рыб, 2 вида рептилий, 2 вида амфибий, 62 вида птиц, 17 видов млекопитающих – всего 408 видов.
В природе все взаимосвязано
Прострел Подснежник сон-трава
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом!
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области
Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи: Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку; Воспитание и пропаганда разумного...
Интегрированный урок МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ в 8 классе "ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ""
На уроке проводится обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Преобразование рациональные выражений» через закрепление знаний, умений и навыков сложения, вычи...
Интегрированный урок "По страницам Красной книги"
Конспект интегрированного урока по математике и биологии...
конспект урока математики в 6 классе "Путешествие по страницам Красной книги Тверской области" по теме "Деление"
Урок закрепления знаний в 6 классе по теме "Деление" разработан на основе экологического материала, содержит много иллюстраций по экологии....
Библиотечный урок "По страницам Красной книги Краснодарского края"
Библиотечный урок "По страницам Красной книги Краснодарского края" с изготовлением мини копии....
Открытый урок: "По страницам красной книги ХМАО"
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к...
методическая разработка урока По страницам Красной книги
конспект урока "По страницам Красной книги" и ссылка на презентацию (итоговую)...