Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся.
рабочая программа (7 класс)
Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире. Способности формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyyavleniya_i_razvitiya_sposobnostey_obuchayushchihsya.3.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на обучающихся 12-15 лет.
Программа реализуется в течение 3х лет.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ « Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности и обеспечение эффективного диалога культур и цивилизаций. Роль иностранного языка в наши дни неоспорима. Иностранный язык является обязательным компонентом обучения в школе. В то же время повышается актуальность таких процессов, как: воспитание, развитие и социализация личности. Наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. И кто, как не мы, преподаватели, должны помочь им обнаружить в себе индивидуальные способности и максимально развить эти уникальные качества и навыки.
Нельзя не отметить тот факт, что одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой « Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями к изучению иностранных языков. С этими детьми стоит проводить целенаправленную работу, чтобы развить их способности, как можно более полно. Формы и методы работы с одаренными детьми, как правило, сочетаются учителем с формами и методами работы со всеми учащимися класса и в то же время они должны иметь некоторую особенность.
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных способностей обучающихся через предмет « Английский язык», реализация творческой, самостоятельной и познавательной активности обучающихся.
Задачи:
- Формирование самостоятельности и сотрудничества.;
- Выявление и поддержка мотивированных обучающихся;
- Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу и самообразование;
- Повышение ученического рейтинга и самооценки среди сверстников;
- Создание портфолио обучающихся;
- Участие в олимпиадах и конкурсах по предмету;
- Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности художественного мышления учащихся.
Этапы реализации программы:
- 2021-2022 учебный год – проектировочный.
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися, развитию творческих способностей по английскому языку.
Задачи:
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов;
- Выявление обучающихся, способных к творческому развитию:
- Разработка программы;
- Анализ материально технической базы и педагогических условий реализации программы.
- 2022-2023 учебный год – экспериментальный.
Цель: апробация системы работы с учащимися, способными к творческой, исследовательской, проектной деятельности.
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся;
- Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, материалов для проведения викторин, конкурсов, праздников;
- Адаптация учебных программ.
- 2023-2024 учебный год – переход в режим функционирования.
Цель:
Переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по предмету « Английский язык» в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы;
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
- Коррекция затруднений педагога в реализации программы;
- Обобщение результатов работы по программе;
- Повышение квалификации педагога.
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы по реализации творческих способностей обучающихся;
- Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
- Выработка стратегий и тактики функционального, педагогического. Социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения способных и одаренных детей.
- Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах. фестивалях:
- Повышение показателей успешности детей на олимпиадах. Конкурсах и соревнованиях.
- Творческая самореализация выпускника школы.
.
Учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами:
- верит в собственную компетентность и способен решать возникающие проблемы;
- считает окружающих способными решать свои проблемы, верит в их дружелюбие; признает, уважает и оберегает чувство собственного достоинства своих учеников;
- стремится к самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний. Готов учиться у других. Заниматься самообразованием и саморазвитием.
Функции учителя:
- Осуществление программы в системе внеклассной работы.
- Использование новых педагогических технологий.
- Организация исследовательской деятельности учащихся.
- Диагностика.
- Обобщение результатов работы.
Основные мероприятия по реализации программы:
I Диагностика:
1.изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
2. Создание банка тестов для определения интеллектуальных способностей обучающихся;
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования;
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования;
5. Изучение развивающих программ и методик.
II Развитие творческих и познавательных способностей:
- Доступность и широкое привлечение обучающихся к участию в школьных олимпиадах и конкурсах;
- Составление или подбор дифференцированных заданий развивающего характера.
- Использование в практике с одаренными детьми следующих приемов:
- выполнение творческих тематических заданий;
- выступление в лекторских группах,
- повышение степени сложности заданий,
- интеграция учебных и исследовательских заданий.
III Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- Своевременно поощрять обучающихся за их успехи и достижения.
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
Формы работы с одаренными учащимися:
- Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению талантливых и одаренных детей.
- Работа с портфолио учащихся с целью выявления их способностей и приоритетов в учебе, отражения их успехов.
- Расширение олимпиадного движения школьников:
- подготовка учащихся к предметным олимпиадам муниципального, областного уровня;
- организация участия школьников в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх регионального и федерального уровня.
- Создание презентаций на английском языке; участие в районном конкурсе презентаций.
- Участие в районном конкурсе чтецов на иностранном языке.
- Участие в районном музыкальном конкурсе на иностранных языках « Школьное Евровидение»
- Участие во внеурочной и кружковой деятельности по предмету.
- Участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях.
- Создание проектов на уроках английского языка.
- Вовлечение учащихся в программы исследовательского направления.
- Дистанционное обучение талантливых и одаренных детей по различным образовательным программам.
- Создание группы тьюторского сопровождения талантливых детей.
Особое место в работе по выявлению и развитию способностей обучающихся отводится методу проектов. Будучи по природе своей исследователями, дети охотно участвуют в самой разной исследовательской работе. Метод проектов позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их знания по предмету. Современный проект учащихся развивает креативность и формирует личностные качества. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы.
Нельзя не отметить и целесообразность использования во всех сферах образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером. Формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Так, например, подготовка домашнего задания в виде выполнения презентации развивает у учащегося логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки.
Подтверждает свою эффективность и использование так называемого проблемного метода обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на занятиях активно и творчески, т. е. создает условия, побуждающие учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. А с помощью технологии критического мышления ребята учатся не просто запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбирая полезное и нужное для себя. Наиболее эффективны, на мой взгляд, следующие приемы критического мышления: технология Фишбоун и ментальные или интеллектуальные карты, которые учат ребят работать в группе, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.
Диагностический инструментарий:
- Тесты Торренса.
- Методика Н. П. Капустиной « Определение уровня воспитанности обучающихся».
- Тест исследования интеллекта Р. Амтхауэра.
- Н. А. Бельская « Особенности эмоционально-мотивационной сферы личности высококреативного подростка».
- И. И. Седых « Исследовательская деятельность учащихся как одно из условий развития личности одаренных учащихся».
- Проведенные мониторинги позволили выявить следующие интеллектуальные и творческие способности6
Уч год | 2021-2022 | 2022-2023 | 2023-2024 | |||
Диагностика способностей | первичная | итоговая | первичная | итоговая | первичная | итоговая |
Интеллектуальной деятельности | В - 10% С – 64% Н – 26% | В – 15 С – 64 Н - 21 | В – 15% С – 64% Н – 21% | В - 20% С – 63% Н – 17% | В – 20% С – 63% Н – 17% | В – 25% С – 62% Н - 13% |
Творческой деятельности | В – 12% С – 65% Н – 23% | В – 17% С – 63% Н – 20% | В- 17% С – 63% Н – 20% | В – 22% С – 63% Н – 15% | В – 22% С – 63% Н – 15% | В – 30% С – 58% Н – 12% |
Литература:
- Выготский Л. С. « Воображение и творчество в детском возрасте» педагогический очерк. Книга для учителя. М. просвещение. 1991.
- Г. Ильбух Ю. З. « Внимание: одаренные дети». М. Знание. 1991.
- Н. Лейтес « Легко ли быть одаренным?» Ж. « Семья и школа». № 6. 1990.
- Н. А. Бельская « Особенности эмоционально-мотивационной сферы личности высококреативного подростка». Одаренный ребенок. 2011. № 2
- И. И. Седых « Исследовательская деятельность учащихся как одно из условий развития личности одаренных учащихся». Одаренный ребенок. 2011 № 4.
- Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е.О. Федоровская « Развитие системы поддержки талантливых детей». Одаренный ребенок. – 2011. -№1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.
В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
учебно-методический материал...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя русского языка и литературы Овчинниковой Валентины Григорьевны
Проблема детской одаренности становится все более актуальной. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям глубокие знания, но и развивать творческие способности каждого ребенка....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Актуальность программы обусловлена тем, что создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....